Обзор РЕТРОСПЕКТИВА

Игровая ретроспектива - киберпанк-игры

Что было в этом жанре годного

7024
20

Авторс статьи DrSlon.

Зашкаливающее количество хайпа на тему грядущего Киберпунка 77 (хорошо, что не 76) заставило меня задуматься, а неужто это такая уж свежая и модная тема, один вид которой должен взрывать неокрепшие ньюфажьи мозги, как вид первой в жизни голой бабы взрывает мозги йуному девственнику? И действительно, даже я при всем своем богатом экспириенсе смог припомнить не так уж и много игр в данном сеттинге, которые были бы на что-то годны и способны оставить след. Зато есть чем гордиться - откровенного ущербного порожняка тут не держат, а если он и появляется, то быстро отправляется в утиль и не оскорбляет ничей взор, чем не могут похвастаться более ширпотребные сеттинги.

Игровая ретроспектива - киберпанк-игры

"Киберпанковые" игры выделялись на фоне остальных рядом характерных признаков. Как мы знаем, стремительный рост компьютерных технологий заставил многих задуматься, к чему это в итоге приведет, и одной из версий стало то, что посредством компьютеров вскоре можно будет контролировать абсолютно все аспекты жизни общества, и тот, кто достигнет совершенства в этом деле, станет повелителем мира, а тот, кто сможет захватить контроль над киберпространством, станет злейшим врагом системы, а уж если объявится суровый искусственный интеллект - пиши пропало, побороть его будет максимально сложно. Ну или как-то так. В философию жанра мы тут вдаваться не будем, но выделим ряд особенностей, характерных для игр:- Обязательное и повсеместное наличие в сеттинге продвинутых компьютерных технологий, являющихся неотъемлемой частью повседневной жизни персонажей.- Соответственно, обычным делом являются роботы, киборги, искусственные разумы, хакеры и компьютерные вирусы, которые могут стать даже опаснее, чем обычные, медицинского толку.- Хакерство и управление компьютерами играют не меньшую роль в геймплее, чем стрельба или драки, а кое-где и большую, приносят хорошие бонусы и награды и могут изменить ход боя. Персонаж, не использующий хакерство и гаджеты, сильно ограничен в своих возможностях.

Ну а что было в этом жанре годного, let's find out!

Syndicate (1993)

Игровая ретроспектива - киберпанк-игры

Первое, что я встретил на данную тему, оказалось, кто бы мог подумать, стратегией. В ней описан как раз типичный киберпанковский мирок, где правительство приказало долго жить, а власть захватили мегакорпорации, которые непрерывно воюют между собой за власть посредством отрядов кибернетических наемников. Одним из таких отрядов управляем и мы, и выполняем миссии - захватываем территории, устраиваем диверсии на объектах, воруем технологии и ученых из корпоративных застенков и не даем врагам заниматься тем же самым. Ворованные технологии и деньги позволяют нам исследовать улучшения для наших киборгов и всевозможные гаджеты, которые позволяют, например, брать под контроль мозговые импланты противника. Примечательно, что геймплей по тем временам был довольно наворочен.

Игровая ретроспектива - киберпанк-игры

В миссиях присутствовали также мирные жители, которых можно было зомбировать и превращать в пушечное мясо, и копы, которые без разбору стреляли в любых нарушителей порядка, транспортные средства и прочее барахло. А враги могли и не подозревать о нашем присутствии, пока мы не доставали стволы из под плащей и не начинали устраивать балаган. Так что можно было выполнить миссию скрытно, или отвлечь внимание небольшим замесом в другом конце карты, или наплодить себе целую армию из зомби-прохожих и копов. В общем, весело. Недостатком является реалтайм, а про тактическую паузу в те времена никто не слыхал, так что по сравнению с обычными ртс было непривычно много анального микроконтроля над всеми этими гаджетами и хакерскими делами.Продолжение этой игры вышло в 1996 году под названием Syndicate Wars и особо ничем не отличалось, и на этом в принципе все заглохло.

System shock (1994)

Игровая ретроспектива - киберпанк-игры

Мой абсолютный фаворит в сеттинге киберпанка, с которым, возможно, смогет поспорить то, что выйдет в апреле будущего года, но это не точно. В этой игре мы просыпаемся в гордом одиночестве на космической станции, искусственный интеллект которой сошел с ума, возжелал убить всех человеков и превратить в киборгов. Возможно, не без нашей помощи, но пока непонятно. Нужно постепенно исследовать станцию, убивать монстров, в которых превратился обслуживающий персонал, собирать записоньки с лором, ключи, пароли от компов с секретной инфой и искать способы продвинуться дальше, уничтожить злобный компуктер, расставляющий нам ловушки и отправляющий на охоту киборгов. Наличествует множество гаджетов и особенностей боевки, заставляющих искать разный подход к ситуациям и енеми. Юзабельные предметы жрут энергию, враги имеют резисты и уязвимости, и всякое такое. Напоминает сильно навороченный думчик, а из современных аналогов можно назвать разве что Prey (не тот, что про индейца). Возможно, поэтому фанбои шутанов от первого лица не осилили данное действо и предпочли рубать во что попроще, игра была не особо успешной в финансовом плане. А мне вот сильно понравилось, люблю эксплоринг всяких заброшенных и набитых чертями космических станций. И фильмцы про это тоже люблю. Но если в фильмце тебе остается только фейспалмить от тупости гг, то тут можно контролировать сей процесс.

Игровая ретроспектива - киберпанк-игры

System Shock 2 вышел в 1999 году, и был своего рода переосмыслением. Мы точно так же просыпаемся в одиночестве, но уже на огромном транспортном корабле, на котором мало того, что искусственный интеллект сошел с ума, так еще и на борт проникла некая инопланетная зараза, которая наплодила монстров, которые не поделили с компом жизненное пространство и потому не прочь замеситься при случае. Потому нам придется разгребать вдвое больший бардак, а кое-где даже воспользоваться помощью злого компуктера против общего врага. Довольно безумный сюжетец, придуманный, вероятно, только для того, чтобы разнообразить действо игроку, ну да я не против. Игра переехала в 3д, а также получила рпг-элемент, инвентарь, кучу барахла разной степени полезности и возможность прокачки скиллов. Можно было сделать из гг либо мага-псионика, либо дуболома-солдата, либо кул хацкера, и вот тут уже заключался неплохой киберпанк, воевать можно было посредством хакерства роботов, турелек и защитных систем, а лут получать посредством хакерства же торговых автоматов и секретных комнат. А уж в битвах с искусственным разумом без этого дела было вообще не обойтись.

В общем, мне в очередной раз сильно понравилось. Жаль, что на этом игра приказала долго жить. Обещали какой-то мутный ремейк, но о нем уже давно ни слуху ни духу, и вероятность его появления в удобоваримом виде я оцениваю так же, как шанс срезистить иммолейт импрувед.

Blade Runner (1997)

Игровая ретроспектива - киберпанк-игры

А это у нас квест по мотивам одноименного фильмца. В нем мы играем за детектива, который расследует преступления, совершенные киборгами, замаскированными под людей. Основная задача это определить, является ли подозреваемый киборгом, после чего пристрелить негодяя. Пристреливать людей нельзя, а вот киборгов можно и нужно. Но понять кто есть ху непросто, необходимо собирать улики, общаться и задавать правильные вопросы, от которых искусственный разум теряет волю и палится. Я, конечно, нахожу данный процесс весьма маразматичным, ибо банальный рентген, металлодетектор или электромагнитный импульс может довольно точно продемонстрировать, человек это или железный болван, а чем париться с допросами, можно просто воткнуть провода ему в мозг и скачать информацию. Но у авторов видимо было свое понимание робототехники, да и для целей детектива оно больше подходит, так что фак ит.

Игровая ретроспектива - киберпанк-игры

Отличительной фишкой этой игры было то, что человеки и роботы среди активных персонажей распределялись случайным образом при старте, так что наличествовала определенная реиграбельность, и можно было испытать некоторый диссонанс от распределения друзей и врагов. Могучая функциональность, как по мне, жаль нигде больше я ее не встречал, видимо, очень сложная в реализации. Второй особенностью было то, что в некоторых местах нужно было стреляться с противниками из пистолета, и персонаж мог помереть и заработать геймовер. Сейчас такого в квестах уже не делают.

Ripper (1996)

Игровая ретроспектива - киберпанк-игры

Еще один квест, менее известный, и сделанный при помощи свежей и модной в те времена технологии FMV, то бишь в виде нарезки из видосиков, которые нам кажут в зависимости от нажатых кнопок. В этой игре мы расследуем убийства маньяка-хакера, который научился вводить в мозг пациента, подключенного к местному аналогу интернета, компьютерный вирус, который уничтожал его в реале. Пожалуй, это мечта всех мамкиных нагибаторов во всех дотках и тому подобном трешачке, не так ли? Энивей, в процессе расследования приходится посетить множество киберпанковых мест и персонажей, прогуляться по анналам интернетов и виртуальных миров, с тем, чтобы при помощи знакомых хакеров создать другой супервирус и использовать его в битве с маньяком в его уютном киберпространстве. А кто именно это будет, определяется случайным образом из четырех персонажей, имеющих отношения к хакерству и мозгам, и надо с помощью улик выбрать нужного и не выбрать ненужного. А помимо хождения и болтовни, геймплея там нет, увы.

Deus ex (2000)

Игровая ретроспектива - киберпанк-игры

Мой второй фаворит в сеттинге, который был бы первым, если бы не моя страсть к эксплорингу заброшенных коцмических кораблей. Это же более приземленный экшен/рпг про не особо далекое будущее, мировой терроризьм проводит атаки и кибератаки, мегакорпорации разрабатывают мегатехнологии и стремятся выйти из под контроля государства, а население, не вписавшееся в киберрынок и не ушедшее в кибербизнес, бомжует и устраивает революции. Мы играем за накачанного нанитами суперагента, который выполняет грязную работу для правительства по наказанию невиновных террористов и мирных жителей. Наниты дают нам особые способности вроде суперскорости, суперсилы, суперметкости и способности отрастить отгрызанные монстрами ноги за несколько секунд (лол кек), а также являются предметом зависти других агентов, которым вместо этой благодати приделали железные руки и ноги. В процессе мы посетим множество трущоб с бомжами, хакерских убежищ, корпоративных лабораторий, и конечно же, городских улиц с неоновыми вывесками снаружи и кучей всякого дерьма внутри. Игра довольно сильно интерактивна, можно залазить во всякие места, взламывать, лутать и взрывать. Выполнять задания можно разными способами, от банального отстрела всех недовольных до стелс-проникновения, убалтывания, и конечно же, хакерства, дающего доступ к дверям и камерам, и превращающего мощных боевых роботов в кучи хлама. А уж завезти на этот праздник жизни злобные искусственные разумы и тайные общества мировых правительств сам боженька велел. К сожалению, сюжет только условно нелинеен, по крайней мере как я ни пытался отыграть до конца за злого бездуховного раба системы, меня все равно потом закидывало за унылых повстанцев. Обидно. Зато определяя кому жить, а кому помереть, можно получить или не получить доступ к определенным ништякам, что тоже неплохой вариант.

Вторая часть игры, Invisible War (2003) была больше заточена в шутан, и от того тупее и прямолинейнее во всех смыслах, фанбоям первой не зашла. А вот третья, Human Revolution (2011) оказалась получше, вернула большинство функционала первой и локации с нормальным количеством эксплоринга, а уж как эпично выглядят киберпанковские мегаполисы, которые с одной стороны огромны и технически наворочены, а с другой полны бомжей и разрухи. Сюжет является приквелом к первой части, наниты пока не в ходу, и большинству доступны только "железные" модификации, которые с одной стороны помогают в работе и в бою, а с другой являются причиной травм, наркозависимостей и психических отклонений у их обладателей. Ну еще бы. А также инструментом майнд контроля, в чем мы скоро убедимся. Главный герой - охранник мегакорпорации, который получает смертельное ранение при атаке террористов и вынужден заменить большую часть своего тела на железки, после чего остается только заняться расследованием происшествия и поиском плохих парней, коль скоро наша личная жизнь накрылась медным, или адамантиевым, или из чего там у меня новые боевые конечности, тазом.

Игровая ретроспектива - киберпанк-игры

А вот Mankind Divided, который вышел в 2016 и должен был стать годным продолжением, разочаровал. Он был сильно кастрирован как в плане игрового пространства, с долгими поездками на метро в соседний квартал, так и сюжета, где убийство проходного мини-босца - это, оказывается, финал. Зато с ненужным мультиплеером, который видимо и сожрал ресурсы, предназначенные для более интересного контента. Хрртьфу. Будет ли после подобного фиаско продолжение? Не думаю.

Код доступа "Рай" (2002)

Игровая ретроспектива - киберпанк-игры

Один из лучших отечественных проектов, с грустью напоминающий о тех временах, когда едва зародившийся российский игропром еще не скатился в выгребную яму мобилок и корейских лохализаций от мыла, а пытался творить. В нем представлено общество, в котором городом управляет искусственный интеллект, богатые живут в идеальных условиях и проводят свое время за виртуальными развлечениями, а бедные живут в трущобах и никому не нужны. И когда некий хакер нарушает данное равновесие и заглядывает туда, куда заглядывать нельзя, за ним начинается охота, и только уничтожение искусственного разума путем долгого и трудного превозмогания системы позволит ему спастись и освободить зомбированных сограждан из уютного виртуального мирка. Данное действо является пошаговой стратегией, где мы управляем командой наемников и хакеров, и помимо оружия можем пользоваться гаджетами и спецспособностями.

Власть закона (2004) - приквел этой игры, где мы играем за копа, расследующего "безобидные" по меркам антиутопии инциденты с роботами в бедных районах, и постепенно раскрываем заговор мегакорпорации по захвату контроля над фабриками военных роботов и, соответственно, установлению в городе своих порядков. Очень атмосферно и даже местами нелинейно.

Игровая ретроспектива - киберпанк-игры

Современных достойных представителей киберпанка я даже затрудняюсь назвать. Слабоинтерактивная и логически невменяемая мыльная опера про Детройт на полноценный проект как-то не тянет. Коридорное кинцо а-ля Remember Me тоже, да и старовато оно уже. Неплох Shadowrun, где можно сыграть за эльфа-наемника-хацкера, но увы, технически он убог и двухмерен. Неплох Watch Dogs, в котором хоть пока еще и нет киборгов и электронных надмозгов, но уже есть повсеместная компьютеризация и гаджетизация, в которой корпорации технического толку могут претендовать на мировую власть, а ловкий хакер может влезть без мыла в любую задницу этой системы и натворить дел. Вот только хипстерская стилистика и сжв мусор режет глаз, а хакерские приемы из разряда "запустить hackpentagonmainserver.exe" режут мозг. Энивей, получается так, что поделие от CDPR грозится выйти в абсолютно пустую нишу рыночка и стать эпическим событием даже будучи десятой частью того, чего от него все ожидают. Что ж, тем лучше для него, и тем хуже для халтурщиков, которые непременно захотят запрыгнуть на хайпотрейн. Ну а пока ждем, можно потушить пукан перепрохождением чего-то из вышеупомянутого, почему нет?

Игровая ретроспектива - киберпанк-игры
Другие публикации по теме
Игра про ган-фу Spine еще не вышла, но уже привлекла внимание Голливуда в лице продюсеров «Ежа Соника»
Игра про ган-фу Spine еще не вышла, но уже привлекла внимание Голливуда в лице продюсеров «Ежа Соника»
Кипрская Nekki в обозримом будущем выпустит на ПК и консолях киберпанковый экшен-шутер Spine и уже нашла партнера для съемок фильма и сериала про уличную художницу, корпорации, импланты и ИИ.
17 апреля в 21:07
1004
1
Форум
Пушки, драки, киберпанк в трейлере Spine
Пушки, драки, киберпанк в трейлере Spine
В новом, хотя и коротком трейлере экшен-шутера Spine от Nikke показан игровой процесс из ранней версии бодрой игры в сеттинге киберпанк на движке Unreal Engine 5.
22 марта в 21:07
2654
7
Форум
System Shock таки выйдет на консолях 21 мая
System Shock таки выйдет на консолях 21 мая
Спустя год после подведшего черту под ну очень долгими мытарствами релиза ремейка System Shock его создатели из Nightdive и Prime Matter вспомнили про консоли.
13 марта в 08:07
937
0
Форум