Как менялась франшиза Resident Evil с развитием жанра ужасов

25 лет легендарной серии

3312
6

Поскольку многие из старых известных франшиз игровой индустрии начали отмечать исторические юбилеи, очень легко проследить их развитие (или падение) от первой до финальной части. Например, The Legend of Zelda: Breath of the Wild отлично играет на ностальгии и многое берет от The Legend of Zelda 1986 года, одновременно совершенствуя элементы других проектов серии на своем жизненном пути. Resident Evil - это одна из знаковых серий, которая пережила много драматических изменений на протяжении долгих лет, и имеет столько частей, особенно не номерных, что непосвященному просто так не разобраться в хронологии франшизы. RE недавно отпраздновала свое 25-летие, и за четверть века серия не стояла на месте, собственно, как и жанр хоррора в целом.

Как менялась франшиза Resident Evil с развитием жанра ужасов

Ужасы сильно эволюционировали за последние несколько столетий. Появление готического хоррора в литературе — особенно в произведениях Мэри Шелли, Брэма Стокера и Эдгара Аллана По — способствовало популяризации жанра. Немецкий экспрессионизм привнес ужас в кино, сделав знаменитостями таких монстров, как Дракула и Франкенштейн, заодно превратив жанр хоррора в мейнстрим. Развитие продолжалось несколько десятилетий, отобразило страх перед атомным оружием после Второй мировой войны, породив Годзиллу и множество других фильмов о гигантских монстрах-кайдзю. Позже Альфред Хичкок начал пугать зрителей ужасом, который жил прямо по соседству. С каждым новым десятилетием хоррор превращался во что-то, что отражало страшные кошмары того времени.

С чего все началось

Как менялась франшиза Resident Evil с развитием жанра ужасов

Хотя оригинальная Resident Evil вышла на PlayStation в Японии 25 лет назад, корни жанра ужасов в Capcom уходят еще глубже. RE изначально был задуман как ремейк игры Famicom 1989 года под названием Sweet Home. Она имела множество элементов, которые впоследствии станут основными отличительными чертами серии — жуткий особняк, наполненный головоломками и монстрами, ограниченные ресурсы и необходимость правильного распоряжения запасами, и даже анимация открывания двери, когда герой проходит через проем, маскирующая загрузочный экран между локациями. Если оригинальный Resident Evil был своеобразным видеоигровым эквивалентом “Ночи живых мертвецов”, то Sweet Home можно назвать родственником мрачной молчаливой классики, такой как “Носферату” или “Кабинет доктора Калигари” в плане формировании жанра ужасов.

Когда наступил 1996 год, Capcom дала хоррору еще один шанс, передав управление теперь уже легендарному дизайнеру Синдзи Миками. Конечно, Resident evil - не первая 3D-игра в жанре survival horror, поскольку предшествовала не менее легендарной Alone in the Dark. Но она, можно сказать, стала единственной, кто создал атмосферу страха лучше остальных. 

Фиксированные ракурсы камеры придавали особняку Спенсера кинематографический вид и помогали создавать поразительно пугающие моменты, как ставшие культовыми собаки, врывающиеся в окно. Скудность ресурсов делало каждую встречу напряженной, заставляющей судорожно выбирать сражаться или бежать. Оригинальный Resident evil заложил серьезную основу в плане сюжета и мира для своих же дальнейших проектов, и они развивали эти идеи с разной степенью успеха в течение более двух десятков лет.

Resident evil и консоли

Как менялась франшиза Resident Evil с развитием жанра ужасов

Благодаря восторженным отзывам и отличным продажам серия продолжилась не менее знаменитыми Resident Evil 2 и Nemesis, вышедшими на PlayStation. Этот период также укрепил Resident Evil как франшизу консоли от Sony, но в дальнейшем игры вышли и на PC, Sega Saturn и даже Nintendo 64. Code Veronica был запущен в 2000 году во время короткой, но яркой жизни Sega Dreamcast. А в последующие годы полноценный ремейк Resident Evil и приквел игры Resident Evil Zero стали эксклюзивами GameCube.

Короткий роман с Nintendo завершился выпуском Capcom Five - пяти игр, которые Capcom планировала запустить первыми на GameCube и поддержать платформу. Среди них были отличные Viewtiful Joe и Killer7, P.N.03 и окончательно отмененный Dead Phoenix. Но бесспорной изюминкой этой пенталогии стал проект 2005 года Resident Evil 4, который изменил траекторию развития видеоигр, показав экшен от третьего лица, переместив камеру за плечо персонажа.

Как менялась франшиза Resident Evil с развитием жанра ужасов

Если бы пришлось сравнивать влияние Resident Evil 4 на игры с одним фильмом на протяжении всей истории кинематографа, то, пожалуй, это были бы “Челюсти”. Хоррор-хит Стивена Спилберга 1975 года навсегда изменил кино, положив начало эпохе так называемого “летнего блокбастера”, который два года спустя будет закреплен "Звездными войнами". Точно таким же знаковым проектом стал Resident Evil 4 для экшенов от третьего лица. От Gears of War до Dead Space и до Одни из нас влияние RE4 на бесчисленные игры и франшизы, которые последовали за ним, невозможно оценить.

Но есть и оборотная сторона. После монументального успеха четвертой части Capcom, можно сказать, сбились с пути с Resident Evil 5 и 6, которые начали избегать фокусирования сериала на ужасах и вместо этого полностью ушли в экшен и “шутерность” проектов, преследуя тенденции, установленные такими гигантами, как Call of Duty. 

Вселенная RE

Как менялась франшиза Resident Evil с развитием жанра ужасов

Позже вселенная Resident evil распространилась и на другие проекты, создавая коллаборации. Главные герои серии появились в качестве играбельных бойцов в Marvel vs. Capcom, а также во множестве кооперативных игр на выживание, включая прошлогодний Resistanse, вышедший вместе с ремейком третьей части, и предстоящий Re: Verse. Та же франшиза Resident Evil ответственна за рождение нескольких других серий Capcom, включая Dino Crisis, Devil May Cry и Onimusha.

Конечно, ни одно обсуждение "Обители зла" не обходится без упоминания экранизаций. У сериала была долгая история на большом экране, которая включала в себя шесть фильмов с участием Миллы Йовович, несколько анимационных CGI-проектов и предстоящий Resident Evil: Welcome to Raccoon City, который, на первый взгляд, станет самой верной адаптацией игр, которые геймеры видели до сих пор.

Как менялась франшиза Resident Evil с развитием жанра ужасов

Франшиза, возможно, на какое-то время сбилась с пути, но в итоге вернулась в строй довольно эффектно. Во-первых, то, что серия все еще чего-то стоит, доказали ремейки Resident Evil 2 и 3. Жанр хоррора постоянно черпает вдохновение в собственном прошлом, часто перерабатывая знакомые элементы и заставляя работать их снова. Вспомнить хотя бы переосмысление современной зарубежной классики, как “Звонок” и “Впусти меня”. Даже "Тварь" Джона Карпентера, один из величайших фильмов ужасов всех времен, сам по себе является адаптацией "Твари из другого мира" 1951 года. В этом отношении недавние ремейки RE2 и 3 продолжают эту тенденцию.

Помимо обновления собственных старых проектов, компания продолжает выпускать сиквелы номерных частей серии. Успех Resident Evil 7 и интерес игроков к предстоящей Village еще раз доказали возможность актуальность ужасов в современном мире. 

Страх - это первичная, фундаментальная человеческая эмоция. Приливы ужаса, который люди получают от особенно страшного фильма или видеоигры, дает необходимую дозу адреналина. До тех пор, пока это будет актуальным, жанр ужасов продолжит развиваться. И учитывая, насколько синонимом Resident Evil стал интерактивному ужасу, нет никаких оснований полагать, что он не будет востребован еще 25 лет.

Другие публикации по теме
Resident Evil Village с трассировкой путей сравнили с базовой версией
Resident Evil Village с трассировкой путей сравнили с базовой версией
Resident Evil Village получила пользовательскую модификацию, которая добавляет в игру трассировку путей вместо стандартной трассировки лучей.
7 июля в 21:30
1452
3
Форум
Продажи Resident Evil Village достигли 10 млн копий, установив новый рекорд в серии
Продажи Resident Evil Village достигли 10 млн копий, установив новый рекорд в серии
Японский разработчик Capcom объявил о новом достижении хоррора Resident Evil Village, который теперь может похвастаться круглым числом своих продаж.
12 июня в 02:35
1187
3
Форум
В Японии появились пачинко по мотивам Resident Evil Village
В Японии появились пачинко по мотивам Resident Evil Village
Компании Enterrise и Capcom объявили о выпуске нового пачислотного автомата Resident Evil Village. Автомат начал работать 9 января 2024 года в пачинко салонах по всей Японии
10 января в 12:30
3056
6
Форум
Пользователи:
Оценка редакции: