Call of Cthulhu: Темные углы Даркуотера

Обзор игры Call of Cthulhu вызывает двоякие впечатления.

24141
18

Чтобы найти человека, который не слышал о Ктулху, наверное, придется постараться. Во всяком случае, при условии, что этот человек — уверенный интернет-пользователь со стажем, либо не менее уверенный читатель. Ведь именно писателю, а конкретно — Говарду Филлипсу Лавкрафту, в его полубезумную голову пришла фантазия о спящем на дне Тихого океана божестве, которое, несмотря на это, вполне в состоянии влиять на умы людей.

Как это зачастую бывает с гениями, Лавкрафт рано ушел из жизни, не дождавшись повсеместного признания, и фактически без денег. Зато после смерти писателя его произведения очень шустро приобрели культовый статус. И, как не сложно догадаться, особого внимания заслужил все тот же Ктулху, породив кучу мемасов, а также став героем сначала настольных, а потом и компьютерных игр.  

Интересный факт: именно из настолки Call of Cthulhu в сурвайвал хорроры перекочевала механика «безумия», которая по сей день активно используется.

В остальном же из «именных» ктулховских игр на ум приходит разве что Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth — неплохая, каноничная, но это было так давно, что уже почти неправда. Освежить идейку взялась французская студия Cyanide Studio (Styx: Master of Shadows, Space Hulk: Deathwing), и с 30 октября 2018 года можно ознакомиться с тем, что у нее получилось. Мы, разумеется, попали в игру пораньше и спешим поделиться с вами впечатлениями.

И они, стоит отметить, двоякие.    


Естественно, надо отдать должное авторам, которые с должным почтением отнеслись к первоисточнику: тут и повествование ведется по главам, и временной отрезок вполне аутентичный, и даже механика «безумия» присутствует. Собственно, играя в Call of Cthulhu, зачастую возникает ощущение, что читаешь книгу. Но не лавкрафтовскую, нет, это, скорее, какой-то местами не очень складный фанфик — отторжения не вызывает, однако есть нюансы.

Детективная составляющая (водился такой грешок за Лавкрафтом) начинается с того, что в роли главного антагониста игры выступает частный детектив. Эдвард Пирс явно задумывался как человек со сложным прошлым, о котором нам вскользь сообщают в дневнике: воевал, повидал на войне всякого, приходится пить «волшебные» таблеточки и основательно закидываться бухлом, чтобы окончательно не вырвало колпак. В таком состоянии его и находит богатый промышленник Бостона Стивен Уэбстер.

У него недавно в пожаре погибла дочь — художница Сара Хокинс — причем, вместе с мужем и сыном. Полиция все списала на несчастный случай и дело закрыла, но мистер Уэбстер, который и так подозревал, что дело нечисто, внезапно почтой получил картину, написанную его дочерью незадолго до смерти, и окончательно убедился — тут что-то неладное. Короче, он предлагает Пирсу отправиться в городок Блэкуотер, где в особняке проживала чета Хокинсов, и во всем разобраться.

Эдварду терять нечего, и он соглашается. С этого, в общем-то, начинается RPG/Survival horror с элементами квеста Call of Cthulhu, и мы попробуем без спойлеров пройтись по всем заявленным составляющим.

РПГ-составляющая в игре представлена пусть и небольшим, но деревом прокачки. Пирсу можно (вернее, нужно) вкачать «Расследование», «Красноречие», «Поиск», «Силу», «Психологию», «Оккультизм» и «Медицину». Все это весьма пригодится при прохождении, более того — разнообразит его и даже повлияет на концовки. Да, насколько мы поняли (времени хватило только на одно прохождение), у игры концовка явно не одна.


Один из способов применения: в диалогах главному герою время от времени будут попадаться варианты ответов, которые требуют определенного уровня прокачки той или иной характеристики. Если уровень соответствует, можно получить дополнительную информацию или даже повлиять на ход сюжета. Но больше в этом случае влияют моменты, когда игра напрямую спрашивает игрока — делать или не делать (например, читать или не читать сомнительную книгу)?

Да, не стоит забывать, что у мистера частного детектива в любой момент может поехать кукуха, особенно, если его постоянно подвергать стрессовым ситуациям. Следить за психическим состоянием подопечного можно в специальном подразделе «Пирс» — «Рассудок». Чем больше там будет «замочков», тем более психически стабильным будет пациент. Но мы бы на это не сильно рассчитывали, рано или поздно он все равно заговорит по-ктулховски.


Вообще Эдвард Пирс — довольно нежный мужчинка: спрятался от охраны в шкафу, и тут же у него начинает плыть зрение, учащается сердцебиение, дыхание, потом он и вовсе начинает мычать что-то нечленораздельное. Короче, не частный детектив, а какое-то недоразумение. Кроме того, где вы видели частного детектива без пистолета? Это, вроде как, непременный атрибут, особенно, на работе. И, тем не менее, львиную долю опасностей Пирс стоически переносит с пустыми руками, предпочитая шкериться по шкафам.

Хоть это и тяжело, вы стараетесь не обращать внимания на столь явный идиотизм. И уже даже почти смиряетесь, когда в одной из сцен внезапно оказывается, что у Пирса ВСЕ ЭТО ВРЕМЯ БЫЛ ПИСТОЛЕТ. Выразить всю боль смогли бы только нецензурные выражения, но теперь вы по-крайней мере понимаете, почему мы назвали Call of Cthulhu не очень складным фанфиком.


Впрочем, пострелять все же дадут, и, кажется, мы понимаем, по какой причине разработчики почти всю игру игнорировали эту возможность.

Кстати, чуть не забыли, «Оккультизм» и «Медицину» придется выкачивать не стандартными ОП, которые даются за прохождение, а постоянным тыканьем носом в самые темные углы Даркуотера. Искать придется не только книжки по медицине и оккультные предметы, чтобы поднять уровень, но и улики, активные предметы и вообще — все, что подсвечивается маленьким беленьким огоньком. Занятие это, честно говоря, утомляет, так что будьте готовы изучать Даркуотер с окрестностями вдоль и поперек.

Квестовая составляющая этому будет только способствовать. Есть, конечно, довольно оригинальные и не совсем очевидные загадки (особенно запомнился квест в магазине книготорговца), но в основном придется иметь дело с тем, чтобы что-нибудь найти, куда-нибудь это присобачить, дабы что-то произошло и наш герой мог отправиться дальше по сюжету. Что характерно, здесь тоже присутствует вариативность — как правило, есть несколько вариантов чего-нибудь и куда-нибудь. За это жирный лойс.

Survival horror. Здесь все на самом деле ни шатко ни валко. Нет, в игре отыщется парочка скримеров, от которых сам бог велел припустить в штаны, но на этом, собственно, все. Те моменты, что задумывались как пугающие, на наш вкус слишком очевидно и прямо подаются, чтобы вызвать хоть какую-то реакцию, кроме сдержанного интереса. Типа, а-а-а, вон оно что, оказывается. Прикольно. Но не страшно. Даже когда за героем гонится кровожадный монстр, как-то не пронимает. Думаешь, успею ли я добежать до вооон того шкафа, или лучше сразу загрузиться, чтобы скипнуть анимацию потрошения тушки?

Ближе к концовке, аккурат тогда, когда нам все-таки дают пистолет, игра и вовсе начинает напоминать коридорный шутер. Причем, как уже упоминалось, кажется, понятно, почему на протяжении всего сюжета, Пирсу не давали в руки оружие — Call of Cthulhu явно не про пострелять. Совет: в настройках игры лучше сразу включите прицел. Нет смысла мучиться и впустую тратить патроны, никакого удовольствия от качественно прописанного хедшота все равно не предвидится — противники падают, как кегли, от одного попадания в любую часть тела.

Иногда прокатывает даже если просто рядышком пальнуть.

Резюмируя, можно сказать, что Call of Cthulhu по большей части довольна неплохая стилизация под Лавкрафта с соответствующей атмосферой, действующими персонажами, даже декорации, вроде, правильные, но что-то в ней определенно работает не так, как надо. Даже если закрыть глаза на явные дыры в сценарии, которые пытаются латать прямо у нас на глазах, все равно к игре остается куча вопросов, правда, задать их в обзоре без спойлеров не получится.

Не хотелось бы скатываться в стандартное «в книге было лучше», все-таки книга и игра раскрываются совершенно по-разному. Тем не менее, было бы неплохо, чтобы survival horror, тем более по Лавкрафту, получился по-настоящему мрачным, безнадежным и пугающим (а лучше леденящим душу). У Call of Cthulhu вышло в лучшем случае на шестерочку: все слишком в лоб и слишком предсказуемо… и все-таки достойно внимания.