Что почитать - недооцененные авторы

Советы от Лофта и Дитрума

9379
30

Сегодня в рубрике “Что почитать” мы с Лофтом подготовили для вас отличную подборку хороших, но крайне недооцененных авторов. Приятного чтения и просмотра.

Ирина Сыромятникова относится к поколению современных отечественных авторов фантастики, которых лично я стараюсь обходить десятой дорогой. Тем более авторов-женщин. Нет, я не женоненавистник. За последние 4 года я пробовал читать различных современных авторов (русских, украинских, белорусских) женщин, и пришел к выводу - «Чтобы женщина не писала, у нее все равно получаются Сумерки». Вот последнюю книгу читал, от автора-девушки, в литресе была сильная реклама, типа «новый автор фантастики, открытие года». Началось все с описания девочки-магички, которую содержат в тюрьме для магов. Ну, хорошо, потом ее забрали в пыточную…и после этого начался анал-карнавал, орал-качели, дуэты и трио. Такое ощущение, что автор пыталась пересказать события канала Brazzers. И вот так у большинства современных авторов-девушек – романтические сюси-пуси, куча соплей, невнятный сюжет, герой-мачо и вся из себя сексапильная героиня. Конечно же, есть хорошие авторы, Кетрин Куртц, Урсула Ле Гуин, есть наша родная Ольга Громыко и т.д. Но вот новые авторы, это конечно ужас.

Ирину Сыромятникову мне посоветовали почитать в комментариях к моим статьям, к сожалению, не смог найти исходный комментарий, но точно где-то там встречал ее упоминание. И вот, как-то раз, делать было нечего, дело было вечером, решил я почитать этого автора и выбрал ее первую серию «Житие мое».

Ирина Сыромятникова – цикл «Житие мое»

Что почитать - недооцененные авторы
Что делать, если потомка славной династии не привлекает карьера волшебника? Томас Тангор предпочел рискованной, но доходной профессии черного мага предсказуемость и красоту алхимии. Вот только у судьбы на этот счет другие планы. Что делать? Глупый вопрос! Не рожден еще тот черный, что не сможет усидеть на двух стульях разом. Вот только и проблем он себе при этом заработает вдвое….

Ощущения остались двоякие. Поначалу, где-то на странице 15-й мне хотелось закрыть книгу и больше не открывать. Я не знаю возраста автора, но сложилось впечатление, что ей между 14 и 19. В тексте масса сленговых подростковых слов типа «по фиг», «на фиг», «фиг вам», «алхимики рулят!», «прикольно» и т.п. Причем у девушки явно пунктик на словах «по фиг» и «на фиг». Я еще могу понять, когда подобные выражения звучат из уст главного героя, который студент. Но когда это говорит начальник полицейского участка, преподаватель, боевой маг – выглядит дико. Обычно, когда я встречаю подобный стиль написания, книга у меня заканчивается максимум на 50-й странице. Я считаю, что подобные фразы и слова являются признаком дурного вкуса и недостатка словарного запаса.

Но вот что меня заставило читать дальше, так это оригинальная концепция черной и белой магии. В книге описывается мир, в котором Черные и Белые маги сосуществуют, причем почти без междоусобиц. Интересно изложена концепция черной и белой магии, я не могу сказать, что прям вот первый раз такое встречаю, но девушке действительно удалось изобрести нечто оригинальное и отходящее от стандартов. Кроме того, интересен сам мир, в котором на фоне магии существует и наука, есть уже первые двигатели, есть биология, механика и т.д. Правда, автор все это называет одним словом – алхимия. В чем-то она права, в старину так и называли. Ну а черный маг верхом на огромном мотоцикле с собакой-зомби на поводке вызывает неподдельный интерес, учитывая, что он еще и силен в науках.

А еще мне понравилась концепция антагонистов, некоего Зла, с которым вынужден сражаться главный герой. К моему удивлению, это оказались совсем не зомби, вампиры, чудовища и т.д.

Сочетание оригинальной концепции магии и интересного мира – это именно то, что вызвало интерес и заставило читать книгу дальше, несмотря на все огрехи. А ошибок там много, по первой половине книги хорошо видно, что писала начинающий автор, у которой есть оригинальные идеи, есть талант, но нет опыта. Поэтому первую книгу «штормит» довольно сильно, иногда пропадает логика поступков главного героя. К примеру, он хотел поехать исследовать таинственный покинутый город, попал туда, пока плыл было много мыслей, которые подтверждают его интерес. Но как только он оттуда выбрался, то от его лица произносится монолог, из которого следует, что археологию он терпеть не может. Так же есть сюжетные линии, ведущие в никуда, явно видно, что автор не смогла их дописать. Кроме того, концепция мира, его история, раскрыты не до конца, но вполне достаточно. Очень мне понравился злющий Черный боевой маг, командир отряда, который увидев монстра, сказал: «Прикольненько…». Ну, писала девочка, ей можно такое простить.

По мере чтения книг, уже начиная где-то со второй половины первой книги и до конца третьей, хорошо видно, что автор работает над собой, над стилем. Становится больше подробных описаний, уделяется внимание истории мира и древним артефактам, дополнительно уделено внимание взаимоотношениям и сосуществованию черных и белых магов, также поясняется, почему вообще получился такой симбиоз. Книга становится все лучше и лучше, из нее исчезли практически все сленговые слова, за исключением «по фиг» и «на фиг». Ну, есть у барышни пунктик на этих словах, я лично простил эту маленькую женскую слабость.

В целом, уже в третьей книге хорошо видно, что у автора появился некий опыт. Мир стал ярким, живым, заиграл новыми красками, причем от книги к книге исследовать этот мир становится все интереснее.

Главный герой выписан хорошо, но основные его качества раскрываются ко второй книге, я так понимаю, по мере роста мастерства автор добавляла все новые и новые черты. Поначалу он мне казался неким таким истеричным, крайне неприятным черным магом. Если судить поверхностно – то так и есть, причем это НОРМАЛЬНО, его поведение продиктовано особенностями черных магов, они все такие, автор это часто подчеркивает, показывая на примере поведения коллег главного героя. Причем наш герой еще не самый худший вариант, поскольку воспитан в семье белых и черных. В итоге, несмотря на все огрехи, характер героя выписан очень хорошо и четко вписывается в концепцию черных магов. Остальные персонажи выписаны слабее, часть не чувствуется вообще, часть – серединка на половинку. Тут опять же ощущается недостаток опыта автора. Правда, уже с середины второй книги и до конца третьей она попыталась это исправить, появляются участки текста, где описываются действия второстепенных персонажей, таким образом автор раскрывает их характер.

Фактически в трех книгах цикла автор прошла путь от «плохо, скучно» до «хорошо, интересно». Как минимум это цикл стоит внимания из-за интересной концепции магии и хорошо выписанного оригинального мира. На фоне современных поделок этот цикл смотрится очень хорошо, видно, что автор работает над собой, над текстом и стилем.

Ирина Сыромятникова – цикл «Разрушители»

Что почитать - недооцененные авторы
Арконат – страна волшебства и магии, совсем не похожая на рай (да и жители ее тоже не ангелы). Здесь есть место всем: жестоким правителям и неразборчивым в средствах колдунам, одержимым фанатикам и безумным убийцам. В этом ядовитом котле задумчивый книжник Гэбриэл Шоканги обречен стать марионеткой в руках короля и ордена магов. Но у Провидения свои планы на сына Великого Лорда: забытые сказки должны быть рассказаны, а истории – завершены. Нет, не судьба волшебникам спать спокойно. Приветствуйте и ужасайтесь: Разрушители возвращаются!

Поначалу я испытал дежавю. Первые 15-20 страниц читать без содрогания невозможно, опять вездесущие «по фиг» и «на фиг», кроме того, добавился завуалированный мат (на двух страницах встретил). У меня сложилось впечатление, что девушка хотела писать в легком таком стиле и искала способы, как сделать веселее, смешнее. И, видимо, к 15-20 странице она поняла, что получается не смешно, а отвратительно. И вот тут книга резко меняется. Практически полностью исчез сленг, все эти «по фиг», «фиг» и т.д., никаких попыток пошутить используя сленг или мат или вообще что-то другое. При этом книга не потеряла легкости повествования, а вот текст получился намного серьезнее. Фактически перед нами полноценное фэнтези, я бы даже сказал технофэнтези.

Герои выписаны гораздо лучше. Помимо главного героя я запомнил массу персонажей, мага, который ему периодически помогал, его отца, мага от Серых, Следопыта и т.д. Кроме того, в качестве персонажей выступают демоны, на которых строится концепция всего мира, причем демоны не из преисподней, просто так их называют. Удивительно, автору удалось придать многим демонам свой неповторимый стиль и характер, я запомнил практически всех, даже РБ-4. Главный герой получился вообще великолепно, причем опять же, странности его поведения и все изменения, которые с ним произошли, хорошо объяснены сюжетно.

Ну и самое главное, в очередной раз Ирине удалось создать оригинальную концепцию магии, в частности Разрушителей. При этом она создала очень интересный, необыкновенный мир. Он интересен, хорошо выписан, и фактически по мере прочтения двух книг, вместе с героями, вы будете исследовать этот мир, узнаете его историю и в результате чего появились все уникальные особенности, включая демонов.

В литературном плане хорошо видно, что автор перешла в профессиональную лигу писателей. Возможно, посещала какие-то курсы, а может быть хватило таланта и самостоятельного изучения предмета. Как бы там ни было, но цикл «Разрушители» получился просто великолепным.

Забыл добавить – в обоих циклах нет всех этих женских соплей, сюси-пуси, бесконечного красивого траха и размышлений «любит, не любит, а если любит, то почему, а как крепко любит бла-бла-бла». Это именно приключенческое фэнтези.

На протяжении 5 книг я наблюдал, как автор работала над собой и над своими текстами, в нынешние времена — это редкость и исключение из правил. Чаще писатель как написал первую книгу, так и пошел шпарить 100500 продолжений с одними и теми же ошибками и скучными сюжетами. Ирина Сыромятникова, слава Богу, не относится к таким авторам, у нее на первом месте стоит оригинальность и уникальность, она явно старается придумать то, о чем не пишут, нестандартное и привлекательное. Кроме того, она работает, старается получить такой опыт, который позволит детальнее описывать мир, сюжет и героев.

Я в принципе поэтому про нее и написал, впервые за последние годы я увидел автора, который, несмотря на все сложности издания и заработка, продиктованные высоким уровням пиратства и тормознутостью наших издателей, пытается писать лучше, пытается учиться, даже если приходится менять тексты прямо на ходу. Человек не опустил руки, не скатился в низкопробную штамповку, а пытается писать оригинально. Очень надеюсь, что ее начинания не разобьются о реалии современного книжного рынка.

Михаил Высоцкий – дилогия «Перехитрить Богов»

Что почитать - недооцененные авторы
Нет ничего проще, чем положиться на судьбу, превратившись в игрушку всесильных богов. Сложнее доблестно погибнуть, сражаясь со всемогущими богами. Но Михаил Алистин, киевский маг и чародей, волею судьбы ставший игрушкой высших сил, не ищет простых решений. Его не остановят вампиры и маги, правители земные, небесные и даже сама Смерть. Начинается игра без правил, где выиграть можно, лишь перехитрив богов!

Этот автор – тот самый парень, который один из немногих может смело называться писателем в жанре юмористической фантастики. Кроме того, в его книге, вернее дилогии, «Перехитрить Богов» есть еще одна особенность – это книга-пародия. Да-да, вы не ослышались, пародия. Редчайший представитель жанра юмористической фантастики-пародии. Здесь столько всего намешано, здесь пародия на Лукьяненко («Дозоры»), «Властелина Колец», Панова, Васильева, Рудазова, Пратчета и еще десяток или более авторов. От каждого взята идея и спародирована в книге. Пародии – дело очень тяжелое, чуть-чуть перегнуть палку и это уже плагиат, чуть-чуть недогнуть – никто не поймет, что имел в виду автор. У Высоцкого с этим все в порядке, пародирует просто на ура, иногда переворачивая оригинальную идею так, что просто диву даешься. Также он неплохо пародирует различные штампы и клише, которые стали уже стандартом у авторов средней руки.И вот тут есть кардинальное отличие – герой Высоцкого по ходу повествования развивается. И если в начале он одной левой решает все проблемы средневекового мира, а одной правой побеждает орды противников, то к концу книги будет видно, что герой изменился. Он начинает понимать, что шутками и рискованными авантюрами не решить всех проблем, понимает, что вокруг него не просто люди другого мира, к которым можно относиться несерьезно, а Люди, и они могут пострадать в результате его действий. По ходу повествования герой развивается и меняет свои взгляды, что нетипично для фантастики, в которой герой одной левой или правой решает все проблемы чужого мира.

Кроме того, в книге масса отличного юмора, смешные пародии, смешные шутки, смешные ситуации.

Я читал комментарии к этой книге на нескольких сайтах – бред какой-то. Кто-то там углядел фашизм, кто-то расизм, кому-то не понравился юмор. Когда Я читал – не видел я там расизма, фашизма и прочей лабуды. Лично я увидел отличную пародию на все наше фэнтези, хороший юмор и интересный сюжет.О том, что представляет собой книга, как она повлияла на развитие отечественной фантастики и фэнтези хорошо написано в послесловии.

Сергей Фомичев - Цикл «Мещёрские Волхвы»

Что почитать - недооцененные авторы
ХIV век. Среди русских княжеств Мещерское стоит особняком. Народу Мещеры хватает своих лесов и земель. Мужчины здесь веселы и сметливы, женщины — красивы и хозяйственны, чародеи — всесильны и скромны, владычицы лесов овды — умны и обворожительны. Дружно отражает вольный люд нападения кровопийц-вурдов, набеги воровских шаек и вылазки отрядов черных монахов. Костью в горле у Москвы — независимость Мещеры. Она насылает на мирное княжество Серую Орду — таинственное воинство, что губит все живое. Грудью встают на защиту родного края волхв Сокол, царица леса Эрвела, лихой молодец Варунок, и даже вурды сражаются со свирепыми врагами…

Собственно, начну с того, чем лично меня привлекла эта книга. Меня заинтересовала именно фэнтези-составляющая книги. Дело в том, что все фэнтези в этой книге основано на наших, славянских легендах, мифах и преданиях. Кикиморы, лешие, черти, чародеи и колдуны – это все наше, родное. А также наши Боги – Перун, Даждьбог, Велес, Сварг, Ярило и т.д. Это наша родная славянская культура, мифология и религия. Причем рассказ идет именно о тех временах, когда произошло Крещение Руси, когда церковь огнем и мечом прошлась по нашей земле, выжигая всех колдунов, волшебников и язычников. Вообще о Крещении Руси церковники говорят с эдаким придыханием, мол великое дело, ну, конечно, великое – подмять под себя гигантскую страну. Одним махом миллионы язычников стали верными прихожанами, ну а кто не стал – в гроб и на три метра под землю. Я не считаю, что это было плохо, Крещение Руси способствовало ее единению и усилению, но вот способ, которым это было сделано… Очень сомневаюсь, что Иешуа одобрил бы костры инквизиции, пытки и преследования.

Вся книга построена на реальных исторических фактах либо на мифах и преданиях, которые дошли до наших времен. Конечно же, все это в интерпретации автора. В целом, конечно, историческая составляющая книги интересна, но не так чтобы сильно. Больший интерес для меня представляла фэнтезийная составляющая, наши легенды и предания, волшебные существа, древние расы, система и методики волшебства и ремесло чародея. Этого в книге навалом. Фактически у автора получилось неслабое такое славянское фэнтези, и это просто супер. Интересно почитать и о древней Московии, Суздале, Пскове, Рязани и Новгороде. О великих князьях, и вообще о том самом времени, когда мы еще были больше славяне, чем русские, украинцы, белорусы и т.д.

Язык у автора хороший. Текст читается легко, без запинок и попыток выяснить, что же хотел автор сказать этим оборотом речи.

А еще у меня есть интересная история, связанная с этой книгой. Я купил первую часть трилогии, Серая Орда, и отложил чтение «на потом». Как-то даже вынес книгу на улицу, положил на столик в беседке, да так и оставил. Что-то типа «как-то сяду отдохнуть и почитаю заодно». И вот, посреди дня бросив взгляд на беседку, я наблюдаю картину – на столе сидит большой черный ворон, аж слегка с темно-зеленым отливом на грудке. Сидел прямо рядом с книгой, и улетев, он оставил большое перо прямо возле книги. Вот я думаю, может быть, Мещерские волхвы не такая уж и выдумка… Перо вы можете увидеть на фотографии книги, под заголовком.

В целом, книга представляет собой интересное сочетание славянской фэнтези, истории и приключений. Я лично прочитал на одном дыхании, чего и вам советую, книга вполне заслуживает прочтения. Славянское фэнтези – согласитесь, звучит очень интригующе. Ну а если автора где-то заносит с интерпретацией истории и легенд - простим ему эту маленькую слабость, все мы люди и каждый в плену своих иллюзий.