Насколько важна ролевая составляющая в ММОРПГ?

23374
53

Автор: Shinimas

RPG расшифровывается как ролевая игра. Жанр РПГ существует столько же, сколько вообще существуют видеоигры. Казалось бы, возможность играть с кучей других людей должна многократно усиливать ролевую составляющую, ведь значимость роли в группе настоящих людей имеет куда больший вес, чем когда ты окружен бездумными NPC. Однако многие фанаты жанра ММОРПГ скажут, что ролевая составляющая их практически не интересует. В то же время другие игроки, наоборот, будут утверждать, что они играют исключительно ради этого самого ролевого аспекта. При этом и те, и другие запросто могут играть в одну и ту же ММО и быть одинаково довольны! Как же так получается? Правда ли, что ролевая составляющая не играет роли? Чтобы ответить на эти вопросы, придется для начала разобраться, что на самом деле означает буква R в аббревиатуре MMORPG, а для этого нам нужно отправиться к истокам…

Механика или отыгрыш роли?

Отложим первые три буквы в MMORPG в сторону. Прямой перевод слова “roleplaying” — отыгрыш роли. Концепция отыгрыша роли пришла из настольных ролевых игр, типа Dungeons and Dragons. В них игроки придумывают для своих персонажей прошлое, мотивацию и личностные черты, и стараются развивать их, относясь к своим аватарам как к реальным людям или, хотя бы, как к персонажам из книги или сериала. Именно в настольных РПГ можно найти самое полное воплощение отыгрыша роли, как его обычно понимают. Интересно, что настолки начинались как чисто механические бродилки, где игроки собирались вместе, чтобы походить по подземельям, поубивать монстров, прокачаться и добыть лут. Нередко люди приносили с собой по нескольку заполненных листов с характеристиками персонажей, чтобы тут же встать в строй, если их герой погибнет. Разумеется, ни о каких дугах характера персонажа никто даже не думал. Во многом такой подход напоминает некоторые ММОРПГ, в которых сюжет играет третьестепенную роль. Вряд ли кто-то скажет, что ранние версии D&D не имели права считаться ролевыми играми. Просто в те времена под отыгрышем роли понимались чисто механические игровые моменты. Твой персонаж — разбойник? Значит твоя роль заключается в открывании замков и лазании по стенам. Играешь бойцом? Выбивай башкой двери и прикрывай грудью остальных членов команды.

Какими характеристиками должна обладать игра, чтобы ее можно было считать за РПГ? Вспоминая пример со старыми изданиями Dungeons and Dragons, в голову приходит современный популярный жанр РПГ с похожим подходом — Action RPG. Речь идет о Diablo, Path of Exile и прочих подобных тайтлах. Отыгрышем роли там и не пахнет, и сюжет зачастую выступает фоном. В aRPG геймплей стоит на первом месте с огромным отрывом от всего остального. Так что же, получается, что ролевая составляющая может практически полностью ограничиваться наличием РПГ-механик, вроде уровней, всевозможных статов, билдов и собиранием лута? Не думаю, ведь сегодня под ролеплеем понимают нечто иное, чем во времена Гэри Гайгэкса и первого издания Dungeons and Dragons. Сегодня под этим подразумевают именно отыгрыш роли, глубину сюжета и значимости в нем нашего персонажа, а также степень погружения в игровой мир и происходящие в нем события. 

Из чего состоит ролевая часть?

Раз уж мы завели разговор про отыгрыш роли, то давайте рассмотрим его чуть подробнее. Это наиболее важная часть ролевого аспекта любой игры. Отыгрыш предполагает возможность совершения действий в соответствии с выбранной, либо выданной ролью. Таким образом, для отыгрыша нужна некая свобода действий, но все мы знаем, что в ММОРПГ свобода в большом дефиците. Если в старых ММО, вроде Ultima Online и Star Wars Galaxies игроку действительно предоставлялась возможность выбрать свою роль в игровом мире, то в современных ММО это большая редкость. Нынче все мы в первую очередь воины, спасающие мир от какой-нибудь напасти. Можем ли мы решить присоединиться к злодею и, взявшись за ручки, завоевать мир вместе? Можем ли мы наплевать на геройства и заделаться кузнецом в какой-нибудь захолустной деревушке? Нет. Бери в руки меч и иди воевать за все хорошее против всего плохого. Наша роль всегда предрешена, как и наши действия. В конце мы всегда стоим на фоне заката с головой поверженного дракона в одной руке и спасенной принцессой в другой. Получается, что полноценного отыгрыша роли в нынешних ММОРПГ вообще не бывает? Верно, не бывает. Однако отыгрыш - хоть и важнейшая, но не единственная часть ролевого аспекта в игре.

Зачем вообще нужна ролевая составляющая? В основном для погружения в игровой процесс. Драться со злодеем намного интереснее, если ты понимаешь зачем ты с ним дерешься. Путешествовать по руинам древней цивилизации куда более увлекательно, если ты смотришь на них через глаза своего персонажа, для которого эти руины действительно что-то значат. Подобного эффекта можно добиться даже когда у нас связаны руки, и мы не можем принимать самостоятельных решений. Увлекательный сюжет, красивая графика, грамотно подобранный художественный стиль, качественная музыка — все это можно в большей или меньшей степени отнести к ролевой составляющей, и все эти детали помогают нам погрузиться в игровой мир и начать ощущать его через нашего аватара. То есть, вжиться в роль.

Важность самовыражения

Как мы уже выяснили, полноценного отыгрыша в ММОРПГ практически не бывает. Однако тот факт, что игроки не могут влиять на направление сюжета и оказывать значительного влияния на игровой мир не означает, что они полностью лишены возможности произвести впечатление. Тут на помощь приходят системы, позволяющие игрокам самовыражаться. Одним из основных способов самовыражения служит кастомизация персонажа. То, как выглядит наш аватар, способно значительно повлиять как на наше восприятие игровых событий, так и на ощущения других игроков, и таким образом мы можем влиять на наше окружение.

Многие ММО замещают влияние на игровой мир расширением возможности взаимодействия с другими игроками. Например, если в игре есть танцы и возможность играть на музыкальных инструментах, то в ней гарантированно появятся группы музыкантов с подтанцовкой. Они будут приходить на самое видное место и давать концерты, а другие игроки будут собираться рядом, слушать и, возможно, даже кидаться в исполнителей золотыми монетами (или помидорами). Все это являет собой самый настоящий ролеплей.

Наличие возможности самовыражения значительно усиливает ролевой аспект ММОРПГ. К сожалению, не все разработчики ММО, в особенности западные, придают подобным системам должное значение.

Играть нельзя отыгрывать

Так насколько же важна ролевая составляющая в ММОРПГ? Очень важна. И практически бессмысленна. Все зависит от игрока. Так же, как некоторые предпочитают aRPG играм с богатым сюжетом, так и ММО может быть практически целиком посвящена механикам игрового процесса. В то же время в ММО может быть прекрасная история, полная интересных персонажей и всевозможных сюжетных перипетий, а геймплей находится на втором плане. Оба этих подхода имеют право на существование, и если игра получилась качественной, то она найдет свою аудиторию.

Представим, что мы хотим сделать ММО. У нас есть штат из сотен опытных сотрудников и бюджет в несколько сотен миллионов долларов. У нас практически нет ограничений в ресурсах, и перед нами стоит одна единственная задача: сделать игру, которая привлечет как можно больше пользователей. Стоит ли нам делать упор на ролевую составляющую? Да. Конечно, вы можете забыть о сюжете и направить все усилия на создание сложнейших механик и самого комплексного контента в истории жанра, но всю глубину механического аспекта ММО сможет оценить лишь небольшая часть игроков. В то же время, с ролевой составляющей смогут познакомиться практически все. Среднестатического игрока куда больше заботит лор, внешний вид своего персонажа и красота игрового мира, чем то, как ему нужно изменить свой билд, чтобы его гильдия могла побить энрейдж на боссе. 

К счастью, выбирать не нужно. Некоторые разработчики научились сочетать совмещать ролевой аспект с механическим. В Final Fantasy XIV одна из лучших сюжетных линий в жанре jRPG, при этом ПвЕ в игре такое крутое, что даже топовым гильдиям есть чем заняться. Квесты в The Elder Scrolls Online зачастую являют собой целые небольшие истории с увлекательными поворотами и развязками, и, одновременно с этим, в игре одна из наиболее проработанных ПвП-систем, поддерживающая битвы сотен игроков одновременно. Ролеплей и геймплей одинаково важны, и будущее за ММОРПГ, которые будут гармонично совмещать оба этих аспекта.

Подключай тариф со скоростью до 900 Мбит/с и бонусами в «Мире танков» и «Мире кораблей»

Подключай тариф со скоростью до 900 Мбит/с и бонусами в «Мире танков» и «Мире кораблей»

Другие публикации по теме
Два часа живого геймплея Kingdom Come: Deliverance 2
Два часа живого геймплея Kingdom Come: Deliverance 2
Разработчики Kingdom Come: Deliverance 2 из студии Warhorse опубликовали двухчасовую демонстрацию игрового процесса, которую показывали на игровой выставке Gamescom 2024 в августе.
Сегодня в 11:44
1399
3
Форум
В Kingdom Come: Deliverance 2 не будет Denuvo — официально
В Kingdom Come: Deliverance 2 не будет Denuvo — официально
Разработчики средневековой ролевой игры Kingdom Come: Deliverance 2 из студии Warhorse решили не гневить геймеров лишний раз и объявили об отказе в использовании антипиратской защиты Denuvo.
Сегодня в 11:17
410
0
Форум
"Дорогостоящая ошибка" — автор Painkiller высказался о Dragon Age: The Veilguard
"Дорогостоящая ошибка" — автор Painkiller высказался о Dragon Age: The Veilguard
Адриан Хмеляж (Witchfire, Painkiller), творческий директор студии The Austronauts , высказал свою критику в адрес игры Dragon Age: The Veilguard.
Сегодня в 11:12
2012
10
Форум