Микротранзакции, кредиты на донат, что дальше?

Не такие уж и бесплатные игры

access_time21 января в 09:00remove_red_eye3359question_answer41

С каждым годом затраты на компьютерные игры становятся все более и более значительной частью бюджета огромного числа людей. Примерно две трети проведенных платежей идут на покупку самих игр, а оставшиеся 30% — на приобретение контента внутри проектов. При этом средний чек за внутриигровой контент получается где-то в два с половиной раза выше суммы, выкладываемой коробку с игрой. Казалось бы, как такое может быть? На самом деле тут нет никакого секрета. Все дело в условно бесплатных играх, которые уже давно стали частью геймерского рациона как в странах СНГ, так и за их пределами.

В бесплатные проекты действительно можно играть не вкладывая в них ни копейки. Однако вскоре после первого запуска получать удовольствие от игрового процесса начнет становиться все сложнее и сложнее. Подобные игры начинают “душить” не платящих игроков, всячески подталкивая их к нажатию на значок кеш-шопа. Разумеется, разные проекты используют подобные трюки с разной степенью интенсивности. Компании, занимающиеся разработкой Free-to-play тайтлов с микротранзакциями, применяют самые современные технологии для сбора и анализа массивов данных по поведению игроков. Вовлечение постороннего человека в игру и превращение его в клиента уже превратилось в науку.

Невероятная доходность модели Free-to-Play

Если верить данным, собранным аналитическим центром SuperData, игры, не требующие предварительной оплаты, собирают более 88 миллиардов долларов в год. Это при том, что годовой доход всего рынка видеоигр оценивается примерно в 110 миллиардов. На вершине стоит Fortnite, ежегодно собирающий почти два миллиарда. Львиная доля покупок приходится на мобильный рынок, который служит естественной средой обитания бесплатных тайтлов.

Сторонним эффектом засилья бесплатных игр и Fortnite в частности стало то, что молодые геймеры, часто играющие в подобные проекты, начинают привыкать к “фримиальной” деловой модели. Это формирует новый тип клиентов и открывает путь для дальнейшего развития F2P индустрии. Так что 88 миллиардов это еще далеко не предел.

Микротранзакции в рассрочку и в кредит

Разумеется, не каждый игрок может позволить себе донатить на постоянной основе. Так откуда же берутся баснословные доходы разработчиков условно бесплатных игр? Раньше бытовало мнение, что основную прибыль подобным играм приносит небольшое количество самых состоятельных клиентов.

Золотое правило бизнеса гласит, что клиент всегда прав. На практике оказывается, что некоторые клиенты правее. Разработчики “фримиум” проектов делят игроков на четыре типа по платежеспособности: халявщики, пескари, дельфины, киты. Халявщики не тратят ничего, в то время как киты вкладывают в игру сотни и даже тысячи долларов.

Однако, быть может, баланс начинает смещаться. Относительно недавно некоторые проекты начали предлагать игрокам возможность купить игровые бонусы в кредит. Если раньше в роли кита можно было представить состоятельного человека, что весьма логично, то теперь линии начинают размываться. Игрокам предлагают тратить на игры деньги, которых у них еще нет. Берущий деньги в долг человек вряд ли вяжется с образом пресловутого сына олигарха, сливающего тысячи баксов на очередную светящуюся пушку. 

Таким образом, даже рыбка поменьше может строить из себя кита, но рано или поздно придется платить по счетам. Разработчики и издатели рады, банки и вовсе счастливы, а вот у простых обывателей могут начаться проблемы. Шутки про донаты и почки внезапно начинают играть новыми красками, если добавить в них реальных коллекторов.

Недавно разработчики Warface ввели возможность приобретать игровую валюту в рассрочку и в кредит. Все как при оформлении обычной финансовой операции, то есть нужно выслать сканы документов в банк, который рассмотрит кандидатуру игрока и вынесет решение о предоставлении рассрочки. Если же игрок хочет отложить платеж, то тут все немного сложнее. Подобное доступно только тем, кто уже доказал свою надежность и задонатил определенное количество средств. Однако подобные услуги появились далеко не сегодня и даже не вчера. Компания Innova, издающая Lineage II на территории Европы, предлагала своим пользователям купить игровые ценности в кредит еще в 2014 году. 

Может показаться, что подобное является лишь попытками отдельных компаний мимолетно подзаработать, и нельзя ожидать, что такая практика получит хоть сколько-нибудь широкое распространение. Однако реальность говорит об обратном. Некоторые финансовые учреждения уже предоставляют кредитные карты для “покупки виртуальных активов”, как они это называют. Чего только стоит предложение от Wargaming и Совкомбанка по покупке игрового имущества в рассрочку. При единовременной покупке на сумму менее 1000 рублей предоставляется рассрочка на два месяца. Так и вижу человека, не имеющего возможности вложить одну тысячу рублей в свое хобби, бегущего брать микрозайм на покупку пикселей в виде советского танка… Скидки, кэшбэк и спецпредложения на покупку внутриигровой валюты и предметов — тоже вполне себе обыденная практика.

Заменят ли бесплатные игры все остальные?

Так что же получается, если разработчики придумывают все новые способы монетизации F2P игр, и игроки глотают наживку вместе с леской, то век обычных платных игр находится на излете? Не совсем. 

Дело в том, что условно бесплатные игры, как правило, должны активно развиваться, чтобы продолжать стимулировать игроков на игровые приобретения. Для этого нужно содержать большой штат сотрудников, которые будут постоянно выпускать новый контент. Классические игры, как правило, не требуют значительной доработки после выпуска. После первоначальных затрат на разработку можно ожидать, что проект начнет постепенно окупаться и работать исключительно в плюс. 

Нет, нельзя спорить с тем, что условно бесплатные проекты приносят своим создателям больше прибыли. Просто их не стоит переоценивать. К тому же, донат появился далеко не вчера. Тот, кто в интернете давно, наверняка помнит расцвет такого проекта, как Бойцовский клуб, а это было в далеком 2000 году. И ничего, классические игры до сих пор живы. Пока у них есть своя ниша на рынке, их будут продолжать выпускать.

Автор: Shinimas

Комментарии (41)

Sapphire
21 января в 09:19
Сообщения от SH4RK:

Недавно разработчики Warface ввели возможность приобретать игровую валюту в рассрочку и в кредит.


Да, читал уже об этом пару дней назад, честно говоря, скорее удивлен, что мыло не сделало это раньше :)
Munin
21 января в 11:12
Сообщения от SH4RK:

Микротранзакции в рассрочку и в кредит


А что мешало раньше взять кредит в банке и пустить его по соответствующему направлению расходов? :)

Сообщения от SH4RK:

Заменят ли бесплатные игры все остальные?Так что же получается, если разработчики придумывают все новые способы монетизации F2P игр, и игроки глотают наживку вместе с леской, то век обычных платных игр находится на излете? Не совсем.

Дело в том, что условно бесплатные игры, как правило, должны активно развиваться, чтобы продолжать стимулировать игроков на игровые приобретения. Для этого нужно содержать большой штат сотрудников, которые будут постоянно выпускать новый контент. Классические игры, как правило, не требуют значительной доработки после выпуска. После первоначальных затрат на разработку можно ожидать, что проект начнет постепенно окупаться и работать исключительно в плюс.

Нет, нельзя спорить с тем, что условно бесплатные проекты приносят своим создателям больше прибыли. Просто их не стоит переоценивать. К тому же, донат появился далеко не вчера. Тот, кто в интернете давно, наверняка помнит расцвет такого проекта, как Бойцовский клуб, а это было в далеком 2000 году. И ничего, классические игры до сих пор живы. Пока у них есть своя ниша на рынке, их будут продолжать выпускать.


Полная чушь. :)

f2p это не только про то, как используя какую бы то ни было "франшизу" вытащить из игроков деньги. Это делается везде и всюду (и не только в играх). f2p скорее про формирование внутриигровой (виртуальной) экономики, которая завязана на реальных материальных ценностях. Также в f2p-системе не маловажный ресурс --- это человеко-часы в игре (привет таргетированная реклама, соц. исследования и прочие вещи, под которые можно найти внешних инвесторов).

В общем, как всегда, не пытаясь разобраться в системе начинаем кричать что "добро", а что "зло". Хотя о монетизации в принципе подобного нельзя говорить --- это абсолютно перпендикулярные системы.

Если говорить о "будущем" системы. Для single-игр останется либо разовая покупка, либо скорее подписка на пакет от крупных платформ (ala Xbox Game Pass). Для online-игр только f2p и это от года к году только подтверждается, те, кто пытаются войти в реку денег там, где уже всё пересохло просто очень недалёкие люди --- увы, оно регулярно повторяется от одного проекта к другому. Потом псевдо-разработчики ещё дико мечутся как переходить на f2p, и делают это зачастую очень топорными методами. :)
zomg_XD
21 января в 12:01
Сообщения от SH4RK:

Тот, кто в интернете давно, наверняка помнит расцвет такого проекта, как Бойцовский клуб, а это было в далеком 2000 году. И ничего, классические игры до сих пор живы.



Бойцовская помойка должна была победить классические игры? БК был задуман как выгребная яма для людей с раздутым чсв. 90% игроков обходили эту клоаку стороной.
NighFall
21 января в 13:07
Вспомнил mail.ru с их донатом, который идёт по акции 399 799 999 1599 и 9999 рублей за комплект из 4 вещей.. я удивляюсь когда жена вливает 899 за 30 факелов или 40 билетиков на арену..
Конечно после покупки она наверно 2 недели не вылазит из игры и гордится, что у неё 18 Лямов сила перса... покупает всякие артефакты и побеждает. Конечно я могу позволить купить ей все эти штуки, но не понимаю зачем?
Fallze
21 января в 13:42
Заголовок какой то неправильный. Нужно в Warface ввели кредиты на покупку валюты.
Как то обтекаемо и в середине новости упомянули, как невзначай, чтобы не обидеть разработчиков и люди не заметили.
Karoyski
21 января в 14:06
Сообщения от Munin:

А что мешало раньше взять кредит в банке и пустить его по соответствующему направлению расходов? :)


Полная чушь. :)

f2p это не только про то, как используя какую бы то ни было "франшизу" вытащить из игроков деньги. Это делается везде и всюду (и не только в играх). f2p скорее про формирование внутриигровой (виртуальной) экономики, которая завязана на реальных материальных ценностях. Также в f2p-системе не маловажный ресурс --- это человеко-часы в игре (привет таргетированная реклама, соц. исследования и прочие вещи, под которые можно найти внешних инвесторов).

В общем, как всегда, не пытаясь разобраться в системе начинаем кричать что "добро", а что "зло". Хотя о монетизации в принципе подобного нельзя говорить --- это абсолютно перпендикулярные системы.

Если говорить о "будущем" системы. Для single-игр останется либо разовая покупка, либо скорее подписка на пакет от крупных платформ (ala Xbox Game Pass). Для online-игр только f2p и это от года к году только подтверждается, те, кто пытаются войти в реку денег там, где уже всё пересохло просто очень недалёкие люди --- увы, оно регулярно повторяется от одного проекта к другому. Потом псевдо-разработчики ещё дико мечутся как переходить на f2p, и делают это зачастую очень топорными методами. :)



Не будет сплошного ф2п в онлайне, как не будет ф2п колды или фифы. Гиганты рынка могут делать какую угодно монетизацию, хоть б2п с подпиской да ещё и с магазином внешек. Главное для них - иметь раскрученную пиар машину. А вот средние студии и инди в попытках раскрутиться будут делать ф2п проекты, потому что других вариантов заинтересовать публику у них нет.

В сингле гиганты будут потихоньку пересаживать хомячков на сервисную модель, по типу нынешних ассасинов и геншина, опять таки потому что могут себе позволить долгую разработку и плотную поддержку после релиза. А для средних студий и инди в сингле только одна возможность открылась за последние годы - ранний доступ, собственно его они и абузят.

Никакие игры-сервисы рядовые студии не смогут себе позволить, ни в оффлайне, ни в онлайне, тупо нет такого количества кадров и денег.
Bullen
21 января в 14:07
Если люди берут через сайт/игру кредиты, отсылают доки - это уже совсем ненормально. Некоторые люди плохо себя контролируют - такую фигню должны приравнять к казино и запретить в РФ. Пусть к ним нет симпатии, но у них есть родственники, которые пострадают не намного меньше, а они не виноваты особо.

Если уж такая "взрослая" хрень будет доступна - то игры должны быть защищены властями, а именно:
- строгий возрастной ценз, не для галочки;
- все регистрации в игре проходят по реальным паспортам или по заверенным доверенностям от родителей/опекунов, которые имеют не меньшую юридическую силу;
- читеры/ботоводы наказываются очень крупными административными штрафами (с возможной конфискацией оборудования, на котором нарушение производилось) с длительным запретом на регистрацию в играх.

Короче, тут надо брать пример с Южной Кореи, где очень серьёзно борются с читерами, бустерами и прочими проявлениями отклонений от нормального игрового процесса (где игры и игроки уже давно в правовом поле и защищаются законами на высоком уровне).
Pakostnyi
21 января в 14:51
Игры в которых можно тратить огромные суммы, должны быть приравнены к казино во всём мире. Я вот допустим играю в БДО сейчас и реально понимаю что игра построена таким образом, что за каждый свой шаг ты должен платить и платить много. Игра тебя вынуждает тратить деньги, а для таких людей как я, кто без тормозов, это очень опасно, потому что если ты начинаешь заливать туда деньги, то остановиться уже невозможно. Должен быть хотя бы лимит в играх по донату, но и его нет. Люди могут спокойно заливать миллионы без каких либо ограничений. Если у тебя есть средства, ну ок, твой выбор скажите вы, но проблема в том что такие игры были разработаны с помощью психологов и весь их кор геймплей и все механики заточены исключительно на донат и поэтому такие игры должны быть в особом поле зрения у органов и прочих регулирующих служб, чтобы больные люди не могли навредить себе и близким.

В той же Корее люди могут жить в крохотной комнатушке 12 квадратов и при этом донатить на игры больше половины своей зп. Естественно это отчасти сказываются проблемы социума и отражения ментальных проблем, но это не повод чтобы такие гнилые конторы пользовались психическими недугами людей и доили их как коров.

Я не против если в игре есть косметические предметы в шопе. Они не вызывают азарта и не служат катализатором для доната, тем более если их можно получить и без доната.
Показано комментариев 8 из 41