Последние события и тенденции развития VR-индустрии #3

INOK
Ну вот и пришло время очередного обзора событий в индустрии виртуальной реальности, которая в последнее время не только активно продвигает себя в сфере IT, но и пытается занять нишу в потребительской электронике, медиа и даже порноиндустрии.

В середине весны, на стык апреля и марта пришелся основной "удар" - буквально в течение одной недели состоялся официальный релиз VR-систем Oculus Rift и HTC Vive, а Sony анонсировала стоимость и открыла предзаказ системы виртуальной реальности PlayStation VR.

Что интересно, все три "гиганта" успели немного оскандалиться. Но, по традиции, обо всем по порядку.




Начнем с юмора.

Начало марта запомнилось комичным заявлением Razer о поддержке их VR-системой, OSVR Hacker Development Kit, нескольких игр платформы SteamVR.
Улыбку и недоумение вызвало наличие в списке Team Fortress 2 и Half Life 2, которые не являются VR-играми, не имеют никакого отношения к SteamVR и получили любительскую VR-поддержку на уровне модов. Ну, зато можно в кривые моды поиграть.

К сожалению, открытая VR-платформа OSVR в последнее время немного забуксовала, застыв на стадии распространения тестовой версии VR-шлема. Будущее туманно.




Палмер Лаки немного потролил сектантов Apple, сообщив, что Apple Mac получат поддержку Oculus Rift сразу, как только выпустят нормальный компьютер. Тот еще шутник.




Улыбку вызывают и участившиеся случаи спекуляций на VR-почве. Внезапно многие продукты, ранее как-то обходившиеся без приставки VR - сейчас с гордостью и на каждом шагу сообщают о своей причастности к новому явлению. Это и игровые движки, и видеокарты, и панорамный контент.

Мимо проходившие или вовремя спохватившиеся наверстывают упущенное: МакДональдс предлагает шведским детям превратить картонную упаковку Happy Meal в простейшую VR-систему, а Amazon Video планирует создание собственной развлекательной VR-платформы.

Об открытии VR-раздела на PornHub, наверное, упоминать излишне.




Выяснилось, что и Oculus Rift и PlayStation VR смогут отслеживать перемещения по комнате, пусть и в меньших масштабах, чем это делает HTC Vive.




Oculus представил тридцать VR-проектов, которые были отобраны в качестве стартовой линейки игр для первой потребительской версии Rift, а портал Goha.Ru подготовил целых три материала, посвященных обзору этих проектов. Praemonitus praemunitus.






***


В области развлечений для VR-систем все большую популярность набирает жанр интерактивных историй. Так называемый VR-Experience или, говоря по геймерски, "кинцо".
Зрителя помещают в интерактивную кинематографичную среду, стараясь максимально погрузить в атмосферу и провести по сюжету.
Типичные представители: Star Wars: Trials on Tatooine, Adr1ft, ABE VR, The Assembly.




На рынок выходит все больше компактных и доступных VR-камер, предназначенных для записи и даже стриминга панорамного видео.

- Samsung Gear 360 - $350
- Orah 4i - $1.795/$3.595.
- GoPro Omni ~ $3.000




В последнее время все уже настолько привыкли к регулярным анонсам AR/VR систем, что появление новой AR-системы IMMY iC 60, и полностью автономной AR/VR-системы Sulon Q было встречено без особого энтузиазма.
Релиз Microsoft HoloLens "за $3000 для разработчиков" также прошел тихо.




Но мы увлеклись.


15 марта, накануне GDC 2016, компания Sony наконец анонсировала стоимость PlayStation VR.
Поначалу цена показалась рекордно низкой, в сравнении с Oculus Rift и HTC Vive. Судите сами: $399 против $599 и против $799 вглядит просто фантастически.




Но вскоре стало понятно, что Sony пошла на хитрость, пытаясь остаться в рамках более привлекательной для покупателей цены. За $399 владельцы получат только головное устройство - шлем - для полной функциональности которого дополнительно требуется камера PlayStation Camera и контроллеры PlayStation Move.
Бесспорно, у многих эти компоненты уже имеются, но увы, далеко не у всех.

Выкручиваться пришлось оперативно. Буквально через пару дней был представлен полный комплект PlayStation VR Launch Bundle за $499, в который входила и камера и контроллеры.




Но тут уже стоит отметить, что покупка VR-системы за $500 вплотную приближается к приобретению Oculus Rift за $600, и даже несмотря на то, что для Oculus Rift еще придется докупать контроллеры, по характеристикам он превосходит PlayStation VR.
С другой стороны, нельзя не упомянуть и вариант, при котором приобретение VR-системы сопряжено с необходимостью апгрейда или покупки нового компьютера - тут уже перевес на стороне PlayStation 4 + PlayStation VR - $850 против $1500 (Oculus Ready PC + Oculus Rift).

Что интересно, доступные комплекты PlayStation VR Launch Bundle размели с площадок всего за полчаса. Напомнив ситуацию с предзаказами Oculus Rift и HTC Vive.


***


28 марта, через пару недель после ажиотажа с PSVR, было объявлено о релизе первой потребительской системы виртуальной реальности и, по совместительству, VR-первопроходца, системы Oculus Rift.
Я не написал "состоялся релиз" и неспроста.

В этот день неизменно улыбающийся Палмер Лаки прямо в шлепанцах и гавайской рубахе слетал из Калифорнии на Аляску, чтобы вручить первому покупателю первую коробку с Oculus Rift.




И ирония тут даже не в том, что до этого сотни таких-же коробок были разосланы тестерам и разработчикам, а в том, что если бы не красная рубаха Лаки и посты в Твиттере, событие могло бы остаться практически незаметным для окружающих.

Слово "релиз" или "выпуск", как правило, означает публичное появление возможности купить и получить некий продукт на руки, а после "релиза" Oculus Rift такой возможности не появилось не только у новых желающих - систему не смогли получить многие покупатели, оплатившие ее в январе.

Мы живем в век новых технологий, высокоскоростного интернета, мгновенного общения и четкого выполнения заказов. Разве что еще беспилотники посылки не доставляют.
Относительное спокойствие и безмолвие Oculus в тот момент только усилило возмущение разочарованных сервисом VR-энтузиастов, распространившееся по соцсетям и каналам массовой информации.

На данный момент компания сообщает о неожиданной нехватке нужных компонентов для выпуска системы, что отдаляет сроки поставок. На неопределенное время.


***


Идем дальше.

Еще через неделю, уже 5 апреля, "состоялся релиз" еще одной флагманской системы виртуальной реальности, HTC Vive.

Первое время ничто не предвещало повторения ситуации с задержками. Ладно Valve, но HTC, в отличие от Facebook-Oculus, является зрелой аппаратной компанией, которой не привыкать к производству и поставкам продукции.
Но через несколько дней начала поступать информация о проблемах с оплатой покупки кредитными картами, и даже о появлении сообщений об аннулировании заказов. Сроки срываются. Производители обещают разобраться.

Становится уже не до смеха, но с проблемами по части поставок VR-систем столкнулся и такой аппаратный гигант как Samsung. Гарнитуры Gear VR, обещанные в качестве бонуса за предзаказ Galaxy S7, тоже задерживаются и поcтупят к владельцам не раньше лета.

Создается впечатление, что производство систем виртуальной реальности мистически сопряжено с некими технологическими или производственными сложностями, с которыми ранее просто не сталкивались.
Получается, что в области решения вопроса "какая система позволит-таки добраться обычным людям до виртуальной реальности в этом году" - вся надежда на Sony. Будем надеяться, что не подкачает.

В сети даже начали появляться шутки по этому поводу:

"Хотите секрет стратегии Sony для победы в гонке VR?
Ее планы коварны. Вы действительно хотите узнать?
Когда кто-то оформит заказ на VR-систему - они просто ее отправят!"



***


Подводя промежуточные итоги "по верхам" - Sony действительно имеет большие шансы на завоевание хорошей доли VR-рынка.

VR-система HTC очень хороша, позволяет ходить по комнате и комплектуется VR-контроллерами, но очень дорогая, непроста в настройке, тяжелее Oculus, да и выделить отдельную VR-комнату мало кто может себе позволить (вернее, позволить могут не только лишь все, мало кто сможет это делать). Плюс проблемы с поставками.




Oculus Rift хорош по своему - легкий, компактный, удобный в настройке и хорошо сопровождается игровыми эксклюзивами. Но нужен мощный дорогой компьютер, а проблемы с поставками и отсутствие контроллеров отдаляют опыт настоящего погружения на неопределенное время.




PlayStation VR не претендует на пальму первенства по характеристикам, но способна задавить конкурентов стоимостью, сервисом и поддержкой. Остается дождаться лета, когда первые системы покажут на выставках, и осени, когда новинка поступит в продажу.




Оставайтесь с нами и до новых встреч!