MMORPG, которые мы потеряли (авторская заметка)

34652
153

Игровая индустрия вещь непостоянная. Хорошие, качественные проекты не всегда доживают до релиза, а поделки, слепленные на коленке бригадой неумех выбиваются в топы — такое происходит регулярно, и ничего с этим не поделать. Другое дело, когда «годные» ММО-игры не могут удержаться на игровом рынке, и в то время, когда тысячи однообразных китайских клонов тех самых Великих MMORPG отвоевывают себе место под солнцем и в кошельках казуальной аудитории, по-настоящему отличные игры закрывают свои сервера и теряют игроков.

Конечно, если разобраться, то действительно шикарные игры живут и здравствуют по сей день, хотя в некоторых из них и нет больше огромного сообщества, продолжающего следить за проектом. А в рамках этого материала мне хочется вспомнить некоторые MMORPG, с которыми у меня связано большое количество приятных воспоминаний и которых мне до сих пор очень не хватает.

Tabula Rasa

Ставшая культовой после закрытия игра, о которой всегда принято вспоминать, если говоришь о незаслуженно закрытых проектах. Главная причина для многих нелюбви к NCsoft, недостаточно оцененная на старте и так и не сумевшая оправиться до самого финала.

Я познакомился с Tabula Rasa достаточно поздно — этот проект требовал не самого слабого по меркам времени компьютера и очень хорошего интернет-соединения, поэтому, когда я смог таки погрузиться в футуристический мир от Ричарда Гэрриота, он уже стоял одной ногой в могиле. Об этом я, естественно, не имел ни малейшего понятия, иначе вряд ли бы приобретал игру и тратил на нее несколько месяцев времени. И, вероятно, пропустил бы одну из самых запоминающихся игр, в которую играл.


Удивительной чертой Tabula Rasa было то, что являясь номинально MMORPG, она одинаково интересна была и соло-игроку, и тем, кто хотел играть в команде. Не было никакого обязательного марш-броска до максимального уровня, не было необходимости быстро и сразу обзаводиться топовой экипировкой. Нет, TR была сделана по старым канонам, когда на протяжении всей прокачки и все время играть было интересно и, не побоюсь этого слова, «круто».

Но все знают, что проект погубило отсутствие должных обновлений. Из всего, что нам обещали, было введено только некое бледное подобие клановых войн, когда можно было кого-то из противников убить и получить за это… да, наверное, ничего, кроме удовлетворения.


И если на момент закрытия всем было грустно, но все понимали, что отсутствие обновлений при количестве контента, который осваивался за месяц-два не самой активной игры, дальше проект существовать не может — после закрытия серверов поднялась волна недовольства. А все потому, что перед тем, как помахать рукой на прощанье, нам показали, что именно мы теряем.

Финальный ивент, когда мир игры уничтожался на наших глазах, прошел под аккомпанемент выстрелов из нового оружия, установленного на больших мехов. А сражались мы с целыми ордами противников, которые планомерно разрушали планету и не давали как следует насладиться всем тем, что разработчики так и не успели ввести в игру во время ее жизни.

И в череде игр, которых мне все равно будет не хватать, Tabula Rasa была первой.


Vanguard: Saga of Heroes


Первой, но далеко не последней. С Vanguard у меня воспоминания связаны далеко не те же самые, что и с TR или другими играми в списке, о которых пойдет речь дальше.

Для меня Vanguard стал проектом, ценность которого я понял только сейчас, а не тогда, когда оттуда уходили люди или когда SOE, отчаявшись собрать снова большую аудиторию, закрыла сервера. Потому что именно такие проекты нужны, по моему мнению — они глубокие, интересные и не проходятся за пару вечеров, оставляя место только для фарма.


Несмотря на то, что создатели Vanguard замахнулись на создание «своего EverQuest 3» в то время, когда вторая часть EQ жила и здравствовала, они прогорели не на этом — просто игра вышла далеко не в том виде, в котором тогда принято было выпускать проекты. И допиливали ее крайне неохотно, поработав как следует только в самом начале. Таяла аудитория, и на глазах таял энтузиазм разработчиков, которые спустя рукава что-то как-то там подкручивали на протяжении всего срока жизни игры.


Хотя закрытие Vanguard и было вполне закономерным, потому что проекты без бюджета на развитие и без полноценной базы игроков обречены на вымирание, тем не менее те, кто поиграл достаточно, подтвердят — именно эта MMORPG могла предложить огромное количество интересных возможностей тем игрокам, которые были готовы пройти чуть дальше, чем стартовый остров.

И если бы SOE не прикрыла лавочку, а вложилась бы в рекламу и доводку проекта, перезапустив его, как сделали с FFXIV, все могло бы быть совсем по-другому.


Star Wars: Galaxies

Лучшая игра для фанатов — этот проект войдет в историю не потому, что это была супер успешная MMORPG, а потому, что ее разработчики сделали огромную ошибку, сбив этого «орла» на взлете.

Тем не менее апдейт, который «порезал» всех персонажей, владеющих Силой и сделавший из них вместо исключений из правил, как задумывалось изначально, обычные MMO-классы, не смог убить интерес к игре. Хотя и серьезно его подпортив, практически одним махом обрезав половину аудитории. Что не помешало еще много лет игре держаться на плаву.


На поверку выяснилось, что SWG могла предложить геймерам много такого, чего до сих пор не придумали в других играх. Например, планеты были по-настоящему огромны, а заселяли их сами игроки, в том числе и создавая полноценные огромные магазины с кучей предметов (в игровом мире, а не просто в инвентаре). И каждый такой магазин, каждое жилище игрока (к которому иногда нужно было еще час лететь) радовало уникальным внешним видом.

Ивенты проводились с нужным масштабом и участвовать в них всегда было по-настоящему интересно. Это не были просто сезонные забавы «для галочки», как в большинстве игр, чем и подкупали.


Но тем, кто, как я, пришел уже после того апдейта, запомнилось не все это и даже не очень хорошие космические бои (к слову, тоже популярные), а коллекционирование. Проект одарил публику миллионами самых разных вещей, и собирать их сеты, состоящие из предметов, имеющих отношение ко вселенной Звездных Войн, не уставал никто — даже у нас на форуме есть люди, чьи коллекции предметов на тот момент были столь огромны, что один их перечень не каждый сможет прочесть.

И тем не менее, несмотря на живое сообщество и стабильный онлайн многих геймеров, проект закрыли. То ли боялись конкуренции с выходящей SW: The Old Republic, то ли потому, что не хотели поддерживать спорный проект, которому нужно было в обязательном порядке улучшать графику…

SWG перебралась на эмуляторы, но мы с вами понимаем, что это все далеко от официальных серверов и развития игры уже не будет. Хотя сейчас, после выхода новой части Звездных Войн, это было бы как нельзя кстати.


City of Heroes / City of Villains

Если же я задаюсь вопросом, какой игры мне по-настоящему не хватает, то CoH будет единственным ответом. На момент закрытия этого проекта, к слову, у меня была еще оплачена на него подписка — так что я оставался активным игроком до самого конца, хотя и не пошел смотреть финальный ивент. Не мог, не хотел.

CoH/CoV сделала то, что никто больше не смог повторить — они запустили правильную и достойную игру про супергероев. Без какой-либо итемизации (кроме косметической), с возможностью обставлять свое собственное логово и с вариантом игры не только «за хороших», но и «за плохих».


Разработчики проекта ушли и сделали свою Champions Online (откровенно среднюю, к тому же в последние года полтора с каким-то ужасным у меня пингом в 300мс), но издатели подобрали новый коллектив, вполне успешно справлявшийся с добавлением нового же контента. Даже одно глобальное обновление всего и вся провели.

Только игру это не спасло. Причем если у всех вышеперечисленных игр были проблемы с онлайном и апдейтами, то City of Heroes / City of Villains этим не страдало — еще до объявления о закрытии в игре всегда было полно народу, группу можно было найти за минуту, подписчиков хватало, а контента было море. Но… издатели сказали что-то типа «игра не приносит ожидаемой прибыли» и поставили на ней крест.


Сейчас в разработке находится сразу несколько «заменителей», но мы все понимаем, что никакой аналог никогда не затмит собой оригинал.

Хотя эта игра ввиду специфики у нас и не была особо популярна, тем не менее лично для меня она была и остается одной из самых любимых MMORPG в принципе и я не задумываясь вернулся бы туда, появись такая возможность официально.


На самом деле игр, которые закрыли как заслуженно, так и нет, очень много. И уверен, что вы тоже жалеете о приостановке серверов какого-то проекта, с которым у вас связаны самые яркие воспоминания. Так какие же игры, закрытые сегодня, оставили в вашем сердце самый заметный след?