Обзор 3dRudder

Передвижение в VR и не только

Loft
access_time23 декабря 2019remove_red_eye5573question_answer13

Здравствуйте. Сегодня мы продолжим говорить про технологии виртуальной реальности и на этот раз коснемся одной из самых проблемных сторон VR - перемещения.

Для начала немного предыстории. Летом этого года, в составе десанта GoHa.Ru я посетил выставку Gamescom в Кельне. Одним из самых эмоциональных воспоминаний о выставке как ни странно стали посещения стендов разработчиков игр и устройств для виртуальной реальности. Но тогда я посчитал это скорее любопытной диковинкой и особенного значения не придал. Сейчас же, на волне некоторого ажиотажа и общего подъема интереса к VR, я расчехлил покрытый пылью материал и связался с одним из производителей. И как итог, встречайте: 3dRudder - новый контроллер движений для игр и не только.

Прежде чем приступить к распаковке и детальному разбору, я хочу коротко рассказать вам, в чем же уникальность обозреваемого продукта. Обычно для перемещения в виртуальной реальности используются контроллеры, которые мы держим в руках. И все бы ничего, но есть два момента, которые лично мне мешают полностью погрузиться в игру. Во-первых, передвижение с помощью рук неестественно и вызывает ощущение искусственности, и зачастую это приводит к усилению эффекта VR-сикнесс - головокружению и тошноте. А во-вторых, приходится использовать большое количество кнопок и распылять внимание, потому как контроллеры оказываются перегруженными и вам кроме хватания, стрельбы, прицеливания и прочих логичных для рук действий, приходится управлять и движением.

Если вы играете на PlayStation VR, то вам кроме всего прочего приходится указывать направление с помощью контроллера. А если вы держите меч и щит, то одна рука полностью выпадает. Это все откровенно неудобно.

Раньше существовало два способа устранения этой проблемы. Можно было играть в гонки и различные симуляторы полета, где управление руками естественно. Или использовать невероятно дорогие стационарные платформы, которые обеспечивают естественное передвижение ногами во всех направлениях.

Первое - безусловно хорошо, но уж очень ограничивает нас в выборе игр, а второе настолько дорого, что остается скорее игрушкой для энтузиастов, чем приемлемым решением.

И тут на помощь страждущему геймеру приходит 3dRudder. Это мобильная платформа для ног, которая позволяет не только управлять направлением перемещения в играх, но и задавать скорость в зависимости от силы нажатия.

Но детали мы разберем подробнее, а пока давайте приступим к распаковке. Комплект поставки довольно скромный. Само устройство, листок с указанием куда пойти в интернете и… И все.

Но собственно, кроме самого устройства нам ничего и не нужно. Переходим по указанному в путеводном листе адресу и скачиваем необходимый софт. Попутно на сайте производителя можно почерпнуть много полезной информации. В том числе видеогайды и прочие руководства.

Софт приятно удивил наличием русского языка. И хоть он и довольно кривой, приятно, что ребята заморочились.

Настройка производится довольно быстро. Убрать ноги, устройство попищит, понажимаете “далее” - вуаля. Все готово к работе. И вот тут начинается самое интересное.

Как оказалось, 3DRudder может работать в 3 режимах. VR для PlayStation, VR для ПК и просто игры для ПК. Последний пункт весьма интересен, так как многократно расширяет круг потенциальных пользователей. А вот насколько удобным будет такое устройство для стандартных игр - нам еще предстоит узнать.

В каждой из категорий нас ждет внушительный список поддерживаемых игр. И это первое разочарование. Да, игр много, да, они постоянно добавляются. Но просто включить любую игру и начать управлять ногами - не получится. Игра должна поддерживаться.

Поддерживаемые игры также делятся на две категории. Нативно поддерживающие 3DRudder - это самый удобный вариант. Подрубили и играете. На данный момент таких игр не очень много, но их количество постоянно растет.

И не нативно. Не нативно означает, что вам придется запускать игру через софт 3DRudder. Ну, ничего страшного. Хоть и костыль, но вполне приемлемый.

Ну что же, тестирование я начал с VR-игр. Первым на “арену” вышел Doom VFR. В принципе, управление ногами интуитивно понятное, но вот что касается эффекта - меня ждал неприятный сюрприз. Буквально через десять минут игры уровень VR-сикнесс начал зашкаливать и я был вынужден закрыть игру. Прошелся, подышал свежим воздухом, вернулся и попробовал еще раз. Эффект тот же.

И что самое обидное, такой эффект повторялся каждый раз, когда в игре присутствовали полноценные повороты. В замечательной игре Beat Blaster, в которой повороты ограничиваются стрейфами без разворота, эффекта VR-сикнесс практически нет.

Хочу также отметить, что эффект тем сильнее, чем динамичнее игра. Я проверил Arizona Sunshine, TES V Skyrim VR, Fallout 4 VR и несколько других игр. Во всех играх меня ждали головокружение и все сопутствующие неприятные эффекты. Да, можно менять скорость, поворачивать, прыгать, стрейфиться, приседать, и все это держа в каждой руке по пистолету или щит и меч, и не отвлекаться на джойстики. Это очень удобно и создается ощущение, что VR таким и должен быть, но из-за эффекта укачивания о комфортной игре не было и речи.

Для проверки эффекта дал поиграть детям. Как оказалось, когда вам десять или шестнадцать лет, все выглядит слегка по-другому. Эффекта VR-сикнесс они не почувствовали, но управление им не понравилось. Поиграв немного, они сами перешли на привычное управление контроллерами. При этом я при отсутствии VR-сикнесс однозначно выбрал бы управление ногами. Такой вот парадокс. Кому понравилось - не может, а кто может, тому не нравится.

Испортив себе таким образом настроение, я отложил устройство и вернулся к нему только на следующий день. Проверил все еще раз. Эффект не исчез но стал слабее. В целом, при использовании VR-шлемов наблюдается эффект “раскачки” вестибулярки. На практике это означает, что в какой-то степени вы можете натренировать свой вестибулярный аппарат и со временем негативные эффекты станут слабее. Но это вопрос, касающийся здоровья и я не рекомендую вам принимать подобные решения не проконсультировавшись с врачом.

Поиграв еще немного я проверил работу устройства в стандартных, не VR-играх. Из плюсов могу отметить разве что добавление хоть какой-то физической активности. Высвобождение левой руки не дает практически никаких преимуществ, так как управление, завязанное на WASD стало уже интуитивно понятным и игры разрабатываются исходя из такой модели управления. В случае переноса управления движением на ноги, левая рука просто выпадает. Возможно, это связано с привычкой и я не исключаю, что если игрок будет с самого начала играть используя 3DRudder, то ему так будет удобнее, но в моем случае это не так. Таким образом, рекомендовать устройство для стандартных не VR-игр я не могу. Так что вернемся к VR.

Сделав небольшой перерыв, я все таки решил дать 3DRudder еще один шанс и вернулся к VR-играм. Снова в ход пошли Doom VFR, Arizona Sunshine, TES V Skyrim VR, Fallout 4 VR и на этот раз к ним присоединились Blade & Sorcery, Vader Immortal и Minecraft. Стало легче. Но как бы мне не хотелось сказать, что все стало отлично, сделать я этого не могу. Через какое-то время меня опять срубал VR-сикнесс и я был вынужден снимать шлем и идти гулять.

Еще один момент, на который следует обратить внимание - не рекомендую играть с использованием 3DRudder сидя на кресле с колесиками. Вы будете постоянно отъезжать и вам придется все время поправлять положение. Это сильно раздражает и может помешать плавному игровому процессу, особенно когда в ответственный момент окажется, что необходимый для нормального управления угол девяносто градусов превратился в сто двадцать и вам нужно извиваться как ужу на сковородке, чтоб просто повернуть.

Но и жестко зафиксированное кресло не дает стопроцентной гарантии беспроблемной игры. Само устройство тоже может съезжать и кроме того, ваши ноги на устройстве после постоянных вращений могут отойти от центрированной позиции и управление станет очень неудобным.

Второй проблемы нет в 3DRudder, выпущенном для Sony Platstation, так как эти модели снабжены специальными стопорами для ног. В версии для ПК эти накладки можно докупить.

Первая проблема также решается покупкой специальной платформы, которая стабилизирует устройство и улучшает управляемость. Хороший шаг в правильном направлении, но мне кажется, производителю нужно включить эти элементы в базовый набор, так как без них удобство управления явно проседает.

В целом, магазин и служба поддержки работают очень хорошо. Как я уже говорил, есть попытки перевода на русский язык. В случае возникновения проблем или вопросов на контакт выходят быстро и охотно, не ограничиваются отписками, а стараются вникнуть в суть вопроса.

Продолжая тему неудобств, не могу не заметить довольно жесткий и короткий провод USB. В идеале, конечно, устройство должно быть беспроводным. Мне удалось вынести игровое место так, чтоб провод не сильно мешал, но даже в таком положении при активном поворачивании провод чувствовался. Проще говоря, тут тоже есть над чем работать.

Подводя итог, я могу сказать, что задумка мне очень понравилась. Мне кажется, что у идеи явно есть потенциал и я надеюсь, что ребята не остановятся и будут улучшать свое устройство и дальше. Лично мне 3DRudder в том виде, как он есть сегодня - не подошел. Вопреки ожиданиям и рекламным обещаниям, эффект VR-сикнесс только усилился. Но при этом, у детей такой проблемы не было. Кроме того, существует ряд игр, которые изначально разрабатываются с учетом возможного управления с помощью 3DRudder и в некоторые из них, такие как Beat Blaster - очень удобно и комфортно играть. А значит потенциал есть.

Могу ли я рекомендовать устройство к покупке? Только в том случае, если вы являетесь энтузиастом VR-технологий, хотите быть на острие новинок, или просто поддержать разработчиков и помогать им развивать продукт в правильном направлении. Если же вы просто хотели расширить свой игровой опыт в виртуальной реальности или избавиться от надоедливого VR-сикнесс, то не спешите покупать 3DRudder. Разработчикам предстоит еще серьезно поработать над устройством, прежде чем оно станет популярным. Даже в таком нишевом сегменте, как игры для VR.

А на этом все, с вами был Лофт и мы обязательно продолжим рассказывать вам про виртуальную реальность и все, что с ней связано. Спасибо за внимание.

Материалы автора

Loft
16 статьи

Borderlands 3: Moxxi’s Heist of the Handsome Jackpot

19 декабря 2019 @ Loft remove_red_eye 1360 question_answer Обсудить на форуме (0)
Совсем недавно вышла Borderlands 3, отгремели баталии и страсти уже поутихли, но ребята из Gearbox Software не сидят без дела. Сегодня, 19.12.19 увидело свет первое дополнение - Borderlands 3: Moxxi’s Heist of the Handsome Jackpot.

Gothic - обзор демоверсии

14 декабря 2019 @ Loft remove_red_eye 10154 question_answer Обсудить на форуме (78)
THQ Nordic объявила о намерениях переиздать легендарную РПГ Gothic и не просто объявила, а уже выложила играбельную версию “тизера” в стиме. Вот эту демо версию мы сегодня с вами и разберем.

Обзор Oculus Rift S

29 ноября 2019 @ Loft remove_red_eye 6578 question_answer Обсудить на форуме (86)
Череда обновлений привела Oculus Rift S в такое состояние, что я могу смело рекомендовать этот шлем виртуальной реальности к приобретению и даже назвать его лучшим способом войти в мир виртуальной реальности. Но давайте по порядку.

[PDXCON 2019] Crusader Kings 3 - Интервью с разработчиками

6 ноября 2019 @ Loft remove_red_eye 1333 question_answer Обсудить на форуме (9)
Перед вами интервью, которое мы взяли у создателей Crusader Kings 3. На вопросы GoHa.Ru отвечали гейм-директор игры Хенрик Фареус (Henrik Fåhraeus) и ведущий дизайнер Александр Олтнер (Alexander Oltner).

[PDXCON 2019] Empire of Sin - Интервью с Джоном Ромеро

27 октября 2019 @ Loft remove_red_eye 5585 question_answer Обсудить на форуме (2)
Позвольте представить вашему вниманию интервью с одним из отцов основателей жанра шутеров от первого лица, создателем Wolfenstein 3D и Doom - легендарным Джоном Ромеро.

Смотрите также