FIFA 14 - мечта дирижера

34761
21
Нет, ну конечно это свинство. Обновить наконец-то графику, перевести игру на новый движок и оставить PC-игроков не у дел, хотя и ежу понятно, что любой средний ПК потянет графику PS4 и Xbox One. От этого очень серьезно запахло временем, когда в течении трех лет на ПК нам скармливали ущербную, почти не развивающуюся версию, в то время, как на консолях игра менялась неузнаваемо. И поэтому, особенно при виде графики, не раз могла возникнуть мысль, что в этом году нас ничего интересного не ждет. Но нет, могу уверить. FIFA 14 и на PC совершила самый большой шаг в истории серии. И причина этому в том, что на самом деле версии для PC и новых консолей не отличаются – да, за движения на PC отвечает не красивый движок с новой анимацией, но сами движения, новая физика за ними - идентичны во всех версиях и именно это преображает геймплей.




Игра в FIFA14 течет совсем по другому, чем в прошлом году. Причин этому две. Первая – значительно сниженная скорость. Все происходит в разы медленнее, и это правильно, ибо FIFA в обоих прошлых версиях напоминала скорее сквош, чем скорость реального футбола. Заниженная скорость дает нам достаточно времени на тактические раздумья. И это жизненно необходимо из-за второй причины кардинальных изменений: тела игроков перестали бездумно повиноваться каждой команде геймпада и ведут себя реалистичнее. Куда реалистичнее. Например, прием мяча не становится само собой разумеющимся делом. Если мы отдаем неудобный пас, то теперь принимающий легко может отпустить мяч далеко от себя, отдав его сопернику, запутаться в собственных ногах или упустить его в аут. И все это может произойти разом, если мы принимаем мяч на скорости. Вывод – если игрок не имеет технику за 90, лучше остановиться, зажать левый триггер (прикрыть мяч) и лишь после этого двигаться дальше. Да и сам спринт получил наконец-то давно заслуженный нерф. Мяч при разбеге перестал липнуть к ноге, игроки приходится отпускать его так далеко, что если зона перед ним хоть как-то прикрыта, последует немедленный отбор. К тому же даже самые медленные защитники научились на короткой дистанции разбегаться достаточно быстро, чтобы догнать бегунков. При этом спринт не стал бесполезным, он незаменим для быстрых форвардов, но его надо использовать крайне ситуативно, только на свободном пространстве и только после того, как медленным, вдумчивым обыгрышем ты на это пространство выбрался. Отлично!

Такие же изменения коснулись и защиты. Прессинг вторым защитником стал куда менее эффективным, от нас требуется грамотно играть на опережение. При этом игра мгновенно карает плохой тайминг – тэклинг или подкат вблизи другого игрока больше не приводят к немедленному отбору. Наоборот, опоздали на полсекунды и вот уже наш защитник делает движение в никуда, форвард его свободно обходит и устремляется один на один. Кроме того, игра в защите не прекращается, а только разгорается в собственной штрафной. Предыдущие версии игры сильно страдали от скриптованного набора всего нескольких ударов. Либо защита вовремя отбирала мяч, либо удар с определенных точек почти автоматически летел в створ. Теперь скриптов нет. Это значит, что надо значительно лучше целиться и выбирать позицию для удара, рассчитывать угол подхода к мячу и стараться не бить на полной скорости, а защитнику приходится значительно аккуратнее выбирать время для отбора или уж лучше просто блокировать удар. Одна ошибка и форвард переложит мяч в другую ногу, сделает пару абсолютно свободных касаний мяча прямо во вратарской и затолкает мяч в пустые ворота.



Все это означает, что „бей беги“ перестала быть самой успешной тактикой в игре. Даже такой тормоз-форвард, как Фернандо Льоренте может продраться к вражеским воротам, даже не включая спринта. Во многом и благодаря новой физике мяча. Он перестал липнуть к ноге! Да, это значит, что его легче потерять, но если внимательно следить за тем, чтобы вести мяч дальней от соперника ногой, вовремя прикрывать его корпусом при первой опасности, внезапно переключать скорости и менять направления и вовремя играть в стеночки, то можно прорваться даже через самый густой центр поля. Физика мяча все еще несколько отстает от того, что мы видем в PES 2014, но все-таки для FIFA это очень большой прогресс.

Игра стала не просто более медленной, а значительно более вариативной. Из-за всех этих изменений партии порой стали походить на шахматы. Буквально чувствуется, как у обоих соперников закипают мозги в попытке придумать тактический ход – хорошая атака натыкается на грамотную оборону уже в центре поля и лишь гениальный тактический ход или, чаще, ошибка соперника, может привести к опасной атаке. В общем, почти как в жизни. И именно большое количество ошибок изгоняют стерильный запах футбольной аркады. Ошибиться теперь легче легкого не только в выстраивании обороны, но и в пасах. Даже при полной помощи CPU пасы в FIFA 14 выглядят почти что полностью ручными. Для точного паса требуется точнейший расчет силы и уже небольшое отклонение стика в сторону заставит мяч пролететь мимо принимающего. Главный результат всего вышеописанного – в игре появилось многообразие тактик. И, как и в настоящем футболе, действует принцип камень-ножницы-бумага – на каждую игру есть своя контригра. Против скорости и постоянных навесов мы можем легко выстоять, пытаясь быстро забирать и держать мяч, а, если это не выйдет, полагаясь на рослых и быстрых последних защитников. Неспешная игра с большим количеством пасов, как уже говорилась, наконец тоже стала успешной тактикой. Пара-тройка полузащитников с хорошим пасом и превосходным дриблингом могут стеночками быстро проходить ряды противника. Но и на эту тактику есть ответ – делать ставку на контратаки, так как любой отбор дарует акры свободного места, а в остальном не рисковать, не вступать в рискованные отборы, а закрывать пространство грамотными линиями. Наконец, начали работать и совсем уж защитные тактики, во всем многообразии от классического катеначчо до банального автобуса. В какой версии FIFA можно было успешно действовать с расстановкой 4-5-1 в полной обороне? Да, играть против таких команд, как в реальности, сплошное мучение, но когда взмыленный выходишь из такого матча, забив единственный гол на девяностой минуте, понимаешь, что EA сделала очень верные шаги.

Есть у всех изменений одна особенность, которая определит, сколько удовольствия вы получите от новой модели игры. Все изменения возможны только благодаря огромной роли ИИ. В течении нескольких версий, EA работала над улучшением ИИ у команды игрока, сначала улучшая оборону, потом атаку и, наконец, к этому году, отлично вышколила интеллект наших соратников. В зависимости от того, ускоряем ли мы темп, или вступаем в возню в центре поля, наша команда подстраивается, фланговые игроки автоматически делают забегания, а оборона готовится к контратаке. Мы полностью зависим от ИИ, который выполняет свою работу отлично, но на которую мы почти не можем повлиять. Нас как бы поднимают немного над схваткой, превращают в идеальную шестерку, в некоего Хавибускетса, от которого, разумеется, требуется и техника и умение во время отдать пас, но в первую очередь – способность читать игру и планировать атаку на несколько шагов вперед, твердо зная, как будут двигаться соперники и партнеры. Я знаю многих игроков, которых такая зависимость от ИИ смущает. Поэтому, если вам нужнее возможность самому решать, когда партнер должен делать рывок, вручную выстраивать офсайд и самостоятельно выбирать атакующие комбинации – вам прямая дорога в PES 2014: там ручное управление доведено почти до совершенства. Если же вам нравится играть в паре с умным ИИ, полагаться на него, планировать атаки и сложные комбинации – FIFA 14 позволяет это делать буквально несколькими кнопками с очень зрелищным результатом.



Зрелищным, правда, для ума, не для глаза. Все это тактическое великолепие мы наблюдаем на движке прошлых лет. Изменения заметны лишь при очень тщательном взгляде – чуть реалистичнее стали лица, футболистов „вытянули“, на общих планах они больше не выглядят так, будто картинку 4:3 отскалировали на экран 16:9. Но, в целом, все то же самое. FIFA и в прошлом году была странной игрой – вполне приглядной на повторах, но невыносимо страшной на общих планах: отсутствие полутонов и нормального освещения, низкоразрешенные текстуры формы, а, главное, хаотично-дерганно мечущиеся футболисты. Благодаря тому, что все преимущества нового движка доступны только на новых консолях, на PC все ровно так же страшнo. При этом анимаций-то стало больше на порядок, мы действительно четко можем понять, когда форвард ведет мяч слишком близко и мы можем совершить отбор, а по положению тела своего нападающего мы сразу же можем осознать, есть ли шанс на точный удар. Но так же заметно, что все это рассчитано не под текущий движок – он тужится, пыжиться, пытается обсчитать тонны графической информации и получается все наглядно, но привычно куцо, грубо и угловато. Графический застой в FIFA можно теперь уже сравнить разве что с текстовой трансляцией в футбольном менеджере. Да, все видно, наглядно, понятно, но эстетическое удовольствие отсутствует напрочь. И ведь это не гарантия, что в следующем году все изменится. Вспомните, как PC-версия игры уже отставала от консолей на несколько лет. В общем, если все равно собираетесь пристрастится к новым консолям, подождите до 29 ноября, ваши глаза скажут вам спасибо.


Второе разгильдяйство, теперь уже применительно ко всем версиям, это интерфейс. И кто решил, что закопав все пункты под несколькими слоями неудобных андроидных плашечек, можно скрыть жутчайшие меню, особенно те, что управляют командой?! Почему в PES годами можно перетаскивать футболистов свободно, формируя свою схему игры и парой быстрых нажатий менять настройки прессинга, ловушки оффсайда и отбора мяча? Почему в FIFA 14 первое просто невозможно, а второе требует бесконечного количество листаний меню, да еще и норовит слететь при каждой загрузке нового файла онлайн-команд? Но если вы хоть раз видели любую FIFA последних трех лет, вы и так отлично знаете, о чем речь. К претензиям стоит добавить и совсем уж наплевательское отношение к русскоязычному игроку. Английский (и не только) комментарий становится с каждым годом все цветистее, комментаторы вываливают на нас тонны бэкграунда, умеют не только прерываться при опасных атаках, но и возвращаться к прерванной мысли, а в русской версии мы уже много лет слышим вечно повторяющиеся наборы фраз двух комментаторов, один из которых вообще не имеет отношения к футболу, а второй уже больше года не работает в России.



Игровые режимы не претерпели больших изменений. Больше всего были переработаны тренировочные мини-игры. Если в прошлом году пользы от них было мало, то теперь упражнения на точный пас или (весьма сложный) курс дриблинга прекрасно помогают нам освоится с многочисленными изменениями тактической игры. Немного больше комфорта добавилось в режим карьеры тренера, а вот в игре за одного игрока, что в оффлайне, что в онлайне, говорить практически не о чем. Для тех, кто, как я, подходят к FIFA больше, как к MOBA игре, будет приятно узнать, что опробованная в прошлом году система постоянного обновления игровой формы команд и отдельных игроков в этом году распространена и на онлайн-сезоны. И пока что скауты EA весьма неплохо отслеживают прогрессы и спады. Вот где эти рейтинги закреплены намертво, так это в Ultimate Team, и притом не всегда справедливо. Многие игроки Барселоны и Реала получили небольшой, но заслуженный нерф, а Бавария, естественно, на коне. Но вот с другими немецкими командами все печально, как можно дать Мхитаряну и Обамеянгу рейтинг около 80 понять трудно. При этом по непонятной причине крайне сильна итальянская Серия А, что отнюдь не отражает ее текущее незавидное положения. В остальном же в Ultimate Team все течет более-менее по-прежнему. Этот режим коллекционирования игроков все еще вызывает огромную зависимость, но по так же абсолютно брутально толкает игроков своей инфляцией на покупку тонны случайных наборов у EA за реальные деньги, а то и на нелегальный, но очень обширный рынок продажи золота. Зато оба главных изменения стали весьма удачными. Во-первых, игроки больше не привязаны к тактической схеме. Слава Богу! Больше не нужно переучивать купленных игроков, а, главное, перестроится в матче после пропущенного гола с 4-2-3-1, скажем, на 3-4-3 – дело плевое. Вторая новация – „стили“ игрока, что-то вроде возможности спека. Довольно редкие и посему дорогие карточки могут позволить специализировать игрока в нужном нам направлении, улучшить сильные стороны или сгладить слабые. Понятно, что такой тонкой настройкой стоит заниматься лишь когда костяк желаемой команды будет собран, но для для дополнительной мотивации в последующие месяцы, это самое то. Отлично!



И именно здесь, в матчах против тщательно подобранных под собственный вкус команд, ощущается тактическая глубина изменений FIFA 14, перекрывающая все простои. К сожалению, правда, матчи Ultimate Team вновь проходят на порядок быстрее, чем матчи сезонов равной игры, что мешает развернутся. И все-таки здесь тоже происходят лучшие встречи двух тактиков, двух стратегий, двух расстановок. Если вам всегда казалась, что за умением быстро пользоваться геймпадом в FIFA стояло не так уж много тактических возможностей, то в этом году совершенно точно все иначе. Игра дает прекрасный повод почувствовать себя дирижером атаки и мастером обороны. Условие только одно: вы должны любить и уметь полагаться на ИИ. Но зато в этом году он подводит редко.