Little Nightmares - Кошмары наяву
21 апреля 2017
7867
11
Little Nightmares следует по стопам невероятно успешных Limbo и Inside, перенося нас в непривычный мир и странный сеттинг, заставляя чувствовать себя неуютно и не давая возможности оторваться ни на секунду. Проект, который подготовили Tarsier Studios, проделал долгий путь от идеи до воплощения, но все было сделано не зря — уже 28 апреля все смогут поиграть в эту «страшилку» и сами. Нам повезло познакомится с ним заранее, поэтому для всех сомневающихся я и расскажу, чего вам стоит ждать от этой игры.
Многие из вас могли посмотреть на Little Nightmares во время ИгроМира 2016, где проект показывали на большом экране и рассказывали, что это будет и как это все работает. С тех пор игра стала еще более мрачной и депрессивной, но вместе с тем она ощущается куда более глубокой и странной. То есть разработка не стояла на месте и финальный вариант хоть и избавился, по ощущениям, от большого количества красок, воспринимается куда более цельным и интересным. Впрочем, возможно, все дело в том, что это не демо на 15 минут, а целая игра, затягивающая геймера в мир детских кошмаров.
Под нашим управлением оказывается маленький ребенок в желтом дождевике, который просыпается где-то в пыльном и грязном помещении от кошмара. Это — Шестая, наше альтер-эго, которую ждет множество не самых приятных приключений. А также головоломок, задачек и притаившихся в углах темных тварей, спешащих полакомиться ребенком или разорвать его на части. У нее есть только руки, ноги и зажигалка, а также верный дождевик, который выделяет ее из общей серости. И нужно приложить немало усилий, чтобы попытаться найти выход, который бы не вел в очередную ловушку.
Игра выступает в жанре платформера-головоломки, но в отличие от указанных выше проектов, в Little Nightmares нужно перемещаться не только в 2D плоскости. Несмотря на то, что мы видим происходящее «сбоку», перемещаться можно во всех 3 плоскостях, то есть двигаться «к камере» и заползать в укромные уголки подальше от нее тоже не возбраняется. Наоборот, многие ситуации требуют именно такого перемещения, да и на этом строится часть важных головоломок. Так что за какую-нибудь стоящую вдалеке мебель иногда лучше заглядывать, вдруг оттуда можно будет достать что-то нужное и полезное для прохождения.
Главная особенность проекта в его неуютной, мрачной атмосфере, которая напоминает нам, что мы находимся внутри кошмара. Не важно, кошмар ожил наяву или мы погрузились в сон — вокруг все слишком перекручено, обесцвечено и покрыто пылью и кровью, чтобы можно было относиться к прохождению как к легкой прогулке. Сложно оставаться равнодушным и развлекаться, глядя на то, как Шестая пробирается по комнате, где висит покойник, и слыша тяжелые шаги за стеной. При этом понимая, что именно туда пройти и нужно.
Little Nightmares не пытается нас напугать кричалками или выпрыгивающими из-за угла странными карликами. Мы просто постоянно находимся в напряжении, стараясь смотреть по сторонам, вести персонажа вперед и при этом быстро решать головоломки, чтобы кто-то или что-то нас не схватило и не заморозило, поломало или утащило во тьму пировать. И когда в такой момент переворачиваешь случайно ящик, выпуская на свет улепетывающего от нас со всех ног Нома (мелкого гнома, почему-то вызывающего у меня ассоциации с Пирамидоголовым из Silent Hill), волей-неволей отшатываешься от экрана. Просто от неожиданности. Чем тут же воспользуется какая-нибудь зловредная, ломающая кости Шестой пиявка.
Смерти персонажа переживаешь с тяжелым сердцем, потому что виной им почти всегда не окружающий мир, а сам игрок. Не тот путь выбрал. Не туда повел героя. Не вовремя прыгнул или забыл нажать прыжок. Толкнул ящик, на котором что-то стояло. Просто не рассчитал расстояние или поторопился пробежать по мостику. Каждое такое действие или бездействие отражается в сломанных ногах, разбитой голове, скрученных костях или замершем горой пепла трупе Шестой. И то, что она потом пробуждается в предыдущей комнате, стряхивая с себя остатки кошмара, никак не помогает — мы снова ведем ее к смерти, пока не найдем выход из ситуации.
Мир Little Nightmares излишне детально проработан. Понимаешь это уже в начале, открывая первый холодильник или забирая стул, который одиноко стоит посреди комнаты, где кто-то с него спрыгнул с петлей на шее. Оставляя следы в пыли. Вымазываясь и выбираясь из темной жижи. Убегая и слыша, как сверху кто-то шагает, но не успевая его рассмотреть. Прячась от преследования и боясь включить зажигалку, перебираясь от укрытия к укрытию между вспышками света. При этом, если для придания достоверности происходящему нужна какая-то деталь, вроде убегающей из-под ног крысы или заброшенного выцветшего кубика, они тоже будут. Из-за чего происходящее хоть и кажется каким-то бредом, но бредом реалистичным, пугающим, объемным.
Графика стилизована, в изображении мало цветов, но сказать, что все выполнено некачественно или некрасиво — нельзя. Визуально и с точки зрения звукового исполнения игра проработана на «пять с плюсом», она обладает своим уникальным стилем и отличается от большинства других игр на рынке. Даже по скриншотам ее ни с чем не спутать. И портит это впечатление только ужасающе долгая загрузка в версии для Xbox One (другие не пробовал, может там все не так плохо).
Поставить оценку Little Nightmares для меня очень сложно. Это очаровательно кошмарное приключение, с которым нельзя не познакомится. Но зацепит ли оно вас? Найдет ли какой-то отклик, как у меня, или просто станет проходной игрой-головоломкой? Предсказывать не берусь. Тем не менее, упускать возможность познакомиться с Шестой не стоит — на ее пути будет много приключений, и без нас, игроков, она не справится. Как не помочь ребенку найти выход из кошмара?