FIFA 15

21337
41



За последние три-четыре года мы кажется и вовсе забыли о том застое, синонимом которого была серия FIFA в конце нулевых. Последние три версии, почти не изменяясь внешне, основательно и кропотливо улучшали игровую модель. При этом, в последние два года уж точно, улучшения физики и механики создавали ощущение законченности. В этом году все совсем не так. Особенно PC игроков ждет графическая революция. Но и игровая модель претерпела кардинальные изменения. И при том, что за ними проблескивает грандиозный замысел, законченностью-то как раз и не пахнет. Так что же такое FIFA 15? Давайте разберемся.

Движок Ignite, наконец, спустя год, добрался до PC. Еще в прошлом году в ЕА трубили, что текущее поколение PC не готово для таких красот, чтобы всего лишь через год игра свободна шла почти на любом калькуляторе (что не избавляет нас правда от багов оптимизации, заставляющих FPS порой проседать и на мощных машинах). Зато движок пришел на PC созревшим, без жутких ошибок коллизии и с полной охапкой новых возможностей, которые действительно поразят всех, кто три года таращился на неизмененную графику. Тут тебе и пушистый 3D газон, на котором успешный подкат оставляет яркие проплешины, и еле заметный с общей камеры дождь, и наглядно мокрый, скользкий мяч, разбрасывающий брызги на фланге и разлетающиеся во все стороны травинки на повторе особенно смачного удара.
Сами игроки наконец перестали выглядеть безжизненными восковыми фигурами на крупных планах и отрядом дварфов на общих. Пропорции вытянули их до должной стати, лица как минимум топовых игроков резко прибавили в схожести (правда не избавив их от мертвенной бледности), а майки теперь образуют складки, липнут при дожде, цепляют мокрую землю после подката и отлично растягиваются догоняющими защитниками до предела натяжения. Наконец и болельщики прекратили свое существование в виде абстрактных, запикселенных bitmap‘ов и превратились в все еще однообразную, подпрыгивающую слишком синхронно, но все таки живую 3D публику. В то же время бровку теперь оживляют снующие команды операторов с ручными камерами, прохаживающиеся полисмены и разминающиеся запасные, оживляя обстановку.


Все эти новые возможности EA очень грамотно сплетает для того, чтобы максимально приблизится к телекартинке, а значит, создать ту самую, правильную атмосферу. И больше всего приближают нас к ней не столько полигоны, сколько свет и камера. Особенно освещение творит какую-то невообразимую магию. Будь-то яркий, северный день мерсисайдского дерби на Энфилде или теплый свет прожекторов, заставляющих газон наливаться еще большим цветом и бросающие длинные чернющие тени, создавая почти-что камерную атмосферу на типичном ночном испанском матче на Сантиаго Бернабеу. Именно гениальная работа со светом создает такую объемную и живую картинку.
Не сильно отстает и камера. Год за годом повторы FIFA с одного и того же ракурса выглядели унылой тенью того, что предлагал PES. Но не сейчас. Камера-паук преследует атаки с момента перехвата мяча, камера, как в телеповторе, замедляется в момент удара, чтобы скоростной пушкой залететь за мячом в ворота, а переработанные вратари не только летят в эффектном прыжке, но и успевают переложить вес корпуса в полете в отчаянной попытке среагировать на рикошет. Короткие телевизионные вставки теперь сопровождают нас постоянно, скажем, при установке мяча у углового флажка. Обычно выхватывая не только игрока, но и трибуны в достаточно интересном ракурсе, чтобы не надоесть по дистанции. А пока мяч извлекают из аута, нам регулярно показывают молниеносную нарезку последнего момента.


В этой же, скорее атмосферной, чем геймплейной, колее, движутся обещанные эмоции. Вратари орут на защитников, защитники доказывают судье, что фола не было, а сбитый нападающий бросает мстительный взгляд исподлобья на обидчика. Все это яркими, но короткими крупными планами, не отвлекающими от течения игры. А вот на саму игру эмоциональный накал влияет мало. Нам обещали копящиеся обиды, когда маленький тычок приводит к ожесточенной дуэли, накаляющейся во время всего матча, чтобы завершится карточками и удалениями – всего этого мы не видим. А защитника, или вратаря, начинающего после неудачного фола жестикулировать на месте, после того как судья показал „можно играть“, мы готовы скорее убить за логично пропущенный гол, чем обнять за эмоциональный реализм. Так что тут еще непаханое поле работы на будущее.
То же можно сказать и об общей атмосфере стадиона. Да, основные арены теперь приветствуют нас впечатляющими кадрами с вертолета, футболисты выходят на поле под хореографии фанатов как минимум у топклубов, а, в первую очередь, английские болельщики затягивают корректные песни. Но реакция публики и в матчах АПЛ выглядит подчас совершенно случайной и непредсказуемой, не говоря о других лигах. Испанские болельщики скандируют одну и ту же кричалку у всех команд, а диктор на Сигнал Идуна Парк ревет на весь стадион от восторга, когда домашняя команда пропускает гол от Роббена. Матчи же РФПЛ и вовсе напоминают камерный театр. Так что покамест в FIFA царит двухклассовая система – Англия с одной стороны и все остальные с другой.


Но в любом случае, атмосфера и графика – одна история. Сама игра совсем другая. Не даром EA дерет высокую цену даже с обладателей новых приставок, привыкших к красотам Ignite. Что поменялось на газоне? В целом, изменений много и обо всех них можно сказать примерно то же, что мы говорили о новинках FIFA 14 по отношению к предшественнице. В первую очередь в игре появилась куда более реалистичная физика. Мяч движется значительно свободней, наконец-то, совершенно не „прилипая“ к игроку. Более того, тела самих футболистов перестали быть ничего не значащими столбами. Расположение футболиста играет критическую роль при приеме мяча, отскоки на полполя и сваливающиеся при поспешном ударе с ноги мячи – обычное дело. И, наконец, вступать в единоборства одно удовольствие. В предыдущий версии меня охватывал хохот, когда какой-нибудь хоббит Вальбуена чуть столкнется с Ибрагимовичем и тот уже валяется корчась на газоне. Теперь же легковесный Альба как шарик пинг-понга отскакивает от Бензема на таранной скорости, а борьба плечом в плечо двух равносильных игроков смотрится зрелищно и совершенно непредсказуемо. Но возросший физический реализм означает, что мы по первости, лишаемся контроля над игрой.
Да, какому-нибудь Хави теперь значительно проще укрыть мяч и развернутся на пятачке под тяжелым прессингом, но уже игроки, скажем, Валенсии, смотрятся бездарными увальнями, ни способными ни принять мяч, ни соорудить атаку. Затевая атаку в FIFA 14 мы чувствовали себя как игрок в сквош, зная, что все пойдет по четко намеченным нами линиям. Тут же отскоки, некачественные приемы мяча и слишком слабые пасы быстро губят любой продуманный план. Новый акцент на физику, как ни странно, особенно усложняет оборону. Тех, кто привык решать проблемы командным прессингом, или, наоборот, давать ИИ перекрывать пространство, тихонько отбирая мяч возвращающимся назад игроком, ждут глубокие разочарования. Оборона теперь требует предельной концентрации, от нас ждут переключения на нужного защитника заранее и его точного позиционирования, с таким расчетом, чтобы при столкновении двух тел именно наше осталось стоять.
При этом все инструменты в нашем арсенале будто стали в два раза слабее – призыв партнера на помощь мгновенно оголяет фланг, активный прессинг регулярно кончается полной потерей позиции а, накрывание нападающего не вовремя им просто игнорируется, также как и совершенный на долю секунды раньше времени подкат. Нападающий просто переложит вес на другую ногу и побежит себе дальше. А опоздаешь с подкатом – здравствуй гарантированная красная.


Все это действительно ведет в опасную сторону прошлогоднего PES, где нужно было сосредоточенно следить за каждым движением собственного игрока, но, к счастью, останавливается на полпути. Освоившись с новыми реалиями, мы понимаем, что игра стала куда разнообразнее и непредсказуемей. Скажем, вечные навесы в штрафную стали почти бесполезными, если нападающий надежно закрыт рослыми защитниками. Комбинационная игра низом теперь стала значительно эффективнее, но и рискованнее. Да, если мы вовсе не включаем спринт, то можем необычайно точно работать с мячом, хаотично менять направление движения, укрывать мяч корпусом и отдавать потрясающие пассы в разрез – но одно неверное движение и мы обязательно нарвемся на опаснейшую контратаку. Новую модель игры можно было бы считать целиком удачной, если бы не большое количество огрехов и дисбаланса.
Скажем, особенно эффектные комбинации регулярно губят наши партнеры, отказывающиеся подключится к атаке. Зато защитники и вратари постоянно совершают непонятные рейды. А при всей моей любви к комбинационной игре, пасы в разрез на нападающего стали слишком эффективными, тем более, что даже от скоростных защитников свободно уходят не только Обамеянг и Бэйл, но и Коста с Дзюбой. Никакой стабильности нет и у вратарей. То, что они, став играть значительно разнообразнее, допускают грубейшие ошибки на выходах и отбивают мяч в простых ситуациях еще можно списать на реализм. Но то, что они ничего не могут сделать с обычными Finesse-Shot‘ами из-за пределов штрафной и тычками в острый угол – уже провал баланса.
Наконец, новая механика – возможность переключится на принимающего игрока при вводе мяча в игру отлично работает при аутах, но мерзопакостно при штрафных и угловых. В то время как в PESe мы совершаем принимающим игроком пару обманных маневров перед тем, как получить мяч точно на голову, в FIFA 15 подающий угол посылает мяч ровно в ту точку, где нас давно след простыл. Короче говоря, вводя более реалистичную, более разнообразную и куда более чуткую к нашим индивидуальным склонностям модель игры, EA оставила столько дырок, что FIFA 16-то и изобретать ничего нового не придется. Достаточно будет латать дыры текущей модели. Вместо уверенного шага вперед мы увидели лишь полшага на разъезжающихся ногах. И это невероятно обидно. Так как пока мы имеем очень впечатляющую, но все-таки стройку. FIFA 15 при более тщательной работе могла стать лучшим футбольным симулятором последнего десятилетия.


И в тактических возможностях игра стала больше походить на PES. Нет, до полностью свободной схемы дело не дошло. Но, во всяком случае, нам показывают точно такой же наглядный пятиугольный способностей, позволяющий в доли секунды оценить качества двух игроков. Главное же, что теперь мы можем перед и во время матча отдавать полезные инструкции отдельному игроку. И они действительно меняют рисунок игры. Скажем, мы можем четко привязать полузащитника к позиции или позволить творить свободно. Можем приказать ОПЗ вовсе не подключаться к атакам, отходя на место третьего центрального защитника. И проблему, над которой ломают голову все спортивные критики – как Барсе Луиса Энрике совместить Месси и Суареса, в FIFA 15 мы решаем с легкостью. Одному командуем разрезать линии, двигаться по всей ширине поля, и забегать за спины защитникам, другому – держаться центра, вступать в активный прессинг и принимать мяч столбом. И готово дело. Отлично!


При всем этом нужно отметить, что EA продолжает пренебрежительно относиться к солистам. Все новые эмоции и анимации по непонятной причине не вылились в переработку режима Карьеры, который и в этом году влачит жалкое существование практически без изменений. Ни тебе собеседований, ни жарких предматчевых напутствий. Не говоря о кипящих разборках в раздевалке какого-нибудь NBA 2K14. Все те же скучные таблицы и имейлы. И ИИ, ставящий нас в команду или оставляющий вне заявки без объяснения причин. Выдающий нам плюсики даже при плохом пасе, и не карающий за обрез, приведший к голу сильнее, чем за простой неточный пас. Самое смешное, что и короткие эмоциональные вспышки наших партнеров из обычных матчей вовсе не появляются в режиме карьеры. Один из самых интересных режимов игры именно для солистов продолжает оставаться самым стерильным.
То же касается и карьеры тренера. Год за годом EA отказывается перенимать наработки из собственного футбольного менеджера хотя бы в облегченном варианте. Где разборки с руководством, где разговоры с игроками? И это в игре, поставившей себе в этом году подзаголовок Feel the Game. Причем тенденция вряд ли изменится. В условиях ставки на приносящий стабильный доход Ultimate Team, режимы для солистов вряд ли имеют шанс на выживание. Есть проблемы и с механикой самих матчей. Особенно в отношении ИИ. Новая, более физически корректная модель игры прямо рассчитана на большое количество игровых ошибок. И если нападающие у ИИ регулярно допускают помарки, то защита, особенно по сравнению с живыми игроками, порой просто-таки читит, не только нарочито легко забирая мяч, но и догоняя нападающих теми защитниками, которые в онлайне не имели бы никаких шансов.

Незаметно прогресса и в онлайновом режиме Pro Clubs, копирующим возможности карьеры. Новая механика сделала еще интереснее организованные сражения 11 на 11 и еще сумбурнее и бессмысленные рандомные матчи 5 на 5. Здесь уже давно не помешала бы средняя ступень, заставляющая и случайных игроков худо бедно продумывать тактику. С этим даже Free2Play‘ный Real Soccer справлялся лучше.


Зато FIFA как-никогда хороша в онлайне. „Сезонам“ большее тактическое разнообразие пошло только на пользу. Тем более, что предустановленные тактики теперь куда лучше отражают поведение реальных команд на поле. Иронично, но английским командам после нерфа навесов приходится сложнее всего, зато процветают любые тактики, основанные на игре низом – будь то неспешная игра на удержание мяча, быстрые комбинации с закидушками и пятками или игра в обороне (скажем, в новой установке „автобуса“) с резкими контратаками. На удивление похорошел и Ultimate Team. Нет, я не о нововведениях, только подчеркивающих уродливую, free2play‘ную жадность. Скажем, о новых игроках „в аренду“ или калькуляторе команды, бледной копии аналогов соответствующих сайтов. Туда же вписывается и полный трансфер FIFA Points и огромные стартовые финансовые бонусы (наспех отключенные в прошлом году). В результате -никакой тебе прелести долгого развития команды вместе со всем остальным сообществом. Игровой рынок в первый же день релиза уже мало отличался от прошлогоднего. Нет, дело не в этом. Просто Ultimate Team всегда ощущался будто карикатурой на основную игру. Все тут происходило в разы быстрее, а вездесущий „бей-беги“ еще банальнее приводил к успеху. Пока рано говорить, но в этом году такого, кажется, впервые нет. Более капризный мяч заставляет думать даже самых ярых донатеров, которые теперь, наконец, задумываются об отборе команды не только по принципу „Pace“. Так что жизнь в онлайне теперь становится действительно непредсказуемее и интереснее. Я бы порекомендовал ее без задней мысли всем, если бы не те же опасения о незаконченности игровой модели. Многие огрехи, упомянутые выше (вроде пассов в разрез и ударов с острого угла) рискуют сделать онлайновые противостояния вновь однообразными на дистанции.


Так что вопрос, стоит ли FIFA 15 довольно высокого ценника, который EA повесила в этом году, скорее моральный: стоит ли платить за продукт, предлагающий увлекательные нововведения, которые, при этом, лишь предвещают будущее развитие? Для тех, кто давно ждал от FIFA яркой телевизионной картинки, как и для тех, кто играет в онлайн FIFA, что ты в свою MOBA, думаю, сомнения продлятся недолго.


Плюсы:
- Сочная телевизионная картинка.
- Залог отличной физической модели.
- Больше борьбы, ошибок, тактик.
- Больше разнообразия в онлайне.

Минусы:
- Дырявая физическая модель, которую вряд ли доведут до ума до FIFA 16.
- Пренебрежение к солистам.
- Ultimate Team по прежнему царство доната.
Другие публикации по теме
[Утечка] Первые кадры игрового процесса Harry Potter: Quidditch Champions
[Утечка] Первые кадры игрового процесса Harry Potter: Quidditch Champions
Только что началась закрытая бета многопользовательской Harry Potter: Quidditch Champions от Unbroken Studios, Portkey Games и WB Games — анонсированной месяц назад игры по «Волшебному миру».
20 мая 2023
2856
6
Форум
Анонсирована многопользовательская Harry Potter: Quidditch Champions для ПК и консолей
Анонсирована многопользовательская Harry Potter: Quidditch Champions для ПК и консолей
Теперь мы знаем, почему в Hogwarts Legacy нет квиддича, — Unbroken Studios, Portkey Games и WB Games анонсировали многопользовательскую Harry Potter: Quidditch Champions.
18 апреля 2023
2210
7
Форум
Корейский ролевой экшен с тянками Stella Fantasy дебютирует на ПК 13 апреля
Корейский ролевой экшен с тянками Stella Fantasy дебютирует на ПК 13 апреля
Авторы экшен-RPG Stella Fantasy в стилистике аниме из корейской Ring Games определились с датой релиза своей Genshin Impact. Пока что лишь на ПК, так что владельцам смартфонов придется обождать.
24 марта 2023
1921
3
Форум