Horizon Zero Dawn - На руинах старого мира
20 февраля 2017
24981
68
Наш обзор будет лишен всех спойлеров, которые бы выбивались за рамки официальных игровых видеороликов и информации с сайта игры. Мы не будем раскрывать сюжетные перипетии, ограничимся общими сведениями и не станем делать в этом материале акцент на всех возможных игровых активностях, чтобы вы могли сами погрузиться в историю с головой. Узнать больше о побочных игровых занятиях вы можете из отдельного материала.
С первого анонса и до того момента, пока Horizon Zero Dawn не был запущен на моей консоли, я не знал, чего ждать от игры. Да, как и все вы, я видел множество ярких роликов, следил за разработкой, смотрел записи геймплея, но все равно не мог заранее сформировать окончательного мнения, которое бы позволило с чистой совестью говорить о том, стоит ли игра того, чтобы делать предварительный заказ. Теперь же, когда история Элой уже для меня завершена, я могу сказать одно — перед нами один из самых крутых проектов на PlayStation 4, который сходу становится главным кандидатом на игру года и одним из лучших приключений последних лет.
Разработчики Horizon Zero Dawn хорошо знакомы всем, кто собирает PlayStation-эксклюзивы. Именно они отвечали за весьма успешную серию Killzone, 2 часть которой я считаю одним из лучших милитари-шутеров на консолях прошлого поколения в принципе. Но с Killzone: Shadow Fall, которую готовили к моменту выхода PlayStation 4 в продажу, что-то не сложилось — невероятно красивая игра оказалась такой же невероятно скучной. Проект мог бы стать новым словом в жанре, а вместо этого из-за обилия открытых пространств и не самой интересной механике стрельбы (в сингле), он забывался очень быстро, оставшись в памяти большинства игроков как «та игра, которую давали вместе с консолью». И все это, заметьте, несмотря на очень крутой мультиплеер в духе серии.
Поэтому с самого анонса Horizon закрадывались какие-то подозрения, ведь игра смотрелась просто сногсшибательно и каждый, кто видел ролики, тут же хотел получить ее себе в коллекцию. Но красивых внешне, зато не самых интересных игр, выходит достаточно много — и боязнь обжечься, особенно учитывая предыдущий проект студии, преследовала многих. Если вы читаете этот обзор до официального релиза, знайте, что опасения оказались напрасными, и готовьтесь к знакомству с новым, безумно интересным игровым миром.
Действие игры переносит нас в далекое будущее. Мир накрыла какая-то страшная катастрофа, о которой никто толком ничего не помнит и не знает, сменилось множество поколений, и мы берем под контроль девочку по имени Элой, чтобы помочь ей пройти нелегкий путь от ребенка-изгоя, не знающего ничего о своих родителях, до человека, напрямую влияющего на судьбы огромного количества других людей.
Общество будущего, которое тут представлено, давно скатилось в строй, близкий к первобытному. Представьте себе Far Cry Primal, где все общаются на нормальном языке и вместо каменного оружия и шкур используют технологические гаджеты в качестве ключевых компонентов. Например, какие-то щитки и решетки, стянутые между собой кабелями, в виде доспехов. Это не новая практика, мы в играх «про постапокалипсис» встречаем подобное часто, но в данном случае дизайнеры подошли к созданию одежды, гаджетов и оружия с креативной точки зрения и выглядит все это очень органично, идеально вписываясь в общий стиль игры.
Будущее, которое нам демонстрируют, совсем не безрадостное. Никто не помнит, ни что случилось раньше, ни как было «до катастрофы», поэтому мы смотрим на мир, который живет по своим законам. Охотники в поселениях добывают пищу, воины защищают деревни от механических монстров — жизнь кипит, и мы становимся ее частью. А старые руины давно заросли травой, в них не осталось ничего интересного, и только подземные бункеры продолжают функционировать, вызывая интерес у самых безрассудных искателей приключений.
Туториал очень качественно вплетен в игровое повествование. Все основы Элой познает в детстве, и мы вместе с ней проходим этот непростой этап в ее жизни, обучаясь скрытному передвижению в кустах, сбору ресурсов, первому крафту, охоте, отвлечению роботов, поиску путей. Всему, что может пригодится в будущем (и пользоваться этими навыками вы будете до самого конца игры). Но это не просто глупый туториал вида «нажмите Х, чтобы подпрыгнуть», а именно обучение главным функциям проекта, после которого, когда игра по-настоящему «начинается», каждой из которых будет найдено применение.
Заросшие травой склоны холмов, заснеженные пространства, пустынные пустоши — все это кишит как обычной, «теплокровной» жизнью, так и различными роботами. Они не стоят на месте, а что-то роют, на кого-то охотятся, тащат грузы, и даже просто бродят по окрестностям. Часть этих механизмов агрессивна, есть несколько нейтрально-пассивных видов, но подходить к большинству из них, когда видишь какое-то чудо техники в первый раз, довольно страшно. Мало ли, чем обернется такая встреча — некоторые особо противные твари способны убить человека с одного плевка через несколько экранов, так что лезть без разведки не стоит ни в коем случае.
Другое дело, что все в игре сделано таким образом, что ты обязательно захочешь узнать о каждом представителе местной механической «фауны» как можно больше. Первоначальное сканирование даст, конечно, представление о луте, который ты соберешь, и даже о слабых местах противника. А для тех роботов, что действуют по паттерну, а не просто по обстоятельствам, можно еще и путь посмотреть — а затем в ловушку заманить. Но когда начинается реальный бой, то непонятно, что случится. Ведь робо-динозавр может прийти в ярость, попытаться убежать, стать на месте и начать отстреливаться, будет всеми силами рвать канаты, или как-то еще необычно удивит. И это добавляет интереса каждому новому бою.
Некоторых из роботов можно взломать, получив возможность использовать их в качестве ездовых животных. Другие предложат за свой взлом информацию об окружающем мире. Всех встреченных роботов нужно разбивать на запчасти, получая железные кусочки в качестве игровой валюты, ценные компоненты для крафта и обмена, а также модификации для брони и оружия. Как обычно, есть градация по степени редкости, зачастую определяющая, сколько будет стоить у торговцев тот или иной компонент, а также позволяющая ориентироваться в модулях, когда их очень много в инвентаре. Продаешь все обычные, оставляя для экипировки самые редкие — и вот ты уже можешь спокойно противостоять огненным атакам или наносишь очень много дополнительного урона по противнику.
Мир игры достаточно большой, чтобы можно было бродить по нему часами, исследуя и выполняя различные задания. Основная сюжетная линия проведет нас через всю доступную территорию по прямой, но множество побочных заданий позволит изучить досконально окружающий мир. Мы столкнемся с самыми разными проблемами, начиная поисками пропавших людей и заканчивая выяснением того, как одни роботы могут контролировать других, или же поисками решения проблемы с заражением роботов в руинах старых городов. Будьте при этом осторожны — некоторые такие приключения ведут к краю карты, и если выйти за невидимую границу (например, залезть глубоко в горы в поисках секретов), то вас сразу же перекинет назад к последнему посещенному костру, давая всего лишь пару секунд на то, чтобы вы успели среагировать. У меня выбежать из этой зоны не получилось ни разу.
Развитие персонажа происходит через прокачку дерева талантов. Всего есть 3 основных ветки с большим количеством разных возможностей, углубляющих игру, но не превращающих Элой в убийцу, расправляющуюся со всеми нажатием одной кнопки. Большая часть талантов завязана на окружающий мир, а не на боевые способности — например, мы будем получать больше ресурсов из естественных источников и роботов, или взломанные роботы будут с нами до тех пор, пока их не уничтожат, а не просто какое-то время. Но боевые навыки есть, например возможность сбивать с ног одним ударом почти любого противника или наносить огромный урон, прыгая на них с возвышенностей. Только вот в целом на прохождение они влияют не особенно сильно, так как самые злобные, страшные и сложные противники просто не дадут подойти к ним вплотную и начать бой из выгодной для нас позиции. Обычно все происходит с точностью до наоборот.
Кроме талантов мы можем экипировать различные костюмы (вся броня идет здесь в цельном виде, и нет возможности надеть поножи или наплечники из одной брони, а наручи из другой), использовать большое количество оружия, а заодно вставлять в слоты нужные нам модификации. Крафт же не позволяет работать с этими вещами, ограничиваясь возможностью или создать боеприпасы для оружия, или улучшить различные сумки — для хранения ресурсов или для переноса новых видов оружия. Хотя конкретно с оружием и броней не совсем понятна вообще необходимость таскать с собой их больше, чем по 1 экземпляру. Вы же не променяете фиолетовый редкий лук за огромное количество денег на обычный стартовый, правда?
Поскольку в игре не так много «обычных» противников, вроде животных или людей, а основную часть тех, с кем мы будем сражаться, составляют роботы, то и вооружение у Элой соответствующее. Она использует луки (обычный и прицельный) с различными стрелами, ловушки, мины, стреляющую бомбами «рогатку», копье и несколько других приспособлений, вроде специального устройства, приковывающего врагов к месту и тем самым ограничивающего их передвижение. Расходные материалы, вроде стрел и бомб, мы создаем сами прямо на ходу, даже во время боя, но для самых эффективных средств поражения нужны редкие компоненты, которые приходится закупать у торговцев или выбивать из монстров.
Большая часть игры, если не бежать вперед сломя голову, пройдет в поисках ответов на возникающие вопросы, а также в изучении мира, в котором мы оказались. Я не просто так использую именно это слово по ходу статьи — если вы не будете «спидранить», а захотите осмотреться и узнать, что же тут случилось на самом деле, то все нужные ответы будут найдены. Тем же, кому не терпится увидеть финальные титры, сделать это без посещения всех «необязательных» мест на карте будет сложно, так как и умений может не хватить, и экипировки, и уровня. Но серьезно вас все равно никто ограничить не попытается, и при желании можно вообще бежать по прямой, стремясь посмотреть финальный ролик. При этом вы увидите где-то треть игры и пропустите множество очень интересных моментов, конечно, но выбор будет зависеть от вас.
Horizon Zero Dawn является, пожалуй, одной из самых красивых игр современности. Возможно, даже самым впечатляющим в визуальном плане проектом, который есть на рынке сегодня. Даже на обычной PlayStation 4 вся игра смотрится, словно натуральная CG-анимация, которой каким-то образом можно управлять. Невероятно детальные персонажи, до последнего винтика проработанные роботы, потрясающие красоты окружающего мира — все это оставляет неизгладимое впечатление. Уверен, что на PlayStation 4 Pro игра смотрится еще лучше, но проверить этого я, к сожалению, не могу.
Особенно разработчикам удалась реализация смена дня и ночи и погодные условия. Охота ночью в проливной дождь, когда видимость ограничена парой метров, и не совсем понятно, выступает Элой в роли жертвы или охотника, запоминается. Равно как и долгое путешествие через жаркую равнину, на которую даже смотреть некомфортно. Особенно если слышишь, как за спиной начинает разгоняться что-то огромное, тяжелое и лязгающее...
Ложка дегтя, которую напоследок хочется упомянуть, связана как раз с визуальной составляющей проекта. Все здесь выглядит слишком ярким, красивым и чистым. Есть моменты в сюжетной линии, когда Элой или кто-то из ее окружения может вымазаться или на их лицах появятся кровавые пятна, но все остальное время что люди, что роботы выглядят так, словно их только что вымыли и основательно почистили. Что не всегда вяжется с происходящим. Да и странно, что те же машины, постоянно роющиеся в земле и годами бродящие по пустыне под палящим солнцем, смотрятся так, словно только что сошли с конвейера.
Мешает ли это как-то играть? Нет, тем более, что об этом перестаешь задумываться уже на втором часу игры. А на полное прохождение до «платины» нужно потратить где-то 100 часов своего времени, ведь только сюжетная линия занимает 30-40 часов чистого времени (если вы будете иногда отлучаться в сторону, конечно же).
В заключение этой статьи хочется заметить, что проекты уровня Horizon Zero Dawn выходят настолько редко, что такой релиз воспринимаешь, как настоящую находку. Это большое, захватывающее, красивое приключение, в котором нас приглашают принять участие. Если вы владелец PS4, то отказывать себе в удовольствии нельзя, так как ничего подобного вы в последнее время не видели. А для всех остальных — еще один отличный повод, чтобы купить консоль. Для нас же это один из явных фаворитов на должность игры года, настолько яркий, что сложно себе представить, каким должен быть проект, способный затмить Horizon Zero Dawn.
С первого анонса и до того момента, пока Horizon Zero Dawn не был запущен на моей консоли, я не знал, чего ждать от игры. Да, как и все вы, я видел множество ярких роликов, следил за разработкой, смотрел записи геймплея, но все равно не мог заранее сформировать окончательного мнения, которое бы позволило с чистой совестью говорить о том, стоит ли игра того, чтобы делать предварительный заказ. Теперь же, когда история Элой уже для меня завершена, я могу сказать одно — перед нами один из самых крутых проектов на PlayStation 4, который сходу становится главным кандидатом на игру года и одним из лучших приключений последних лет.
Разработчики Horizon Zero Dawn хорошо знакомы всем, кто собирает PlayStation-эксклюзивы. Именно они отвечали за весьма успешную серию Killzone, 2 часть которой я считаю одним из лучших милитари-шутеров на консолях прошлого поколения в принципе. Но с Killzone: Shadow Fall, которую готовили к моменту выхода PlayStation 4 в продажу, что-то не сложилось — невероятно красивая игра оказалась такой же невероятно скучной. Проект мог бы стать новым словом в жанре, а вместо этого из-за обилия открытых пространств и не самой интересной механике стрельбы (в сингле), он забывался очень быстро, оставшись в памяти большинства игроков как «та игра, которую давали вместе с консолью». И все это, заметьте, несмотря на очень крутой мультиплеер в духе серии.
Поэтому с самого анонса Horizon закрадывались какие-то подозрения, ведь игра смотрелась просто сногсшибательно и каждый, кто видел ролики, тут же хотел получить ее себе в коллекцию. Но красивых внешне, зато не самых интересных игр, выходит достаточно много — и боязнь обжечься, особенно учитывая предыдущий проект студии, преследовала многих. Если вы читаете этот обзор до официального релиза, знайте, что опасения оказались напрасными, и готовьтесь к знакомству с новым, безумно интересным игровым миром.
Действие игры переносит нас в далекое будущее. Мир накрыла какая-то страшная катастрофа, о которой никто толком ничего не помнит и не знает, сменилось множество поколений, и мы берем под контроль девочку по имени Элой, чтобы помочь ей пройти нелегкий путь от ребенка-изгоя, не знающего ничего о своих родителях, до человека, напрямую влияющего на судьбы огромного количества других людей.
Общество будущего, которое тут представлено, давно скатилось в строй, близкий к первобытному. Представьте себе Far Cry Primal, где все общаются на нормальном языке и вместо каменного оружия и шкур используют технологические гаджеты в качестве ключевых компонентов. Например, какие-то щитки и решетки, стянутые между собой кабелями, в виде доспехов. Это не новая практика, мы в играх «про постапокалипсис» встречаем подобное часто, но в данном случае дизайнеры подошли к созданию одежды, гаджетов и оружия с креативной точки зрения и выглядит все это очень органично, идеально вписываясь в общий стиль игры.
Будущее, которое нам демонстрируют, совсем не безрадостное. Никто не помнит, ни что случилось раньше, ни как было «до катастрофы», поэтому мы смотрим на мир, который живет по своим законам. Охотники в поселениях добывают пищу, воины защищают деревни от механических монстров — жизнь кипит, и мы становимся ее частью. А старые руины давно заросли травой, в них не осталось ничего интересного, и только подземные бункеры продолжают функционировать, вызывая интерес у самых безрассудных искателей приключений.
Туториал очень качественно вплетен в игровое повествование. Все основы Элой познает в детстве, и мы вместе с ней проходим этот непростой этап в ее жизни, обучаясь скрытному передвижению в кустах, сбору ресурсов, первому крафту, охоте, отвлечению роботов, поиску путей. Всему, что может пригодится в будущем (и пользоваться этими навыками вы будете до самого конца игры). Но это не просто глупый туториал вида «нажмите Х, чтобы подпрыгнуть», а именно обучение главным функциям проекта, после которого, когда игра по-настоящему «начинается», каждой из которых будет найдено применение.
Заросшие травой склоны холмов, заснеженные пространства, пустынные пустоши — все это кишит как обычной, «теплокровной» жизнью, так и различными роботами. Они не стоят на месте, а что-то роют, на кого-то охотятся, тащат грузы, и даже просто бродят по окрестностям. Часть этих механизмов агрессивна, есть несколько нейтрально-пассивных видов, но подходить к большинству из них, когда видишь какое-то чудо техники в первый раз, довольно страшно. Мало ли, чем обернется такая встреча — некоторые особо противные твари способны убить человека с одного плевка через несколько экранов, так что лезть без разведки не стоит ни в коем случае.
Другое дело, что все в игре сделано таким образом, что ты обязательно захочешь узнать о каждом представителе местной механической «фауны» как можно больше. Первоначальное сканирование даст, конечно, представление о луте, который ты соберешь, и даже о слабых местах противника. А для тех роботов, что действуют по паттерну, а не просто по обстоятельствам, можно еще и путь посмотреть — а затем в ловушку заманить. Но когда начинается реальный бой, то непонятно, что случится. Ведь робо-динозавр может прийти в ярость, попытаться убежать, стать на месте и начать отстреливаться, будет всеми силами рвать канаты, или как-то еще необычно удивит. И это добавляет интереса каждому новому бою.
Некоторых из роботов можно взломать, получив возможность использовать их в качестве ездовых животных. Другие предложат за свой взлом информацию об окружающем мире. Всех встреченных роботов нужно разбивать на запчасти, получая железные кусочки в качестве игровой валюты, ценные компоненты для крафта и обмена, а также модификации для брони и оружия. Как обычно, есть градация по степени редкости, зачастую определяющая, сколько будет стоить у торговцев тот или иной компонент, а также позволяющая ориентироваться в модулях, когда их очень много в инвентаре. Продаешь все обычные, оставляя для экипировки самые редкие — и вот ты уже можешь спокойно противостоять огненным атакам или наносишь очень много дополнительного урона по противнику.
Мир игры достаточно большой, чтобы можно было бродить по нему часами, исследуя и выполняя различные задания. Основная сюжетная линия проведет нас через всю доступную территорию по прямой, но множество побочных заданий позволит изучить досконально окружающий мир. Мы столкнемся с самыми разными проблемами, начиная поисками пропавших людей и заканчивая выяснением того, как одни роботы могут контролировать других, или же поисками решения проблемы с заражением роботов в руинах старых городов. Будьте при этом осторожны — некоторые такие приключения ведут к краю карты, и если выйти за невидимую границу (например, залезть глубоко в горы в поисках секретов), то вас сразу же перекинет назад к последнему посещенному костру, давая всего лишь пару секунд на то, чтобы вы успели среагировать. У меня выбежать из этой зоны не получилось ни разу.
Развитие персонажа происходит через прокачку дерева талантов. Всего есть 3 основных ветки с большим количеством разных возможностей, углубляющих игру, но не превращающих Элой в убийцу, расправляющуюся со всеми нажатием одной кнопки. Большая часть талантов завязана на окружающий мир, а не на боевые способности — например, мы будем получать больше ресурсов из естественных источников и роботов, или взломанные роботы будут с нами до тех пор, пока их не уничтожат, а не просто какое-то время. Но боевые навыки есть, например возможность сбивать с ног одним ударом почти любого противника или наносить огромный урон, прыгая на них с возвышенностей. Только вот в целом на прохождение они влияют не особенно сильно, так как самые злобные, страшные и сложные противники просто не дадут подойти к ним вплотную и начать бой из выгодной для нас позиции. Обычно все происходит с точностью до наоборот.
Кроме талантов мы можем экипировать различные костюмы (вся броня идет здесь в цельном виде, и нет возможности надеть поножи или наплечники из одной брони, а наручи из другой), использовать большое количество оружия, а заодно вставлять в слоты нужные нам модификации. Крафт же не позволяет работать с этими вещами, ограничиваясь возможностью или создать боеприпасы для оружия, или улучшить различные сумки — для хранения ресурсов или для переноса новых видов оружия. Хотя конкретно с оружием и броней не совсем понятна вообще необходимость таскать с собой их больше, чем по 1 экземпляру. Вы же не променяете фиолетовый редкий лук за огромное количество денег на обычный стартовый, правда?
Поскольку в игре не так много «обычных» противников, вроде животных или людей, а основную часть тех, с кем мы будем сражаться, составляют роботы, то и вооружение у Элой соответствующее. Она использует луки (обычный и прицельный) с различными стрелами, ловушки, мины, стреляющую бомбами «рогатку», копье и несколько других приспособлений, вроде специального устройства, приковывающего врагов к месту и тем самым ограничивающего их передвижение. Расходные материалы, вроде стрел и бомб, мы создаем сами прямо на ходу, даже во время боя, но для самых эффективных средств поражения нужны редкие компоненты, которые приходится закупать у торговцев или выбивать из монстров.
Большая часть игры, если не бежать вперед сломя голову, пройдет в поисках ответов на возникающие вопросы, а также в изучении мира, в котором мы оказались. Я не просто так использую именно это слово по ходу статьи — если вы не будете «спидранить», а захотите осмотреться и узнать, что же тут случилось на самом деле, то все нужные ответы будут найдены. Тем же, кому не терпится увидеть финальные титры, сделать это без посещения всех «необязательных» мест на карте будет сложно, так как и умений может не хватить, и экипировки, и уровня. Но серьезно вас все равно никто ограничить не попытается, и при желании можно вообще бежать по прямой, стремясь посмотреть финальный ролик. При этом вы увидите где-то треть игры и пропустите множество очень интересных моментов, конечно, но выбор будет зависеть от вас.
Horizon Zero Dawn является, пожалуй, одной из самых красивых игр современности. Возможно, даже самым впечатляющим в визуальном плане проектом, который есть на рынке сегодня. Даже на обычной PlayStation 4 вся игра смотрится, словно натуральная CG-анимация, которой каким-то образом можно управлять. Невероятно детальные персонажи, до последнего винтика проработанные роботы, потрясающие красоты окружающего мира — все это оставляет неизгладимое впечатление. Уверен, что на PlayStation 4 Pro игра смотрится еще лучше, но проверить этого я, к сожалению, не могу.
Особенно разработчикам удалась реализация смена дня и ночи и погодные условия. Охота ночью в проливной дождь, когда видимость ограничена парой метров, и не совсем понятно, выступает Элой в роли жертвы или охотника, запоминается. Равно как и долгое путешествие через жаркую равнину, на которую даже смотреть некомфортно. Особенно если слышишь, как за спиной начинает разгоняться что-то огромное, тяжелое и лязгающее...
Ложка дегтя, которую напоследок хочется упомянуть, связана как раз с визуальной составляющей проекта. Все здесь выглядит слишком ярким, красивым и чистым. Есть моменты в сюжетной линии, когда Элой или кто-то из ее окружения может вымазаться или на их лицах появятся кровавые пятна, но все остальное время что люди, что роботы выглядят так, словно их только что вымыли и основательно почистили. Что не всегда вяжется с происходящим. Да и странно, что те же машины, постоянно роющиеся в земле и годами бродящие по пустыне под палящим солнцем, смотрятся так, словно только что сошли с конвейера.
Мешает ли это как-то играть? Нет, тем более, что об этом перестаешь задумываться уже на втором часу игры. А на полное прохождение до «платины» нужно потратить где-то 100 часов своего времени, ведь только сюжетная линия занимает 30-40 часов чистого времени (если вы будете иногда отлучаться в сторону, конечно же).
В заключение этой статьи хочется заметить, что проекты уровня Horizon Zero Dawn выходят настолько редко, что такой релиз воспринимаешь, как настоящую находку. Это большое, захватывающее, красивое приключение, в котором нас приглашают принять участие. Если вы владелец PS4, то отказывать себе в удовольствии нельзя, так как ничего подобного вы в последнее время не видели. А для всех остальных — еще один отличный повод, чтобы купить консоль. Для нас же это один из явных фаворитов на должность игры года, настолько яркий, что сложно себе представить, каким должен быть проект, способный затмить Horizon Zero Dawn.