[ГоХаниме] «Дитя погоды» Синкая Макото - большой шаг вперед после «Твоего имени»
Квинтэссенция аниме
Что вспоминается в первую очередь, когда речь заходит о большом аниме? «Призрак в доспехах» Ошии Мамору, «Акира» Отомо Кацухиро, и, конечно же, даже далекие от жанра зрители обязательно помянут всуе имя живого классика - Миязаки Хаяо, уже три года работающего над новым фильмом «Как ты живешь?», который поклонники, если все пойдет по плану, смогут увидеть еще через три года.
Но сегодня речь пойдет о 47-летнем японском режиссере, сценаристе, аниматоре и мангаке Синкае Макото. Одним словом, мастер на все руки, который не только снимает фильмы, но и выпускает их новеллизации и манга-адаптации. Закончив факультет литературы Университета Чуо в 1996 году, свою карьеру молодой Синкай начал в игровой индустрии: пять лет он проработал в Falcom, где занимался роликами и графическим дизайном. Параллельно Синкай трудился над первыми короткометражками.
Дебютом режиссера можно считать фильм «За облаками», вышедший в 2004 году: поделенная после Второй мировой между СССР и США Япония, трое друзей, чьи пути разошлись, и таинственная башня. Однако внимание к себе Синкай привлек в 2007 году, выпустив картину «5 сантиметров в секунду».
Но всемирная известность пришла к нему в 2016 году благодаря ленте «Твое имя» - самому кассовому аниме-фильму и японскому фильму всех времен. В домашнем прокате картина разместилась на четвертой строчке. Аниме весьма активно продвигали по всему миру, в том числе в России усилиями «Истари Комикс», пусть и не без накладок. В Голливуде Toho, Paramount Pictures и Bad Robot при участии режиссера «Нового Человека-Паука» Марка Уэбба и сценариста «Прибытия» Эрика Хайссерера уже работают над адаптацией, действие которой перенесут в США.
В прошлом году (31 октября в России) увидела свет новая работа Синкая - «Дитя погоды», которая недавно усилиями прокатчика «Вольга» вышла в домашний прокат и в нашей стране (пока только в онлайн-кинотеатрах, приобрести диск можно будет с 27 августа) с субтитрами и дубляжом от Reanimedia. И без сравнения с «Твоим именем» здесь не обойтись. В коммерческом плане лента оказалась не столь успешной, но показала более чем достойный результат, даром что продвигали ее далеко не столь активно. Увы, в магазинах не найти полноценного артбука, а фигурки не порадуют коллекционеров ни ассортиментом, ни качеством.
При этом выдвигать «Твое имя» на «Оскар» Япония в свое время не стала, а вот «Дитя погоды» заявила сразу в двух категориях - «Лучший анимационный полнометражный фильм» и «Лучший иностранный художественный фильм», впервые за 22 года после «Принцессы Мононоке» Миязаки. Однако американские киноакадемики в очередной раз подтвердили свою узколобость и ограниченность, так что картина не была даже номинирована, хотя на голову превосходит не только получившую «Оскар» «Историю игрушек 4», но и всех претендентов вместе взятых (Лавров.jpg). Увы, аниме у Академии до сих пор не в чести, разве что все тому же гению Миязаки удалось получить награду за «Унесенных призраками» в 2003 году.
Но не будем о грустном. На этом месте нужно сделать ремарку. Уж сколько я слышал восторженных отзывов о «Твоем имени» и восхвалений Синкая, которого провозгласили едва ли не новым Миязаки, что при всем таланте мастера явное преувеличение, по крайней мере на данный момент. Лично меня же фильм не впечатлил и не зацепил. Казалось бы, вот сейчас, еще чуть-чуть, но нет. Ни история, ни персонажи все-таки не смогли найти отклик в моем сердце. Так что я не торопился браться за «Дитя погоды», а от просмотра ничего особенного не ждал. Тем более приятным сюрпризом стало пришедшее на первых же минутах осознание ошибочности этой предпосылки.
Моришима Ходака - 16-летний деревенский парень, сбежавший от родителей в Токио, чтобы избавиться от тоски, но столкнувшийся с суровыми реалиями. Амано Хина - 15-летняя городская девушка, сирота, живущая вместе с братом без надзора взрослых и получившая волею судьбы способность управлять погодой, но не осознающая, что за все в этой жизни приходится платить. Случайная встреча - и их пути пересеклись, затем появились чувства, но едва герои их осознали, как потеряли друг друга, чтобы преодолеть и превозмочь все препятствия и встретиться вновь. Все это на фоне стихийного бедствия (на этот раз не землетрясения, но другой традиционной для Страны восходящего солнца напасти - непрекращающихся дождей, грозящих затопить Токио с его небоскребами) и с легким налетом мистики. Если коротко: подростки, романтика и щепотка сверхъестественного.
Казалось бы, «Твое имя» - дубль два или найдите десять отличий. Кстати, Синкай решил добавить в новый фильм Тачибану Таки - главного героя предыдущего, хотя появляется он лишь мимолетом. Но не тут-то было: на лицо кропотливая работа над ошибками и качественный скачок. Нет особого смысла распинаться относительно визуального ряда и саундтрека, здесь все отлично, как, в общем-то, и в «Твоем имени», хотя не могу не отметить дизайн персонажей, за который вновь отвечал Танака Масайоши.
В чем же отличия, сделавшие аниме более живым, проникновенным и западающим в душу? Отчасти это на уровне ощущений, которые сложно выразить словами, но я бы выделил две причины. Во-первых, удивительная синергия между визуальным рядом и историей. Облака, редкие лучи солнца - все это не просто фон, но нечто большее, дополняющее общую картину, делая ее цельной. Во-вторых, на этот раз сюжет не так закручен вокруг главных героев, как в «Твоем имени». Наоборот, возникает ощущение, что Синкай намеренно не стал вдаваться в прошлое Ходаки и Хины, мотивы и причины поступков, приведших к их встрече, вместо этого сконцентрировавшись на текущем моменте, раскрывая героев именно через него.
Зато немало внимания уделено другим персонажам, играющим важную роль в повествовании. Будь то Суга Кейсуке - побитый жизнью журналист, потерявший жену и лишенный возможности свободно видеться с дочерью. Именно он стал спасательным кругом (в прямом и переносном смысле) для оказавшегося на грани Ходоки, увидев в мальчишке самого себя в его годы, и даже рискнул собственным будущем ради парня. Или же племянница Суги Нацуми и, конечно же, Наги - младший брат Хины, пользующийся завидной популярностью у противоположного пола. Даже не столь важной для сюжета Фуми, бабушке Таки, уделено немало внимания.
Наверно, во второй части история закрутилась малость чересчур, ушла немного не в том направлении, а финал вышел несколько смазанным и нелогичным. В «Твоем имени» расставание Таки и Мицухи было вынужденным, вызванным мистической составляющей, но в «Дитя погоды» просто списывается на дурость Ходаки. Однако, само собой, в финале зрителей ждет хэппи-энд, которому, как бы это ни было банально и избито, не хватает поцелуя.
«Дитя погоды», может, и нельзя назвать безусловным шедевром на все времена, но это определенно история, милая и немного наивная, которая останется в памяти зрителей на долгие годы, найдет отклик в сердце. А уж идет ли речь о некоторой вторичности или же это авторский почерк режиссера?.. Фильм безусловно заслуженно занял верхние строчки рейтингов как среди полнометражных аниме, так и анимационных картин в целом. Приятно осознавать, что Синкай не почивает на лаврах, но двигается вперед, к новым вершинам, чтобы порадовать поклонников жанра еще более захватывающими и проникновенными историями.