Настольная игра "Битоку": сложно, но очень увлекательно!
Недавние обзоры настольных игр мы посвящали по большей части приключенческим и ролевым играм, совсем “забыв” о стратегиях. На самом деле это не так, и настольные стратегии мы любим ничуть не меньше, чем другие жанры. Так что с радостью исправляем недоразумение и представляем вашему вниманию обзор на яркую и очень милую экономическую стратегию “Битоку”.
Но пусть вас не вводят в заблуждение цветастое оформление и ми-ми-мишные арты. В правилах “Битоку” можно заблудиться так же, как в дремучем лесу духов, в котором и происходят события игры. О том, что правила сложны, вас предупреждают сами создатели игры. Но когда вы разберетесь во всех нюансах, то обнаружите потрясающую глубину и увлекательность игрового процесса. За издание “Битоку” в России отвечает компания Hobby Games, так что можете быть уверенными в качестве продукта.
Но сперва заглянем в коробочку
Вес содержимого внушает — почти 3 килограмма. А все благодаря огромному игровому полю и массивным планшетам игрока, так что сразу готовьтесь располагаться на полу, если у вас нет большого (реально, большого!) стола.
Комплектация:
- 2 игровых поля.
- 4 планшета игроков.
- 172 фишки.
- 12 кубиков.
- 259 жетонов.
- 111 карт.
- 4 памятки.
- Правила игры.
И это вам только кажется, что содержимое получилось скромным. Вы на цифры посмотрите.
О чем игра?
Сюжет великолепен: после многих лет спекуляций и слухов Великий Дух наконец объявил о своем уходе с поста руководителя японского леса. Вы, дух, определяемый вашим проницательным оппортунизмом, чувствуете возможность повышения по службе. В течение четырех лет, оставшихся до того, как великий дух уйдет, — всегда вежливо и должным образом предупредив — вы должны получить наибольшее влияние среди меньших духов леса, пытаясь претендовать на высшую должность для себя. То же самое делают ваши конкуренты. Вам помогут ёкаи, кодамы и различные паломники, которые будут встречаться на пути.
К слову, в “Битоку” можно играть как в компании до четырех человек, так и одному. Под одиночное прохождение выделен отдельный раздел в правилах, так что я рекомендую сперва ознакомиться с ним, а уже потом переходить к групповому забегу. Так определенно будет легче разобраться.
Как играть?
На большой игровой карте изображен мир Битоку с морями, лесами, равнинами, предгорьями и горами. Каждая из областей имеет свою настройку, в которой фишки и карты распределяются случайным образом. Игроки получают собственную доску игрока (планшет) и три кубика, а доска заселяется фишками. Игроки начинают игру с колодой из пяти основных карт ёкай.
Игра состоит из четырех раундов, каждый из которых представляет год, поделенный на четыре этапа, названные в честь времен года.
Весна. Готовьте карты ёкай и получайте доход. Каждый игрок берет в руку до четырех карт, а затем выбирает три себе. Кроме того, возьмите доход от кристаллов снов в нижней части планшета игрока.
Лето. Зовите своего ёкая и выполняйте действия на доске. Это основная часть раунда. Есть четыре основных действия:
- Переложите карту ёкай из руки на пустое место на доске, активируйте на ней действие. Вы также разблокируете кубик рядом с ним.
- Используйте разблокированный кубик со своего игрового поля — поместите разблокированный кубик в область леса на доске в любом из пяти регионов на незанятое место. Когда вы играете в лесу, то должны разместить кубик, равный или более высокий, чем любой другой кубик в регионе, в котором вы играете. При необходимости вы можете использовать амулеты, чтобы увеличить количество кубиков. Кроме того, если в выбранном вами регионе есть здания, вы также можете активировать их. В каждом регионе леса свои правила, но они достаточно хорошо обозначены на доске с помощью значков и напоминаний.
- Пересечение реки. Примерно посередине поля есть река; чтобы переместить кубик с одной стороны на другую, вы должны выбрать это действие. Уменьшите значение вашего кубика на 1, а затем поместите его в соответствующую область на другой стороне. Возьмите доступный бонус из места, в которое вы переехали.
- Завершение — завершить свои действия в этом году. Обычно это происходит после того, как вы разыграли все три карты на доске и переместили все три разблокированных кубика в Лес.
Осень. Определите порядок хода. Порядок хода определяется в зависимости от расположения кубиков в верхней части доски.
Зима. Сброс доски для следующего раунда. Все кубики возвращаются на свои планшеты игроков, при этом значения не должны меняться. Если в вашей колоде карт ёкай есть как минимум 5 штук, вы можете удалить из игры одну из трех карт, сыгранных в этом раунде, чтобы заработать очки.
После четырех раундов в игре проводится финальный подсчет очков, в ходе которого подсчитываются восемь различных показателей, включая порядок хода, сброшенные карты ёкай, положение на доске в определенной области, очки за сбор камней и за принадлежащие здания, очки за значения ваших кубиков в конце раунда и за выполненные карты Видений (т. е. карты бонусных очков). Побеждает игрок, набравший наибольшее количество баллов.
Основы игрового процесса, действия, которые доступны непосредственно в ваш ход, просты. Вы либо разыгрываете карту ёкая на своем игровом планшете, помещаете разблокированный кубик Стража на одну из ячеек Леса, либо заставляете ранее размещенного Стража пересечь реку, что уменьшает его силу, но дает вам доступ к мощным ячейкам действия. Когда вы больше не можете делать ничего из этого или не хотите, вы завершаете ход..
Существуют ограничения на размещение Стража, которые повышают интерактивность игрока. Чтобы использовать лесное пространство, в котором уже есть житель, значение вашего Стража должно соответствовать значению другого Стража или превышать его. Кроме того, мощные действия через реку осуществляются в порядке очереди. Время от времени игра превращается в элегантный танец, когда каждый ориентируется во времени этих действий.
Игра становится еще более загадочной, если принять во внимание множество доступных косвенных действий. Если подсчеты верны, то выходит, что в результатах трех основных действий вам доступно до 16 непрямых действий. Они сводятся к использованию очков движения (2 разных места, где вы можете их использовать), получению карты (4 разных типа карт), получению жетона (6 разных видов жетонов), размещению паломника, получению ресурсов, вытягиванию карты, и «Перемещение Кодамы», одного из пяти жетонов, которые вы разбросали по пяти различным миниатюрным гоночным трассам.
Многие из косвенных действий предусматривают в качестве награды дальнейшие косвенные действия. Как бы запутанно это ни звучало, взаимодействие механизмов становится впечатляюще плавным, если вы усвоите иконографию. Один шаг изящно ведет к следующему, который ведет к следующему. С точки зрения дизайна как игры, так и визуала, все сделано очень хорошо. Но учтите, что комфортнее всего вам будет с теми игроками, у которых нет “аналитического паралича”. То есть, они способны быстро анализировать поступающую информацию.
Итоги
Вот такой получилась “Битоку”. Игра однозначно подойдет не для всех. У нее сложные правила, и вам понадобится не одна пробная сессия, чтобы разобраться во всех нюансах, а заодно и выучить японские словечки. Но когда вы разберетесь, то уверяю — за уши не оттащишь.
А мы выражаем благодарность компании Hobby World за предоставленную на обзор игру. Приобрести ее можно в магазине Hobby Games.