E-50 - 60 тонн на скорости 60км/ч.

8332
0
E-50 - 60 тонн на скорости 60км/ч.

Историческая справка

Entwicklung series, повсеместно известная как E- серия, была попыткой в конце второй мировой войны создать стандартизированные серии моделей танков в Германии. Планировалось разработать шесть стандартных типовых решений в шести различных весовых категориях, после чего предстояло создать несколько специализированных вариантов. Это решение было вызвано тем, что существующие модели были крайне сложными по конструкции, что делало их производство долгим, а надежность низкой. Конструкции Е-серии были проще, дешевле в производстве и эффективнее, чем их предшественники. Но при этом по сравнению с моделями, которые они были призваны заменить, например, Hetzer, <<Пантера-G>> или <<Тигр-II>>, новые танки отличались лишь небольшими улучшениями брони и огневой мощи. А такие танки, как американский M46 <<Паттон>>, британский <<Центурион Mk 5/2>> и советский Т-54, современники и наиболее вероятные противники машин серии Entwicklung, полностью затмевали германские модели бронированного транспорта.

E-50 Standardpanzer

Танк E-50 разрабатывался как стандартный средний танк, который должен был заменить танки <<Пантера>> и <<Тигр-1>>, в том числе все усовершенствованные их модели. Корпус Е-50 должен был быть больше, чем у <<Пантеры>>, фактически по габаритным размерам он планировался идентичным <<Королевскому Тигру>>, за исключением расположения пластины гласиса. По сравнению с предыдущими конструкциями производственные операции при постройке этих стандартизированных машин были сведены к минимуму, что позволяло делать их производство быстрее, легче и дешевле. Точно так же предложенная система конических рессор заменяла предшествующую систему с двойной торсионной подвеской, сложную и дорогую. Как можно судить по названию, вес модели Е-50 должен был быть между 50 и 75 тоннами.

Максимальная скорость танка планировалась на уровне 60 км/час. В качестве силовой установки было решено использовать модернизированную версию двигателя Maybach HL230, называемую HL234. Эта модель была оснащена системой непосредственного впрыска топлива и на короткое время позволяла повысить мощность с 900 до 1200 л.с. В модернизацию также включалась установка клапанов с натриевым наполнителем, что значительно повышало их устойчивость к высоким температурам. Вместе с тем, расположение топливных баков, радиаторов и вентиляторов было такое же, как и на "Tiger II", что полностью исключало установку узлов трансмиссии в задней части корпуса. Дело в том, что на наиболее часто встречающихся боковых проекциях направляющее колесо, расположенное сзади, принимается за ведущее из-за зубцов.

В то же время имеющиеся на данный момент чертежи Е-50 и Е-75 демонстрируют нам использование ведущих колес от танка "Tiger II" с передним расположением. Возможно, один из проектов Е-50 всего лишь предполагал перенос трансмиссии назад. Башню для танка Е-50, в целях экономии времени и средств, заимствовали от танка "Panther II", работу по которому прекратили в конце 1944 года в пользу нового проекта Е-серии. Разработкой этой конструкции занимались фирмы Daimler-Benz и Skoda, специалистами которых был предложен значительно удешевленный и более технологичный в производстве вариант башни с возможностью установки 75-мм орудия KwK44. Толщина спрямленного лобового бронелиста была доведена до 120 мм, бортов - до 60 мм.

Помимо стандартно отличной оптики, на башню "Panther II" планировали установку стереодальномера фирмы Zeiss, приборов ночного видения ((Infrarot-Scheinwerfer) и гидростабилизаторов. По документации эта башня проходила под названием Schmalturm. Внешне она сохранила схожесть с серийными изделиями, выделяясь только угловатыми формами и наличием полусферической командирской башенки, как у танка "Tiger II". Помимо верхнего люка был сделан круглый люк в задней стенке башни, через который загружался боекомплект и демонтировалось орудие. В случае повреждения танка его можно было использовать как аварийный для эвакуации экипажа. Рядом с люком разместили стрелковую амбразуру, через которую можно было вести огонь из пистолетов-пулеметов типа MP43 или StG44. Другим средством защиты от пехоты противника были гранатометы Nahverteidigungswaffe, установленные в крыше башни с правой стороны. Конструкция этих гранатометов основывалась на сигнальном пистолете, и потому принцип их применения был предельно прост - граната выстреливалась на высоту около 3 метров, где производился её подрыв. В радиусе 20 метров местность усеивалась стальными шариками и шрапнелью, от поражения которыми могла спасти только броня.

Предварительные испытания Schmalturm показали, что вместо 75-мм пушки можно установить более мощные 88-мм, поэтому далее приоритет получили работы по орудиям 8.8 cm KwK 43 L/71 и 8.8 cm KwK 44 L/71. Особенностью установки подобных артсистем стал большой вынос орудия, благодаря чему казенная часть, размещавшаяся в башне, оказалась невелика. Впрочем, небольшие габариты башни Schmalturm повлекли за собой использование новых боеприпасов с укороченной, но увеличенной по диаметру гильзой. По этой же причине весь боекомплект пришлось перенести в корпус.

Данные об установке в Schmalturm полуавтоматической системы заряжания вряд ли соответствуют действительности. Если учесть, что разработанная фирмой Skoda система с использованием 4-х зарядных кассет для 75-мм орудия Kwk44/2 занимала приличное место, то башня Schmalturm была мало пригодна для этой цели. Впрочем, теоретически, хорошо подготовленный экипаж мог поддерживать темп стрельбы до 40 выстрелов в минуту. С другой стороны, для Е-50 детально прорабатывалась система стабилизации вооружения, что позволяло танку вести огонь с ходу, а также облегчало заряжание орудия во время передвижения танка по пересечённой местности.

К большому сожалению командования Panzerwaffe, планы перевооружения фронтовых частей "едиными" танками полностью провалились. Хотя к маю 1945 года были проработаны основные узлы конструкции Е-50 сборка первого прототипа так и не состоялась. Зато трофейными разработками в полной мере воспользовались французы, танкостроительная промышленность которых выдала "на гора" такого "монстра" как ARL-44. Со строительством танков тяжелого класса во Франции всегда было плохо, поэтому не удивительно, что для машины под индексом АМХ-50 активно применялись наработки по "Panther", Е-50 и "Tiger II".


Башня у Е-50 на этом скрине не топовая

Мнение опытных игроков

GoHa.Ru: Я думаю, вы часто слышали, как игроки негодуют по поводу некоторой несовременности немецких танков, дескать Паттон и Т-54 - это послевоенные разработки, а немецкие машины представлены в игре лишь образцами Второй Мировой. Серия Entwicklung разрабатывалась практически в противовес новейшим в то время разработкам Т-44/Т-54, и характеристики среднего танка этой серии очень впечатляют в отличие от Пантеры II. Не буду спрашивать, почему вводят Е-50, думаю, все помнят фразу Серба о Пантере, натянутой на глобус рейха, а спрошу лучше, почему именно сейчас вводят Е серию? Т-54 в игре уже давно бороздит просторы карт, и першинг с пантерой были действительно были мягко говоря не современниками этой машины, так почему же сейчас, как вы думаете?

_Pastor_:
Во-первых, чтобы соблюсти баланс и добавить играбельности немецкой ветке танков. Ибо Пантера II не может претендовать сейчас на роль "быстрого светляка" (как Т54) или "маневренного света" (как М26 Першинг). Следовательно, надо найти ей нормальную нишу в игровом процессе и всё же ввести её в кланвары.

Во-вторых, с учетом европейского и американского коммьюнити, которые также были недовольны характеристиками Пантеры II. Не секрет, что разработчики более прислушиваются к европейской части игроков, чем к российской. А в этом сегменте много игроков, которые любят немецкую технику и предпочитают ездить на ней.

Ввод же Е-50 именно в этот момент обусловлен окончательной готовностью разработчиков, дизайнеров и "проектировщиков" техники. (В конце марта при встрече в музее Вл.Задорожного Сергей Буркатовский обмолвился, что дизайнеры "Наконец-то спроектировали башню для Е-50, близкую к возможно-проектным").

Ratis[RKKA]: Дерево развития танков было сделано давно, отдано в работу 3D-мастерам вместе с конкретными чертежами, потрачены деньги и много времени. Сейчас пришло время реформ дерева, появились дополнительные ресурсы, начали убирать все "глобусные" танки. Вообще, Е-серия конечно изначально в в планах была, но целиком как ветка тяжелых танков. Превратить Е-50 в СТ - довольно нетривиальная идея. Принцип конечно понятен - раз уж и так два здоровых гробика носят гордое звание СТ, так давайте вставим третий, благо скорость он вроде держать может. Как известно, хорошие мысли приходят потом, хотя насколько эта идея хороша, мы увидим еще не скоро.

GoHa.Ru: Наверное, уже по своеобразной традиции сначала поинтересуюсь вашим мнением о броне этой машины. 150мм лобовая верхняя бронеплита, 120мм нижняя и 80мм борта - куда как впечатляющая броня для среднего танка, как ни крути, о ту же Т-54 с её несчастными 120мм снаряды не очень метких ИС-7 отскакивают с завидным постоянством. Как вы считаете, сохранят разработчики подобную броню или все же слегка подрежут в угоду балансу?


_Pastor_: Подрежут, скорее всего. Иначе это уже получится ТТ 9, а не СТ9. Или опять введут на общий сервер, а потом "внезапно, найдут некоторые ошибки" и тогда-то уж точно понерфят. Или оставят такую броню, но "убьют" скорость. Хотя "убивать" среднему танку скорость - это значит вывести его из игры совсем как "Неиграбельный".

Ratis[RKKA]: Если и порежут, то не сильно, может быть, за счет экранов даже усилят отдельные моменты бокового бронирования. У т54 и 200мм на башне есть и ничего, под собственным весом не проваливается. Кроме того, Е-50 - это по-прежнему здоровый сарай, который при метком попадании артиллерийского снаряда в бок будет феерично взрываться.

GoHa.Ru: Почему-то думая об этой машине, я её представляю своеобразной заменой ИС-7, не пугайтесь сразу такой крамольной мысли. Просто возможность быстро занять на карте какие-то ключевые позиции довольно бронированной единицей и делает ИС-7 таким привлекательным в боях на глобальной карте. Если броня Е-50 будет действительно хорошей, то возможно её будут использовать для аналогичных задач, особенно в свете скорого ввода "заморозки" танков после убийства на глобальной карте, как вы считаете?


_Pastor_: Естественно. Применение в таком плане СТ раньше было невозможно из-за того, что Т-54 и Першинг, занимая ключевые точки, не имеют возможности долго сдерживать атаку противника или продержаться до подхода подкрепления. Е-50 в таком случае имеет больше шансов не только выжить, но и принести существенную пользу команде.

Ratis [RKKA]: Ну, разве что, после заморозки всех ТТ. Ведь кроме бронирования и скорости, есть еще такой показатель, как жизни танка и бронепробитие его пушки. Ведь те же ПТ почти не берут на бои, в первую очередь, из-за малого числа ХП, ведь эти жалкие 300-400 хп зачастую отделяют команду от победы или поражения. По бронепробитию, конечно, с золотыми снарядами Е-50 будет неплох так же, как и П2 сейчас, но далеко не каждый может себе позволить стрелять золотом постоянно. Не думаю, что исоводам следует бояться, что Е-50 их заменит. Скорее это сделают Е-100 и Т110.

GoHa.Ru: В отличие от сногсшибательной брони, калибр пушки Е-50 отнюдь не радует, всего лишь 88мм. Если вы помните, довольно неплохое орудие подобного калибра устанавливалось на Тигр, неплохое для своего уровня, для среднего танка 9 уровня 88мм явно мало. Как вы думаете, будут разработчики пытаться натянуть эту пушку на "очередной глобус рейха", увеличивая скорострельность и пробиваемость, или же поставят что-то из секретных архивов?


_Pastor_:
Вот тут даже затрудняюсь ответить. Либо 128 мм, чтобы могло пробивать нормально ТТ10, либо... "секретные подвалы Рейха", спец-снаряды за голду и т.д.

Либо сделают как с танком Pz 3601, который с пушкой 7,5 см и голдовыми снарядами пробивает в этой игре ВСЁ. Если так, то нам обеспечена дикая скорострельность и маневренность.

Ratis [RKKA]:
Скорее всего, ситуация будет аналогична Першингу/Паттону - Е-50 дадут 105 мм орудие, которое сейчас установлено на П2, но возможно ухудшат часть характеристик.

GoHa.Ru: Двигатели, использовавшиеся на машинах Е-серии, обладали интересной особенностью - форсажем. V-образный Maibach HL235 в своем обычном состоянии был ощностью 900 л.с., на непосредственном впрыске топлива специальной системой на короткое время мощность повышалась до 1200 л.с. И, соответственно, проектная скорость Е-50 внушает уважение - 60 км/ч. Как вы думаете, как будет работать вся эта система с форсажем, и какова будет реальная скорость и маневренность этого танка?

_Pastor_:
Я думаю - как некий "ограничитель оборотов". Т.е. максимальная скорость на "круиз-контроле" будет равняться мощности 900-сильного движка, а вот запас "форсажа" будет невелик - несколько минут - нажал лишний раз кнопку R - и скорость подпрыгнула до 60 км/ч. Но недолго. И соответственно сброс до штатных 45-47 км/ч будет внезапным - вроде "Исчерпан запас впрыска".

Ну давайте смотреть приземленно. Разработчики не дадут нам "имба-танк". Будет маневренный, хорошо укрепленный танк с крепкой броней и возможностью увеличения скорости до определенного предела. Чем это будет компенсировано? Не самой топовой пушкой и "болезнями" немецкой ветки танкостроения - пожарами и "тяжелым" разгоном.

А включения скорости в 60 км/ч поможет использовать этот танк как поддержку на каком-либо фланге, либо прорыв на базу для атаки/защиты. К примеру, стандартная схема использования E-50 в таком случае в КВ:
1-2 E-50 на форсаже летят на ключевые точки, светят проходы, к ним подкатывается ударная/маневровая группа ТТ, которая продолжает движение по основному маршруту. Сами Е-50 по обстоятельствам - возврат на базу - перемещение на другой фланг - прорыв к арте (к этому моменту форсаж может восстановиться уже).

Ratis [RKKA]:
Видимо, получится своеобразная система "анти-Т54" - догнать и перехватить раш Т54 на первых минутах боя. Хотя я не уверен, что будет именно 60 км/час, скорее чуть меньше, а вот маневренность скорее всего останется на уровне текущей П2.

GoHa.Ru: Ну и на закуску дежурный вопрос - как вам внешний вид этой машины?

_Pastor_: Хорош, только сильно напоминает Королевский Тигр, увы. Впрочем, для поклонников немецкой ветки это только плюс.

Ratis [RKKA]: Ну сплющенный КТ - он и есть сплющенный КТ. Все в рамках немецкой школы танкостроения.


С такой башней отличить Пантеру от Е-50 издалека будет не просто

Ответы разработчиков

GoHa.Ru: Я думаю, вы часто слышали негодование игроков по поводу некоторой несовременности немецких танков, дескать Паттон и Т-54 это послевоенные разработки, а немецкие машины представлены в игре лишь образцами Второй Мировой. Серия Entwicklung разрабатывалась практически в противовес новейшим в то время разработкам Т-44/Т-54, и характеристики среднего танка этой серии очень впечатляют в отличие от Пантеры II. Не буду спрашивать, почему вводят Е-50, думаю, все помнят вашу фразу о Пантере, натянутой на глобус рейха, а спрошу лучше, почему именно сейчас вводят Е серию? Т-54 в игре уже давно бороздит просторы карт и першинг с пантерой были действительно, мягко говоря, не современниками этой машины, так почему же именно сейчас?

SerB: Ну, во-первых, першинг опередил Т-54 всего на год - первые Т-54 выкатили на испытания в 45 году. Так что разница по времени не столь велика. Что же касается ввода Е50 и Паттона - то причины совершенно разные. Паттона мы вводим на место Першинга, который опускается на 8-й уровень, чтобы вывести из игры Т23. В реале он отличался от Т20 только подвеской, и мы решили, что лучше устранить эту натяжку. При этом Першинг и так был весьма конкурентоспособен, так что Паттона мы усиливать не стали.

Что же касается Е50, то его мы ввели чтобы устранить натяжки в П2 в качестве СТ-9. И она, и первая Пантера воевали в игре совершенно на равных со своими конкурентами из других веток (может быть, чуть уступая американцам), но при этом пришлось задрать их относительно прототипа.

Ну что поделать - сумрачный тевтонский гений к январю (и даже маю) 45-го не смог родить ничего сравнимого с Т-54. Видимо, уже было немножко не до того - полярный лис уже терся о сапоги.

GoHa.Ru: Наверное, уже по своеобразной традиции сначала поинтересуюсь вашим мнением о броне этой машины. 150мм лобовая верхняя бронеплита, 120мм нижняя и 80мм борта, куда как впечатляющая броня для среднего танка, как ни крути, об ту же Т-54 с её несчастными 120мм снаряды не очень метких ИС-7 отскакивают с завидны постоянством. Не собираетесь ли вы сделать с ней что-нибудь нехорошее в угоду вездесущему балансу?

SerB:
Верхний лобовой лист все-таки 120мм. Иначе втиснуть Е-50 хотя бы в 60 тонн не получится ни в какой комплектации. Да и у Дойла, нашего основного источника по Е-серии, на схеме никак не 150мм броня. Ну а стойкий лоб Е50 нас вполне устроит - правда, за него придется заплатить. Скорее всего, подвижностью. Впрочем, тесты покажут.

GoHa.Ru: В отличие от сногсшибательной брони, калибр пушки Е-50 отнюдь не радует, всего лишь 88мм, если вы помните, довольно неплохое орудие подобного калибра устанавливалось на Тигр, неплохое для своего уровня, для среднего танка 9 уровня 88мм явно мало. Какая же пушка будет у Е-50 в игре, 88мм натянутые на глобус рейха или что-то совершенно иное?

SerB: Топовое орудие для Е-50 мы сочинили - это будет то же 105мм орудие, что устанавливается сейчас на Пантере-2. Мы его честно выдумали (и даже придумали под него специальную башню), потому что полумифическая 88L100, скажем так, слишком экзотична для того, чтобы быть нормальным танковым орудием. Это можно видеть хотя бы потому, что после войны 100-колиберные пушки развития не получили.

GoHa.Ru: Двигатели, использовавшиеся на машинах Е серии, обладали интересной особенностью - форсаж. V-образный Maibach HL235 в своем обычно состоянии был мощностью 900 л.с., на непосредственном впрыске топлива специальной системой на короткое время мощность повышалась до 1200 л.с.. И, соответственно, проектная скорость Е-50 внушает уважение - 60 км/ч. Как будет работать вся эта система с форсажем, и какова будет реальная скорость и маневренность этого танка?

SerB: тут есть тонкость. Известны двигатели HL230 (700 л.с., правда, немцы поставили на эти двигатели ограничители и эксплуатировали их при 600-650-сильной отдаче), HK234 (порядка 850 л.с, на нем уже был реализован впрыск, что и позволило увеличить мощность) и HL295, который был уже глубоко послевоенной попыткой дотащить мощность до объявленных и так желаемых ими 1200 л.с. Увы, планы и желания разошлись с реальностью - к 1955 году установленные на французских тяжелых танках HL295 выдавали те же 850 сил, и специальная рабочая группа немецких инженеров всего лишь пыталась получить от них хотя бы 1000 лошадиных сил. Так что мы все же пошли навстречу желаниям немецких конструкторов и топовый двигатель E50 будет давать что-то около 1000 л.с. Заметим, что текущий топ-двигатель П2 (также натянутый нами на глобус) дает всего на 20 л.с. меньше - 980.

GoHa.Ru: Какова же будет скорость этой машины с учетом того, что Е-50 все же ощутимо тяжелее Пантеры? И будет ли реализована функция форсажа, или вы отказались от этой затеи.


SerB: Тесты покажут. Немцы все же надеялись получить скорость 60 км/ч (именно надеялись), и возможно, мы введем кратковременный форсаж, чтобы эти надежды сбывались хотя бы на короткое время.

GoHa.Ru: Ну и на закуску дежурный вопрос, как вам внешний вид этой машины? Многим игрокам она очень приглянулась вот с этой башней, надеюсь, она и будет топовой?



SerB: Это топовая башня и нам она тоже нравится. В конце концов, мы же ее и придумали.

Серия скриншотов Е-50 рядом с Пантерой II