Обзор Arc Raiders: следующий этап развития экстракшен-шутеров
Игровая индустрия уж очень любит цепляться за тренды. Только вот беда: когда на рынке появляется новинка, которая не просто приносит что-то уникальное в моменте, а по сути создает целый поджанр, все тут же кидаются делать ее копии. Из относительно недавнего легко вспоминается Genshin Impact, клоны которой лезут сейчас как грибы после радиоактивного дождя, Vampire Survivors в честь которого второе слово (Survivors) чуть ли не в каждом новом рогалике или Escape from Tarkov — ниша этой игры оказалась настолько огромной, что теперь экстракшен-шутеров делают ничуть не меньше, чем в прошлом году клепали на конвейере выживалки.
Плохо ли это? Вопрос открытый. Главное, чтобы игры выходили качественными и интересными. И в случае с идейными клонами “Таркова” рынок демонстрирует действительно взрослый подход: исключая лобовой клон от китайцев Arena Breakout: Infinite, остальные экстракшены добавляют что-то новое и очень крутое.
Arc Raiders не стала исключением. Мало того, она настолько развила идею “экспедиции с риском все потерять”, что теперь многие игроки и обозреватели называют игру чуть ли не лучшим представителем жанра. Так ли это? Разберемся вместе!
NASA-панк и постапокалипсис с душой
Arc Raiders — это кооперативный extraction shooter от шведской студии Embark Studios, выход которого состоялся 23 октября 2025 года. Игра сразу завоевала внимание фанатов жанра еще на этапе публичных тестов, обещая свежий взгляд на идею лутинга с риском для жизни вашего героя. В отличие от мрачных "убийц “Таркова", здесь акцент на надежде, сотрудничестве и случайных историях, создаваемых самими игроками. Можно смело утверждать, что перед нами не просто лутер-шутер, а социальный эксперимент в мире, где люди — настоящие злодеи, а арки-роботы — могут стать союзниками, пусть и не напрямую.
Мир Arc Raiders — это Земля после климатической катастрофы и восстания искусственного интеллекта. Человечество укрылось в подземном городе Сперанца, а рейдеры вроде вас выходят на поверхность за ресурсами: от медикаментов до реликвий прошлого.

Эстетически игра выглядит в стиле NASA-панк: ковбойские плащи на астронавтских скафандрах, руины космопортов в песчаных бурях, болотистые джунгли с обломками зондов. Дизайн оружия также выполнен в стиле “собрать из грязи, палок и такой-то матери”.
Четыре карты радуют разнообразием: стартовая локация Дамба с укрытиями в руинах, Город — затопленный мегаполис для стелс-пробежек, Космопорт — открытая пустыня с вертикальным геймплеем, и Синие Ворота — цветущая долина, напоминающая Эндор из "Звёздных войн".
Повествование везде: граффити о войне с ARC, обгорелые роботы, записи о "Husks" — новой угрозе. В игре нет линейного сюжета, но лор интегрирован в геймплей — квесты раскрывают историю через обрывки информации, а разработчики обещают уделить много внимания миру игры.
Напряженные рейды и гопстоп-тактики
Ядро игрового процесса простое и понятное: вы запускаете игровую сессию, одновременно с вами на локации присутствует полтора десятка других игроков. Ваша задача — найти нужные ресурсы (по квесту или для иных целей, неважно) и выбраться живым через специальный выход. Но нюанс заключается в том, что другие игроки, как и вы, могут атаковать друг друга. Гибель персонажа означает полную потерю всего, что на вас надето и что лежит в вашем рюкзаке (за одним маленьким исключением).

Помимо игроков, на локации присутствуют роботы-арки, которые всегда настроены к человеку агрессивно. По заверениям разработчиков, они наделили ботов полноценным механизмом самообучения — ИИ реагирует в соответствии на действия игрока, пытается его выманить из укрытий и в целом проявляет себя не совсем уж тупым механическим болваном. В Сети есть несколько любопытных роликов, демонстрирующих поведение ботов в различных боевых ситуациях, и они действительно впечатляют.

Но сражения с роботами опасны в первую очередь тем, что вас, скорее, убьют “в крысу” другие игроки. Они услышат шум стрельбы и взрывов издалека и прибегут на лакомую добычу. Вообще, звук в этой игре — это отдельное наслаждение: Embark Studios удалось реализовать чуть ли не лучшее звуковое сопровождение в истории игровой индустрии! Я не шучу, Arc Raiders нужно слышать. Тяжело буквами описать ощущение и эмоции.
Если же вам повезло и вас не убили под мобами, то есть высокая вероятность попасть в засаду перед самым выходом. Причем эти засады создаются специально: публичные выходы строго ограничены по количеству. Группа рейдеров-гопников могут сидеть у финального выхода. Место вызова лифта можно заминировать, бросить в вас боевую или станящую гранату — в общем, обездвижить вас в момент слабости легко и просто.

Да, есть возможность эвакуироваться через специальные люки, но без специальных ключей они будут для вас закрыты.
“АнтиТарков”
Добытые ресурсы вы тратите на создание оружия, расходников, улучшение базы, прокачку верного петуха-помощника Плюшкина (великолепная дань Гоголю! В оригинале его зовут Скраппи, то есть, Мусорщик) и другие полезные вещи.
В отличие от большинства экстракшенов, в Arc Raiders вы играете с камерой от третьего лица. Разработчики утверждают, что это помогает глубже проникнуться атмосферой мира. На анимацию вашей тушки потратили много ресурсов и таланта: персонаж двигается очень плавно и естественно.

Визуально игра радует: графика выглядит великолепно, а про звук я уже написал выше. Эффекты также на высочайшем уровне, в том числе и реализация динамичной погоды — если у вас слабенькая видеокарта, то могу лишь посочувствовать.
А вот развитие персонажа вызывает вопросы. Точнее, не сам его факт, а примерно половина предлагаемых пассивных бонусов. Они откровенно ненужные, и по итогу мета прокачки проявилась моментально. Если вы от нее отходите в сторону, то станете врагом самому себе, а также обузой для вашей команды.
Еще вызывает вопрос отсутствие зональности повреждений. В том смысле, что нет разницы: стреляете ли вы в голову, конечность или тело противника. Урон всегда одинаковый в любую область. Странное решение: у опытных игроков в шутерах давно сформировалась профдеформация стрелять всегда в голову, и этой привычкой они усложняют себе игру.

По итогу
Arc Raiders — можно смело назвать настоящим прорывом в идее экстракшен-шутеров, каким в свое время стал “Тарков”. И пусть особо одержимые геймеры поглотили весь контент за несколько дней, я вам рекомендую не торопиться, чтобы не отравиться этой игрой. Это не “Батла”, где от вашего прогресса зависит всё. И не "Тарков", где даже подготовка в рейду — это препятствие. Игра отлично подходит под забеги на 10-15 часов в неделю, а там уже и обновления подойдут.