В лучах зомбоящика

«Пищеблок» как переломный момент для российского телевидения. Слово пацана!

Или все же лишь исключение, подтверждающее правило?

8172
85

С поправкой на идеологическую ограниченность тематики в СССР действительно умели снимать фильмы. Были и актеры, и режиссеры, и сценаристы: Тихонов и Ливанов, комедии Гайдая или «Курьер» — список впечатляющий. Увы, после развала страны пришел в упадок и кинематограф, а в какой-то момент все скатилось к бесконечным сериалам про ментов и их производным. Порочная практика раздавать на все это непотребство деньги из бюджета только усугубила проблему. Не говоря уже о том, что востребованные нынче фэнтези и научная фантастика так и остаются за бортом в угоду всякому патриотическому.

Нет, снимать картины про успехи страны в науке, спорте и прочем вполне себе правильно, но во всем нужно знать меру: иногда зрителям нужен просто «Чебурашка». На малых экранах положение не лучше, к тому же всюду одни и те же лица. Наши шоу про полицию можно сравнить с американскими процедуралами, ведь смотрят их не ради захватывающего сюжета или удачной постановки, а исходя из актеров: все решает удачный каст, взять те же «Ментовские войны» (во всяком случае ранние) или более свежие «Первый отдел» и «Невский». К редким исключениям из этого правила можно отнести хиты вроде «Убойной силы», в которой хорошо практически все. 

Еще у нас любят склонять Великую Отечественную, и вот это дело лучше вовсе прикрыть на законодательном уровне. Когда-то такие фильмы снимали те, кто так или иначе прошел войну, понимал, что это такое. Брало за душу. Сейчас же в большинстве случаев, особенно на телевидении, клепают всяческое непотребство с сомнительной исторической достоверностью и не пойми каким посылом — просто меняют полицейскую форму на военную, вот и все. Уж тем паче не тема для комедий и блокбастеров. В целом же исторические шоу, как бы бережно не подходили к костюмам, локациям и духу времени, — штука на любителя.

И вот в какой-то момент наметился перелом с уходом от количества к качеству. Тут можно провести параллели с развитием сериалов на Западе. Никто больше не снимает для каналов — настала эпоха стриминга: эпизодов стало меньше при большем бюджете, никаких унылых задушевных бесед, красивая компьютерная графика, а звезды Голливуда не брезгуют засветиться на малых экранах. Похожая картина наблюдается и у нас. Конечно, уходить от любимого жанра и тут страшно, и все же тот же «Хрустальный» уже ближе к «Настоящему детективу», чем к обычной истории про ментов. Неплохо и «Пробуждение» — адаптация одноименного американского шоу. Да, пока это скорее отдельные лучики в практически кромешной тьме, но начало положено, и с этим уже можно работать.

А где же та самая точка невозврата? Сложный вопрос. Наверно, линия раздела проходит в 2021 году. Если же выбирать конкретный проект, то я бы взял «Пищеблок». Редкий случай, когда отечественную продукцию не стыдно показать за рубежом, ведь смотрится сериал не хуже, а то и лучше многих западных блокбастеров. Тут стоит сказать спасибо первоисточнику — роману Алексея Иванова, известного читателям и зрителям по «Ненастью», «Географ глобус пропил» и «Сердцу Пармы». В отечественной литературе экранизировать особо и нечего, а тут вдруг на тебе. Не «Дозорами» едиными… В Сети книгу принято критиковать за антисоветчину — мол, в CCCP секса не было и все такое. Уж не знаком с реалиями пионерских лагерей тех времен, да еще и не из числа лучших, но если закрыть глаза на пару сомнительных моментов, ничего такого в шоу не увидел — пусть читатели постарше меня поправят. Эксплуатацией советского прошлого киношники никогда не брезговали, в том числе под необычным углом, вспомнить хотя бы «Обратную сторону Луны».

Тут есть два подхода: дорого-богато и тяп-ляп. Некоторые пытаются воссоздать эпоху во всех мелочах: прически, одежда, предметы, быт, события. В качестве примера можно привести «Бизона: Дело манекенщицы». Другие же ограничиваются лишь самыми общими атрибутами. Парадокс в том, что «Пищеблок» относится ко второй категории, при этом происходящее на экране выглядит вполне себе аутентично. Видимо, сказывается ограниченное количество локаций, акцент на атмосфере и общем сюжете. Если сравнивать адаптацию с оригиналом, то воспринимаются они несколько по-разному. Более того, сериал, пусть и несколько затянутый относительно книги, вышел даже лучше, в частности за счет более удачного раскрытия героев. Отдельно стоит отметить Петра Натарова в роли Валерки Лагунов, да и в целом удачный актерский состав. Авторы шоу на волне успеха просто не смогли устоять и не снять новые эпизоды. Стоило ли делать второй сезон? Начинается он бойко и атмосферно, вот только постепенно сюжет начинает местами проседать. Впрочем и продолжение вышло вполне себе достойным, так что оно того стоило. Между прочим, по нему еще и новеллизацию накатали. Вопрос в том, чего ждать дальше? А то пойдут приквелы, сиквелы и вбоквелы.

Впрочем, сейчас на хайпе другой сериал, тоже по книге — «Слово пацана: Кровь на асфальте». Жесткая, проникновенная и разноплановая история про казанских мальчишек в антураже перестройки: любовь, дружба, вражда и романтика подворотен. Все это с претензией на историческую достоверность и припиской «основано на реальных событиях». Ну что сказать? И актеров хороших нашли, и показать все так, чтобы цепляло зрителей, тоже смогли. Тут еще и аутентичный саундтрек. Вполне логичный и заслуженный успех.

Вот только тут и намечается новая проблема для российских сериалов: уж больно все повадились играть на чувстве ностальгии по неким более или менее далеким «тем временам». Примечательно, что охватывают подобные проекты и тех, кто эти самые времена даже не застал — тут уж какая-то генетическая ностальгия. Отечественные шоу опять загоняются в узкие рамки, оставляя за бортом все прочие темы. А чего придумывать, если рецепт успеха прост и понятен? С другой стороны, и на старуху бывает проруха: тот же «Библиотекарь», по-своему самобытный и любопытный, таки особо не выстрелил. Короче, палка о двух концах. Зато имеется полная защита от повесточки. Кстати, «Слово пацана», как и попавший под раздачу за компанию «Пищеблок», с подачи возмущенной общественности в обозримом будущем рискует попасть в список сериалов, рекомендованных Роскомнадзором. Чуть что где случилось, так сразу запрещать игры, аниме или кино, но уж точно не делать выводы по части образования и воспитания… Классика жанра.

Другие публикации по теме
Жора Крыжовников все же переснял финал сериала «Слово пацана: Кровь на асфальте» — его покажут позже
Жора Крыжовников все же переснял финал сериала «Слово пацана: Кровь на асфальте» — его покажут позже
Недавно в Сети появилась информация о пересъемках финала нашумевшего сериала «Слово пацана: Кровь на асфальте», которая затем была официально опровергнута. Однако последний эпизод и правда переработали.
15 декабря 2023
3765
47
Форум
О глупости и мощи: Никита Михалков выдал базу про «Слово пацана: Кровь на асфальте»
О глупости и мощи: Никита Михалков выдал базу про «Слово пацана: Кровь на асфальте»
Сериал «Слово пацана: Кровь на асфальте» порвал российский стриминг. Пока шоу пытаются запретить, обвинив в очередном ЧП с несовершеннолетними, объективную действительность четко расписал Никита Михалков.
11 декабря 2023
3945
59
Форум