Обзор
PES 2014
2 октября 2013
11757
18
Главная новость: PES 2014 стала куда лучшей игрой, чем в прошлом году. Не менее важная новость: количество геймпадов, разбиваемое об стену, вырастет в этом году в разы. Почему? Игра стала интереснее и глубже, но при этом на порядок сложнее и требовательнее к микроменеджменту.
Сами партии, к счастью, играются еще на порядок медленнее и основательнее, чем в прошлом году. Это не только ближе к реальным скоростям футбола (от которых симуляторы почему-то все время нoровят убежать, хотя это ж все-таки не хоккей), но и дает нам жизненно необходимое время, чтобы продумать тактический маневр. Ибо просто так ничего не получится. Обычный пас вперед ничем не обострит игру, либо, если будет отдан в борьбу или в свободную зону, приведет к немедленной потере мяча. Поэтому чтобы создать хоть что-то, нам надо пользоваться новыми возможностями этого года. В первую очередь мы теперь целиком и полностью управляем балансом тела нашего игрока правым стиком. Новая система прекрасна своей интуитивностью – нам не нужно набирать странные комбинации кнопок, чтобы выполнить финт. Нет, уже после нескольких минут тренировок мы с легкостью исполняем пробросы, улитки или попросту толкаемся локтями, направляя стик в нужную сторону. И это жизненно необходимо, ибо без правильного управления телом об обостряющей игре нечего и думать.
Принимаем мяч нападающим? Надо зажать RT, потом метко переложить вес в сторону свободной зоны правым стиком и только потом уже думать о дриблинге. Получили пасс в разрез и вышли один на один? Рано радуетесь, теперь даже CR7 не может убежать, его догонит даже отставший, тяжело дышащий Пуйоль. Но что надо делать? Правильно, закрывать мяч корпусом правым стиком, но вовремя осторожно подталкивать локтями. Делать это нужно тоже, выбирая тайминг и направление, чтобы не спровоцировать фол, но зато только так можно продраться к голу. Тоже самое и для защитников – правым стиком мы можем, скажем, закрыть мяч корпусом и спровоцировать фол… или, при плохом тайминге, дать сопернику выцарапать мяч и устремится к воротам. Новое управление телом дает огромное количество новых возможностей и тактик, но требует нашего полного внимания и не прощает ошибок.
И это при том, что управление отнюдь не стало более разгруженным. Мы по-прежнему должны вручную давать команду строить оффсайд – без нашей помощи линия обороны готова пропускать любые забросы за спины. Надеется на автоматическое прикрытие тоже не стоит – хочешь точно не пропустить вперед бегунка соперника, озаботься игрой на опережение сам. Еще больше микроменеджмента в нападении. В FIFA же издавна искусственный интеллект компаньонов играл все большую роль, пока, наконец, не стал довольно ловко реагировать на наши комбинации и выводить игроков в открытые зоны. Но если в FIFA мы лишь выбираем общую мысль атаки и ждем, что управляемые CPU партнеры подтянутся, то в последних трех PES роль CPU в атаке все снижалась, пока, кажется, не исчезла совсем в этом году. Говоря проще – как ни пасуй, здесь никто никуда не откроется и не подумает о забегании. Хотим что-то соорудить в атаке? Отправляем второго игрока вперед сами, как и прежде (теперь для этого, правда, надо зажимать уже две кнопки) или уж сразу пытаемся управлять двумя игроками вместе. Или же пользуемся по прежнему страшно сложной и неудобной игрой в стенку. Другой вариант – новые тактические схемы. Мы можем выбрать три таких плана, скажем, заставив нападающего утянуть за собой защитников, а пас отдать второму нападающему в оголившуюся зону. В одиночной игре такие наработки – манна небесная, а вот в онлайне эффект скромнее: комбинации сразу же видны противнику. И все равно, только так мы заставляем нашу тормозящую группу атаки выдвигаться вперед.
В результате, PES 2014 заставляет нас скручивать пальцы и чувствовать себя учеником детской музыкальной школы. Нам нужно одновременно вести дриблинг на левом стике, управлять телом правым и отдавать пасы точно и вовремя – для этого уже нужны бы три руки. А еще новый разрезающий пас, который требует управления двумя стиками, а еще модификаторы скорости, приема мяча, игры вторым партнером и на все это, несмотря на уменьшенный темп, катастрофически не хватает времени. В общем, если FIFA предлагает нам придумать комбинацию и смотреть, как резво ИИ побежит в атаку, то PES в этом году требует, практически, играть за 11 человек сразу, контролируя их каждый мускул. Перебор? Возможно, зато еще большая эйфория обуревает тебя, когда тебе таки удается, ценой окончательно намозоленных пальцев, разыграть удачную комбинацию на минимальном пространстве.
Все это, кстати, на поле смотрится на удивление реалистично. Даже если местами смахивает на матч двух фанклубов после хорошей пьянки. Игра тормозится в центре поля, пасы регулярно не доходят или принимаются невпопад, мячи довольно быстро отбираются и также быстро теряются, темп тягуче-нетороплив, пока не пройдет комбинация и кто-нибудь не вырвется вперед, в штрафной же может твориться полная неразбериха – оборона умеет пожарить весело и бессовестно (хотя вратары и защитники иногда ведут себя через чур уж тупо). И лишь наш гений тактической мысли, вкупе с бешеной скоростью пальцев, могут вывести этих бездарей вперед. PES 2014 сочетает новую глубину тактических возможностей с невероятной требовательностью в управлении.
Выглядит это все, действительно блестяще, благодаря новой Fox Engine. В первую очередь прекрасна анимация, отражающая каждое движение нашего правого стика, каждое перекладывание веса, каждую подработку мяча. Нападающий, несущийся на встречу воротам с защитником на пятках – это теперь действительно фееричная борьба, а не набор скриптов машущих руками человечков. Теперь можно даже четко различить, отдан ли пас носком, или, по-пежонски, щечкой. Графический стиль игры остался прежним, но здорово улучшилось освещение. Игры в дневное время стали загляденьем, а при выходах команд в 22.45 под вспышки камер и перформансы болельщиков, атмосфера Лиги Чемпионов всего лишь на волосок недотягивает до реальной. Лица игроков тоже сильно прибавили по отношению к прошлому году, хоть и отдают, подчас, воском. Зато эмоции на лицах передаются просто восхитительно, еще очко в копилку анимации. Звуковое оформление тоже серьезно прибавило в этом году, особенно благодаря появлению болельщецких кричалок. По непонятным причинам это почему-то не самые известные мотивы, но все-таки поддержку болельщиков больших европейских команд можно узнать безошибочно. А вот английский комментарий (как и другие) практически не изменился, и по сравнению со словоохотливыми комментаторами FIFA смотрится совершенно убого. Я уж не говорю про саундтрек, на котором решили сэкономить так, что добавили в него Dies Irae из реквиема Верди и Nessun Dorma из оперы Турандот!
Игровые режимы, в общем-то, изменились мало. Как и в прошлом году доступна Лига Чемпионов (но с необходимостью все еще самому собирать группы) и Лига Европы, кубок Либертадорес, режимы карьеры тренера и футболиста. Добавились, наконец, правда, лицензированные европейские лиги. Механика режимов тоже практически не поменялась. И по-прежнему все не радостно с лицензиями. Испания и Италия есть все, от Англии только Ман Юнайтед, от России ЦСКА и Зенит, к баварцам хотя бы добавились Шальке и Байер (от Дортмунда не следа). Кое-какие лицензированные игроки есть и в вымышленных командах, в первую очередь те, кто играют в сборных. В остальном – 0 прогресса. Конечно, главная ответственность лежит на агрессивной политике ЕА, но все-таки именно в этом году проявилась какая-то странная безалаберность Konami в этом вопросе. Дело в том, что в последний момент ЕА заключила большое количество эксклюзивных лицензий на игровые стадионы, из-за чего Konami пришлось срочно удалять уже созданные, наполненные озвученными болельщиками арены. Теперь в игре вообще нет испанских стадионов и количество арен в целом сократилось до всего лишь двадцати. Как можно было весь год создавать контент, не зная, сможет ли он появиться в финальной версии и начинать протестовать только после того, как конкурент увел дополнительные лицензии – непостижимо. Конечно, для любителей соло-игры все это не помеха. За PES стоит огромное сообщество модеделов, которое без сомнения, в кратчайшие сроки заполнит недостающий контент. А вот для тех, кто, как я, мучается от нехватки любимых футболистов в онлайн-режимах, в этом году пришло осознание, что в ужасе с лицензиями виновата не только ЕА, но и безвольная политика Konami.
Онлайн, кстати, был переработан прилично и в лучшую сторону. В первую очередь режим Master League Online, где мы собираем собственную команду. Исчезла необходимость оплачивать контракты, также как и пропали наценки на популярных игроков. Теперь мы просто обладаем неким бюджетом в условных очках, который увеличивается после каждого матча. Приобретая игроков, мы не теряем очки – просто уменьшается количество свободных очков. Просто и все равно интересно, так как на создание идеальной команды теперь уходит куда больше времени. Особенно для тех, кто ненавидит торговлю на аукционе и завязанную на вливание реальных денег политику ЕА, тут настоящий рай. Второе приятное нововведение – мы выбираем одну из трех лиг: оборонительную, техничную или скоростную. Игроки соответствующей категории становятся на порядок дешевле, что упрощает специализацию. В теории эта система также позволяет нам играть с соперниками своего стиля, чтобы мало симпатизирующие друг другу любители „бей-беги“ не попадали на „катателей мяча“. Также отдельная лига Galacticos, без бюджетных ограничений, должна позволять любителям собирать Криштиано, Месси и Руни в одной команде играть отдельно от тех, кто предпочитает более реалистичный состав. На практике все эти разделения, правда, приходится отключать из-за нехватки игроков, особенно на PC. Кстати, обещанный онлайн режим 11 на 11 так и не появился в игре. Дело, хотя бы, дошло до открытых тестов, и все-таки подобные задержки плохо сказываются на репутации компании, готовой выпустить незаконченную игру.
В конце концов ваши ощущения от PES будут целиком зависеть от вашей цели игры. Если вы большую часть времени проводите в оффлайн-режимах, я могу выписать неограниченную рекомендацию. Нехватка лицензий исправляется модами, а в остальном PES 2014 великолепен – происходящее на газоне выглядит еще на порядок реалистичнее, требовательность к точности пассов может только радовать, постоянные ошибки своих товарищей добавляют достоверности, а микроменеджмент может доставлять огромное удовольствие, когда позволяет нам оставить соперника в дураках. Если же для вас (как для меня) PES 2014 – в первую очередь онлайн-игра, то все становится немного сложнее. Дело в том, что большинство игроков немедленно выкручивают помощь в передачах на максикум. Это приводит к абсолютно пресной игре, когда каждый пас доходит до адресата, но обострения практически невозможны, а пасы вручную играются так долго, что любой защитник их перехватывает влет. Желающих играть без поддержек крайне мало в итак небольшом сообществе, поэтому волей-неволей приходится подстраиваться. В таком стиле игры есть свои плюсы – каждая ошибка смертельна, а новые системы управления, особенно борьба правым стиком, становятся еще важнее. Но, из-за сложностей с обострением слишком большую роль играют забеги и попытки бить по воротам на пятачке и постоянно орудуя локтями. Зато гарантирован восторг, когда ты подлавливаешь соперника на ошибке и сколько геймпадов летят в стену, когда из-за собственной нерасторопности ты выпускаешь соперника один на один. Так что на вечный вопрос „FIFA или PES“ в этом году можно дать ясный ответ. Обе игры сильно прибавили за год, но FIFA 14 – это для тех, кто предпочитает дирижировать атаками всей команды несколькими простыми кнопками. PES же в этом году хорош особенно для любителей полного контроля. В PES 2014 требуется немалая выдержка, в игре есть что-то от Dark Souls. Но для тех, кто не боится учится на собственных ошибках и готов вникать в каждое движение на поле – лучше симулятора на сегодня не сыскать.
Сами партии, к счастью, играются еще на порядок медленнее и основательнее, чем в прошлом году. Это не только ближе к реальным скоростям футбола (от которых симуляторы почему-то все время нoровят убежать, хотя это ж все-таки не хоккей), но и дает нам жизненно необходимое время, чтобы продумать тактический маневр. Ибо просто так ничего не получится. Обычный пас вперед ничем не обострит игру, либо, если будет отдан в борьбу или в свободную зону, приведет к немедленной потере мяча. Поэтому чтобы создать хоть что-то, нам надо пользоваться новыми возможностями этого года. В первую очередь мы теперь целиком и полностью управляем балансом тела нашего игрока правым стиком. Новая система прекрасна своей интуитивностью – нам не нужно набирать странные комбинации кнопок, чтобы выполнить финт. Нет, уже после нескольких минут тренировок мы с легкостью исполняем пробросы, улитки или попросту толкаемся локтями, направляя стик в нужную сторону. И это жизненно необходимо, ибо без правильного управления телом об обостряющей игре нечего и думать.
Принимаем мяч нападающим? Надо зажать RT, потом метко переложить вес в сторону свободной зоны правым стиком и только потом уже думать о дриблинге. Получили пасс в разрез и вышли один на один? Рано радуетесь, теперь даже CR7 не может убежать, его догонит даже отставший, тяжело дышащий Пуйоль. Но что надо делать? Правильно, закрывать мяч корпусом правым стиком, но вовремя осторожно подталкивать локтями. Делать это нужно тоже, выбирая тайминг и направление, чтобы не спровоцировать фол, но зато только так можно продраться к голу. Тоже самое и для защитников – правым стиком мы можем, скажем, закрыть мяч корпусом и спровоцировать фол… или, при плохом тайминге, дать сопернику выцарапать мяч и устремится к воротам. Новое управление телом дает огромное количество новых возможностей и тактик, но требует нашего полного внимания и не прощает ошибок.
И это при том, что управление отнюдь не стало более разгруженным. Мы по-прежнему должны вручную давать команду строить оффсайд – без нашей помощи линия обороны готова пропускать любые забросы за спины. Надеется на автоматическое прикрытие тоже не стоит – хочешь точно не пропустить вперед бегунка соперника, озаботься игрой на опережение сам. Еще больше микроменеджмента в нападении. В FIFA же издавна искусственный интеллект компаньонов играл все большую роль, пока, наконец, не стал довольно ловко реагировать на наши комбинации и выводить игроков в открытые зоны. Но если в FIFA мы лишь выбираем общую мысль атаки и ждем, что управляемые CPU партнеры подтянутся, то в последних трех PES роль CPU в атаке все снижалась, пока, кажется, не исчезла совсем в этом году. Говоря проще – как ни пасуй, здесь никто никуда не откроется и не подумает о забегании. Хотим что-то соорудить в атаке? Отправляем второго игрока вперед сами, как и прежде (теперь для этого, правда, надо зажимать уже две кнопки) или уж сразу пытаемся управлять двумя игроками вместе. Или же пользуемся по прежнему страшно сложной и неудобной игрой в стенку. Другой вариант – новые тактические схемы. Мы можем выбрать три таких плана, скажем, заставив нападающего утянуть за собой защитников, а пас отдать второму нападающему в оголившуюся зону. В одиночной игре такие наработки – манна небесная, а вот в онлайне эффект скромнее: комбинации сразу же видны противнику. И все равно, только так мы заставляем нашу тормозящую группу атаки выдвигаться вперед.
В результате, PES 2014 заставляет нас скручивать пальцы и чувствовать себя учеником детской музыкальной школы. Нам нужно одновременно вести дриблинг на левом стике, управлять телом правым и отдавать пасы точно и вовремя – для этого уже нужны бы три руки. А еще новый разрезающий пас, который требует управления двумя стиками, а еще модификаторы скорости, приема мяча, игры вторым партнером и на все это, несмотря на уменьшенный темп, катастрофически не хватает времени. В общем, если FIFA предлагает нам придумать комбинацию и смотреть, как резво ИИ побежит в атаку, то PES в этом году требует, практически, играть за 11 человек сразу, контролируя их каждый мускул. Перебор? Возможно, зато еще большая эйфория обуревает тебя, когда тебе таки удается, ценой окончательно намозоленных пальцев, разыграть удачную комбинацию на минимальном пространстве.
Все это, кстати, на поле смотрится на удивление реалистично. Даже если местами смахивает на матч двух фанклубов после хорошей пьянки. Игра тормозится в центре поля, пасы регулярно не доходят или принимаются невпопад, мячи довольно быстро отбираются и также быстро теряются, темп тягуче-нетороплив, пока не пройдет комбинация и кто-нибудь не вырвется вперед, в штрафной же может твориться полная неразбериха – оборона умеет пожарить весело и бессовестно (хотя вратары и защитники иногда ведут себя через чур уж тупо). И лишь наш гений тактической мысли, вкупе с бешеной скоростью пальцев, могут вывести этих бездарей вперед. PES 2014 сочетает новую глубину тактических возможностей с невероятной требовательностью в управлении.
Выглядит это все, действительно блестяще, благодаря новой Fox Engine. В первую очередь прекрасна анимация, отражающая каждое движение нашего правого стика, каждое перекладывание веса, каждую подработку мяча. Нападающий, несущийся на встречу воротам с защитником на пятках – это теперь действительно фееричная борьба, а не набор скриптов машущих руками человечков. Теперь можно даже четко различить, отдан ли пас носком, или, по-пежонски, щечкой. Графический стиль игры остался прежним, но здорово улучшилось освещение. Игры в дневное время стали загляденьем, а при выходах команд в 22.45 под вспышки камер и перформансы болельщиков, атмосфера Лиги Чемпионов всего лишь на волосок недотягивает до реальной. Лица игроков тоже сильно прибавили по отношению к прошлому году, хоть и отдают, подчас, воском. Зато эмоции на лицах передаются просто восхитительно, еще очко в копилку анимации. Звуковое оформление тоже серьезно прибавило в этом году, особенно благодаря появлению болельщецких кричалок. По непонятным причинам это почему-то не самые известные мотивы, но все-таки поддержку болельщиков больших европейских команд можно узнать безошибочно. А вот английский комментарий (как и другие) практически не изменился, и по сравнению со словоохотливыми комментаторами FIFA смотрится совершенно убого. Я уж не говорю про саундтрек, на котором решили сэкономить так, что добавили в него Dies Irae из реквиема Верди и Nessun Dorma из оперы Турандот!
Игровые режимы, в общем-то, изменились мало. Как и в прошлом году доступна Лига Чемпионов (но с необходимостью все еще самому собирать группы) и Лига Европы, кубок Либертадорес, режимы карьеры тренера и футболиста. Добавились, наконец, правда, лицензированные европейские лиги. Механика режимов тоже практически не поменялась. И по-прежнему все не радостно с лицензиями. Испания и Италия есть все, от Англии только Ман Юнайтед, от России ЦСКА и Зенит, к баварцам хотя бы добавились Шальке и Байер (от Дортмунда не следа). Кое-какие лицензированные игроки есть и в вымышленных командах, в первую очередь те, кто играют в сборных. В остальном – 0 прогресса. Конечно, главная ответственность лежит на агрессивной политике ЕА, но все-таки именно в этом году проявилась какая-то странная безалаберность Konami в этом вопросе. Дело в том, что в последний момент ЕА заключила большое количество эксклюзивных лицензий на игровые стадионы, из-за чего Konami пришлось срочно удалять уже созданные, наполненные озвученными болельщиками арены. Теперь в игре вообще нет испанских стадионов и количество арен в целом сократилось до всего лишь двадцати. Как можно было весь год создавать контент, не зная, сможет ли он появиться в финальной версии и начинать протестовать только после того, как конкурент увел дополнительные лицензии – непостижимо. Конечно, для любителей соло-игры все это не помеха. За PES стоит огромное сообщество модеделов, которое без сомнения, в кратчайшие сроки заполнит недостающий контент. А вот для тех, кто, как я, мучается от нехватки любимых футболистов в онлайн-режимах, в этом году пришло осознание, что в ужасе с лицензиями виновата не только ЕА, но и безвольная политика Konami.
Онлайн, кстати, был переработан прилично и в лучшую сторону. В первую очередь режим Master League Online, где мы собираем собственную команду. Исчезла необходимость оплачивать контракты, также как и пропали наценки на популярных игроков. Теперь мы просто обладаем неким бюджетом в условных очках, который увеличивается после каждого матча. Приобретая игроков, мы не теряем очки – просто уменьшается количество свободных очков. Просто и все равно интересно, так как на создание идеальной команды теперь уходит куда больше времени. Особенно для тех, кто ненавидит торговлю на аукционе и завязанную на вливание реальных денег политику ЕА, тут настоящий рай. Второе приятное нововведение – мы выбираем одну из трех лиг: оборонительную, техничную или скоростную. Игроки соответствующей категории становятся на порядок дешевле, что упрощает специализацию. В теории эта система также позволяет нам играть с соперниками своего стиля, чтобы мало симпатизирующие друг другу любители „бей-беги“ не попадали на „катателей мяча“. Также отдельная лига Galacticos, без бюджетных ограничений, должна позволять любителям собирать Криштиано, Месси и Руни в одной команде играть отдельно от тех, кто предпочитает более реалистичный состав. На практике все эти разделения, правда, приходится отключать из-за нехватки игроков, особенно на PC. Кстати, обещанный онлайн режим 11 на 11 так и не появился в игре. Дело, хотя бы, дошло до открытых тестов, и все-таки подобные задержки плохо сказываются на репутации компании, готовой выпустить незаконченную игру.
В конце концов ваши ощущения от PES будут целиком зависеть от вашей цели игры. Если вы большую часть времени проводите в оффлайн-режимах, я могу выписать неограниченную рекомендацию. Нехватка лицензий исправляется модами, а в остальном PES 2014 великолепен – происходящее на газоне выглядит еще на порядок реалистичнее, требовательность к точности пассов может только радовать, постоянные ошибки своих товарищей добавляют достоверности, а микроменеджмент может доставлять огромное удовольствие, когда позволяет нам оставить соперника в дураках. Если же для вас (как для меня) PES 2014 – в первую очередь онлайн-игра, то все становится немного сложнее. Дело в том, что большинство игроков немедленно выкручивают помощь в передачах на максикум. Это приводит к абсолютно пресной игре, когда каждый пас доходит до адресата, но обострения практически невозможны, а пасы вручную играются так долго, что любой защитник их перехватывает влет. Желающих играть без поддержек крайне мало в итак небольшом сообществе, поэтому волей-неволей приходится подстраиваться. В таком стиле игры есть свои плюсы – каждая ошибка смертельна, а новые системы управления, особенно борьба правым стиком, становятся еще важнее. Но, из-за сложностей с обострением слишком большую роль играют забеги и попытки бить по воротам на пятачке и постоянно орудуя локтями. Зато гарантирован восторг, когда ты подлавливаешь соперника на ошибке и сколько геймпадов летят в стену, когда из-за собственной нерасторопности ты выпускаешь соперника один на один. Так что на вечный вопрос „FIFA или PES“ в этом году можно дать ясный ответ. Обе игры сильно прибавили за год, но FIFA 14 – это для тех, кто предпочитает дирижировать атаками всей команды несколькими простыми кнопками. PES же в этом году хорош особенно для любителей полного контроля. В PES 2014 требуется немалая выдержка, в игре есть что-то от Dark Souls. Но для тех, кто не боится учится на собственных ошибках и готов вникать в каждое движение на поле – лучше симулятора на сегодня не сыскать.