World of Warships - Поговорим о авианосцах

22088
3
Видео вариант статьи



Небольшой экскурс в историю

Родиной авианосцев, вне всяких сомнений, является Англия. Англичане упорно искали способ борьбы с дирижаблями над Северным Морем, гидросамолеты не могли справиться с этой задачей из за своей требовательности к состоянию моря при взлете и посадке, оставалось только одно - пробовать поднимать самолеты с палубы корабля. Для переоборудования англичане выбрали легкий крейсер Фьюриес. Не буду вдаваться в подробности, но первоначальные эксперименты оказались не особо удачные, однако полученный в ходе экспериментов опыт показал, что любой крупный корабль может быть переоборудован в авианосец. В ходе экспериментов над Фьюриесом в 1918 год вступил первый гладко-палубный авианосец Аргус - по сути, первый в мире авианосец классической компоновки. Однако, несмотря на все вышесказанное, у британцев не было какого-то четкого понимания о том, какую пользу могут принести авианосцы, по мнению одних офицеров, авианосцы должны были взаимодействовать с линейным флотом и обеспечивать линкорам воздушную разведку и истребительное прикрытие, другие предсказывали авианосцам будущность рейдеров, палубные самолеты в таком случае должны были обнаруживать суда, а авианосец - топить их артиллерийским огнем. Думаю, не надо говорить о том, что в тот момент никто не верил в способность палубных самолетов уничтожать корабли самостоятельно. Именно в соответствии с вышеназванными концепциями в конце двадцатых годов было заложено два авианосца - Гермес в Англии и Хосё в Японии, это были небольшие быстроходные корабли с 20-25 самолетами на борту.



Авианосец «Акаги» (яп. 赤城) Военно-морской арсенал в Куре, 6 апреля 1925 г.

Самое любопытное в истории авианосцев что они получили распространение только благодаря большой политике. Из за вашингтонского соглашения в 1922 году, вводившего лимит на кол-во линейных кораблей для различных флотов, под угрозой оказалось новейшие линейные корабли уже находящиеся в процессе постройки в этих странах. Фактически этим почти готовым кораблям угрожало пойти на лом и именно в поисках возможностей для спасения тех ресурсов, вложенных в их производство вспомнили о экспериментах над Фьюриесом, в результате началась массовая переделка линкоров и линейных крейсеров в авианосцы.

Еще раз подчеркну, что целью было не получение какого-то необходимого флота корабля, а именно спасение вложенных средств - так появились Лексингтон и Саратога в США, Акаги и Кага в Японии, Коуражес, Глориус и Игл в Англии, а также Бим во Франции. В результате моряки получили корабли, которые они не просили и не знали, как их использовать, для ведения разведки их авиагруппы были слишком большие, скорость хода превышала, как правило, эскадренную скорость главных сил флота, а живучесть кораблей, набитых авиационным бензином и боеприпасами, оставляла желать лучшего.



Авианосец «Кага» (яп. 加賀) Неподалеку от Икари, 1930 г.

Стремясь избавиться от обузы в виде авианосцев, адмиралы требовали установки на них тяжелой артиллерии. Логика была проста - этот корабль для нас совершено бесполезен, так пусть хоть не отвлекает для своего охранения нормальные корабли. Установка тяжелой артиллерии, конечно, не способствовала увеличению авиагрупп этих кораблей. Как результат - корабли вышли большими, дорогими и недостаточно эффективными. Забавно, но именно появление этих кораблей подстегнуло авиаконструкторов заняться разработкой палубной авиации.

Дальше углубляться в историю мне не хочется, но стоит отметить, что из-за пресловутого вашингтонского соглашения страны-участники зачастую строили корабли ощутимо ... эээ ... скажем так, слабее тех, что могли бы себе позволить. Ярким примером тут является Япония, имеющиеся у японцев Акаги, Кага и Хосё съели две трети отведенного авианосцам водоизмещения, и два следующих авианосца - Хирю и Сорю - им пришлось втискивать в оставшиеся 30 тысяч тонн. Результатом стал отказ от бронирования и, соответственно, снижение живучести этих кораблей ради увеличения численности авиагруппы. В дальнейшем, конечно, японцы отбросили договорные ограничения, и Сёкаку с Дзуйкаку были гораздо большего водоизмещения и с лучшим, чем у Сорю и Хирю, бронированием. Именно поэтому в игре может оказаться так, что вроде бы более поздние авианосцы окажутся по линейке развития ниже более ранних моделей.



HMS «Hermes» 1934 г.

Какие вообще бывают авианосцы?

В 1941 году в мире не было четкой системы классификации авианосцев. Англичане разделяли их на просто авианосцы и конвойные, Американцы и Японцы выделяли три класса: тяжелые, легкие и конвойные. В игре разработчики разделили авианосцы также на три типа: тяжелые/ударные, легкие и конвойные. В реальности подобная классификация не была сколь-нибудь эффективна. Но попробую внести некую ясность: тяжелыми авианосцами называются корабли с авиагруппой более 60 самолетов - то есть Хирю и Сорю относятся именно к тяжелым авианосцам при их водоизмещении около 20 тысяч тонн, а вот Синано водоизмещением в 70 000 тон будет, видимо, относиться к легким авианосцам с его авиагруппой в 40 машин. То есть, говоря о авианосцах, их разделяют именно по размеру авиагрупп, а не по водоизмещению.

Но с учетом того что в игре разработчики уже заявили о том, что хит поинты кораблям будут начисляться в зависимости от водоизмещения, вполне возможно, что они понимали под тяжелыми авианосцами именно корабли большого водоизмещения, тем более что в их классификации отсутствуют средние по авиагруппам авианосцы, а есть только легкие и тяжелые. Также любопытно, что разработчики почему-то решили уточнить, что тяжелые авианосцы будут ударными, а это уже классификация по задачам, которые должен выполнять авианосец, но на всякий случай замечу, что почти все крупные авианосцы второй мировой являются как раз-таки ударными. Для ударного авианосца самой важной характеристикой является размер авиагруппы, в жертву этому параметру приносились скорость и бронирование.



Рендер авианосца «Дзуйкаку» (яп. 瑞鶴)

И еще более странно, что разработчики почему-то решили добавить в игру эскортные авианосцы, которые в реальности были предназначены для сопровождения конвоев и других не быстроходных соединений и организации противолодочный и противовоздушной защиты таких соединений. Иногда подобные авианосцы могут называть многоцелевыми поскольку при нехватке кораблей они могут выполнять роль ударного или линейного авианосца. Что касается линейных авианосцев, то их в игре пока не будет, поскольку подобные корабли строили только Англичане, основная задача линейного авианосца - это действие в составе смешанной эскадры и обеспечение пво. В отличие от ударных авианосцев линейный отличался лучшим бронированием, и его авиагруппа, как правило, состояла только из истребителей.

О возможной тактике авианосцев


Конечно же, разработанные японским или американским штабами планы вряд ли подойдут игрокам из-за определенных игровых ограничений. Однако некоторые детали вполне могут оказаться полезными. Попробуйте представить себе следующую ситуацию: вы управляете авианосцем и ваш друг тоже, у вас на борту 9 эскадрилий (именно такое число разработчики назвали максимальным), 4 эскадрильи торпедоносцев, 2 эскадрильи пикирующих бомбардировщиков и 3 эскадрильи истребителей. Самолет-разведчик с союзного линкора докладывает об обнаружении авианосца противника на другом конце карты под прикрытием двух эсминцев и крейсера.



Если мы хотим его уничтожить, очевидно, что нам надо отправить как можно больше самолетов в эту область, чтобы нивелировать действия ПВО, но эскадрильи не будут запускаться в воздух моментально, как и в реальности, то есть между тем моментом, как в воздухе окажется первая эскадрилья, и последняя пройдет значительный отрезок времени, и, как следствие, у первой эскадрильи будет уже израсходована часть топлива, что ограничит время её пребывания в воздухе и радиус действия, отодвигая точку невозврата все ближе к вашему авианосцу, и это в игре полностью реализовано. Чтобы повысить дальность действия своих авиагрупп, японцы использовали тактику двух волн, посылая самолеты двумя волнами с нескольких авианосцев, это требовало невероятной слаженности в действиях командного состава. То есть, грубо говоря, в ситуации, описанной мной выше, единственным верным решением является применение японской тактики, только подняв часть эскадрилий, вы сможете дотянуться до вражеского авианосца, и только координируя свои действия с другим авианосцем, вы сможете обеспечить достаточную численность эскадрилий для прохода через плотную ПВО кораблей охранения.

Также небольшим трюком является и то, какие именно эскадрильи поднимать первыми, ведь у самолетов разная скорость, и те же истребители с легкостью догоняют бомбардировщики и торпедоносцы, что опять-таки реализовано в игре. Давайте снова рассмотрим на примере, допустим, торпедоносцы у нас Б5Н2 с крейсерской скоростью в 255 км/ч, пикирующие бомбардировщики Д3А с крейсерской скоростью 295 км/ч и истребители и истребители А6М2 Зеро с крейсерской скоростью 330 км/ч. Правильным решением будет поднять две эскадрильи Б5Н2 и отправить их к цели, следом за ними поднять эскадрилью Д3А, которая догонит в процессе наши торпедоносцы, и последней поднимать эскадрилью зеро, а то и две, в зависимости от дальности, на которой находится наша цель для прикрытия наших торпедоносцев и бомбардировщиков. Такой вот небольшой хитростью мы вновь экономим время на сбор своих эскадрилий и увеличиваем дальность действия. Надеюсь, примеры вышли удачными, и вы начинаете понимать, что авианосец - это не арта и посчитать и подумать вам ой как придется. В реальности также немаловажной была скоординированность действий эскадрилий торпедоносцев для атаки корабля с нескольких сторон, чтобы исключить возможность промаха при торпедной атаке, но будет ли что-то подобное в игре, пока не ясно.


Авианосец «Акаги» (яп. 赤城) в игре

Известная на текущий момент информация о авианосцах в игре

Авиагруппы своих кораблей игроки будут формировать сами. По принципу "самолёт Х занимает N очков пространства, у авианосца всего Z этих очков." Авиагруппа будет разбита на несколько эскадрилий (пока планируется 9, но возможно и меньше). Эскадрильи будут конфигурироваться игроком в ангаре (тип эскадрильи, тип самолёта, число машин в эскадрилье и т.п.). Часть самолётов можно будет оставить в резерве. В бою самолёты взлетают, садятся и управляются только поэскадрильно. Т.е. на миссию можно будет направить Х эскадрилий (но не Y самолётов). В случае потерь эскадрильи могут быть пополнены из машин резерва (если таковые есть). Будет возможность выдачи императивов действий эскадрильям. У самолетов не будет показателя хит поинтов и, как следствие, повреждений, то есть либо сбили, либо не сбили. Пока что предполагается, что оснащение авианосцев будет выбираться перед боем в доке, то есть ситуации, какая произошла с японцами при Мидуэи, где они долго меняли подвесное вооружение на своих самолетах в игре, удастся избежать. Авиагруппы авианосцев будут что-то вроде расходников: если мы теряем их в бою, то после боя их придется докупать. Даже после уничтожения вашего авианосца посланные вами эскадрильи продолжат выполнять поставленные задачи. При израсходовании топлива вы будете получать доклад командира эскадрильи об этом, и авиагруппа будет автоматически возвращаться на авианосец, однако у вас будет возможность приказать продолжить атаку или движение к цели, однако рассчитывать на возвращение этой авиагруппы уже не приходится.

Командиры эскадрилий будут в чем-то сродни членам экипажа в танках и иметь свои специализации. Авианосцами можно управлять как любым другим кораблем, однако у авианосцев будет доступна специальная камера, позволяющая наблюдать за всем сверху и удобно управлять эскадрильями. Заставлять АВ выдерживать курс и скорость при взлёте и посадке не планируется, то есть во время подъема авиагруппы и принятии мы можем маневрировать, как угодно уклоняясь, к примеру, от торпедной атаки. Вполне возможно, что в игре появятся и ранние реактивные самолеты.


Авианосец «Дзуйкаку» (яп. 瑞鶴) в игре

На этом пожалуй все, надеюсь вам было небезынтересно, спасибо за прочтение!