[Обзор] Shenmue 3 - новая глава саги о Рё

Игровая капсула времени

Garruk

Писать о творении Ю Сузуки - дело неблагодарное. Какой бы ты позиции не придерживался, всегда найдутся те, кто оскорблен, что ты не признаешь гениальность и исключительность автора, и те, кто считает его переоцененным халтурщиком. Поэтому написать обзор Shenmue 3 для меня будет, наверное, самой сложной задачей за последнее время.

Но есть дела, которые кто-то должен делать. Поэтому я продолжу набирать текст на клавиатуре. Лично для меня серия Shenmue знаковая. Во времена, когда я ее увидел впервые, я был шокирован и поражен. Игра имела настолько большую глубину, в ней было столько интересных и глубоких механик, что моя челюсть регулярно прохлаждалась под столом.

Чтобы вы понимали, игровая серия ввела в игровую индустрию множество фишек, которые впоследствии стали использоваться повсеместно. К примеру, открытый мир, на который сейчас молятся половина разработчиков, впервые он появился именно в рамках серии Shenmue, или же история, похожая на интерактивное кино с QTE элементами в процессе кат-сцены. Это, опять же, Shenmue.

Сюда же добавляем уникальность всех NPC. У каждого есть своя история, уникальная озвучка и внешний вид, который не повторяется. Высокая интерактивность окружения, в каждый дом можно зайти, обследовать его, открыть все ящики, дверки, потрогать вещи и т.д. При этом герой прокомментирует все ваши действия.

Почему в обзоре на Shenmue 3 я упоминаю прошлые части? Да потому что с тех самых времен ничего особо не поменялось. Мы все так же имеем в наличии открытый мир, свободное передвижение, в котором нас порой ограничивает рука сюжета. Все так же имеется уйма озвученных уникальных NPC со своими привычками, тайнами и скелетами в шкафу. Причем при должной настырности, везении и трате немалого количества времени эти тайны можно разгадать.

В дома по-прежнему можно зайти, пооткрывать все шкафы, потрогать вещи, найти интересности, взять еду. Причем нашему герою нужно периодически есть, чтобы поправить здоровье, и спать. И я не зря постоянно упоминаю время. Потому что по аналогии с остальными играми, время постоянно бежит. У вас не зря постоянно висят часы в правом углу экрана. Все то время, пока вы шатаетесь по местности, общаетесь, занимаетесь активностями, часы отмеряют время. Если я правильно помню, один час игрового времени равен четырем минутам реального.

Поэтому стоит четко планировать чем и где вы планируете заниматься. Потому что на абсолютно все не хватит времени и придется выбирать. С одной стороны, это несколько сокращает нашу свободу в рамках игры, с другой стороны, весьма сильно повышается реиграбельность.

Сам темп игры очень специфический и неспешный. Современные игроки, привыкшие к непрекращающемуся экшену и своей избранной роли, будут очень неприятно удивлены Shenmue 3. Ибо здесь главный герой Рё Хадзуки хоть и имеет все задатки избранника судьбы, но поблажек ему никто не делает. Никто не ведет нас за ручку по сюжету и не рисует услужливо маркер на карте.

Хотите узнать, где человек - погуляйте по деревне, пообщайтесь с местными, выпейте пару чашек рисового пива с дедушкой, послушайте его байки и он в благодарность вспомнит, что вон та мелкая девчонка - дочь нужного человека. Пробуете познакомиться, а девочка отнекивается. Нужно позвать нашу подружку Шенхую. Ее все хорошо знают в деревне и с ее помощью мы узнаем от девочки, что отец будет дома лишь к пяти часам вечера.

Все, миссия выполнена, остается только ждать, и пока есть свободное время, можно погулять по окрестностям, пообщаться с местными, чтобы выяснить что-то новенькое, или потренироваться. Да, тренировки в боевых искусствах играют немалую роль в игре, как и поддержка физической формы.

Нам частенько приходится наминать ребра в ходе агрессивных переговоров. И часть игры, отвечающая за файтинг сделана весьма добротно. Мы вольны сами строить свой боевой стиль. В интерфейсе выбираем комбинации ударов, составляем этакую колоду связок, а затем в процессе сражения свободно комбинируем исходные связки в уникальный стиль мордования оппонента. Звучит сложно, но на практике довольно логично и интуитивно понятно.

Не стоит забывать и о возможности зума и переключения на вид от первого лица. В этом режиме можно замечать многие ранее невидимые вещи и подмечать детали. К примеру, этот режим очень пригождается при обшаривании ящиков и шкафов, а также при сборе трав. Да, в игре можно собирать лечебные травки, варить из них лекарства в аптеке или продавать траву, получая за это деньги. В конце концов, нашему герою нужны деньги.

Все мало-мальски важные записи Рё, так зовут нашего протагониста, если кто забыл, заносит в персональный блокнот, включая важные пометки и подсказки. Поэтому если вы потерялись в хитросплетениях сюжета, загляните в записную книжку. Важные детали Рё заботливо подчеркивает красными чернилами. В блокноте же можно найти карту, номера телефонов важных NPC, по которым можно звонить, набирая номер и различные полезные советы по игре. Сперва непривычно, н когда привыкаешь, становится очень удобно пользоваться.

Касаемо графики в игре. Она на самом деле неплоха, не самый реалистичный дизайн персонажей, по моему мнению, был сделан намеренно, чтобы игра выглядела в стилистике первых частей, и она даже ощущается как ремейк игры, вышедшей в 1999 году. Освещение приятное, дизайн локаций тоже. Анимации, конечно, поражают только глаза, но я наверное все же спишу их на стилизацию под ранние игры серии. Дизайн персонажей отторжения не вызывает, а те, кто уже успел сыграть недавно, или еще не забыл предыдущие части, будет вообще как рыба в воде.

Игра ни разу не современная, но она и не пытается быть современной. Она придерживается своего стиля и видения создателя и даже не пытается потакать вкусам современных игроков. Это весьма неплохое продолжение весьма знаковой игровой серии, которое должно было выйти куда раньше. Сейчас же Shenmue 3 может заинтересовать только фанатов прошлых частей и тех, кто интересуется историей игродела.

Я намеренно не касаюсь сюжета, потому что он в этой игре играет очень важную роль. Замечу лишь, что игра стартует прямиком с окончания второй части игры и для тех, кто уже подзабыл долгую историю Рё Хадзуки, ищущего убийцу своего отца, попутно пытающегося раскрыть тайну зеркал Феникса и Дракона, а также каким боком сюда относится таинственное древо Shenmue, авторы прилагают краткий пересказ событий прошлых частей со всеми знаковыми событиями.

События Shenmue 3 не завершают историю Рё и по словам автора Ю Сузуки, нас ожидает еще продолжение его приключений. Хочется верить, что следующая часть выйдет раньше третьей. Игра очень долгая, игра местами сложная. История течет в особом неспешном ключе и ты либо подстраиваешься под ритм, либо перестаешь играть. Никто не бегает вокруг игрока, завлекая в парк аттракционов. Ты либо принимаешь правила игры, либо нет.

По правде говоря, сложно оценивать эту игру. Мне не слишком пришелся по вкусу медленный размеренный ритм, с другой стороны, играя, ощущаешь какое-то внутреннее спокойствие и умиротворение с геймпадом в руках. Окружение не режет глаз и стилистически выверено. Местами игра может в очень красивые виды. Да и флешбеки старых ламповых времен регулярно всплывают в памяти.

Поэтому итоговая оценка: Shenmue из 10. Каждый должен сам решить для себя, какую оценку заслуживает игра. Потому что каждый найдет в ней что-то свое. Кто-то будет сутками просиживать в ней и рассказывать, какой это шедевр, а другой скажет, что это за треш и удалит игру с жесткого диска. Причем оба будут по-своему правы. Но хотя бы попробовать сыграть в игру стоит. Такие проекты редко выходят в наше время.

А на этом у меня все. Для вас прожил несколько игровых и реальных дней ваш Гаррук Хадзуки. До новых встреч и играйте в хорошие игры.