Splinter Cell: Blacklist

19137
37
Splinter Cell: Conviction для хардкорных фанатов серии был сродни ледяному душу – неожиданный шаг в сторону от всех основополагающих элементов, ориентирование на action-составляющую и в корне измененный игровой процесс был многими воспринят в штыки. Поговаривали даже, что серия окончательно выродилась и умерла, а Сэм Фишер стал еще одним Альтаиром, только в современном сеттинге. Поэтому все заверения о том, что в Blacklist серия вновь вернется на знакомые рельсы и даст нам стелс нашей мечты воспринимались с понятным скепсисом. И вот игра вышла, пройдена, и все, что хочется сказать – Сэм Фишер все-таки вернулся!

Начнем с того, что Splinter Cell: Blacklist – лучшее, что случалось со SC с 2005 года, когда вышла Chaos Theory. В новой игре не просто вернули нормальную возможность скрытого прохождения сценария, не заставляя нас пробивать головами противников зеркала в туалетах. Здесь сумели обосновать весь стелс, сделали Сэма «хрупким» и заставили по-новому взглянуть на необходимость прятаться в тенях. В общем, все то, чего фанатам стелс-игр так давно не хватало, здесь есть в полном объеме. Но и множеству новых элементов тоже нашлось место.


Начинается игра с отлично поставленной сцены, которую вполне можно принять за начало какого-нибудь фильма про террористическую угрозу. Хорошего фильма. Нас быстро знакомят с управлением, учат прятаться и смотреть по сторонам, а также, если мы делаем что-то не так, наглядно демонстрируют, что Сэм очень мало живет под открытым огнем и каждая прилетевшая пуля может стать для него последней. После чего мы по сюжету попадаем на борт нашего самолета, откуда и начинается уже полноценная игра.

Сюжет крутится вокруг террористической организации, которая требует вывода всех войск США со всех стран мира, иначе всем будет плохо - активируется Blacklist, список террактов. Что именно будет и какими методами пользуются террористы – вы посмотрите сами. А мы будем действовать по обстоятельствам и реагировать по мере возможностей. Бороться с противником мы будем в составе команды Четвертый Эшелон, руководство которой полностью ложится на хрупкие плечи игрока.


Наш "оперативный штаб"

Самолет, который стал нашей базой – неотъемлемая часть игры, напрямую влияющая на все, что происходит вокруг. Его можно улучшать (за огромные суммы денег), после чего нам открываются новые, жизненно важные функции, которые существенно упрощают жизнь «в поле». Например, после улучшения в арсенале можно приобрести новые виды оружия или разблокируется возможность видеть на радаре передвижения противников до того, как мы войдем в комнату.

На борту можно общаться по телефону с дочкой Сэма, чтобы получить последние новости из дому, а можно (и нужно) говорить с другими членами Четвертого Эшелона, чтобы получить больше данных о том, что происходит вокруг, а заодно выполнить для них различные задания. Кроме того, именно здесь через специальные меню мы приобретаем новую экипировку (открывается по мере прохождения), даем Сэму новые гаджеты и улучшаем доступные. Каждое улучшение дает больше способов прохождения для заданий, поэтому пренебрегать ими не стоит.


Приобретение экипировки

Жаль только, что деньги в игре получить относительно просто – за убийства, которые не видели противники, за серии устранений, за вывод врага из строя голыми руками, да и за прохождение миссии тем или иным способом нам в копилку падает сумма денег, которой по завершению миссии вполне хватает, чтобы как следует экипироваться, да и на улучшение самолета еще останется. Конечно те, кто будет проходить игру с автоматом наперевес, не заботясь о скрытности, получат меньше средств, но и вкладывать им их нужно не так активно – хорошее оружие да бронежилет взял, и пошел всех крошить. А вот на то, чтобы закупить самые лучшие средства по тихой нейтрализации противника, уже нужны существенные суммы, которые нужно заработать соответствующим способом. Тем не менее, перед выбором «взять вот это или вот то» мы встаем редко, и как правило до следующей миссии. Потом докупаем то, что не получилось в прошлый раз.

Все миссии в игре условно можно разделить на 3 группы. Доступ к ним открывается с общей карты на борту нашего самолета, выбор почти всегда достаточно богат и, хотя прохождение по сути линейно, зачастую можно не торопиться вперед по сюжету, а сделать побочное задание и посмотреть, что будет и какие бонусы можно из этого вынести. Итак, у игрока есть доступ к заданиям, которые продвигают сюжет, миссиям для своих соратников и многопользовательским сражениям.


С сюжетными миссиями все просто. Мы попадаем в определенную точку мира с каким-то заданием, выбираем экипировку и стараемся пройти эту части истории, попутно собирая всякие бонусные вещи вроде флэшек с информацией, чтобы получить денежный бонус. Каждая миссия разбита на чекпоинты, так что если играешь на легком-нормальном уровне сложности можно смело выйти после очередной контрольной точки из игры и потом загрузиться прямо в нужное место, чтобы закончить миссию. Такие задания хорошо прописаны, цели в них меняются по мере прохождения, так что занятие это достаточно увлекательное. Например, если рассматривать одну из первых миссий (чтобы не спойлерить), то мы сначала можем искать определенного человека, затем спасти его, а потом уже попадаем в ловушку и из стелс-экшена игра переквалифицируется в хардкорный экшен, где даже на нормальном уровне сложности одна пуля станет последней, и нужно сдерживать атаки врага.

Миссии для Четвертого Эшелона скроены по другим лекалам. Во-первых, они подразумевают кооперативное прохождение. Можно, конечно, заняться этим и в одиночку, но тогда все будет сложнее и часть игрового уровня банально не будет использована. Подходишь к двери, в общем, и видишь табличку «нужен второй игрок», что не очень приятно. Эти миссии разные – кто-то потребует абсолютно скрытого прохождения, чтобы нигде ни разу не включилась тревога. А кто-то наоборот будет рад массовому отстрелу всех и вся. И чекпоинтов здесь, как правило, просто нет – делай все и сразу.


Многопользовательский режим Spies vs. Mercs (шпионы против наемников) представляет собой ассиметричные сражения, в которых тяжело вооруженные и хорошо экипированные наемники сражаются (с видом от первого лица) с легковооруженными, но более быстрыми шпионами (у этих вид от третьего лица). Режим предлагает классическую 2х2 и новую 4х4 версии, где шпионы должны хакнуть терминал, а наемники его защищают. В классическом режиме нет кастомизации и каждая ошибка твоего напарника является почти гарантированной смертью обоим, а в 4х4 есть простор для действия.

Также доступны режимы Extraction (4х4, шпионы должны защищать данные, а наемники будут пытаться их заполучить), Uplink Control (3х3, смешанные команды, захват контрольных точек) и Team Deathmatch (4х4, смешанные команды, убийства до победного конца). Все режимы получились крайне интересными, карты хорошо продуманы, играть весело. Не знаю, насколько долго мультиплеер будет востребован, но пока бросать его и переходить в другие игры желания нет.


Выбираем нужный "девайс"...


...с помощью камеры отвлекаем внимание и пускаем газ...


...и добиваем противника

Теперь что касается геймплея в основной части игры. Это очень удачный сплав из стрельбы и стелса. То есть игра дает возможность большую часть проблем решить разными способами, и это отражается не только в том, что геймплей строится специфическим образом, из-за чего есть вариант кого-то убить, а кого-то просто оглушить. К целям есть множество путей подхода, ситуация на уровне постоянно меняется, так что приходится быстро думать и реагировать. Гаджетов очень много, они позволяют как просто уничтожить группу врага, так и привлечь к себе внимание, чтобы потом взорваться или пустить ядовитый газ. Но при этом игра все же больше тяготеет к скрытому прохождению, при котором мы будем большую часть времени проводить в тени, а не изображать из себя Рэмбо. Идти вперед, с автоматом наперевес, и закидывать всех гранатами тут просто не дадут. Даже на самом легком уровне сложности. И вот за это хочется сказать всем тем, кто делал Blacklist, большое человеческое спасибо.

Графически игра выглядит очень впечатляюще. Я играл в РС-версию на своем Intel Core i5-3470, с 8Гб памяти и видеокартой GeForce GTX 670 – на этом железе игра при максимальных настройках стабильно демонстрирует 75 кадров в секунду при Full HD разрешении, чего вполне достаточно для комфортной игры. Настраивал я игру через NVIDIA GeForce Experience, где настройки появились в день выхода проекта на прилавки магазинов.

Чтобы обеспечить качество картинки на современном уровне в игре используется ряд технологий от NVIDIA, поэтому владельцы современных GeForce будут довольны. Тесселяция обеспечивает правильную геометрию объектам и сглаживает их, убирая лесенки из текстур. TXAA сглаживает движущиеся объекты на экране, в том числе людей, животных и окружающую их технику. Работу над тенями взяла на себя технология HBAO+, обеспечивая им нужную глубину и резкость. В тенях мы проводим большую часть игры, поэтому этот элемент был особенно важен и хорошо, что он реализован на соответствующем уровне.


Что не очень порадовало, так это анимация некоторых персонажей и качество проработки всех, кто не является Сэмом Фишером. На его фоне персонажи смотрятся «не очень», а некоторые второстепенные личности, которые появляются в нашем прицеле на несколько секунд, так вообще могут претендовать на звание «буратина года». Но зато к самому Сэму и всем его гаджетам претензий никаких нет и быть, кажется, не может.

А насчет озвучки, кроме «все отлично и голоса хорошо подобраны» хотелось бы еще сказать о том, что (по крайней мере в англоязычной версии) все противники говорят на том языке, на котором и должны. Т.е. если мы сталкиваемся с врагами из России, то и говорят они по-русски.


В общем, всем фанатам шпионских боевиков, стелс-игр и серии Splinter Cell играть в Splinter Cell: Blacklist нужно. Это штучной работы игра, в которой органично сплелись элементы боевика с настоящим, не прощающим ошибок, хардкорным стелсом. Хорошая режиссура, качественная подача, отличная картинка, разнообразие миссий, большое количество задач, кооперативные задания и разнообразный мультиплеер – чего еще желать? Разве что достойного продолжения, которое бы было, как минимум, не хуже.