Что читать? "Первому игроку приготовиться", Э.Клайн

9206
48
Компьютерные игры, как и вообще любые игры в целом, оказывают на общество огромное влияние. Достаточно вспомнить коллекционную карточную игру Magic: The Gathering, настольную ролевую вселенную Dungeons & Dragons и тактические варгеймы серии Warhammer – сложно найти современного человека, который бы не слышал о них. Так и компьютерные игры уже давно и прочно отвоевали себе место под солнцем, поэтому и на улице играющих во что-то с телефона, планшета или карманной консоли можно встретить, и в любом кино видеоигры хоть мельком, но появляются. В литературе они тоже давно и прочно обосновались, поэтому было бы неправильным так часто говорить о самих играх, но умалчивать о книгах, по которым они созданы, или которые являются продолжением знакомых геймерам эпичных историй. Поскольку мы являемся ММО-порталом, то первая книга, на которую я бы хотел обратить ваше внимание – Ready Player One от Эрнеста Клайна.


Русскоязычное издание книги, АСТ, 2013

Год 2044. На планете после энергетического кризиса все крайне плохо. Уровень жизни удручающе низок, огромная часть населения Америки проживает в домах, собранных в штабеля из фургонов, и проводит все свое время онлайн. Миром, можно сказать, правит большая ММО под названием OASIS. Это полная замена реальности, причем в ней есть абсолютно все – и элементы обычной игры, и система школьного обучения, и кинозалы с закрытыми чатами. Были бы деньги и желание. Большая часть людей выходит из OASISа только поесть и справить естественные надобности, а затем зарывается назад в почти идеальный мир.

Без денег делать там особо нечего. Все игровые зоны разбросаны по планетам, перемещаться по которым крайне дорого. Детям дают бесплатный доступ на планету со школами, чтобы они могли учиться, остальным же нужно как-то зарабатывать себе деньги, чтобы иметь возможность нормально перемещаться по OASISу. И вот автор системы Джеймс Холлидей однажды умирает, оставляя после себя послание, что в игру встроена цепочка квестов, разгадав которые можно получить контроль над всем OASISом и, собственно, стать правителем мира и одновременно самым богатым человеком на земле.Общество, кроме сторонних наблюдателей, которым просто интересно, что будет дальше, разделяется на 2 основополагающих группы – пасхантеры, то есть те, кто ищут пасхалку от Холлидея с целью получить для себя все и ради этого объединяющиеся в кланы, и «шестерки», продавшиеся компании IOI игроки, которые пойдут на все, чтобы отыскать наследие Анорака (аватара Холлидея).


Перед нами мир с реализованной «идеальной ММО». Той самой, в которой аватар у тебя один и всегда задан, при его смерти в ПвП-зонах все вещи остаются лежать там, где был его труп, нужно много качаться и делать множество квестов, а каждая из планет является отдельным игровым миром, который представляет собой что-то невообразимое или же копию какой-то известной игры. Но поскольку создатель OASIS был человеком нелюдимым и редкостным гиком, то все его загадки строились на основе культуры 80 годов. А значит и в мире есть множество отсылок к эре зарождения компьютерных и видеоигр, а также к фильмам, книгам, музыке той эпохи. В общем, найти ниточки, которые бы связывали нас с этим миром, очень просто.


Эрнест Клайн и его ДеЛореан!

Самое интересное, что вся история про поиски пасхального яйца тоже является «пасхалкой» для тех, кто разбирается в культуре и, что важнее, играх 80-90 годов. А также любит смотреть аниме, куда без него. Но это не просто подростковая фантастика, а вполне взрослое произведение, рассчитанное не столько на последнее поколение геймеров, сколько на ностальгирующих гиков, которые захотят вспомнить молодость. Хотя атрибуты именно подростковой НФ на месте – герой тут непопулярный неудачник без денег, который проходит путь становления и узнает много нового об окружающем мире, учится доверять и любить… а также хорошо играть в игры.

Вместо имен персонажи используют никнеймы (в том числе с цифрами), ведут блоги, соревнуются за высшие строчки в таблицах рекордов и неумолимо сталкиваются с реальным миром, который оказывается куда более жестоким и сложным, чем цифровой. Некоторые из персонажей являются копиями видных людей из игрового бизнеса, а вселенная книги построена таким образом, что ее можно свободно расширять как душе угодно. Поэтому у Ready Player One огромное количество фанатов по всему миру, книга давно стала культовой, сообщество постоянно выдает новые фанфики на тему, вольные продолжения и арты с персонажами OASIS. В общем, народная любовь во всей красе.


Случайный момент из книги для визуальной оценки качества бумаги

Написана книга очень простым, понятным языком с кучей терминологии, знакомой любому геймеру, и с огромным количеством названий классических видео и даже настольных игр. Сам автор тоже является гиком во всех смыслах этого слова, поэтому писал он со знанием дела. Перевод (если вы воспользуетесь официальным, конечно же, а не предпочтете, к примеру, оригинальную книгу) от АСТ тоже выполнен на очень хорошем уровне. По крайней мере, я не заметил никаких серьезных недостатков в тексте, при чтении которых хотелось бы закинуть книгу куда подальше и пойти искать переводчика, чтобы призвать к ответу. Так что по части подачи и языка «Первому игроку приготовиться» выпущен очень хорошо.

Этим летом именно под таким названием Ready Player One и появился на полках магазинов. Что, вообще-то странно, учитывая некоторые нюансы – например, если поискать в интернете (или, как в моем случае, просто следить за историей перевода этой книги), то можно узнать название, под которым книгу ждали и с которым, собственно, она была отдана в издательство еще в начале 2012 года. Это фраза «Игрок 1. Старт!». Именно она закрывает первую главу книги и поэтому могла бы красоваться и на обложке. Но, видимо, что-то не сложилось или новое имя посчитали более приятным для аудитории.


Обложки англоязычных изданий

У книги обычная «светло-серая» бумага, на которой видны «тени» букв с других страничек и твердая обложка. К ней, а вернее к изображению, по сути, у меня самая большая претензия. Потому что арт на обложке весьма своеобразный и под такой картинкой могло издаваться все, что угодно – от фантастического боевика «про космос» до комикса или даже каких-нибудь «попаденцев». Если сравнить с обложками зарубежных изданий, на которых или старые игры, или лабиринты, или еще что-то «в тему» книги, то это решение тоже кажется странным.

Но мы-то с вами любим книги не за обложку, а за содержание! И тут как раз с этим все более чем в порядке. Поэтому всем, кому небезинтересна тематика ММО и их возможного развития, кто любит классические (или современные инди, конечно же) игры, комиксы и даже аниме, роман «Первому игроку приготовиться» просто не может не понравиться.