Stellaris - Космос и растения

access_time 15 августа 2016 remove_red_eye 6022 question_answer 13

Из года в год компания Paradox выпускает сложные стратегические проекты, которые всегда находят свою аудиторию и являются, пожалуй, лучшими в своем жанре. Но в 2016 году разработчики удивили всех, создав новую стратегическую игру про космос, которая смогла увлечь множество самых разных геймеров, и совместила в себе все присущие массовым играм элементы с фирменной сложностью. Stellaris стал хитом, заслуживающим вашего пристального внимания. И раз лето заканчивается, а значит впереди нас ждет множество длинных осенних вечеров, этот проект будет отличным поводом провести как минимум часть из них, ведя свою космическую цивилизацию к громким победам.

Поводом, которого я ждал, чтобы начать играть, была не какая-то геймплейная механика, которой мне не хватало со старта, а сугубо косметическая «фича» в виде расы разумных растений. Создатели игры выпустили Plantoids Species Pack, который я ждал больше всего, и я тут же окунулся в перипетии покорения космических просторов, ведя свою армию разумных мухоловок к безоговорочной победе над другими белковыми формами жизни!


Тут нужно отметить, что данный пак не является обязательным к покупке. Это сугубо косметический набор из портретов для расовых лидеров, визуального стиля для кораблей и города. По большому счету это — все, что предлагает набор. Никаких специфических расовых черт, особых механик, сюжетных линий данное DLC не содержит. И поэтому, если у вас нет острой необходимости играть именно за растения, то его можно или пропустить, или взять на распродаже. Хотя, возможно, вы захотите таким образом поддержать разработчиков дополнительными деньгами.

Итак, если говорить о самой игре в целом, то перед нами большой качественный симулятор управления космической Империей. Начинается путь нового космического Императора с малого — одна домашняя планета, несколько кораблей с военными и поселенцами, а вокруг полная неизвестность. Пока нас обучают самым азам управления, мы успеваем колонизировать какой-то ближайший мир, наладить самую примитивную инфраструктуру на планетах, исследуем ближайшие пятачки космоса, чтобы потом уже выскочить на галактическую арену, как пробка из бутылки.


Пока длится вступительная фаза и мы развиваемся сами, без каких-то серьезных помех, все в игре кажется размеренным и даже монотонным. Хочется укутаться в плед, взять в руки чашку с кофе и насладиться вечером в компании неспешно летящих по своим делам корабликов, читая отчеты с обустраиваемых под твоим руководством планет. Но затем игра переходит некую абстрактную черту, на пороге вашего дома появляется еще одна разумная раса, и события начинают со страшной скоростью разгоняться.

Мало того, что приходится присматриваться к новым соседям, пытаясь предугадать, как они поведут себя в дальнейшем, так еще и внутри собственной космической Империи, еще молодой, но уже весьма к этому моменту объемной, начинаются проблемы. Нельзя уследить за всем происходящим, нельзя полностью контролировать все происходящие в игровом мире процессы, и приходится разделять свое внимание, отдавая часть планет на попечение помощников, которые должны, в теории, обеспечить нам надежный тыл.


Конечно, ведут себя они совсем не так, как бы вам хотелось — иногда губернатор, поставленный на «прибыльное» место, которое постоянно снабжает наши поселения нужными ресурсами или деньгами, творит какое-то непотребство и вместо хорошего «урожая» мы получаем дырку от бублика. А иногда, наоборот, нас могут обрадовать, и поставленный в качестве «затычки» на совсем убыточную галактику чиновник творит чудеса и оказывается более эффективен, чем кто-то из «богатых районов». Пока с ним не случится какой-то несчастный случай или просто он не начнет делать что-то во вред всей вашей Империи регулярно, и придется его менять.

Техническая сторона тоже нуждается в вашем внимании, и вот развитие технологий уже не получается отдать на откуп кому-то, а нужно самому смотреть, как прогрессирует ваша раса и какие технологии открываются с уровнями. Все дальнейшее развитие зависит не только от вашего выбора в процессе исследований, но и от того, какие особенности для расы вы взяли в самом начале, при генерации новой кампании. А поскольку каждый новый заход с нуля позволит выбрать что-то новое или опробовать какую-то необычную связку талантов, то и от сессии к сессии игра будет работать совершенно по-разному. С хорошей долей непредсказуемости.


Но полностью переключиться на возню со своими планетами не дают успешные противники, которые могут неожиданно заполонить всю галактику, не оставляя места для нашей дальнейшей экспансии. И приходится или запускать шестерни войны, клепать большой флот и идти покорять тех, кто вам особо не нравится (хотя игре все равно, кого вы захотите покорять — останавливать вас не станут, воюйте на здоровье), или же развивать дипломатический аппарат, идти на уступки, помогать одним расам, объявлять ультиматумы другим и игнорировать третьи.

Тут тоже очень много нюансов, которые могут разниться в каждой игровой партии. К примеру, в одной из них вы можете огнем и мечом наводить порядок на планетах, зачищая аборигенов и категорически не терпеть присутствие других рас в своем секторе, причем при полной поддержке популяции планет. А в другом заходе вы с теми же стартовыми условиями, но другим развитием по ходу игры, уже не сможете так сделать, потому что общество хочет терпимости и готово принимать беженцев и разбавлять свою кровь инопланетными субстанциями. Все зависит от вас.


Политическая система работает в полную силу, позволяя создавать альянсы (тем самым накладывая ряд ограничений на действия как других игроков, так и свои собственные), влиять на политическую карту всего космического пространства, торговаться, даже воевать с помощью общего флота содружества, а не только своими собственными силами.

Но вот сама война оказывается не так интересна, как социальное взаимодействие. И часто сводится к большой свалке кораблей, которые дерутся без вашего непосредственного участия в боевых действиях. Конечно, хотелось бы поуправлять кораблями и там, в бою, но не пристало диванному Императору лично распоряжаться каждым торпедным катером в космическом пространстве — для этого у него есть эффективные (когда повезет) помощники.


Stellaris это проект удивительных возможностей, генерирующий интересные истории на регулярной основе. Он из ряда тех стратегических игр, где боишься пропустить любой текст, но даже не потому, что это может не просто привести к каким-то катастрофическим последствиям (к примеру, вы проигнорируете отчет об угрозе, надвигающейся на сектор, просто потому, что кликнули мышью и занялись чем-то другим, более увлекательным в данный момент). Просто это очень интересно, и не хочется лишать себя удовольствия узнать что-то еще и поучаствовать в какой-то авантюре, к примеру.

Эту игру очень интересно смотреть, чем многие и занимаются, боясь утонуть в таблицах, графиках и отчетах. Но играть, если разберешься в процессе, все равно гораздо занимательнее.

Разработчики развивают игру постоянно и бесплатно, лишь бы вы купили «основу». Косметическое DLC с растениями является просто возможностью поддержать игру и получить набор картинок, в то время как все важные апдейты, новые игровые механики и различные исправления выходят без дополнительной платы, по крайней мере на сегодня. Помимо этого, игра поддерживает модификации и у нее активное моддерское сообщество, так что если даже вы наиграетесь в основную версию (что займет не дни, а месяцы, пока все не изучишь), вам всегда будет чем порадовать себя с помощью модификаций. Некоторые из них меняю проект практически до неузнаваемости.


Конечно же, игра не без некоторых недостатков, но на фоне огромного количества положительных качеств нюансы, упрощения и странные механики, которые не всегда работают так, как надо, попросту теряются. Да, может быть кому-то не хватит каких-то тактических элементов или политических и социальных рычагов, но большинство игроков, особенно не избалованных сложными проектами вроде Europa Universalis (с гораздо более высоким порогом вхождения), будут довольны и тому, что предлагает игра сегодня.

Так что, если вы пропустили проект на старте, сейчас, после нескольких больших обновлений, не взять Stellaris и не окунуться в галактическую войну сможет только игрок, полностью равнодушный к этому жанру. Впереди нас ждет долгая осень и зима, а это идеальное время, чтобы основать сотню новых колоний и начать экспансию, утопить галактику в крови или мирным путем стать единственным правителем во вселенной. Все в ваших руках.