Ретроспектива RAGE

Loft

Здравствуйте. В преддверии выхода RAGE 2 - совместного детища id Software и Avalanche Studios, давайте вспомним судьбу первой части проекта и поговорим о том, с чего же все начиналось. А начиналось все сложно и не очень гладко.

Несколько лет непоняток с издателями и датой выхода, нескончаемые слухи и спекуляции – казалось бы, уже на старте доверие к игре должно было пошатнуться. И хотя на предрелизной Е3 вопросов оказалось больше, чем ответов, фанатов продолжало успокаивать, что за спиной игры стоял никто иной, как сам Джон Кармак.

В итоге, проект получился неоднозначным. Принеся с собой новые технологии и оправдав определенные надежды поклонников id Software, игра все же оказалась в очень сложном положении. Сильные конкуренты на старте, неоднозначные механики и неожиданные технические проблемы дали о себе знать.

Помните историю с мегатекстурами? Сколько было ожиданий и предвкушений и сколько в итоге было разочарований от не успевающих за камерой текстур. Много разговоров о революционном движке id Tech 5, который по сути оказался углубленным и улучшенным id Tech 4. Несмотря на уровень компрессии и все чудеса огромных текстур, игра весила в 1,5-2 раза больше, чем конкуренты и при этом имела проблемы с отрисовкой. Хотя картинка получилась очень качественной, и наряду с анимацией выглядит хорошо даже сегодня. Но красота эта распределена в игре неравномерно. Отличная анимация и качественная графика куда-то теряются, когда мы заходим в помещения и смотрим на окружающие детали.

Если честно, уже тогда это портило впечатление, но лично я прощал все эти графические огрехи из-за потрясающей стабильности. Игра динамически подстраивалась под ваш компьютер и выдавала стабильные 60fps на радость игрокам и зависть конкурентам. (При том условии, что вы не являлись владельцем видеокарты от ATI)

Но хватит о технической стороне, давайте поговорим о геймплее. Признаюсь сразу, мне игра понравилась тогда и нравится сейчас. И хотя я считаю RAGE одной из самых недооцененных игр своего времени, я прекрасно вижу и понимаю проблемы, которыми, к сожалению, богата рассматриваемая игра.

Перед нами добротный шутер, в котором весело и интересно стрелять. Но этот шутер спрятан за пеленой сомнительно построенного сюжета, откровенно аркадного управления транспортом и выглядящих неестественно элементов песочницы.

Начинается игра с длительного и красочного вступительного ролика, в котором нам дают вводную. К Земле несется смертоносный астероид Апофис и все усилия по спасению планеты от столкновения оказываются неудачными. Катастрофы не избежать и единственной надеждой для человечества становится проект Эдем. Избранных представителей рода людского отправляют в анабиоз на сто лет, по прошествии которых им предстоит заново заселить планету и возродить человечество.

Как водится, что-то пошло не так и наш герой обнаруживает себя единственным выжившим на Ковчеге. Но выбравшись на поверхность, мы понимаем, что человечество и не думало погибать и Земля заселена бандами, поселенцами и мутантами, а таинственное «Правительство», заправляющее всем, питает к «гостям из прошлого» особенные чувства и встреча с ним ничем хорошим для нас не закончится.

Бодрое начало, когда нас вводят в курс дела, представляет из себя своеобразную обучалку, в которой на простеньких квестах нам показывают как работают основные механики. И все бы ничего, но простенькие квесты преследуют нас на протяжении всей игры. Коридорные локации, в которых встречаются даже непростительные непреодолимые бордюрчики высотой в пару десятков сантиметров, невидимые стены и растворяющееся в воздухе оружие – тоже не приносят должной радости.

А вот враги радуют. Даже в самом начале болванчики двигаются бодро и неожиданно. Совершают акробатические кульбиты и норовят зайти за спину. А с продвижением по сюжету мы встречаем все более и более интересных и сложных противников. Некоторые бои получаются настолько интересными и насыщенными, что забываешь о сюжетной плоскости и узости коридора и просто радуешься, что взял с собой еще и вот эти патроны.

Из положительных моментов также стоит отметить несколько по-своему харизматичных персонажей и разнообразные, весьма нестандартные и интересные мини-игры. Проработанную систему улучшений и работу с такими вспомогательными технологиями, как, например, радиоуправляемые машинки.

А вот диалоги не радуют ни формой, ни содержанием. Плоские «да» и «нет» в ответ на банальные подай-принеси. Правда, иногда попадаются и интересные решения, вроде участия в безбашенном телешоу, но это скорее исключение.

Передвижение на транспорте из пункта А в пункт Б будет сопровождаться однотипным истреблением вражеских машин, за которое нам будут отсыпать положенную премию. Но поверить в этот мир до конца у меня так и не получилось. Ну очень уж странно, когда от патруля бандитов до укрепленного и безопасного города нужно ехать меньше десяти секунд.

Таким же неоднозначным является и многопользовательский режим. С одной стороны, у нас на выбор гонки на багги и кооперативное прохождение, но с другой, это не совсем тот кооп, который ожидаешь от id Software.

А вот где ожидания оправдались, так это в разнообразии оружия. Оружие, как и все, что с ним связано, сделано хорошо и нареканий не вызывает. В лучших традициях у нас есть все, от револьверов до BFG. И к слову о BFG2029, прежде чем мы подведем некоторый итог, хочется еще вспомнить наличие в игре фигурки космодесантника из DOOM и Волтбоя из Fallout. Такие мелочи, вкупе с очень хорошо проработанными и отрисованными декорациями - все-таки создают нужную атмосферу и заставляют закрыть глаза на многое.

Какой же можно сделать вывод из написанного: несмотря на преобладание негативных ноток, Rage представляет из себя экспериментальный и довольно интересный для своего времени проект. И кроме повторяющихся линейных локаций, невнятного сюжета и технических проблем, мы имеем великолепный дизайн, отличную стрельбу и самое главное, хороший задел на продолжение.

Ведь игра закончилась так и не раскрыв нам основных своих секретов. И судя по уже имеющейся информации, в RAGE 2 нас ожидает не только яркое постапокалиптическое безумие, но и более глубокая работа над сюжетом. На этом все, спасибо за внимание.