Подборка МНЕНИЕ

Лучшие игры жанра Beat-em-Up времен Золотой эпохи

Это субьектиное мнение автора

4222
4

Недавний релиз Teenage Mutant Ninja Turtles: Shredder's Revenge напомнил всему миру о таком классном и веселом жанре, как Beat-em-Up, а если проще — “Мордобой”. Суть таких игр заключается в систематическом и непрекращающемся избиении всего, что встречается на пути главных героев при помощи кулаков и — реже — различного оружия. Традиционные beat-em-up’ы представлены в формате двухмерных сайд-скроллеров, где персонажи передвигаются по уровням слева направо, а в конце побеждают босса локации. 

Первыми играми в жанре считаются Kung-Fu Master (она же Spartan X в Японии), вышедшая в 1984 году, и Renegade (она же Nekketsu Kōha Kunio-kun в Японии, 1986 год), но популярность пришла лишь с первой частью Double Dragon, релиз которой состоялся в 1987. Именно DD повлияла на жанр самым кардинальным образом, заложив в него нерушимый закон игры в команде. 

Ты помнишь, как все начиналось?

Ты помнишь, как все начиналось?

Золотой эрой beat-em-up’ов принято считать период конца 80-х — первой половины 90-х годов XX века. Именно в это время Capcom всерьез берется за дело, выпуская на аркадных игровых автоматах несколько очень достойных продуктов. 

К этому моменту игровые консоли уже окрепли и пользовались массовой популярностью. Многие хиты с автоматов были портированы на SEGA или SNES, но на консолях также стали появляться и самостоятельные продукты, ничем не уступающие “старшим братьям”. 

Нет ничего удивительного в том, что современные геймеры знать ничего не знают о шедеврах жанра тех времен. Максимум, что-то слышали / читали / смотрели. Еще бы, ведь прошло больше 30 лет. Мне лично это стало очевидно после прочтения комментариев некоторых чрезмерно возбудившихся читателей обзора новых “Черепах”. Когда ты не играл в признанные шедевры, то по незнанию можно принять новую игру за таковую. Но реальность заключается в том, что жанр, к моему личному глубокому сожалению, очень давно потерял массовую популярность, а те новые продукты, которые выходят последние годы, в силу объективных (и немного субъективных) причин не дотягивают до титанов жанра из далекого прошлого, хотя и хороши сами по себе. 

Да, когда-то Ник Фьюри был белым

Да, когда-то Ник Фьюри был белым

Сегодня я поделюсь с вами личным мнением о лучших сериях игр в жанре beat-em-up времен золотой эры. 

Серия Golden Axe от SEGA и особенно третья часть 

Фэнтезийное приключение в духе фильмов 80-х годов про “Конана-варвара”, где героям, одетым в набедренную повязку и бронелифчик (если речь идет о девушке), предстоит бросить вызов злобному злодею Смертоносцу (Death Adder), владеющему могущественным артефактом — Золотым топором (в наших странах игру называют “Золотая секира”). 

Доспехи? Кому нужны доспехи?

Доспехи? Кому нужны доспехи?

В первой и второй части на выбор предлагают трех персонажей:

Акс Батлер — полная копия Конана как по внешнему виду, так и вообще. Вооружен мечом.
Тайрис Флейр — сексуальная амазонка, вооруженная саблей. Мстит Смертоносцу за гибель родителей.
Джилиус Зандерхэд — дворф с двусторонним топором. Просто хочет покарать злодея за его гнусности. 

Каждая часть и спин-офф давала что-то новое, будь то графика, анимации или звуковое сопровождение, но именно Golden Axe III собрала в себя все лучшее из серии и предложила изменений больше, чем все предыдущие игры вместе взятые. 

Началось все с замены героев. Внешне воин и амазонка практически не изменились, хотя получили другие имена и историю. Теперь “Принцу Тьмы” (злодей тоже поменялся) противостоит варвар Каин Гриндер, амазонка Сара Бёрн, могучий силач Прауд Краггер и антропоморфная пантера Хронос “Зло” Лаит.  

Арт к GA III от самого Бориса Вальехо (некоторые надмозги переводят фамилию как Валеджо)

Арт к GA III от самого Бориса Вальехо (некоторые надмозги переводят фамилию как Валеджо)

Появились совместные атаки, что делало кооперативное прохождение еще интереснее. Учитывая, что абсолютное большинство из нас в то время играло на пиратских картриджах, догадаться об их существовании можно было разве что случайно. И то не с первого раза — для комбо-приема необходимо было поставить героев лицами друг к другу и дождаться, пока они кивнут. И уже после этого нажать нужную кнопку. Да, такой прием был описан в официальном гайде к игре, но для этого надо было покупать лицензионный картридж, что было невозможно — их просто не существовало на рынке. 

Также дали возможность комбинировать магию. Для этого необходимо было одновременно нажать соответствующую кнопку и иметь в запасе достаточное количество магических зелий. 

С этим грифоном вы еще встретитесь

С этим грифоном вы еще встретитесь

Появились секретные приемы, которые требовали определенного мастерства и скорости для успешного применения. К примеру, Каин по земле отправлял поток огня, Сара бросала меч вперед, Прауд отправлял три вихря, а Хронос делал стремительный прыжок с ударом когтями. К слову, из-за того, что этот прыжок нельзя было заблокировать, пантера считается самым сильным персонажем игры. 

В игре разработчики добавили нелинейный сюжет! Концовка, конечно, была всегда одинаковая, но в пути герои могли выбрать разные направления для дальнейшего путешествия, что поднимало реиграбельность Golden Axe III на совершенно иной уровень! 

Мало? Тогда получите полноценный PvP-режим в формате файтинга. Пусть герои сражаются в дуэлях друг против друга, а чтобы процесс был интереснее, разработчики добавили одного из боссов игры в качестве персонажа. 

В The Revenge of Death Adder можно было играть за девушку-кентавра

В The Revenge of Death Adder можно было играть за девушку-кентавра

Между второй и третьей частями выходил спин-офф — Golden Axe: The Revenge of Death Adder, но кроме похорошевшей картинки и анимации, он особо ничем не выделялся. Последняя игра серии вышла в 2008 году на консоли PlayStation 3. В Golden Axe: Beast Rider игровым персонажем была только Тайрис, плюс она была выполнена в трехмерном стиле, так что подробно я на ней останавливаться не стану. 

Comix Zone

Еще один шедевр от компании SEGA, выпущенный на родную консоль. Игра моментально привлекла к себе внимание благодаря стилистике комиксов и просто восхитительным саундтреком. Без шуток, эти мелодии отлично заходят и сегодня, ничуть не раздражая своей “синтезаторностью”. 

Итак, по сюжету вы играете за славного парня, художника-комиксиста Скетча Тернера. Одной темной грозовой ночью случается странное — в процессе работы над Comix Zone (так называется комикс) молния попадает прямиком в рабочий стол Скетча, и того вместе с домашней ручной крысой Роудкиллом затягивает в собственные иллюстрации. А главный злодей комикса, Мортус, попадает в реальный мир. Пока автор жив, злодей не может получить полноценную физическую форму, но вполне способен гадить Тернеру при помощи карандаша, дорисовывая противников и различные ловушки. 

Две страницы первого уровня игры

Две страницы первого уровня игры

В самом начале игры герой встречает Алису, генерала местного сопротивления, которая вызывается помочь ему в приключениях. Правда, сама она особо не участвует в приключении, больше помогая герою советами. 

Несмотря на то, что Comix Zone — это игра для одного игрока, удовольствия от процесса меньше не становится. Каждый уровень, выполненный в стилистике страницы комикса, предлагает что-то новое — вот вам надо вовремя дернуть рычаг, чтобы открыть проход, вот тут надо забросить противника на лопасти вентилятора, чтобы самому не покалечиться, и тут выпустить из кармана крысу, чтобы она нашла секретный проход или схрон с припасами. 

Фанаты помнят и любят игру

Фанаты помнят и любят игру

А какая шикарная в игре анимация боя! Художники-аниматоры проделали шедевральную работу. Скетч двигается очень плавно, есть промежуточные анимации, которые соединяют фреймы и переходы между ударами ног и рук. Фактически, в Comix Zone разработчики реализовали механику боя полноценного файтинга с учетом различных мелких деталей.     

А еще у игры целых три концовки (вообще, это правило хорошего тона — дать игроку повод вернуться в игру не только ради повышенного уровня сложности, но и рассказать ему что-то новое). Причем, только одна из них — счастливая. 

Серия Streets of Rage и особенно третья часть 

Почему не четвертая? — спросите вы? А я отвечу. Да, SoR IV получилась очень хорошей игрой и достойным beat-em-up’ом, но эта часть не дала ничего нового жанру, мало того, по фичам она значительно уступает третьей. 

О чем серия в целом? Да все о том же. Хорошие парни (и девушка) и их друзья вычищают гопоту и тех, кто за ними стоят, с улиц города. Главных героев двое — бывшие полицейские Алекс и Блейз. А главным злодеем всегда выступает мистер Икс, хотя не всегда он будет являться финальным боссом.

А дедушку-киборка зовут Zan...

А дедушку-киборка зовут Zan...

Чем же знаменательна именно третья часть? Да почти всем! Мало того, что разработчики потрудились довести до ума боевую систему, значительно разнообразив ее комбинированными атаками героев, так они еще засунули несколько секретных персонажей в различные версии игры! К примеру, за любимца публики Шиву, который выступал в качестве телохранителя мистера X в конце второй части и является одним из главных злодеев в третьей, можно играть. Но чтобы получить его, необходимо нажать правильную комбинацию клавиш и стрелок после первой встречи (Шива является боссом первого акта). 

А еще можно открыть противного босса-гея Эша, с которым вы сражаетесь в начале игры на пристани. Ну и финальным секретом является боевой кенгуру Ру. Получить его несложно, достаточно убить клоуна-напарника первым, когда встретите эту парочку. 

Понимаете, почему Эша вырезали в США?

Понимаете, почему Эша вырезали в США?

Кроме того, в игре появилась полноценная прокачка персонажей. Если герой не умирал, зарабатывая очки, то на определенном лимите ему выдавалась звезда мастерства. Это мастерство выражалось через удар с разбега, значительно увеличивая его разрушительную силу. Получив три звезды, такой удар наносил значительно больше урона, чем суператака, которая отнимала жизнь, если применять ее раньше того, как заполнится специальная шкала. 

И конечно же не обошлось без реиграбельности, ведь у Streets of Rage III аж четыре концовки! Причем, путь вы выбираете не в финале, а где-то во второй трети игры, и об их существовании вообще можно не догадаться. Некоторые из концовок доступны только для американской версии, да и сюжет немного различается (к примеру, в японской версии похищают русского генерала Ивана Петрова, а в западной — начальника полиции города). Но с наличием эмулятора это вообще не проблема. 

Панцушот! В западной версии тоже зацензурили

Панцушот! В западной версии тоже зацензурили

К слову, я лично рекомендую играть именно в японскую версию (она называется Bare Knuckle III), так как американская вышла немного урезанной и подверглась цензуре. 

Ну и куда же без отличного саундтрека от Юдзо Косиро и Мотохиро Кавасимы. Интересный факт: музыку для игры писали при помощи алгоритма Automated Composing System, который умел генерировать рандомизированные мелодии с ускоренным битом и резкими переходами. Фактически, музыкальный стиль “Транс” композиторы популяризировали через компьютерную игру до того, как о нем стало известно широкой публике. 

Это уже скрин с фанатской версии — Streets of Rage Remake

Это уже скрин с фанатской версии — Streets of Rage Remake

Третья часть была настолько популярной, что даже в современности фанаты не забывают об игре, выпуская свои версии, выполненные на движке оригинала. Самой известной фанатской работой является Streets of Rage Remake. Обязательно попробуйте! 

Хиты Capcom 

Знаете, статья уже и без того получилась весьма объемной, но не упомянуть о серии аркадных beat-em-up’ов от компании Capcom было бы преступлением. В целом, я не могу назвать их прям вот выдающимися продуктами, но что в них точно на высшем уровне, так это боевая механика, визуал и музыкальное сопровождение. А что еще нужно для фана?

Кадр из Warriors of Fate. Японцы любят тему вторжения монголов на острова. Кстати, у игры две концовки

Кадр из Warriors of Fate. Японцы любят тему вторжения монголов на острова. Кстати, у игры две концовки

Итак, записывайте себе в блокнот, чтобы не забыть и обязательно сыграть в эти шедевры прошлого:

  • Alien vs. Predator.
  • Cadillacs and Dinosaurs.
  • Captain Commando.
  • Dungeons & Dragons: Chronicles of Mystara.
  • Final Fight (вся серия).
  • Knights of the Round.
  • Punisher: The Arcade Game.
  • Warriors of Fate.

Для вовлечения в жанр вам этого хватит с головой. Эмуляторов и образов игр в Сети полно, так что проблем с установкой возникнуть не должно. 

Играйте только в хорошие beat-em-up’ы! 

Другие публикации по теме
Объявлена дата релиза ремейка Night Slashers: Remake
Объявлена дата релиза ремейка Night Slashers: Remake
Команда разработчиков из студии Storm Trident готова выпустить ремейк Night Slashers: Remake и раскрыла точную дату релиза обновленного beat ’em up 1994 года.
7 сентября в 09:00
1079
1
Форум
Трейлер The Punisher из MARVEL vs. CAPCOM Fighting Collection: Arcade Classics
Трейлер The Punisher из MARVEL vs. CAPCOM Fighting Collection: Arcade Classics
Помимо шести довольно цветастых файтингов в наборе MARVEL vs. CAPCOM Fighting Collection: Arcade Classics есть еще и один более мрачный beat 'em up — The Punisher, первая игра про Карателя из 1993 года.
24 августа в 21:07
859
0
Форум
Holo X Break обзавелась страницей в Steam, но даты релиза игры пока нет
Holo X Break обзавелась страницей в Steam, но даты релиза игры пока нет
В Steam появилась страничка предстоящего фанатского beat-em-up Holo X Break от разработчика Holocure Кай Ю, хорошо знакомого фанатам Hololive
5 марта в 17:00
2009
0
Форум