Как не быть нубом в World of Tanks

100056
118
Как не быть нубом в World of Tanks
Советы для тех, кто не умеет играть, но очень хочет научиться

Давай для начала решим, для кого я пишу этот гайд. Это нужно, чтобы заранее расставить все точки над i и начать говорить с читателем на одном языке. Итак, что значит — не быть нубом в World of Tanks? Ответ прост и однозначен — побеждать. Загляни в список требований к новобранцам у любого клана, посмотри на подписи игроков с краткой сводкой статистики на официальном форуме игры — везде на первом месте будет стоять процент побед. И стоит он там не просто так. Именно от твоих (да-да, я к тебе обращаюсь) действий в бою будет зависеть его исход. И вот пришло время для главного правила World of Tanks — здесь нет товарищей. Тебе не помогут. Тебя не закроют от огня. Про тебя просто забудут. Ты и только ты принесешь победу своей команде. Совершенно не важно, сколько удовольствия ты получаешь от игры, или ради чего ты играешь. Если твой процент побед низкий — ты играешь плохо.
Читатель тут же задаст себе вопрос: "Как я играю? Не низкий ли у меня процент побед?"
Он всегда низкий.


Подготовка клиента игры

Мы играем в компьютерную игру. Здесь не нужна сила или смелость. Здесь сильнейший — это умнейший. Умнейший получает много информации и знает, что с ней делать. А единственный источник информации для нас — это монитор и динамики. Поэтому, наша первая задача — сделать так, чтобы мы получали во время игры максимум информации, получая при этом минимум помех.
Начнем с настроек клиента.
Окно настроек игры  
  • Не отключаем чат и не включаем цензуру — в потоке сознания союзников может проскочить ценная информация о боевой обстановке.

Окно настроек звука  
Эффекты мы включаем с одной целью — слышать выстрелы и разрывы снарядов рядом с нами, когда мы их не видим. Знать то, что по нам кто-то стрелял — очень важно.
Голосовые уведомления дают нам информацию о том, как повел себя наш снаряд при встрече с противником:
  • "Не пробил" — снаряд попал в броню, не пробив её.
  • "Рикошет" — снаряд отрикошетил от брони.
  • "Попадание" — снаряд пробил экран, но не пробил броню. Или снаряд попал во внешний модуль (пушка, триплекс, гусеница), но броню не пробил. Или пробил броню и повредил модуль (внешний или внутренний).
  • "Пробитие" — снаряд пробил броню.
Урон наносится только в тех случаях, когда снаряд пробивает броню. С фугасами все немного иначе, но и о них мы поговорим.

Окно настроек графики  
Тени, трава, блюр, размытие, эффекты и постобработка никакой полезной для нас информации не несут. А наблюдать за танками и объектами на карте они мешают. Смело отключаем.

Отлично, с настройками разобрались. Но мы можем выжать из клиента игры еще больше информации. С помощью модов. Пока разработчики не ввели в игру всё, что реализовано в описанных мной ниже модах (а всё они никогда не введут) — их установка обязательна.

  1. Панель урона. В обычном состоянии показывает, кому сколько урона мы нанесли. При нажатии на [Alt] показывает, сколько осталось прочности у танков, которых мы видели.
  2. Вектор атаки с таймером. Говорит нам, сколько секунд назад и откуда в нас прилетел снаряд или сплеш от фугаса.
  3. Таймер перезарядки. Разработчиками реализован не лучшим образом, заменяем его.
  4. Углы горизонтальной наводки. Актуально для танков без башни кругового вращения. Помогает нам заранее поставить машину так, чтобы в секторе обстрела были все противники. Может спасти нам жизнь, избавляя от необходимости доворачивать корпус, чтобы попасть по движущейся цели и тратить драгоценное время на сведение.
  5. Калькулятор приведенной брони корпуса. Показывает, сколько приведенной брони во лбу и бортах нашего корпуса. Учитывает наклоны бронелистов. Поворачиваем камеру — видим, сколько миллиметров придется пробивать противнику, на которого мы смотрим.
  6. Информационная панель цели. Наводим центральный маркер на любой танк — и тут же видим все его основные характеристики. Для новичка этот мод особенно важен. ТТХ всех танков в игре учить придется долго, а этот мод очень ускорит процесс.
  7. Панель повреждений. Если мы знаем, кто и какими снарядами нанес нам повреждения, избежать их в будущем будет проще.
  8. Зум мод. Предел отдаления камеры в чистом клиенте игры ограничен очень некомфортным значением. Зум мод снимает это ограничение. Это позволяет осматривать поле боя с высоты птичьего полета, что помогает получать информацию о состоянии танков в зоне видимости.
  9. "Умная" миникарта. Стандартная миникарта показывает только иконки танков на поле боя. Этого недостаточно. Что дает нам "умная" миникарта? Никнеймы игроков и названия танков рядом с их иконками. Точки, в которых они в последний раз светились, и позиции уничтоженных танков союзников. Квадрат отрисовки танков (за его пределами мы никого не увидим), круг максимального обзора (445м), круг текущего обзора у танка, луч взгляда игрока. Этот мод настолько информативен, что без него невозможно представить эффективную игру.
  10. Отметки незасвеченных танков. Этот мод отмечает специальным маркером те танки противника, которые еще не светились на карте. Используя этот мод вместе с предыдущим, можно с поразительной точностью предсказать, где находятся противники.

Откуда взять все эти моды? Из надежных источников. Какой самый главный и надежный источник? Официальный форум игры.
Раздел форума с модамиhttp://forum.worldoftanks.ru/index.p...5%d0%b9%d1%81/
Я рекомендую пользоваться сборками модификаций. Они собраны в .exe-установщиках, что делает установку модов очень удобной.
Раздел форума со сборками модовhttp://forum.worldoftanks.ru/index.p...6%d0%b8%d0%b9/


Пять основных принципов успешной игры в World of Tanks
  1. Нанесение урона
  2. Избежание урона
  3. Разведка и маскировка
  4. Знание карт и матчасти
  5. Анализ боевой обстановки


Нанесение урона


Мертвый враг не стреляет. Это правило справедливо и для WoT. Для того, чтобы научиться хорошо играть, надо прежде всего научиться эффективно наносить урон.
Что такое эффективное нанесение урона?

Правильный выбор цели. Исходя из характеристик целей в секторе обстрела, мы должны расставить приоритеты их уничтожения. Первые на очереди в ангар:
  • Танки, имеющие малое количество HP (на 1–2 выстрела)
  • Танки, способные нанести серьезный урон, если их сейчас не уничтожить. Мертвый враг не стреляет. В определении таких танков нам поможет информационная панель цели.
  • Танки, которые вот-вот скроются за укрытием или исчезнут из засвета. Дадим им снаряд вдогонку, а потом займемся теми, кто никуда не денется. (Это не относится к ближнему бою, где происходит размен урона и чем быстрее будут уничтожены враги, тем меньше будет получено).

Точная стрельба. В WoT работает эффект бабочки. Сейчас ты промазал, не нанес урон какому-то противнику, а через 5 минут тебе или твоему союзнику не хватит урона, чтобы добить его и не умереть самому. И бой будет проигран. Поэтому, каждый выстрел должен стать решающим.

Нанесение критических повреждений. Мало просто нанести урон противнику. Гораздо лучше при этом обездвижить его или даже поджечь. Самый надежный способ обездвижить танк — стрелять ему в передний или задний каток. Оптимальный вариант при обездвиживании противника — стрелять в задний каток с расчетом на то, что после его пробития снаряд войдет в двигаетель. Двигатель обычно располагается в задней части танка.


Пробитие брони. Открою секрет — чтобы нанести танку урон, надо пробить его броню. В игре нет таких танков, которые бы гарантированно не пробивались в лобовую проекцию орудиями танков даже уровнем ниже. Куда стрелять, казалось бы, хорошо бронированному танку? Универсальный совет — стреляй в те бронелисты, угол между которыми и твоим орудием максимально приближен к прямому.


Здесь изображена схема лобового бронирования танка Т-54. Номинальная толщина его лобовой брони — 120 мм. Но верхний лобовой лист установлен под углом 60°. Это делает фактическую лобовую броню толще 210 мм.

Проведем эксперимент. Обстреляем лоб Т-54 орудием Д-25С, установленном на СУ-122-44. Аналоги этого орудия с такой же бронепробиваемостью (175 мм) и уроном (390) очень распространены на советских и китайских танках (КВ-1С, ИС, КВ-3, ИС-6, СУ-100, СУ-152, IS-2, Т-34-3, 112).

Сначала обстреляем Т-54, стоя с ним на одной линии:

А теперь уменьшим приведенную броню, приблизив угол между нашим орудием и лобовой плитой цели к прямому:

Но что делать, если нет возможности приблизить угол встречи нашего снаряда и брони противника к нормали? Есть два варианта:
  1. Стрелять премиумными снарядами ("сербоголдой" — подкалиберными или кумулятивными). Запомни главное про эти снаряды. Да, они стоят в несколько раз дороже обычных. Да, они дают преимущество. И это — именно то, что нам нужно. Мы играем на победу. Чтобы эту победу получить, мы используем все, что возможно и разрешено для получения преимущества. Пожалел дорогой снаряд — не пробил — проиграл. Попал в бой с тяжелобронированными противниками? Заряди первым снарядом голду. Даже если ты первым выстрелом пробил бы противника обычным снарядом, ты всегда можешь зарядить его следующим. Бой перешел в решающую фазу, у твоей команды осталось немного танков? До конца боя стреляй голдой. Поверь мне, обида и горечь поражения из-за того, что не пробил легкий танк, не стоят тех нескольких десятков тысяч кредитов, которые ты потратил на "сербоголду". К тому же, есть танки, орудия которых имеют низкое базовое пробитие для своего уровня (например, ИС-6, КВ-5, Е-100, Е-75, Е-25, Т-54, Т69, Т26Е4, большинство легких танков). Для них лучше загружать хотя бы половину боекомплекта "сербоголой".
  2. Стрелять по уязвимым местам. На любом танке есть участки, в которых толщина брони минимальна.
    Вот некоторые из них.

    Обычно это нижний бронелист корпуса или командирская башенка на башне. Их местоположение можно быстро выучить, если установить мод, добавляющий на танки текстуры уязвимых участков. Один из таких модов можно найти здесь — http://www.wotdb.ru/#country=mods. Однако, важно помнить, что на них тоже действуют правила бронепробития. Это значит, что от круглой командирской башенки снаряд может отрикошетить, а наклоненный нижний бронелист и вовсе не пробить.

Советую посмотреть видео от разработчиков игры, в котором более подробно рассказывается о механике пробития брони.

Рассматривая механику нанесения урона, нельзя не рассказать об особенностях различных типов снарядов. В игре есть 4 типа снарядов.
  • Бронебойные. Стандартные снаряды для абсолютного большинства танков в игре. Имеют такой же урон, как у кумулятивных и подкалиберных снарядов, но меньшее пробитие.
  • Подкалиберные. Самая высокая начальная скорость и высокое пробитие, но не такое высокое, как у кумулятивных снарядов.
  • Кумулятивные. Самое высокое пробитие, но не такая высокая начальная скорость, как у подкалиберных снарядов. Имеют очень большой недостаток — пробив экран, на пути к корпусу танка они очень быстро теряют бронепробитие. Экранами в игре служат, помимо собственно экранов, гусеницы и маски пушек. К теме экранов мы еще вернемся.
  • Осколочно-фугасные. Самый высокий урон, но самое низкое пробитие и начальная скорость. Взрываются при первом контакте с преградой, поэтому эффективны только при стрельбе по открытой броне без экранов. Пробив броню, наносят очень большой урон. Не пробив или взорвавшись рядом — небольшой урон, который зависит от расстояния от взрыва до брони и ее толщины.


Избежание урона


Помнишь правило "мертвый противник не стреляет"? Оно относится и к тебе. При первой возможности противник будет пытаться нанести тебе урон. А что поможет нам избежать урона? Две вещи: хорошее пространственное мышление и знание размеров и формы своего танка. Совмещая эти два основных принципа, можно избегать урона даже при прямых попаданиях по танку. О чем я говорю? Давай посмотрим на практике.

Рассмотрим простейший пример — танкование ромбом или гусеницей на КВ-1. Этот способ отлично подходит для "квадратных" танков, которых в WoT большинство. Изучим схему бронирования КВ-1.


Обрати внимание: бронирование корпуса не превышает 75 мм (тонкую полоску на стыке бронеплит в расчет не берем — в нее можно попасть только случайно). Да и расположены эти участки брони почти под прямым углом.
Суть танкования ромбом состоит в том, чтобы искусственно увеличить приведенную броню танка, двигаясь по диагонали к врагу, готовому в тебя выстрелить. Следи за тем, куда направлено его орудие и старайся подставить для выстрела ту часть корпуса, где приведенная броня максимальна. Не забывай при этом совершать небольшие резкие движения, осложняя задачу противнику.
Результат не заставит себя ждать.


Разумеется, этот способ хорош только в тех случаях, когда броня твоего танка позволяет его использовать. Очевидно, что попытка протанковать ромбом орудие DCA 45 (212 мм бронепробиваемости) во время игры на том же КВ-1 вряд ли приведет к успеху.

Кстати, совсем не обязательно для осуществления этого способа полностью выезжать под огонь противника. Стоя за укрытием, покажи врагам борт или лоб под острым углом, подразни их. Прими урон на гусеницу. Она является экраном, и снаряд, попавший в нее, урона танку не нанесет. Разумеется, если снаряд после попадания в экран не попал в корпус танка, пробив его.

Но что делать, если наша броня настолько тонка, что не позволяет принимать снаряды без потерь прочности? Нам придется уменьшить вероятность попадания снарядов по нашему танку.
Как это сделать?
  • Смотреть по сторонам. На игровых картах разбросано множество укрытий и проездов. Используй их. Сделай так, чтобы время, которое нужно тебе для ухода из-под огня было минимальным.
  • Стать маленькой мишенью. Плохой игрок увидит здесь яму, которая мешает проехать.

    Хороший игрок заедет сюда, спрятав свой корпус и оставив в прицеле противника только башню. А потом начнет перемещаться рывками влево-вправо так, что противник, стоящий в ста метрах перед ним, попадет в его башню только случайно. Вообще, хороший игрок смотрит на свой танк глазами противников (вот где пригодится хорошее пространственное мышление) и делает так, чтобы им было максимально трудно в него попасть.
  • Не хлопать ушами. С помощью мода с информационной панелью узнай время перезарядки всех танков вокруг. Используй эту информацию, чтобы покидать укрытия тогда, когда враг не может по тебе стрелять. Неотрывно следи за всеми противниками и союзниками в зоне мгновенной досягаемости. Пользуйся каждой ошибкой противника.
  • Превращай негативный опыт в позитивный. Помнишь, как ты тогда не пробил какую-то САУ? Вспомни как ты стрелял по ней и заставь противника стрелять так же. Даже если урона скорее всего избежать не получится, крутись, как лещ на сковородке. Дергайся, сбивай противнику прицел, подставляй под выстрел гусеницы. Не избежишь урона, так выиграешь время, заставляя противника тщательнее прицеливаться.


Разведка и маскировка

Кто бы что не говорил, работа обзора и маскировки в WoT очень проста. Лучше разработчиков о ней никто не расскажет.
Ролик опубликован в 2012 году, но до сих пор актуален. Единственная поправка — упавшие деревья своими кронами уже работают так же, как кусты.

А вот иллюстрация правильной стрельбы через непрозрачные кусты.


Знание карт и матчасти

Первый вопрос, который задает себе игрок после 30-секундного отсчета: "Куда ехать на моем танке?". Ответ на этот вопрос приходит с процессом изучения карт и наблюдением за перемещением танков союзников и противников.
Как ускорить этот процесс?
В WoT представлено несколько сотен танков. Знание особенностей если не каждого из них, то хотя бы самых популярных, пригодится тебе в каждом бою. Читай про танки в официальной вики или в нашей базе знаний, смотри обзоры машин на YouTube. Хотя бы потому, что это интересно.


Анализ боевой обстановки

Каждую секунду боя на игровой карте что-то происходит. Где-то светятся противники, кто-то из союзников получает урон, по миникарте перемещаются какие-то странные ромбики. Хороший игрок на всё это обращает внимание. А потом хороший игрок вспоминает характеристики танков, замеченных в разных частях карты, их количество, прочность, направления движения. Это помогает ему предсказать, что произойдет в той или иной части карты через минуту. Подключая аналитическое мышление, он прикидывает, что он может сделать для улучшения ситуации, используя свой танк.
Это — самая сложная и самая главная часть геймплея WoT. Именно анализ боевой обстановки помогает нам принимать решения, которые сильнее всего влияют на исход боя.
Читатель задает себе вопрос: "Как же мне научиться анализировать ситуацию на поле боя?". Ответ — набирать опыт игры, внимательно смотреть на миникарту, наблюдать за действиями союзников и противников, смотреть видеоролики с комментариями. Кстати, очень хорошо анализирует и комментирует боевую ситуацию в своих видео Vspishka.


Несколько советов напоследок

  • Ты играешь в танки, а не в бухгалтерию. Не жалей кредитов на улучшение своего танка. Не выходи в бой без полной укомплектованности снаряжением, модулями, премиумными снарядами. Не жалей кредитов на все, что дает тебе преимущество. Путевку на море ты за них не купишь, а вот положительные эмоции от победы — вполне. Не хватает кредитов? Оплати премиум подписку и купи премиумный танк. Что, дорого? К сожалению, free-to-play игры никогда не были дешевыми. К тому же, труд тех людей, благодаря которым ты можешь спокойно поиграть в одну из самых популярных игр в мире, достоин вознаграждения.
  • Взвод без командира бесполезен. При игре во взводе самый опытный его член становится командиром. Остальные должны выполнять все его указания и обеспечивать его информацией, становясь его инструментами для достижения победы. Дисциплинированный взвод игроков под командованием опытного командира может творить чудеса.
  • Будь хладнокровным. Если ситуация на поле боя требует, чтобы ты прямо сейчас выехал под обстрел и принял урон — сделай это. Часто случается так, что разменяв свои очки прочности на пару вражеских танков, ты сделаешь больше, чем стоя несколько минут за укрытием. Разумеется, не стоит убиваться об врагов при каждом удобном случае. Время и место для подобных маневров тебе подскажет твое аналитическое мышление.
  • Будь хитрым. Против тебя играют живые люди. Чаще всего они не умеют думать и не хотят учиться. Пользуйся этим.
  • Ищи бревно в своем глазу. В очередной раз проиграв бой, плохой игрок жалуется на команду, баланс или удачу. Хороший же игрок вспоминает каждый момент боя, анализирует свои ошибки и обдумывает сразу несколько вариантов своих действий, следуя которым он бы победил.


Если когда-нибудь ты подумаешь, что научился хорошо играть...

... ты будешь не прав.