Обзор Dune: Awakening — Арракис без избранного стал только лучше
Dune: Awakening — амбициозная игра в жанре MMO-выживания, созданная авторами Conan Exiles, компанией Funcom. Уже сейчас серверы открыты для тех, кто решил довериться разработчикам и заплатил за более дорогой набор предзаказов, а с 10 июня покорять Арракис смогут и владельцы обычного издания.
Погружая игроков в культовую вселенную “Дюны” Фрэнка Герберта, игра сочетает выживание, много крафта, исследование и социальные элементы с акцентом на лор и альтернативную историю Арракиса. Да, на этот раз мы обойдемся без Квисатц Хадераха, но это и хорошо. Классическую историю мы и так отлично знаем. Даже если кто-то сам книги не прочел, то, скорее всего, посмотрел недавнюю экранизацию от Дени Вильнева. А те, кто постарше, знакомы и с экранизацией Дэвида Линча — та еще психоделика.

В этом обзоре мы подробно разберём игровые механики, уделяя особое внимание PvP-аспектам, а также оценим, удалось ли Funcom создать уникальный опыт, который выделяется среди других игр-выживалок, коих за последние пять лет вышло уж очень много.
Альтернативная Дюна
Dune: Awakening предлагает альтернативную версию вселенной "Дюны": Пол Атрейдес в своих пророческих грезах узрел параллельную вселенную, в которой он не родился. Леди Джессика решила не противиться воле ордена Бене Гессерит и родила герцогу Лето Атрейдесу дочь. Согласно планам ордена, девочка в будущем должна выйти замуж за наследника дома Харконненов, и вот уже их ребенок станет Избранным.
Так что впереди еще много лет политических интриг, войн и предательств. Чем все в мире “Дюны” с великой радостью и занимаются, проявляя чудеса хитрости, подлости и смекалки. Лето выжил, ведя войну с Харконненами за контроль над добычей спайса.

Игрок выступает в роли агента Бене Гессерит. На планету нас высаживают как заключенного, отправленного на Арракис для разгадки тайны исчезновения фрименов. Сюжет подаётся через кинематографичные квесты, социальные хабы и взаимодействия с фракциями, создавая ощущение эпического приключения. Хотя некоторые игроки на тематических называют историю «слабо связанной с лором», это не так. Для фанатов “Дюны” она изобилует отсылками — от песчаных червей до политических интриг Ландсраада и конкретных персонажей. В конце концов, у нас только Пола нет, а все остальные на месте.
Сеттинг Арракиса воссоздан с любовью: пустыни, песчаные штормы и руины биолабораторий передают атмосферу опасности и величия. Кориолисовые бури, изменяющие ландшафт Глубокой Пустыни, добавят динамики, превращая знакомые территории в новые вызовы. Но это будет потом, когда серверы откроются для всех и пройдет какое-то время.

Основные игровые механики
Dune: Awakening — это, прежде всего, survival-игра, где выживание на суровом Арракисе становится центральной темой. Механики выживания, крафтинга, строительства и исследования тесно переплетены, создавая увлекательный геймплей, который адаптирует жанр под тематику “Дюны”. Но если вы не фанат жанра и вам не по душе подолгу сидеть на одном месте, занимаясь рутиной, то эта игра не сможет изменить ваше мнение и вдруг понравиться. Она исключительно для поклонников такого вида геймплея, и равнозначной альтернативы не предложит.

Выживание
Главный ресурс на Арракисе — вода. Механика жажды заставляет игроков постоянно искать источники влаги, собирая росу с растений или извлекая кровь из врагов, а потом перерабатывать ее в живительную влагу. Солнце Арракиса превращает передвижение в игру «пол — это лава», где днем вы не сможете долго находиться под прямыми лучами и нужно искать тень, чтобы избежать обезвоживания.
Кроме голода, на ваш статус будет влиять и радиационный фон. Некоторые зоны откровенно фонят, так что подолгу в них находиться вы не сможете.
Песчаные черви, Шаи-Хулуды, тоже добавляют напряжения. Но их сделали так много и появляются они настолько часто, что это событие очень быстро приедается. Со временем этот громкий рев начинает откровенно раздражать.

Тем не менее эти элементы делают выживание не просто фоном, а ключевой частью опыта, отличая игру от типичных survival-проектов, где акцент часто на голоде и других статусах.
Крафтинг и строительство
Крафт в Dune: Awakening глубокий и вариативный. Игроки создают всё — от стилсьютов до орнитоптеров, используя ресурсы, добытые в пустыне. Схемы позволяют продавать чертежи на бирже, добавляя экономический слой. Строительство баз начинается с простых укрытий и доходит до крепостей с генераторами Хольцмана, защищающих от бурь и рейдов. Однако система строительства порой кажется громоздкой из-за неточного «снэппинга», что может раздражать перфекционистов. Кооперативное строительство, где игроки делят задачи, упрощает процесс.

Исследование и передвижение
Арракис — это огромный открытый мир с Hagga Basin для новичков и Глубокой Пустыней для эндгейма. Передвижение реализовано через крюки-кошки (вы быстро его выучите, даже если будете играть за другой класс), суспензорные пояса, наземный транспорт и орнитоптеры. Еженедельные бури в Глубокой Пустыне обновляют точки интереса, стимулируя исследование. Но пока вы до этого дойдете, вам предстоит посетить несколько областей, каждая из которых хоть и отличается друг от друга в мелочах, но внутри выглядит обычной копипастой.

Боевая система
Бой в Dune: Awakening сочетает ближний и дальний бой с акцентом на тактику. Щиты блокируют быстрые атаки и выстрелы, но пропускают медленные, что требует тайминга в ближнем бою. Механика контратаки, где нужно блокировать и наносить медленный удар, добавляет глубины в сражения. Однако ближний бой критикуют за «неуклюжие анимации» и отсутствие фиксации цели, хотя обе эти претензии далеко от реальности. Ближний бой в этой игре нужно понять и почувствовать его ритм, и тогда у вас вообще не возникнет проблем. Во всяком случае, если речь идет о дуэлях. А вот когда противников с клинками два и более, вот тогда вам может стать по-настоящему жарко.
Дальний бой с винтовками и дротиковыми пистолетами более плавный, но всё ещё требует доработки. Понятно, что перед нами не шутер, но хотелось бы, чтобы стрелковое оружие было более разнообразным в своем поведении.
У различных классов вы найдете бонусы и навыки, улучшающие опыт владения ближнего и дальнего боя. Но в игре вы можете найти учителей, которые откроют для вас возможность изучать скиллы другого класса. Так что зацикливаться на чем-то одном смысла нет.

PvP: высокие ставки в Глубокой Пустыне
PvP в Dune: Awakening — это высокорисковый и высокодоходный аспект, сосредоточенный в финальной локации, хотя и до нее вы будете встречать зоны, где возможны сражения с другими игрокам. В отличие от этих областей, где PvP ограничено кораблекрушениями и некоторыми лагерями, Глубокая Пустыня — это открытая зона без правил, за исключением небольшого PvE-анклава. Здесь сотни игроков участвуют в масштабных наземных и воздушных битвах, используя орнитоптеры и технику. Спайс, как ключевая валюта, делает контроль над месторождениями центральной целью, создавая экономическую борьбу. А отсюда сам собой напрашивается вывод: одиночкам на Арракисе места нет. Точнее, есть, но не в конце игры.
Да, PvP необязательно: игроки могут избегать его, сосредоточившись на PvE. Однако Глубокая Пустыня предлагает лучшие награды, что стимулирует рисковать. Система репутации добавляет последствия: убийства вне разрешенных зон снижают статус у фракций, ограничивая доступ к квестам.

Критика PvP связана с балансом. Некоторые игроки считают, что отсутствие ручной фиксации цели и анимация ближнего боя мешают динамике. Также есть опасения, что крупные гильдии могут доминировать, хотя ограничения по игрокам во фракциях и дружеский огонь вне групп призваны это смягчить.
PvE: база для всех
PvE-контент составляет основу Dune: Awakening до того, как вы доберетесь до Глубокой Пустыни. Игроки сражаются с окружающей средой, NPC и исследуют инстансы, такие как подземные лаборатории, рассчитанные на группы до четырех человек. Эти данжи не представляют собой какую-то серьезную угрозу, так что и останавливаться на них нет никакого смысла.
К слову, PvE-игроки могут влиять на сервер через Ландсраад, выполняя миссии для фракций, не вступая в PvP.

Но есть в этой игре один очень раздражающий фактор. И связан он с PvP-инстансами. В открытом мире награды в сундуках и ящиках для каждого игрока свои. Но в этих зонах сундук общий на всех. Но и не это главная проблема. Суть в том, что никто не знает, когда этот сундук открывался в последний раз. Откат появления наград — 45 минут. Забежать в эту область может когда угодно и кто угодно. Неважно, мирно ли для вас прошло исследование или с боем, вы с высокой долей вероятности увидите перед собой пустой сундук. Нигде нет таймера или какого иного пояснения, когда можно идти в эту области. И это очень раздражает. Игроки тратят свое время на бесполезный для них забег с риском умереть от рук других игроков и потерять лут. Да еще и оставаясь ни с чем в финале. Это отвратительная идея, она ужасно реализована, и ее необходимо срочно менять!
Социальные и MMO-элементы
Игра поддерживает несколько десятков игроков на одном слое (ситче), с социальными хабами в Арракине и деревне Харко для торговли и общения. Биржа позволяет торговать предметами между серверами, а гильдии могут голосовать за законы, влияющие на весь сервер целиком, включая «Право на спасение», когда побежденные теряют все. Это добавляет политическую глубину, но некоторые игроки находят MMO-аспекты навязчивыми из-за конкуренции за ресурсы.
Итог
Dune: Awakening — это смелый шаг в жанре survival-MMO, который успешно адаптирует лор “Дюны” через механики выживания, крафтинга и исследования. PvP предлагает напряженные сражения, хотя требует доработки боя, баланса и некоторых механик.
PvE-контент делает игру доступной для остальных, а социальные элементы добавляют глубины. Однако играть одному очень долго и муторно. Так что настоятельно рекомендуем вам побыстрее найти компанию.

С технической, визуальной и звуковой составляющей игра показывает себя достойно. При загрузке на сервер игра будет слегка подтормаживать, считывая информацию, но очень быстро эти проблемы исчезнут. За многочасовые сессии я на своей RTX 3080 и 32 ГБ RAM не натыкался на проблемы.