ГоХаниме

Хронология лучших опенингов аниме, которые вызывают экстаз спустя годы и десятилетия

От «Евангелиона» через роботов, шиноби, грехи, причуды и богов к «Атаке на титанов» и далее

11310
56

Красивые вступительные титры под удачно подобранную музыку украшают любое произведение, но для аниме это и вовсе неотъемлемая часть, которой уделяется отдельное внимание. Давайте определимся с критериями оценки и вспомним лучшие образчики.

Сразу стоит отметить два важных факта. Во-первых, качество опенинга и самого аниме между собой особо не коррелируют. Да взять хотя бы «Провожающую в последний путь Фрирен» — достойно, но ничего такого уж особенного, как и в случае со многими популярными и действительно классными тайтлами. Во-вторых, в начале века на Западе практиковалась локализация с полной заменой песен и видеоряда. Кощунство за гранью... И все же каждый из нас с первых же нот узнает эти хиты из «Покемона» и «Короля шаманов» (тут уж даже полный текст многие помнят) и пускает скупую мужскую слезу.

Что же такое этот идеальный сферический опенинг в вакууме? Пожалуй, его можно описать тремя критериями:

  • Задает нужный тон и атмосферу перед просмотром;
  • Является не рандомной нарезкой кадров и звуков, но в сути своей рассказывает короткую и относительно законченную историю;
  • Построен на синергии между аудио- и видеорядом.

А теперь попробуем применить теорию на практике.

«Новый век: Евангелион»

  • [«Zankoku na Tenshi no These» («Тезис жестокого ангела») — Такахаши Йоко, Gainax, 1995 год]

Бессмертная классика и обязательная программа в японских караоке. Ну к чему разговоры, когда общепризнанный хит остается таковым на протяжении вот уже трех десятилетий? Не буду впустую сотрясать воздух.

«Бродяга Кеншин»

  • 1/2» — Кавамото Макото, Studio Gallop1997 год]
  • [«Kimi ni Fureru Dake de» («Просто прикасаясь к тебе») — Curio, Studio DEEN, 1998 год]

Согласен, графика очень простая, тем паче на фоне современных аниме, зато музыка такая, что ее помнишь даже спустя десятилетия после просмотра сериала на «СТС». За сим достойно упоминания.

«Призрак в доспехах: Синдром одиночки»

  • [«Inner Universe» («Внутренняя вселенная») — Origa, Production I.G, 2002 год]
  • [«Rise» («Восход») — Origa, Production I.G, 2004 год]

Поэтичный текст на русском, английском и латыни и красивый вокал Ольги Яковлевой отлично подчеркивают весьма глубокий философский контекст культового аниме, не говоря уже о выходе за привычные для японской анимации рамки. Такие вещи навсегда остаются в памяти.

«Стальной Алхимик»

  • [«Melissa» («Мелисса») — Porno Graffitti, Bones, 2003 год]
  • [«Undo» («Отменить») — Cool Joke, Bones, 2003 год]

Еще одна классическая вещь. Не сказать, чтобы открывающие титры в обеих версиях аниме так уж хороши, зачастую они не дотягивают до выхода из середнячков, но пара образчиков достойны попадания в подборку.

«Кровь триединства»

  • [«Dress» («Платье») — BUCK-TICK, Gonzo, 2005 год]

Пожалуй, не самый очевидный кандидат в подобный список. И все же есть в композиции некое вампирское очарование, нечто в голосе и интонациях, поэтому опенинг сам собой откладывается в памяти.

«Тетрадь смерти»

  • [«The World» («Мир») — Nightmare, Madhouse, 2006 год]

Мощный трек, мрачная, но стильная картинка с сильными образами и отсылками — самое то для предварения мистической детективной истории. Комментарии излишни, достаточно один раз увидеть.

«Гуррен-Лаганн»

  • [«Sorairo Days» («Небесно-голубые дни») — Накагава Шоко, Gainax, 2007 год]

Пожалуй, именно этим видео нужно иллюстрировать слово «опенинг» в словаре: огромные роботы, быстрая смена красивых кадров и цветомузыка под бойкие ритмы — чего еще от аниме ждет обыватель? Перед нами самый что ни на есть классический образчик, увлекающий с первых нот и удерживающий до последних. Внимательный читатель заметит, что я предпочел третью версию интро: да, первая аранжировка «Sorairo Days» предпочтительнее, зато здесь куда более сильная картинка.

«Семь смертных грехов»

  • Netsujou no Spectrum» («Спектр страсти»)  Ikimono-gakari, A-1 Pictures, 2014 год]
  • Seven Deadly Sins» («Семь смертных грехов»)  Man with a Mission, A-1 Pictures, 2015 год]
  • [«Classic» («Классический»)  Mucc, A-1 Pictures, 2016 год]
  • [«Howling» («Вой»)  Flow, Granrodeo, A-1 Pictures, 2018 год]
  • [«Ame ga Furu kara, Niji ga Deru» — Sky Peace, A-1 Pictures, 2018 год]
  • [«delete» («Удалить») — Sid, Studio DEEN, 2020 год]

Ну, вы уже поняли. Ни одного аниме с таким количеством годных вступлений в природе попросту больше нет. Да, каждый из них в отдельности уступает лучшим образчикам, но каждый достоин оказаться в списке лучших. Тут вам и грамотная подача истории, и хорошие песни, и красивые моменты.

«Твоя апрельская ложь»

  • [«Hikaru Nara» («Если ты будешь сиять»)  Goose House, A-1 Pictures, 2014 год]

Красивая картинка, грамотное повествование, вот бы еще саундтрек помощнее, более запоминающийся и оригинальный, с пиками посильнее в ключевых местах. И все-таки красиво.

«Моя геройская академия»

  • [«The Day» («День»)  Porno Graffitti, Bones, 2016 год]
  • [«Sora ni Utaeba» («Пою в небо»)  amazarashi, Bones, 2017 год]
  • [«Merry-Go-Round» («Карусель»)  Man with a Mission, Bones, 2021 год]
  • [«Bokurano» («Наш») — Eve, Bones, 2023 год]

Приключения Деку изрядно затянулись, так что по их ходу нашлось место сразу для нескольких красивых и заводных композиций, под которые самое то напялить трусы поверх обтягивающих штанов и пойти творить нечто причудливое и геройское, пусть картинка в открывающих титрах зачастую и средненькая.

«Любимый во Франксе»

  • [«Kiss of Death» («Поцелуй смерти»)  Накашима Мика, Trigger, CloverWorks, 2018 год]

Очень красивый с точки зрения и постановки и лирики опенинг с нотками «Гуррен-Лаганна». Идеальный пример того, как можно всего за полторы минуты рассказать целую историю, в данном случае трогательную историю любви сквозь тернии и потери.

Sword Art Online

  • [«Adamas»  LiSA, A-1 Pictures, 2018 год]

Наглядное доказательство того, что даже у самого классного аниме может быть туго с годными опенингами. Знаю, что LiSA крайне популярна, но общего восторга не разделяю: песня неплохая, однако раскрылась лишь благодаря графике, очень удачно отображающей ключевые моменты и эмоции «Алисизации», пусть и местами довольно топорной.

«Клинок, рассекающий демонов»

  • [«Gurenge» («Красный лотос»)  LiSA, ufotable, 2019 год]

Ну, куда уж без этого дела. К тому же опенинг действительно выражает трогательное, драматичное, боевое и приключенческое наполнение сериала. Как и само аниме в целом, вроде ничего такого, однако все элементы на своих местах, и в итоге не очередной сенен, но нечто большее.

«Бригада пылающего пламени»

  • [«Inferno» («Инферно»)  Mrs. Green Apple, David Productions, 2019 год]

А не добавить ли нам в подборку огоньку? Почему нет, хотя бы ради красивого экшена под конец, да к тому же под вполне себе подходящий трек.

«Межвидовые рецензенты»

  • [«Ikouze Paradise» («Пойдем в рай»)  Маджима Джунджи, Кобаяши Юске и Томита Мию, Passione, 2020 год]

Забавный видеоряд под задорную композицию в исполнении сейю трио главных героев, еще и так точно передающий всю суть сериала. Что тут еще сказать?

«Боруто»

  • [«Hajimatteiku Takamatteiku» («Начало взросления»)  Sambomaster, Pierrot, 2020 год]
  • [«Lonely Go!» («Одинокий, вперед!»)  Brian the Sun, Pierrot, 2018 год]
  • [«Golden Time» («Золотое время»)  Fujifabricis, Pierrot, 2019 год]

Первому хейтеру приготовиться! Всякие неприятные личности могут брызгать слюной хоть до второго пришествия, но классных опенингов у «Боруто» не отнять: красивая картинка, заводная музыка и, что важнее всего, внутренняя история, поданная лаконично и при этом в понятной форме. Ну а в «Hajimatteiku Takamatteiku» прекрасна каждая секунда, вступление не отпускает ни на миг. И не надо рассказывать, что Боромир выбрал бы «Наруто»: как показывает практика, большинство помнит лишь «Синюю птицу», которая звезд с неба не хватает. Ну а самый первый опенинг вызывает эмоциональную реакцию не сам по себе, а лишь как отголосок восторга от просмотра премьерных эпизодов. И вообще, Боромир словил стрелу, а Фарамир — не абы какую жену и титулы.

«ToniKawa: Унеси меня на Луну»

  • [«Koi no Uta» («Любовная песня»)  Кито Акари, Seven Arcs, 2020 год]

Простенькое аниме, простенькое вступление, но все гениальное как раз и просто. Песня в исполнении Цукасочки со все нарастающим темпом сделала свое дело, позволив опенингу отложиться в памяти.

«Атака на титанов»

  • [«Boku no Sensou» («Моя война»)  Каматтечан Шинсеи, MAPPA, 2020 год]
  • [«Feuerroter Pfeil und Bogen» («Guren no Yumiya», «Багровый лук и стрелы»)  Linked Horizon, Wit Studio, 2013 год]
  • [«Opfert eure Herzen!» («Shinzou wo Sasageyo!», «Отдай свое сердце!»)  Linked Horizon, Wit Studio, 2017 год]

Если брать среднюю температуру по больнице среди более или менее продолжительных сериалов, то лишь «Атака на титанов» способна побороться с «Боруто» в части опенингов. При этом первым я поставил именно «Мою войну», потому что как раз MAPPA выпустила лучшее интро: тревожная композиция, абстрактная картинка и яркие цвета, контрастирующие с происходящим на экране.

Конечно, для фанатов Shingeki no Kyojin — это «Guren no Yumiya», а скорее «Shinzou wo Sasageyo!» от все той же Linked Horizon (на сей счет единства нет, даром что обе песни перекликаются друг с другом). Само собой, обе композиции действительно мощные, а вот видео все же подкачало, ну нет в нем ничего такого особенного.

«Король шаманов»

  • [«Soul salvation» («Спасение души»)  Хаяшибара Мегуми, Bridge, 2021 год]

У новой версии культового аниме оказался более чем достойный опенинг, настраивающий на новое духовное путешествие, приключения, встречи с друзьями и битвы с врагами. Как и в оригинальном аниме, за вокал отвечала голос Анны.

«SSSS.Диназенон»

  • [«Imperfect» («Несовершенный»)  Ооиши Масаеши, Studio Trigger, 2021 год]

Опять Trigger, опять огромные роботы, опять детишки, опять приятный опенинг. Все понятно.

«Боги-стражники не ведали войны»

  • [«Seija no Koushin» («Парад святых»)  Китани Тацуя, MAPPA, 2021 год]

Абстрактный видеоряд в духе «смерть эпилептика» в сочетании с бодрой песней — вышло очень стильно. И к тому же более чем подходит к не самому обычному аниме, которое выделяется на общем фоне в том числе визуальным стилем.

«Киберпанк: Бегущие по краю»

  • [«This Fffire» («Этот о-о-огонь»)  Franz Ferdinand, Studio Trigger, 2022 год]

Нестандартная вещь, чего уж тут: английские буковки и трек, психоделика киберпанка на фоне (на картинке решили сэкономить). С другой стороны, в этом что-то есть.

«Провожающая в последний путь Фрирен»

  • [«Anytime Anywhere» («В любое время в любом месте»)  Milet, Madhouse, 2023 год]

Несмотря на написанное в самом начале и тот факт, что на фоне многих других опенингов из подборки этот не особо впечатляет, я все же решил его добавить — есть таки в нем нечто приятное. Да и это интро все же куда лучше большинства прочих.

«Я переродился седьмым принцем, так что буду совершенствовать свою магию, как захочу»

  • [«Kyunrious»  Хигучи Каеде, Tsumugi Akita Animation Lab, 2024 год]

Сильная постановка в плане картинки с красивыми ракурсами и экшеном, музыкальное сопровождение тоже вполне себе в тему, но до совершенства не ему не хватило мощного пика — вышло слишком ровно.

«Mushoku Tensei: Реинкарнация безработного»

  • [«On the Frontline» («На передовой»)  Hitorie, Studio Bind, 2024 год]

Как и в случае с «Фрирен» — просто приятное и на уровне: тут вам и смысл с переходом от домашнего и семейного к эпическому, и сильная аудиовизуальная кульминация под конец.

На вкус и цвет все фломастеры разные, но как-то так. Ну и маленький бонус напоследок.

Другие публикации по теме
Стартовали предзаказы на великолепную фигурку Юно Гасай из "Дневников будущего"
Стартовали предзаказы на великолепную фигурку Юно Гасай из "Дневников будущего"
Широко известная в кругах людей культуры Light Team Studio представила коллекционную фигурку, возможно, лучшей яндере-тянки в истории существования аниме.
Вчера в 17:03
660
5
Форум
Трейлер и дата премьеры «BeheNeko: Я монстр S-класса «Бегемот», но меня перепутали с котом, и я живу у эльфийки как домашний питомец»
Трейлер и дата премьеры «BeheNeko: Я монстр S-класса «Бегемот», но меня перепутали с котом, и я живу у эльфийки как домашний питомец»
Аниме «BeheNeko: Я монстр S-класса «Бегемот», но меня перепутали с котом, и я живу у эльфийки как домашний питомец» про перерождение рыцаря в няшное чудище получило дату премьеры и свежий трейлер.
Вчера в 16:19
887
1
Форум
Главный трейлер второго сезона «Монолога фармацевта»
Главный трейлер второго сезона «Монолога фармацевта»
Ровно за месяц до премьеры второго сезона «Монолога фармацевта» (Kusuriya no Hitorigoto) авторы аниме из OLM («Покемон», «Летнее время») и TOHO animation выпустили главный трейлер продолжения.
10 декабря в 12:34
686
1
Форум