Обзор
Kingdom Come: Deliverance [PC]
13 февраля 2018
132529
369
Появление игр масштаба Ведьмака 3, Skyrim или даже Mount & Blade случается не так часто, как хотелось бы. Это штучные проекты, в которые играют годами. Причем тот же Skyrim является тому явным примером — игру переиздавали на всех возможных платформах, и она не устарела и все еще способна привлекать игроков. И вот в этом ряду появилась новая игра, которая способна занять свое место на пьедестале вместе со всеми вышеописанными проектами, а в чем-то даже превзойти их. Это, как вы и сами поняли, Kingdom Come: Deliverance.
Статья писалась по английской версии, что накладывает некоторый отпечаток на все, что будет описано ниже. Дело в том, что разработчики представили в игре всего 3 звуковых дорожки — английскую, французскую и немецкую. Плюс большое количество субтитров, включая русские. Но поскольку игру явно ориентировали на западную аудиторию, все имена, которые бы странно воспринимались англоязычными игроками, в английской версии заменили. А в русской и, например, чешской, оставили исторически достоверными. Поэтому, если вы будете играть с субтитрами, имейте в виду — многие люди будут на слух говорить совсем не то, что напишут в субтитрах. И придется привыкать к разнице в именах (кардинальной, они просто совсем разные, а не меняется пара букв — например, король Вацлав в английской озвучке стал Венцесласом), которой можно избежать только в формате английский язык и английские субтитры.
Перед нами симулятор средневекового простолюдина, который получил возможность стать кем-то большим. Как он и мечтал. Для Генри все началось с не самого приятного пробуждения после ночной попойки, после чего он побродил по городу, пообщался со своей девушкой, закидал с друзьями навозом стену местного любителя обсудить Большую Политику, помог отцу сделать меч для своего Лорда, пожаловался на то, что он не может нормально держать меч и хочет поискать себе приключений на пятую точку… Конечно же, приключения не заставили себя ждать, и пришли они в виде целой армии, уничтожившей поселение, жестоко убивших родителей нашего героя и начавших свое вторжение на эту землю. После первых лишений, разочарования и больших неприятностей и начинается основная часть Kingdom Come: Deliverance.
Игра не торопится рассказывать свою историю. Вступительная часть, о которой написано выше, длится около 2-3 часов реального времени, не считая побочных заданий и полного исследования местности. После чего мы оказываемся в другом конце карты и снова начинаем путь практически с нуля, пытаясь освоиться с военной карьерой и помогая Генри не сгореть на пути к мести. А вот что будет дальше — зависит в основном от игрока, хотя сюжетная колея и будет вести его через множество событий к неминуемой развязке. Но свободы будет достаточно, чтобы не создавалось впечатление, что тебя просто тащат вперед по сюжетной линии — напротив, тебя подталкивают всеми силами исследовать игровой мир и обживаться в нем. Правда, уже после того, как пройдет еще несколько часов после экрана с названием.
То, с какой обстоятельностью нам раскрывают жизнь Генри и всех, кто встречается ему на пути, заслуживает аплодисментов. Здесь очень мало лишних персонажей, зато очень много знаковых исторических фигур, хорошо продуманных героев и качественно прописанных судеб, на которые можно и нужно влиять. Игра погружает нас не просто в какой-то средней руки мир, где есть только десяток говорящих голов с квестами, как это обычно бывает в RPG – мы получаем практически интерактивную энциклопедию средневековья, в которую хочется играть. И с каждым часом, проведенным внутри, отрываться на какие-то другие повседневные дела нет никаких сил. Ведь хочется же узнать, что случится в следующие несколько минут.
Игра обстоятельно готовит геймера к тому, что с ним никто не будет церемониться. Сохранения происходят в нужных точках после завершения важных сюжетных ходов или больших частей заданий, но случаются они не так уж и часто. Другой вариант сохранить прогресс заключается в выпивке — с собой можно носить 3 порции алкоголя, который позволит сохранить процесс в любой момент, но при этом дает эффект опьянения, который мешает играть. И пить постоянно тоже не получится, ведь мы отыгрываем не роль алкоголика, да и денег на такую выпивку не всегда будет хватать. К тому же, приберечь ее хочется для действительно больших и сложных дел, а как правило, когда находишься где-то вдали от поселений, разжиться «сохраняющим зельем» не так-то просто. Поэтому цена ошибки в игре достаточно велика — необдуманное решение может отбросить как на 10, так и на 60 минут назад по прогрессу. А смерть просто из-за того, что вы неудачно попытаетесь кого-то ограбить на большой дороге, может перечеркнуть значительную часть вечера для игрока.
Игровые задания зависят от того, что вы знаете о мире, с кем успели поговорить и какие выводы сделали. Причем большинство миссий могут разрешиться даже без вашего участия, потому что мир живой и он функционирует по понятным законам. Если вас отправили в город с донесением вперед войска, а вы поехали искать на хутор себе приключений на одну ночь, то не удивляйтесь, что приехав в нужное место на следующий день, вы обнаружите войско уже на новом месте и ваши услуги не нужны. Если вас послали что-то расследовать, то общение с персонажами открывает множество вариантов решения задачи, но ваша нерасторопность может привести к тому, что кого-то из ключевых фигурантов истории прирежут, а если вы поторопитесь, то можете своими действиями повернуть события в неблагоприятную сторону, сами стать участником преступления или как-то еще повлиять на происходящее. Игра непредсказуема, но этим она и цепляет больше всего. Вы не можете предугадать всего.
Вообще, каждое ваше решение будет что-то значить для персонажа. Вы много бегаете в легкой броне и прыгаете через заборы, предпочитаете луки и вообще хотите всегда быть налегке? У вас качается ловкость, позволяя получить дополнительные бонусы. Предпочитаете тяжелое оружие и ходите в полном доспехе, чтобы не уклоняться от каждой стрелы? Качается сила, открывая новые возможности для выживания и нанесения урона. Взламываете замки? У вас есть для дальнейшей раскачки целая ветка перков, позволяющих делать это эффективнее. Каждое движение, каждое действие ведет к открытию новых навыков и возможностей, часто взаимоисключающих. И многие из них будут влиять на судьбу героя, потому что они закроют одни пути, но откроют другие. В итоге вы получаете своего персонажа, который будет отвечать вашему игровому стилю — и вы всегда найдете, куда применить каждое из умений.
На жизнь героя влияет множество статусов, некоторые из которых мы можем лечить и исправлять, тогда как другие могут серьезно нам навредить. Нужно таскать с собой бинты, чтобы не истечь кровью от рваной раны или стрелы. Стоит избегать больших поселений-могильников, которые негативно сказываются на здоровье. Не нужно ловить лицом и конечностями атаки врагов, потому что это ведет к потере боеспособности и скорой смерти. Даже голод, помимо надоедливого напоминания, ведет к массе проблем — и приходится обирать мертвых ради краюхи хлеба, чтобы иметь силы продолжить путешествие. Вообще, голод здесь является серьезной проблемой, из-за которой при входе в новое жилище ты не спешишь общаться с окружающими тебя людьми, а бежишь к печи и пьешь наваристые щи прямо из горшка. А там будь что будет.
Даже такая мелочь, как грязь и кровь, способны сильно влиять на игру. Окровавленного маньяка с мечом в крови люди бояться и могут просто избегать конфликта, улепетывая со всех ног. С грязным и чумазым воином тоже никто не захочет сидеть в одной таверне. Если от вас при этом еще и воняет, то забудьте про стелс и возможность выкрасть кошелек. Даже перки, которые завязаны на эту механику есть. Поэтому, если вы взяли способность, которая придает вам шарма в глазах противоположного пола, если вы не в самом чистом виде, то приходится соответствовать и мыться реже. Правда и вони от вашего персонажа больше, и отношение других персонажей к нему будет не самым лучшим. Так что умываться в бочках приходится регулярно, если только вы не решились отыгрывать грязнулю основательно.
Особого внимания заслуживает и боевая система. 5 направлений для ударов и блока, различные варианты ударов в зависимости от прокачки и имеющегося оружия, уклонения и грязные приемы, прокачиваемые умения — всему нашлось место. Играть сложно, но поскольку мы сражаемся просто с другими людьми, а не с какими-то мифическими монстрами, то победить можно практически всегда. Все противники отличаются от нас броней и умением, поэтому стоит всегда рассчитывать свои силы правильно, но при возможности пользоваться моментом и брать инициативу в свои руки. Потому что большой риск всегда ведет к щедрой награде.
Убивать и сражаться со всеми не нужно, у вас не будет такой возможности и желания заниматься подобными делами тоже не возникает. Ведь игровой мир живой и настоящий (здесь даже деревья посажены вручную дизайнерами, а не просто установлены каким-то рандомайзером — поэтому в лесу можно найти множество не имеющих практической пользы, но тем не менее очень интересных с эстетической точки зрения мест), поэтому в нем куда интереснее раствориться, стать его частью и жить по его законам. Выбирая, что вам нужно и что хочется делать, а не просто слепо следуя сюжетной линии. Сценарий проработан на высшем уровне и продуман до мельчайших деталей, различных нюансов в игре настолько много, что понимаешь - каждый ее элемент, каждый незначительный штрих с умыслом, и случайных вещей здесь нет. Поэтому любое решение будет положительно влиять на общей истории, но только этот роман будет особенным, потому что он будет написан в соавторстве с игроком. Не смотрите на несколько пафосную формулировку - это странное ощущение, которое сегодня вам игры практически не дарят.
На фоне такой мощной подачи и интересного геймплея какие-то мелкие недоработки и особенности игры уходят глубоко на второй план. Например, каждый диалог загружается отдельно и черные экраны при необходимости много общаться несколько раздражают, но к этому быстро привыкаешь. И с мыши с клавиатурой играть не так удобно, как с геймпада, но при этом тоже осваиваешься достаточно хорошо за пару часов. Мешает ли это получать удовольствие от игры в целом? Нет, конечно же нет.
Kingdom Come: Deliverance это штучная игра, которая дарит такое количество мощных переживаний и впечатлений, что ее хочется показывать всем и каждому в качестве примера, как нужно делать полноценные ролевые игры про средневековье, без надоевших магов, восставших скелетов и прочих драконов. Перед нами образец игры, для которой и 50, и 150 часов будет мало, чтобы изучить ее хотя бы поверхностно. Поэтому я с чистой совестью поставлю ей заслуженные 10 баллов и, думаю, мы вернемся к ее обсуждению и на форуме, и в отдельном материале о различных особенностях. Потому что в один обзор могут уместиться только самые поверхностные впечатления — и мне не хочется портить вам удовольствие от игры, в которую обязательно стоит сыграть всем ценителям жанра.
Вам ведь не нужны спойлеры, правда?
Другие публикации по теме
Великолепная историческая ролевая игра про средневековую Богемию, Kingdom Come: Deliverance от студии Warhors, за шесть лет с момента релиза разошлась тиражом в 6 миллионов копий.
14 февраля в 19:00
4158
14
Чешский разработчик Warhorse Studios, автор ролевого боевика Kingdom Come: Deliverance, сейчас занят разработкой новой неанонсированной игры. Об этом стало известно из открытой вакансии кинематографического дизайнера, которого ищет студия для работы над новым проектом.
15 апреля 2023
9534
6
Разработчик Warhorse Studios объявил о преодолении отметки в 5 миллионов проданных копий экшен-RPG с открытым миром Kingdom Come: Deliverance.
28 июня 2022
2197
12