В лучах зомбоящика

«Пищеблок» как переломный момент для российского телевидения. Слово пацана!

Или все же лишь исключение, подтверждающее правило?

67493
85

С поправкой на идеологическую ограниченность тематики в СССР действительно умели снимать фильмы. Были и актеры, и режиссеры, и сценаристы: Тихонов и Ливанов, комедии Гайдая или «Курьер» — список впечатляющий. Увы, после развала страны пришел в упадок и кинематограф, а в какой-то момент все скатилось к бесконечным сериалам про ментов и их производным. Порочная практика раздавать на все это непотребство деньги из бюджета только усугубила проблему. Не говоря уже о том, что востребованные нынче фэнтези и научная фантастика так и остаются за бортом в угоду всякому патриотическому.

Нет, снимать картины про успехи страны в науке, спорте и прочем вполне себе правильно, но во всем нужно знать меру: иногда зрителям нужен просто «Чебурашка». На малых экранах положение не лучше, к тому же всюду одни и те же лица. Наши шоу про полицию можно сравнить с американскими процедуралами, ведь смотрят их не ради захватывающего сюжета или удачной постановки, а исходя из актеров: все решает удачный каст, взять те же «Ментовские войны» (во всяком случае ранние) или более свежие «Первый отдел» и «Невский». К редким исключениям из этого правила можно отнести хиты вроде «Убойной силы», в которой хорошо практически все. 

Пищеблок | Трейлер
Пищеблок | Трейлер

Еще у нас любят склонять Великую Отечественную, и вот это дело лучше вовсе прикрыть на законодательном уровне. Когда-то такие фильмы снимали те, кто так или иначе прошел войну, понимал, что это такое. Брало за душу. Сейчас же в большинстве случаев, особенно на телевидении, клепают всяческое непотребство с сомнительной исторической достоверностью и не пойми каким посылом — просто меняют полицейскую форму на военную, вот и все. Уж тем паче не тема для комедий и блокбастеров. В целом же исторические шоу, как бы бережно не подходили к костюмам, локациям и духу времени, — штука на любителя.

И вот в какой-то момент наметился перелом с уходом от количества к качеству. Тут можно провести параллели с развитием сериалов на Западе. Никто больше не снимает для каналов — настала эпоха стриминга: эпизодов стало меньше при большем бюджете, никаких унылых задушевных бесед, красивая компьютерная графика, а звезды Голливуда не брезгуют засветиться на малых экранах. Похожая картина наблюдается и у нас. Конечно, уходить от любимого жанра и тут страшно, и все же тот же «Хрустальный» уже ближе к «Настоящему детективу», чем к обычной истории про ментов. Неплохо и «Пробуждение» — адаптация одноименного американского шоу. Да, пока это скорее отдельные лучики в практически кромешной тьме, но начало положено, и с этим уже можно работать.

Пищеблок 2 | Трейлер | Премьера 8 июля только на Кинопоиске
Пищеблок 2 | Трейлер | Премьера 8 июля только на Кинопоиске

А где же та самая точка невозврата? Сложный вопрос. Наверно, линия раздела проходит в 2021 году. Если же выбирать конкретный проект, то я бы взял «Пищеблок». Редкий случай, когда отечественную продукцию не стыдно показать за рубежом, ведь смотрится сериал не хуже, а то и лучше многих западных блокбастеров. Тут стоит сказать спасибо первоисточнику — роману Алексея Иванова, известного читателям и зрителям по «Ненастью», «Географ глобус пропил» и «Сердцу Пармы». В отечественной литературе экранизировать особо и нечего, а тут вдруг на тебе. Не «Дозорами» едиными… В Сети книгу принято критиковать за антисоветчину — мол, в CCCP секса не было и все такое. Уж не знаком с реалиями пионерских лагерей тех времен, да еще и не из числа лучших, но если закрыть глаза на пару сомнительных моментов, ничего такого в шоу не увидел — пусть читатели постарше меня поправят. Эксплуатацией советского прошлого киношники никогда не брезговали, в том числе под необычным углом, вспомнить хотя бы «Обратную сторону Луны».

Тут есть два подхода: дорого-богато и тяп-ляп. Некоторые пытаются воссоздать эпоху во всех мелочах: прически, одежда, предметы, быт, события. В качестве примера можно привести «Бизона: Дело манекенщицы». Другие же ограничиваются лишь самыми общими атрибутами. Парадокс в том, что «Пищеблок» относится ко второй категории, при этом происходящее на экране выглядит вполне себе аутентично. Видимо, сказывается ограниченное количество локаций, акцент на атмосфере и общем сюжете. Если сравнивать адаптацию с оригиналом, то воспринимаются они несколько по-разному. Более того, сериал, пусть и несколько затянутый относительно книги, вышел даже лучше, в частности за счет более удачного раскрытия героев. Отдельно стоит отметить Петра Натарова в роли Валерки Лагунов, да и в целом удачный актерский состав. Авторы шоу на волне успеха просто не смогли устоять и не снять новые эпизоды. Стоило ли делать второй сезон? Начинается он бойко и атмосферно, вот только постепенно сюжет начинает местами проседать. Впрочем и продолжение вышло вполне себе достойным, так что оно того стоило. Между прочим, по нему еще и новеллизацию накатали. Вопрос в том, чего ждать дальше? А то пойдут приквелы, сиквелы и вбоквелы.

Трейлер «Слово пацана. Кровь на асфальте» Wink Originals (2023), Иван Янковский, Сергей Бурунов
Трейлер «Слово пацана. Кровь на асфальте» Wink Originals (2023), Иван Янковский, Сергей Бурунов

Впрочем, сейчас на хайпе другой сериал, тоже по книге — «Слово пацана: Кровь на асфальте». Жесткая, проникновенная и разноплановая история про казанских мальчишек в антураже перестройки: любовь, дружба, вражда и романтика подворотен. Все это с претензией на историческую достоверность и припиской «основано на реальных событиях». Ну что сказать? И актеров хороших нашли, и показать все так, чтобы цепляло зрителей, тоже смогли. Тут еще и аутентичный саундтрек. Вполне логичный и заслуженный успех.

Вот только тут и намечается новая проблема для российских сериалов: уж больно все повадились играть на чувстве ностальгии по неким более или менее далеким «тем временам». Примечательно, что охватывают подобные проекты и тех, кто эти самые времена даже не застал — тут уж какая-то генетическая ностальгия. Отечественные шоу опять загоняются в узкие рамки, оставляя за бортом все прочие темы. А чего придумывать, если рецепт успеха прост и понятен? С другой стороны, и на старуху бывает проруха: тот же «Библиотекарь», по-своему самобытный и любопытный, таки особо не выстрелил. Короче, палка о двух концах. Зато имеется полная защита от повесточки. Кстати, «Слово пацана», как и попавший под раздачу за компанию «Пищеблок», с подачи возмущенной общественности в обозримом будущем рискует попасть в список сериалов, рекомендованных Роскомнадзором. Чуть что где случилось, так сразу запрещать игры, аниме или кино, но уж точно не делать выводы по части образования и воспитания… Классика жанра.

Другие публикации по теме
Жора Крыжовников все же переснял финал сериала «Слово пацана: Кровь на асфальте» — его покажут позже
Жора Крыжовников все же переснял финал сериала «Слово пацана: Кровь на асфальте» — его покажут позже
Недавно в Сети появилась информация о пересъемках финала нашумевшего сериала «Слово пацана: Кровь на асфальте», которая затем была официально опровергнута. Однако последний эпизод и правда переработали.
15 декабря 2023
4840
47
Форум
О глупости и мощи: Никита Михалков выдал базу про «Слово пацана: Кровь на асфальте»
О глупости и мощи: Никита Михалков выдал базу про «Слово пацана: Кровь на асфальте»
Сериал «Слово пацана: Кровь на асфальте» порвал российский стриминг. Пока шоу пытаются запретить, обвинив в очередном ЧП с несовершеннолетними, объективную действительность четко расписал Никита Михалков.
11 декабря 2023
5088
59
Форум
4
0
9
0
0
Загрузка...
Наверх