[Ретроспектива] «Звездные войны: Скайуокер. Восход» и «Мандалорец»: что-то кончается, что-то начинается

Новая надежда или Disney наносит ответный удар?

Libris

Давным-давно в далекой-далекой галактике...

25 мая 1977 года - возможно, важнейшая дата в истории поп-культуры, одна из тех, что делит мир на до и после. Именно в этот день вышли «Звездные войны», тогда еще без подзаголовка «Эпизод IV - Новая надежда». Рядовой блокбастер, вышедший в ограниченный прокат в США, мгновенно стал культурным феноменом. Незатейливая история о пареньке с фермы, принцессе, старом рыцаре и тирании в антураже космических войн заработала $775 миллионов (при бюджете в $11 миллионов), став самым кассовым на тот момент фильмом (с учетом инфляции лента и сейчас занимает четвертую строчку), взяла шесть «Оскаров», правда, в технических номинациях, хотя претендовала и на главные, и стала одним из первых фильмов, включенных в Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса (аналогичной чести удостоился и саундтрек картины, написанный композитором Джоном Уильямсом).

Даже в одном из номеров советской «Литературной газеты» за тот год появилась заметка о ленте «режиссера Джорджа Люкаса “Война звезд”», повествующей о «круглолицей принцессе, деревенском юноше, старом рыцаре Круглого стола, человеке-обезьяне и двух роботах».

Чем был обусловлен успех «Звездных войн»? Сложно сказать, вероятно, совокупностью мельчайших деталей, сложившихся, однако, в единую цельную картину. С одной стороны Джорджу Лукасу удалось просто оказаться в нужное время в нужном месте, с другой - режиссер и сценарист сумел подобрать актеров, тогда еще неизвестных (без «Новой надежды» карьера Харрисона Форда могла бы закончиться, толком не начавшись), зачастую неопытных (за исключением, например, Алека Гиннеса и ряда актеров второго плана), но сумевших вжиться в образы и вызвать у зрителей симпатию. Хотя ни Марк Хэмилл, ни Кэрри Фишер в итоге так и не стали голливудскими звездами первой величины. Отдельно стоит отметить музыкальное сопровождение - эталонный образчик идеального саундтрека, еще одна жемчужина.

Позднее вышли «Империя наносит ответный удар» и «Возвращение джедая», не повторившие успех оригинала в полной мере, но также тепло принятые все возрастающей армией поклонников. Лукас при этом отступил от непосредственно режиссуры и написания сценария. Казалось бы, ничего необычного, на том все и должно было закончиться. Однако же не закончилось.

Еще до премьеры фильма вышла новеллизация за авторством уже успевшего написать несколько работ по «Звездному пути» Алана Дина Фостера (на обложке при этом красовалось имя Лукаса), а издательство Marvel затем адаптировало картину в формате комикса. Следом вышел роман Фостера «Осколок ока разума», который должны были экранизировать в случае, если «Новая надежда» провалится в прокате. Но из-за громкого успеха о книге забыли, однако именно она и положила начало расширенной вселенной - не уникальному явлению, но проявившемуся в данном случае во всей красе, во многом определившему успех франшизы.

Поработать над ней успел и автор цикла «Шаннара» Терри Брукс, и Роберт Сальваторе, хорошо известный фанатам «Забытых Королевств». Десятки писателей забрались в самые отдаленные уголки далекой-далекой галактики, в ее прошлое и будущее. Иногда их заносило, но есть и качественные произведения - «Плэгас» Джеймса Лусено о плане ситхов и становлении Коса Палпатина/Дарта Сидиуса, Императора или Тимоти Зан, создавший гранд-адмирала Трауна, одного из самых проработанных и интересных персонажей «Звездных войн». В комиксах нашлось место и для истории зарождения джедаев (серия «Заря джедаев»), начавшейся в 36453 ДБЯ.

Сам Лукас также не был готов расстаться со своей вселенной, так что в 1999 году вышла «Скрытая угроза», благо и технологии наконец позволили развернуться. Затем настал черед «Атаки клонов» и «Мести ситхов». Актерский состав украсили Лиам Нисон, Сэмюэл Л. Джексон и Юэн МакГрегор, который вошел в третьем эпизоде в образ не хуже, чем в свое время Харрисон Форд. Не столь часто актеры так удачно вписываются, взять хотя бы Роберта Дауни-младшего, буквально слившегося с Тони Старком. Не всем новая трилогия пришлась по душе, она действительно отличалась по духу от предыдущих фильмов, да и упор был сделан на шагнувшие вперед технологии. И все-таки это были все те же «Звездные войны», пусть и в новой обертке. Поработать режиссер успел и над оригинальной трилогией, изрядно ее доработав. Самыми известными примерами стали сцены с Ханом и Гридо в кантине Мос-Эйсли на Татуине из «Новой надежды» и эпизод с призраком Силы Энакина Скайуокера из «Возвращения джедая», куда в итоге вставили Хейдена Кристенсена.

«Звездные войны» никогда не могли похвастаться идеально выверенным и продуманным сюжетом, чего стоит только возвращение Дарта Вейдера на светлую сторону после убийства двух миллиардов человек вместе с целой планетой, не говоря уже о прочих злодеяниях. Хватает и других несостыковок. Но это оказалось не столь важно, ведь в конечном итоге за счет расширенной вселенной сложно найти иную столь же проработанную фантастическую или фэнтезийную вселенную.

На малых экранах франшиза была представлена лишь тепло принятым мультсериалом «Войны клонов» Дэйва Филони (вскоре, после закрытия и длительного перерыва, выйдет заключительный, хотя, быть может, и нет, сезон). Но он выдохся достаточно быстро, каждый следующий проект деградировал как в плане сюжета, так и в плане анимации. Возможно, из-за упора на более юную аудиторию. Так или иначе, ни «Повстанцам», ни «Сопротивлению» не удалось повторить успех «Войн клонов».

Не миновало повальное увлечение и игровую индустрию. Началось все в 1982 году со Star Wars: The Empire Strikes Back от Parker Brothers для Atari 2600, в которой необходимо было защитить базу «Эхо» на Хоте от AT-AT, управляя сноуспидером. Как и в случае с книгами, некоторые игры создавались, внезапно, для выкачивания денежных средств из фанатов, но геймеры полюбили и навсегда запомнили экшен/шутер-серию Jedi Knight о Кайле Катарне и его ученике, сетевой шутер Battlefront, переносящий на самые известные поля сражений времен Войн клонов и Восстания. А RPG Knights of the Old Republic от BioWare породила целый новый пласт вселенной, известный как Старая Республика. Позднее сценарист Дрю Карпишин напишет «Трилогию Бэйна», одно из лучших произведений по «Звездным войнам», описывающее важнейшую веху в истории ситхов и всей галактики, появление Правила двух, обеспечившего, пусть и через много веков, триумф темной стороны. Не говоря уже о столь любимом фанатами Реване, которому писатель также посвятил роман.

Не стоит забывать и о двух MMORPG - Star Wars Galaxies 2003 года и The Old Republic 2011 года. Последняя здравствует и ныне, но, увы, по большей частью оказалась разочарованием, как для издателя, так и для поклонников. От ММО-проекта по такой вселенной ждешь свободы, атмосферы, лора. С двумя последними пунктами проблем не возникло, боевая система тоже в целом ничего (хотя, опять же, предпочтительнее было использовать нечто более динамичное и захватывающее, вроде боевки Neverwinter), но акцент на сюжете все испортил, все-таки это MMORPG, а не RPG. История несколько вторичная, но это типично для «Звездных войн», в целом неплохая, пусть и не без огрех, особенно в дополнениях, но череда квестов - не то, чего все ждали от TOR. Сейчас франшиза в руках ЕА, успевшей выпустить две части Battlefront, не столь плохих, как принято думать, а на днях вышла и Fallen Order - сюжетное приключение о падаване Кэле Кестисе, скрывающемся от Империи и инквизиторов после Приказа 66 и чистки. Но подобная игра ничего излишне интересного из себя представлять не может, прошел и забыл.

Стоит также отметить, что мы говорим о кинофраншизе, удерживающей мировой рекорд по доходам с различных сувениров, от дешевого ширпотреба до конструкторов LEGO и фигурок стоимостью в сотни долларов.

Историю «Звездных войн» логично разделить на до и после, а рубежом стал октябрь 2012 года, когда за $4 миллиарда Disney приобрел Lucasfilm. Фанаты было воспряли духом, ведь впереди замаячили новые фильмы, но уже после первого же из них, «Пробуждения Силы» от Джей Джей Абрамса, стало ясно, что ловить здесь нечего. Бездарный и нелогичный сюжет с неуместным копированием некоторых ходов из предыдущих картин, никакие персонажи, да и актерский состав оставляет желать лучшего. Даже весьма и весьма достойному актеру Адаму Драйверу как специально подобрали столь ужасную роль, что никакой талант тут не поможет. «Последние джедаи» Райана Джонсона ничем не лучше и не хуже, господа нашли друг друга. Конечно, эти поделки окупились, ведь под таким брендом можно годами продавать даже нечто уровня «Doom: Аннигиляция». А раскол в фандоме показал, кто действительно является поклонником «Звездных войн». У Лукаса тоже было свое видение продолжения, проливающего свет на тайны вселенной и Силы, с мидихлорианами и Уиллами, но к нему не прислушались.

Казалось бы, есть расширенная вселенная. Никто не призывает строго следовать ей, но немало отличных наработок в ней явно есть. Но Disney просто вывел все это наследие из канона. С одной стороны, логично, сомнительных поделок в РВ хватало, но это не повод орудовать бензопилой вместо скальпеля. Отдельные элементы все-таки решили вернуть в канон, например, Трауна, но слив персонажа такого уровня в «Повстанцах» просто за гранью добра и зла. Его автор Тимоти Зан в новой трилогии постарался исправить эту вопиющую несправедливость, но сложно это сделать, когда ты загнан в жесткие рамки. При этом все-таки вышел вполне недурной «Изгой-один», но уже «Соло» провалился в прокате, потянув за собой планировавшиеся спин-оффы о Бобе Фетте, Йоде и Оби-Ване Кеноби. Неудивительно: откровенно слабый сюжет вкупе с исполнителем главной роли, лишенным и толики харизмы Форда, сделал свое черное дело.

Однако этот этап окончен. 20 декабря «Скайуокер. Восход» поставит точку в череде издевательств над фанатами. Свое недовольство высказать успели даже Хэмилл и Лукас, хотя последний и избегает подобных обсуждений. Вернуться на большие экраны далекая-далекая галактика должна была 16 декабря 2022 года с проектом (предположительно, о Старой Республике и зарождении Ордена) шоураннеров «Игры престолов» Дэвида Бениоффа и Д. Б. Уайсса, но не сложилось. По слухам, либо из-за контракта с Netflix, либо из-за творческих разногласий при инициативе со стороны Lucasfilm. Остаются еще продолжающий жаловаться на токсичных фанатов Джонсон, шлющий недовольных на ***, и глава Marvel Studios Кевин Файги, который как раз может выдать нечто более-менее вменяемое. Ходят даже слухи о ленте об Асоке Тано с Бри Ларсон. Недавно Кеннеди пожаловалась журналу Rolling Stones, сколько тяжко найти достойных режиссеров и сценаристов, способных создать историю с нуля, без книг и комиксов в основе (привет РВ).

Но есть и лучик света - недавно запущенный стрим-сервис Disney+, уже порадовавший зрителей «Мандалорцем» - высокобюджетным проектом с большими перспективами и достойным актерским составом (а для тех, кому и этого мало, припасли малыша-Йоду). Впереди мини-сериал о Кеноби с Юэном МакГрегором (СМИ сообщали, что к нему может быть причастен сам Лукас) и шоу о Кассиане Андоре. Возможно, на малых экранах «Звездные войны» заиграют новыми красками. Если верить слухам, то под вопросом и судьба Кэтлин Кеннеди как президента Lucasfilm (ее контракт заканчивается в 2021 году). А будущее вселенной окажется в руках Джона Фавро и Дэйва Филони, снискавших доверие руководства после работы над «Мандалорцем». Надежда умирает последней, что тут сказать… Да пребудет с нами Сила...