Обзор Returnal - Первый эксклюзив PlayStation 5 в 2021 году

Рогалик за 5500 брать будете?

access_time 29 апреля в 15:01
remove_red_eye 3189

Returnal - первый эксклюзив платформы PlayStation 5 в 2021 году и одна из немногочисленных игр вообще. Признаюсь честно, я крайне скептически был настроен к игре. “ Фуллпрайс за рогалик? Сони, у вас там все в порядке?” - думал я, глядя на презентационные ролики Returnal. И я думаю, что я далеко не один такой среди игроков. Что же из себя представляет совершенно новая IP и на что способны финские парни из студии Housemarque?

Женщина-астронавт по имени Селена в лучших традициях Зигзага МакКряка терпит крушение на неизвестной планете и отчаянно пытается спастись с нее, но оказывается в ловушке. После каждой смерти наша героиня раз за разом приходит в себя аккурат в момент приземления. Сюжет по большей части подается через аудиодневники, которые Селена находит на собственных трупах, редкие кат-сцены и офигенные трипы с родным домом астронавта. Дом, кстати, крайне атмосферная и криповая локация. Мое почтение разработчикам, как говорится. Как в произведениях серии Souls господина Миядзаки, в Returnal игроку нужно самому по крупицам создавать общую картину произошедших событий, то и дело натыкаясь на недосказанности и метафоры. Не скажу, что подобный подход к повествованию лично мне нравится, все же я предпочитаю более классический вариант, однако игра действительно в определенный момент захватила мое внимание и мне было по-настоящему интересно что же, черт возьми, тут происходит.

Как многие уже знают, Returnal - это “рогалик”, со всеми его плюсами и минусами. Из-за временной петли мы каждый раз после смерти начинаем свой поход с нуля, без всего того, что удалось найти в процессе предыдущего забега. За исключением личного игрового опыта и игровых навыков. Локации в Returnal генерируются случайным образом и первые несколько часов в каждом биоме действительно воспринимаются воспринимаются практически всегда по-новому. Но чем дольше ты играешь в новый эксклюзив Sony, тем чаще замечаешь, что локации состоят из набора заранее заготовленных арен с противниками, комнат с апгрейдами и филлерных небольших коридоров. И уже спустя десяток забегов ты просто монотонно пылесосишь локации в поисках ресурсов, артефактов, оружия и прочего. Эффект новизны исчезает и остается лишь рутина, которую спасает лишь динамика боевых моментов.

По мере забега Селена может находить артефакты, дающие те или иные бонусы, такие как банальное увеличение исходящего урона, уменьшение входящего урона или улучшение отхила. Не скажу, что вокруг этих артефактов можно как-то пытаться строить свой билд в связи с рандомностью появления всего и вся на карте, да и негативных бонусов эти предметы не дают никаких, так что можно просто брать их и особо не париться.

Негативные же эффекты дает другой тип экипировки - паразиты. Эти инопланетные формы жизни порой дают крутые апгрейды, но взамен накладывают на игрока штраф. Например, можно существенно увеличить свой урон в ближнем бою за счет увеличения времени восстановления рывка. И тут уже стоит подумать, а стоит ли игра свеч. Нужно самому решить, не перекроет ли негативный эффект от паразита его позитивный эффект. Иногда паразит может буквально поломать некое подобие билда, которые ты выстраиваешь в процессе прохождения, от чего становится несколько грустно и хочется совершить акт суицида и начать все с нуля. Но справедливости ради отмечу, что в игре предусмотрены возможности безболезненного избавления от паразитов с потерей всех эффектов.

Еще одним негативным эффектом в Returnal являются сбои. И получить их тоже проще простого, достаточно открыть проклятый сундук, взять проклятый ключ от дверей или подобрать порченую смолу, которая в игре является средством восстановления здоровья. Сбои накладываются не со 100% шансом, поэтому периодически можно испытывать удачу, однако если же игроку не повезет, то в его арсенале окажется “приятный” пассивный эффект в духе “извините, но ваш урон уменьшен на 50%”. И для того, чтобы избавиться от сбоя, нужно будет выполнить определенное условие, которое естественно генерируется случайным образом в момент получения негативного эффекта. Убить 6 противников в ближнем бою, открыть парочку сундуков и так далее. И поверьте, какой-нибудь сильный сбой с крутым отрицательным эффектом и довольно сложным условием избавления может существенно подпортить удовольствие от игры.

Местная фауна крайне враждебна к Селене, а потому в арсенале игрока будет огромное количество самого разнообразного оружия. Точнее оружия-то будет всего десяток, начиная от пистолета и автоматической винтовки и заканчивая всяческими внеземными кислотострелами и ракетометами. Но у каждого оружия помимо основного режима стрельбы есть так называемый альтернативный. Второй гораздо мощнее первого, но имеет гигантское время восстановления и на каждом оружии генерируется случайным образом из общего пула. Ну и естественно, каждое оружие имеет какие-либо пассивные перки, дающие те или иные бонусы и которые генерируются тоже случайным образом. Каких-то откровенно неиграбельных стволов я не встречал, однако было пару раз, когда я менял свое оружие на оружие чуть большего уровня в надежде на прирост огневой мощи, а в итоге получал пушку, которая по ощущениям была гораздо хуже предыдущей. Ну и как приятный бонус, в арсенале Селены имеется большая такая катана, которая первое время буквально убивает с одного удара противников.

Боевка в Returnal крайне динамичная. При попадании на какую-либо большую арену все входы и выходы с нее закрываются и Селена оказывается заперта среди представителей внеземных тварей. И единственный путь к спасению - это перебить всех противников. Для этого нужно постоянно следить за обстановкой, вовремя уворачиваться от тонны летящих в игрока снарядов, отстреливать подобравшихся близко супостатов, сбивать энергетические щиты в ближнем бою и стараться не получать урона. И дело в том, что за убийство некоторого количества противников Селена повышает свой уровень адреналина и получает неплохие бонусы, но стоит разок поймать случайный прожектайл и все эти адреналиновые бонусы пойдут по одному конкретному месту. Ну и как бонус - общая хлипкость нашей героини, и без должных апгрейдов и артефактов впитывать урон не получится. Но вертикальность игрового процесса приятно дополняет перестрелки и вносит еще больше хаоса в и без того бешеную динамику.

Есть в игре и босс-файты и вот они буквально глоток свежего воздуха в духоте рутинных забегов по локациям, пускай и способны нехило так поджечь пятую точку. Если битвы с обычными противниками на аренах несколько похожи на Doom Eternal, то вот сражение с боссами - это чистой воды буллетхэлл. Паттерны довольно простые, но из-за гигантского количества разноцветных прожектайлов ориентироваться в данном хаосе просто невозможно. Тут как нельзя лучше подойдет любимая фраза моего рейдлидера из WoW: “Отбегайте фазу, забейте на дамаг. Главное - выжить”. Но сам факт того, что при первой встрече с боссом я с 90% шансом отправлялся на точку Х, попутно теряя весь свой прогресс, заставлял меня опускать руки и выключать консоль на пару-тройку часов. Горело, что называется, знатно. Это не условный Dark Souls, где после смерти в бою с боссом ты быстро можешь попробовать взять реванш. В Returnal ты вынужден раз за разом тратить свое время на то, чтобы подготовиться к битве. Хотя чисто теоретически можно заспидранить локацию до босса и попытаться еще разок, но уже полагаясь не на собранные паверапы, а исключительно на собственный скилл и на случайным образом сгенерированное оружие, любезно оставленное разработчиками перед финальной  ареной. Но бегать от точки респа до босса на мой взгляд еще скучнее, чем исследовать заезженные локации.

После победы над каждым боссом Селена получит новую способность, которая останется с ней даже после смерти и позволит попадать в ранее недоступные локации. Этакий элемент игавании в рамках рогалика, позволяющий отчасти разбавить рутину повторных забегов и открыть для себя области, в которые раньше попасть было невозможно. Там вас могут ожидать как полезные предметы, так и каменные таблички, описывающие мир Returnal и позволяющие еще больше зарыться в лор игры.

Ну и буквально несколько слов о реализации DualSense. Для того, чтобы прицелиться из оружия необходимо нажать L2 наполовину, до встречи сопротивления. Нажав же кнопку полностью мы перейдем в режим альтернативного огня. Первое время было несколько непривычно, но довольно быстро перестаешь это замечать и воспринимаешь как нечто обыденное. Вибрация довольно приятная, в целом передает ощущения от стрельбы каждым оружием, но вот дождь в игре раздражает, так как заставляет геймпад постоянно вибрировать. Серьезно, это раздражает.

Визуально Returnal выглядит весьма и весьма недурно. Технологичность конечно не революционная, но картинка вполне приятная. Дизайн некоторых декораций - это то, за что художникам можно пожать руку. Атмосферу заброшенной враждебной планеты они передают просто великолепно. Рядовые противники, к сожалению, не могут похвастаться каким-либо крутым визуалом, однако огромное количество постоянно движущихся тентаклей мне дико импонируют, признаюсь честно. Боссы же пытаются впечатлить игрока своим масштабом, пафосом в лучших традициях японской школы, но из-за творящегося хаоса на экране оценить работу художников крайне затруднительно. Нет времени рассматривать, знаете ли.

Звуковое сопровождение в Returnal работает на создание мрачной и таинственной атмосферы ничуть не хуже, чем визуал. Если играть в наушниках, а разработчики рекомендуют играть именно в них, то можно буквально на слух определять где находится противник и не зашла ли очередная тварь тебе за спину, пока ты пытался отстреливать вон ту турель. Работа с 3D звуком, на мой взгляд, выполнена хорошо, но чисто субъективно до уровня Resident Evil 2 Remake все же не дотягивает.

Что же мы имеем в конечном итоге? Returnal - это на самом деле крутой шутер с огромным количеством механик и высоким уровнем динамики боевых моментов. В то же время это местами крайне атмосферный сюрреалистичный научно-фантастический хоррор, в котором ты буквально в первый же час проникаешься отчаянием главной героини, ее ментальной болью и до самого конца так же, как и Селена не понимаешь что вообще происходит. Не буду скрывать, первые часов 5-6 я играл практически через силу, постоянно делая перерывы после неудачных забегов по планете, но уже после третьего босс-файта я сам не заметил, как мои перерывы куда-то исчезли и я раз за разом начинаю пылесосить локации, собирая артефакты, расходники и ресурсы, прихожу к боссу, умираю и повторяю процесс вновь и получаю от всего этого удовольствие.

Достоинства:

  • Атмосфера и стиль
  • Динамичный геймплей
  • Вариативность прохождений
  • Система прогрессии персонажа

Недостатки:

  • Случайности, запарывающие забег
  • Шаблонность построения локаций

Кто может быть заинтересован в Returnal? В первую очередь - это изголодавшиеся по играм владельцы PlayStation 5. Returnal - это, конечно, не игра уровня The Last of Us или God of War. Это больше продукт уровня Призрака Цусимы или Days Gone, что однако не делает игру хуже. Перед нами уникальный образец игры от Sony, в которой нет кинематографичного сюжета, открытого мира и традиционной прокачки, но есть огромное количество разнообразных интересных механик, бодрый геймплей и по-настоящему тяжелая мрачная атмосфера. Но все же 70 долларов за нее - это несколько перебор на мой взгляд. Лично я как не вижу у игры каких-либо серьезных недочетов, так не вижу и чего-то экстраординарного и по-настоящему инновационного. Просто классная игра, в которой все работает так как и должно, но перед покупкой все же тщательней ознакомьтесь как с обзорами, так и с игровым процессом на соответствующих стримах (например, на нашем), так как вы рискуете банально оказаться в числе тех, кого Returnal может оттолкнуть своими экспериментами с различными жанрами. 8 попыток выбраться с враждебной планеты из 10.

P.S. По мере прохождения пару раз Returnal "радовала" меня вылетами в главное меню консоли, но помимо этого никаких претензий к технической части у меня нет.

Ранние публикации по игре Returnal

Loading...