Джокер - безумный король преступного мира

Рассказываем историю главного врага Бэтмена

Lord Mosquiton

Меньше чем через месяц на экраны кинотеатров выйдет фильм, посвященный одному из самых узнаваемых персонажей вселенной DC. Ярко-зеленые волосы, белое лицо и зловещая улыбка знакомы даже тем людям, которые никогда не читали комиксы. Речь пойдет ни о ком ином, как о Джокере, короле преступного мира Готэма и заклятом враге Бэтмена.

К выходу фильма мы решили подготовить небольшой материал, в котором постараемся пройтись по основным этапам кровавой и долгой истории этого персонажа.

Впервые на страницах комиксов Джокер появился в 1940 году в сольном выпуске о Бэтмене. Его авторами считают сразу трех человек - Джерри Робинсона, Боба Кейна и Билла Фингера.

По словам авторов, концепт персонажа был основан на скетче карты масти “джокер”, нарисованной Джерри Робинсоном. Кроме того, Боб Кейн рассказал в интервью, что при создании образа Джокера художники вдохновлялись Конрадом Фейдтом, сыгравшем Гуинплена в фильме «Человек, который смеется» 1928 года по драме писателя Виктора Гюго.

По сюжету комикса Джокер объявлял по радио имена своих жертв и ровно через сутки те умирали с неестественными улыбками на лицах. Цель маньяка была проста и понятна - посеять страх и получить основанный на нем авторитет у местных криминальных элементов. Этот ранний вариант Джокера еще был далек от безумия. Он был жесток, хладнокровен, изобретателен, но не сумасшедший.

В первоначальном варианте сценария Кейн и Фингер убивали Джокера в его же дебютном номере. Но редактор Уитни Эллсворт спас злодея - последняя панель комикса показывала, что Джокер выжил. Это была огромная удача, неизвестно каким бы стал Бэтмен без своего главного врага.

Почти десять лет происхождение Джокера оставалось загадкой, никто так и не объяснил, почему у него белая кожа и зеленые волосы. Лишь в начале 1950-х появилась история про падение грабителя в красном колпаке в чан с химикатами.

Примерно в это же время была опубликована скандально известная книга «Развращение невинных», за авторством одного психиатра, где утверждалось, что комиксы засоряют умы детей и вообще влияют на них отрицательно. Эта работа наделала много шума. Американским издательствам пришлось принять так называемый «Кодекс комиксов», который обязывал сценаристов и художников к жесткой самоцензуре. Так начался «Серебряный век» - эпоха веселых, безобидных и довольно однообразных приключений.

Естественно цензура не обошла и Бэтмена с Джокером, превратив их в благородного рыцаря и шаловливого клоуна соответственно. Ни о каких убийствах теперь и речи быть не могло. Джокер стал промышлять совсем уж невинными вещами. Накачать город веселящим газом и заставить всех выкинуть драгоценности, совершить ограбление, нарядившись Чарли Чаплином, сбежать от полиции, рассмешив полицейских до беспомощности, вот чем пришлось заниматься белолицему клоуну.

В 1966 году Джокер получил первое экранное воплощение в сериале «Бэтмен» с Адамом Уэстом. Исполнил роль актер кубинского происхождения Сезар Ромеро. Под стать сериалу Джокер получился шумным, дурашливым, но обаятельным.

В 1970-е, когда в массовую культуру, особенно в кино, начало просачиваться насилие, комиксы не смогли не поддаться общему веянию. Именно в те годы сага о Темном рыцаре приобрела такие знакомые и любимые нами нуарные черты.

Первой ласточкой, ознаменовавшей возвращение клоуна-убийцы, стал сюжет «Пять способов мести Джокера» 1973 года. В очередной раз сбежав из-под стражи, Джокер вместо того, чтобы совершать абсурдные преступления, стал карать бывших подельников "по-взрослому". Двоих маньяк отравил ядом смеха, один закурил сигару с нитроглицерином, а четвертого Джокер просто повесил. Пятый должен был стать ужином для акул, но был спасен Бэтменом.

Настоящее возрождение Джокера произошло в 1980-е, когда в свет вышли два сюжета о нем, оставившие глубокий след в истории комиксов. Про «Убийственную шутку» Алана Мура наверняка слышал каждый, кто хоть немного знаком с гик-культурой. По общему мнению, этот графический роман входит в число комиксов, обязательных к прочтению.

«Убийственная шутка» стала первой попыткой показать Джокера живым человеком, трагической фигурой, чье безумие имеет вескую причину. Благодаря умелой манипуляции эмоциями читатель с удивлением обнаруживал, что зловещему клоуну, оказывается, можно сопереживать. Но было бы ошибкой считать, что в комиксе раскрывается настоящая предыстория Джокера, нам предлагается лишь один из возможных вариантов.

Согласно версии Мура, Джокер был неудачливым комедиантом и чтобы подзаработать вынужден был связаться с мелкими бандитами. В одну роковую ночь они решили ограбить карточную фабрику. Но их планам помешало появление Бэтмена. Убегая от своего преследователя, Джокер упал в кислоту. Его волосы стали зеленого цвета, лицо побелело и навсегда украсилось зловещей улыбкой.

В 1988 году вышла четырехсерийная история «Смерть в семье». В то время читатели DC обожали жестокие выходки Джокера и ненавидели второго Робина - Джейсона Тодда. Он так сильно не нравился публике, что издательство запустило телефонное голосование, выживет Тодд или нет. Большинством голосов парня приговорили к смерти. Она была долгой и болезненной - Джокер с дьявольским хохотом избил юношу монтировкой и, едва живого, оставил на заминированном складе.

На волне успеха фильма «Супермен» 1978 года и роста популярности комиксов о Бэтмене студия Warner Bros., убедилась что публика готова к большому кино о Рыцаре ночи. И компания решила зайти сразу с козырей, вернее с "джокера".

На должность режиссера был приглашен молодой Тим Бертон, а роль Бэтмена досталась не слишком известному тогда Майклу Китону. Злодея же должна была сыграть настоящая звезда. Интерес к этой роли проявляли многие, в том числе Робин Уильямс и даже Дэвид Боуи.

Популярная легенда гласит, что Джек Николсон стал главным кандидатом после того, как один из продюсеров увидел «Сияние» Стэнли Кубрика. После долгих уговоров Николсон согласился, запросив гигантский гонорар.

В фильме Бертона Джокер получился ярким и харизматичным, но совершенно не безумным. Это самовлюбленный и жестокий гангстер-пижон, но никак не дьявольский шут, от чьего смеха по коже бегут мурашки. Причина была в том, что зрителю стало известно о его происхождении. До падения в чан с химикатами Джокер Николсона был обычным бандитом по имени Джек Нэпьер. А решение сделать именно его убийцей родителей Брюса Уэйна вызвало у фанатов комиксов возмущение.

Несмотря ни на что, фильм получился успешным. Он популяризировал Бэтмена и Джокера, показал их во всей мрачной красе и затмил воспоминания о старом комедийном шоу. Warner Bros. практически сразу одобрили производство сиквела и, что куда важнее, мультсериала «Бэтмен», авторами которого стали Брюс Тимм и Пол Дини. Именно там появилась спутница и любовь Джокера - Харли Квинн, и именно в этом сериале зародился один из лучших его образов вне фильмов.

Идея пригласить Марка Хэмилла для озвучки Джокера оказалась просто великолепной. Он настолько тонко и верно прочувствовал персонажа, настолько вошел в роль, что по сей день считается лучшим голосом Джокера. Забавный, жуткий и безумный, Джокер Хэмилла именно такой, каким и должен быть.

В 1990-е годы индустрия комиксов оказалась в кризисе и переживала не лучшие времена. Серии, выпускавшиеся DC в то время оказались настолько запутанными и сложными для понимания, что мы обойдем это время стороной, тем более что ничего действительно значительного про Джокера тогда не выходило.

Безумный клоун оставался на периферии и в начале 2000-х. В значимых арках вроде «Бэтмен: Тихо!» Джокер мелькал на вторых ролях. Стало понятно, что читателям и авторам он приелся. Используемый годами образ нуждался в кардинальном обновлении.

И вот, в мультсериале «Бэтмен» 2004 года Джокер уже предстает в непривычном нам облике. Он сгорблен, движениями напоминает обезьяну, вместо аккуратной прически у него пышная зеленая грива, вместо фрака - смирительная рубашка. Это было непривычно, но свежо и смело, хотя в целом мультсериал сильно уступал предшественнику. Но те перемены в Джокере были лишь знамением того, что грядет дальше.

В 2008 году режиссер Кристофер Нолан в «Темном рыцаре» представил свою версию Джокера, роль которого блестяще исполнил Хит Леджер. На вопрос, почему он пригласил на эту роль именно Леджера, режиссер ответил: «Потому что Хит бесстрашен». Действительно, для того, что задумал Нолан, была необходима недюжинная смелость. Перезапустить франшизу о Бэтмене - задача сама по себе непростая, а вписать в условно-реалистичный мир фантастического персонажа, к тому же имеющего гигантскую армию фанатов, - совсем нереальная.

Джокер Леджера, вне сомнения, одна из самых ярких и влиятельных актерских работ в кино начала XXI века, про которую написано немало статей и научных трудов. Самое главное, что суть Джокера актер и сценаристы уловили максимально точно. Он строит грандиозные планы ради достижения одному ему понятной иррациональной цели, уничтожая и калеча множество людей на своем пути. Монологи Джокера напоминают стендап-шоу радикального комика, а сам он представляет собой своеобразный гибрид Энди Кауфмана с Чарльзом Мэнсоном. Даже особое отношение Джокера к Бэтмену раскрыто в «Темном рыцаре» намного лучше, чем у Бертона, где клоун-гангстер воспринимал его не более чем очередную помеху.

После выхода «Темного рыцаря» интерес к Джокеру резко вырос. Он постоянно мелькал в комиксах, мультфильмах и видеоиграх. Особо стоит выделить серию Batman: Arkham, в которой к любимой роли, правда всего на две игры, вернулся Марк Хэмилл, а на смену ему пришел не менее талантливый Трой Бэйкер. Франшиза охватывает почти всю историю противостояния Бэтмена и Джокера - от первого их столкновения до гибели смеющегося психопата и его "посмертного" существования.

Что касается комиксов, наибольший фурор произвела версия клоуна из вселенной The New 52. Сценарист Скотт Снайдер пошел на дерзкий ход: по сюжету Джокер в буквальном смысле потерял лицо. После очередной стычки с Бэтменом Джокер был пойман и доставлен в лечебницу «Аркхэм». В камере клоуна навестил новый злодей, Кукольник, который отрезал ему лицо. Год спустя Джокер появился в кроссовере "Смерть семьи", где с помощью подручных материалов пришил себе лицо обратно.

Новый облик подчеркнул всю глубину психического расстройства клоуна. Он стал настоящим чудовищем, чей воспаленный мозг генерирует гениальные и изощренные планы. Даже Харли Квинн пришла в ужас от такого мистера Джея. В финале арки «Смерть семьи» Джокер случайно падает с водопада в пещере, но его тело так и не было найдено.

После этого он появился в эпической арке Batman Endgame. В ней Джокер решает раз и навсегда покончить с Бэтменом, заразив Лигу Справедливости новой модификацией яда и натравив ее на Темного рыцаря.

В серии «Бэтмен: Европа» Бэтмен и Джокер оказываются оба заражены неким вирусом. Чтобы исцелиться, им приходится, объединив усилия, отправиться в Европу на поиски того, кто их заразил. Во время путешествия Джокер даже спасает жизнь Бэтмену, не дав тому разбиться насмерть. В итоге оказалось, что все это было подстроено Бэйном, для доказательства того, что Бэтмен не может жить без Джокера. Оба они понимают, что противоядие от вируса находится у них в крови, но Бэтмен стал колебаться, осознав, что если они выпьют кровь друг друга, то выживут оба, а если нет - то оба умрут. В итоге инициативу перехватил Джокер, ударив своего заклятого врага по лицу и буквально вынудив спасти их обоих.

В сюжетной арке «Война Дарксайда» Бэтмен, заняв место на кресле Мебиуса и став Богом знаний, спросил у кресла настоящее имя Джокера. Ответ его сильно озадачил - оказалось, что все это время Джокеров было трое. Один - оригинальный (из комиксов Золотого Века), второй - классический (от Кризиса на Бесконечных Землях до Флэшпоинта), и третий (после Флэшпоинта).

В последние годы Джокер еще дважды появлялся на экранах. В сериале «Готэм» действует персонаж по имени Джером Валеска, которого напрямую хотя не называют Джокером, однако исходя из его поведения и преступлений он вполне может им являться.

Самым, пожалуй, спорным Джокером последних лет стал Джаред Лето в «Отряде самоубийц». Он эксцентричен, эгоистичен, эмоционально нестабилен - в общем, почти такой, каким должен быть. Но порой, как и все в киновселенной DC, чересчур серьезен и пафосен.

А в начале 2018 года стало известно, что сыграть роль Джокера в предстоящем сольном фильме о злодее было предложено известному американскому актеру Хоакину Фениксу. Грядущий фильм, который уже получил главную награду Венецианского кинофестиваля, является своеобразным спин-оффом, который покажет, что может заставить обычного человека превратиться в безумного злодея и постоянного пациента психиатрической клиники Аркхэм.