[Мнение] Жеваный Нильфгаард и Геральт из Бодибилдии: что Netflix нам готовит?

Достойная экранизация да Винчи наших дней?

Libris

Я просто пишу слова, расставляю буквы в нужном порядке. Но, когда я пишу, я ничего не вижу, я ничего не воображаю. Я не знаю разницу между ремесленником и художником, но я точно художник. Я - чертов художник! Я творю, прямо как Леонардо рисовал «Мону Лизу».
Анджей Сапковский, писатель

В наши дни борьба за сердца и умы телезрителей разгорается все сильнее, а ведущим игрокам приходится постоянно придумывать новые форматы и подходы, вкладывая все больше средств в свои проекты. Успевших занять и укрепить позиции Netflix и Amazon Prime Video уже теснят Apple TV+, Disney+ и HBO Max. Количество стрим-сервисов все растет, ведь пришло осознание того, что именно за малыми экранами, а не кинотеатрами, будущее. Так что бюджеты сериалов уже сопоставимы с бюджетами голливудских блокбастеров, не чураются некогда второстепенного формата и популярные актеры.

В ход идут все козыри: так, CBS All Access взялся за «Звездный путь» с «Дискавери» и «Пикаром», HBO уже представил недавно «Хранителей» и «Темные начала», да и расставаться с Вестеросом не планирует, а Amazon перехватил «Пространство», экранизировал шикарных «Пацанов», выпустил «Карнивал Роу» с Орландо Блумом и Карой Делевинь и готовит ядерную боеголовку - сериал по «Властелину колец» о Второй эпохе Средиземья с миллиардным бюджетом. Начал артобстрел и Disney+, в арсенале которого «Звездные войны» и «Кинематографическая вселенная Marvel» (в планах у конгломерата не только уже стартовавший «Мандалорец» и мини-сериал об Оби-Ване Кеноби, но также «Локи», «ВандиВижен» и десяток других проектов).

Чтобы выстоять в битве, Netflix сделал ставку на «Ведьмака», удачно притаившегося между финалом «Игры престолов» и премьерой «Властелина колец». Об уверенности в успехе говорят не только планы шоураннера Лорен Хиссрич аж на 7 сезонов (на второй сериал уже продлен официально), но и дата выхода первого - 20 декабря, в день премьеры «Скайуокер. Восход» в США (в Европе, включая Россию, картина выйдет на день раньше).

Рассказ «Ведьмак», позднее вошедший в сборник «Последнее желание», Анджей Сапковский прислал на конкурс в польский журнал Fantastyka, в котором он и был опубликован в 1986 году, заняв третье место. Последний роман, «Владычица озера», увидел свет в 1999 году. К циклу писатель вернулся в 2013 году с «Сезоном гроз», да и сейчас работает над очередной книгой о Геральте из Ривии. Весьма быстро «Ведьмак» стал национальным достоянием Польши.

Российские, а точнее, тогда еще советские, читатели познакомились с Белым Волком в 1990 году, в сборнике фантастических романов и повестей современных польских авторов «Истребитель ведьм». Новая волна популярности обрушилась на пана Сапковского в 2007 году, когда вышла первая часть игровой трилогии от польской же студии CD Projekt RED. Писатель не верил в успех предприятия, а потому отказался от процента с продаж и заключил более надежное с его точки зрения соглашение, но в итоге долгие годы с досады кусал локти, пока наконец недавно не выклянчил у разработчиков неназванную, но, судя по всему, кругленькую, сумму денег. В начале ноября Сапковский заявил, что деньги для него уже ничего не значат на данном этапе, просто ситуация вышла из-под контроля. Тогда же он сравнил себя с да Винчи (в следующий раз, упаси Ктулху, поставит себя в один ряд с Кодзимой) и поведал, что обладает особым даром - просто, не задумываясь, расставлять буквы в нужном порядке. Автор не воспринимающий всерьез любые проекты, связанные с его вселенной, кроме книг за собственным авторством, кстати, участвовал в создании сериала на этапе написания сценария и даже посетил съемочную площадку, похвалив образ ведьмака и уровень спецэффектов и компьютерной графики (которыми, кстати, создатели шоу решили не злоупотреблять).

Не будем, пожалуй, вновь мусолить вопрос с актерским составом, ведь все в конечном итоге весьма чинно и благородно. А без щепотки толерантности нынче уже никуда (и лишь отечественный кинематограф держит марку). Да, Генри Кавилл на на 100% вписывается в образ Геральта, а с такой комплекцией ему бы скорее играть Конана (или Леголаса на стероидах), но ведь могло быть и куда хуже, примеров благо хватает. Кстати, актер еще рассчитывает вновь надеть костюм Супермена, а впереди съемки в «Эноле Холмс», предстанет он в образе Шерлока. И есть все основания полагать, что его энтузиазм и искренняя заинтересованность компенсируют возможные недостатки. Хотя, наверно, Михал Жебровский, на этот раз лишь озвучивающий главного героя в польском дубляже, смотрелся в этой роли более уместно. Йеннефер тоже чего-то не хватает, ее суть куда лучше ухватили создатели игры или фигурки от Prime 1 Studio. Остается уповать на то, что Аня Чалотра хотя бы талантливая актриса.

Да и есть ли смысл ждать адаптацию, выполненную с учетом всех мелочей и нюансов, коли даже сам автор неоднократно признавался, что ему нет до нее никакого дела. За техническую составляющую можно особо не волноваться, едва ли Netflix поскупился на, возможно, самый громкий и амбициозный свой проект. Съемки проходили в Польше, Венгрии и на Канарах, в разрушенных замках и действующих музеях, а на площадке были замечены действующие требушеты и танки. А постановкой боев занимается каскадер Владимир Фурдик, известный по роли Короля Ночи в «Игре престолов».

Можно придираться к глазам Геральта и количеству мечей, но на отдельные элементы все-таки не обращать внимания крайне сложно. Речь, конечно же, о броне нильфгаардской армии. Если честно, я так толком и не понял, сделана ли она из кожи или металла. Что за сумасшедший кожевник или кузнец мог придумать столь извращенный дизайн? Да и не слишком ли сложно для массового производства? Хиссрич на днях пояснила, что Нильфгаард по мере продвижения на север рекрутирует крестьян из окрестных деревень, которым приходится довольствоваться тем, что есть. И лишь впоследствии зрители увидят могучее войско. Если так, то скорее это кожа, не заковывать же в латы пушечное мясо. С другой стороны, во втором трейлере показан в аналогичном прикиде и Кагыр - граф и порученец императора, который должен как раз носить полный доспех и всяко может себе позволить нечто вменяемое. Вспоминаются слова работавшего и над «Дикой Охотой» кузнеца и дизайнера мечей Артура Высоки о том, что в сериале они будут более фэнтезийными. Видимо, в случае с броней кого-то малость занесло.

Однако есть нечто более важное. Фанаты ждут секс, эликсиры и баллады Лютика, с вдумчивым истреблением различной нечисти, с чувством, с толком, с расстановкой, без всякой там лирики и сантиментов. Да и шоураннер обещала секс, жестокость и много чудовищ. Но уже известно, что внимание уделят прошлому героев, например, нелегкой судьбе Йеннефер, так что как бы «Ведьмака» не занесло не в ту степь, особенно после первого сезона. Всех деталей сюжета пока нет, но начнется все, по имеющейся информации, с «Меньшего зла» с кикиморой и Мясником из Блавикена, а закончится встречей Геральта и Цири в доме Йурги из «Нечто большее», т. е. пока охватить успели лишь сборники «Последнее желание» и «Меч предназначения», но лишь частично. Не обойдется без осады Цинтры и неустановленной магической заварушки. По какой-то причине встречу со стрыгой в Вызиме решили отложить на середину сезона. Именно этой историей встречает игроков в кинематографическом трейлере первая игра серии, поклонниками которой являются и Кавилл, и Хиссрич. Однако адаптировали именно оригинальный цикл, но не трилогию от CD Projekt RED (на чем неоднократно делался акцент), хотя без фан-сервиса не обошлось: во втором трейлере все-таки показали принимающего ванну Геральта.

Возможно, это и не «Ведьмак» мечты, но вполне любопытное нечто, которое все равно будут смотреть миллионы, некоторые параллельно нещадно критикуя (как это было с «Игрой престолов»). Другой вопрос, сможет ли Хиссрич и компания держать марку в течение семи сезонов, а то и дольше, так ведь можно действительно добраться и до адаптации игр. В случае экранизаций вообще лучше воспринимать происходящее на экране как нечто по мотивам и избегать покадрового сравнения с оригиналом. Netflix, в конце концов, ориентируется не на фанатов цикла и игр, тем паче хардкорных, но на максимально широкую аудиторию. Если создателям сериала удастся сохранить и передать дух и букву оригинала, то на отдельные огрехи можно будет закрыть глаза, ведь идеальная во всех отношениях экранизация - миф, уж лучше синица в руках, чем журавль в небесах.