PlayStation - невероятная история невероятного успеха.

Как Nintendo и Sega помогли Sony создать шедевр

7925
38

Наверное, сейчас сложно найти человека, который бы не знал о такой компании, как Sony. В современном мире она является одной из ведущих транснациональных корпораций и одним из крупнейших медиаконгломератов, включающим в себя звукозаписывающие компании и киностудии.

История корпорации Sony берет свое начало в тяжелые для Японии послевоенные годы. 7 мая 1946 года двое бывших военных инженеров Акио Морита и Масару Ибука основали «Токийскую телекоммуникационную инженерную корпорацию», в которой первоначально работало примерно 20 сотрудников.

В 1950 году компания начала выпуск первого в Японии магнитофона, а в 1955 году выпустила свой первый радиоприемник.

Привычное нам название Sony компания получила в 1958 году. За основу названия было взято латинское слово sonus («звук») и английское словосочетание sunny boys, что было созвучно с японским сленговым "малолетние гении". С этого же года акции компании начали котироваться на Токийской, а с 1970 года - на Нью-Йоркской фондовых биржах.

PlayStation - невероятная история невероятного успеха.

В 60-70-е годы Sony занималась производством телевизоров, видеомагнитофонов и аудиоплееров (знаменитый Walkman). А в 1980 году Sony совместно с компанией Philips совершили настоящий переворот в деле хранения информации, выпустив на рынок первые компакт-диски.

Но настоящий успех и всемирная известность пришли к Sony в 1994 году, когда была выпущена легендарная игровая приставка PlayStation, о процессе создания которой мы и расскажем ниже.

История игровых приставок началась еще в 1972 году, когда в магазинах стартовали продажи Magnavox Odyssey. Через три года появился Atari Pong, а вслед за ними целый ряд консолей так называемого первого поколения от различных производителей. Затем наступил черед второго и третьего поколений. В 80-е годы за выпуск игровых приставок активно и успешно взялась японская компания Nintendo, выпустив в 1983 году свою первую 8-битную Family Computer (Famicom). В 1985 году она была выпущена в США под названием Nintendo Entertainment System (NES).

PlayStation - невероятная история невероятного успеха.

К концу 80-х годов Nintendo наряду с компанией Sega прочно занимали основные позиции на рынке игровых консолей. Производство игровых приставок приносило огромные доходы владельцам компаний, но руководство Sony было убеждено, что видеоигры - это забавы для детей и у компании-производителя серьезной электроники не может быть ничего общего с данной отраслью. К счастью, в компании был один человек, который считал иначе, и звали его Кэн Кутараги.

Кэн Кутараги заинтересовался видеоиграми, увидев, как его дочь играет на Famicom, игровой приставке от Nintendo. Осознав будущие перспективы, он взял у Nintendo контракт на разработку звукового чипа SPC-700 для 16-битной приставки Super Nintendo. Поскольку Sony не была заинтересована в бизнесе видеоигр, большинство членов совета директоров не одобрили участие Кутараги в этом проекте, более того он чуть не лишился своего места. Спасло его вмешательство исполнительного директора Sony Норио Ога, и Кутараги продолжил разработку.

Выпущенный Sony чип стал ключевым и проявил себя на отлично. Тем временем популярность набирал стандарт CD-ROM, и вскоре стало понятно, что будущее именно за компакт-дисками. Вскоре была разработана новая технология CD-ROM XA, которая позволяла объединить на одном диске аудио, видео и компьютерные данные.

PlayStation - невероятная история невероятного успеха.

Nintendo заинтересовались новой технологией, и в 1988 году компания обратилась к Sony с предложением о разработке устройства под первоначальным названием SuperDisc, позже переименованном в SNES-CD. Оно должно было выйти как CD-расширение для Super Nintendo, а также как отдельное устройство под названием Play Station.

Sony согласилась и приступила к разработке. Во главе проекта стал все тот же Кэн Кутараги. По условиям сделки на свет должны были появиться сразу две системы: SNES от Nintendo, которая бы запускала картриджи и CD, и собственная приставка Sony - Play Station, которая также должна была поддерживать картриджи Super Nintendo и компакт-диски.

После трех лет разработки Sony собиралась представить новую приставку на летней выставке Consumer Electronics Show 1991 года. Однако незадолго до этого руководитель компании Nintendo, Хироси Ямаути, внимательно изучив контракт, обнаружил что согласно его условиям Sony оказалась в более выигрышном положении. Так, Sony получала эксклюзивные международные права на все продукты для SNES-CD, что давало ей в будущем прибыль с каждой проданной для расширения игры. Возмущенный этим, Ямаути в тайне отправил Минору Аракава, президента Nintendo of America, и исполнительного директора Говарда Линкольна в Европу, для обсуждения более выгодного контракта с Philips, главным конкурентом Sony.

PlayStation - невероятная история невероятного успеха.

В первый день выставки Consumer Electronics Show, в июне 1991 года, ни о чем не подозревающая Sony объявила о своем партнерстве с Nintendo и анонсировала новую приставку Play Station. На следующий день все ждали что Nintendo объявит о своем совместном проекте с Sony - SNES-CD. Но этого не произошло.

Вместо ожидаемого подтверждения партнерства с Sony, поднявшийся на сцену Говард Линкольн объявил о разрыве данного соглашения, завершении всех совместных проектов и начале сотрудничества с нидерландской компанией Philips. Позже журналисты назовут это «величайшим предательством» в индустрии и крупнейшей ошибкой Nintendo. Случившееся повергло в шок многих представителей японского бизнеса, которые рассматривали отказ как тяжелое предательство. То, что одна японская компания публично унизила другую японскую компанию и начала сотрудничество с европейской, выглядело немыслимым для японских бизнесменов.

После провала совместного с Nintendo проекта у руководства Sony возникли планы по сотрудничеству с Sega для создания приставки Sega Multimedia Entertainment System. Генеральный директор компании Sega, Томас Калинске, представил это предложение совету директоров в Токио, но они наложили вето на эту идею, мотивировав решение тем, что Sony не умеет делать аппаратное обеспечение.

PlayStation - невероятная история невероятного успеха.

Разочарованные полосой неудач, руководители Sony решили прекратить всякие работы в этом направлении. В этой ситуации главную роль снова сыграл Кэн Кутараги. Он убедил Норио Ога в том, что Sony способна создать свою собственную игровую приставку без посторонней помощи.

Основываясь на совместных разработках с Nintendo и с Sega, команда под руководством Кутараги начала разработку собственной консоли Sony PlayStation (пробел между словами убрали, для лучшего запоминания). По первоначальному замыслу, приставка должна была читать игры как с CD, так и с картриджей SNES.

К 1991 году к запуску был готов первый вариант приставки, однако озабоченная таким развитием событий Nintendo подала в суд на Sony на основании того, что та не имела права использовать совместные концепты, в том числе и название «Play Station». Но федеральный судья, который рассматривал дело, отклонил иск. В конечном итоге обе корпорации смогли уладить разногласия и договориться о том, что Sony получила право внедрять в свою приставку поддержку игр SNES, Nintendo получала часть прибыли и могла использовать звуковой чип Sony.

PlayStation - невероятная история невероятного успеха.

В результате достигнутых договоренностей было произведено около 200 экземпляров прототипа SNES-CD. Но Sony прекрасно понимала, что SNES уже устаревает и пора полностью переходить на CD-носители. Поэтому вскоре контракт с Nintendo был разорван.

В 1992 году Кутараги, продолживший работу над проектом приставки, встретился с Норио Ога и предложил разработать совершенно новую систему. В разговоре с исполнительным директором он заявил, что 16-битная PlayStation, которая к тому же завязана на связях с таким ненадежным партнером как Nintendo, является тупиком. Рассуждая дальше, Кутараги пришел к выводу, что единственным выходом является создание новой приставки, способной работать с трехмерной графикой в реальном времени. Норио Ога понимал, что Sony способна производить качественную технику, но в мире видеоигр она была новичком, поэтому встретил предложение Кутараги с усмешкой. В ответ на это Кутараги спросил, хочет ли президент, чтобы проект просто закрылся, после того как Nintendo так злоупотребила доверием Sony. Кроме того он отметил, что если проект будет успешным, то Sony сможет отомстить бывшей союзнице и отстоять свою честь. А это для японцев, воспитанных на самурайской этике, стоит выше всего. В итоге новому проекту был дан зеленый свет.

Кэн Кутараги лично занялся разработкой нового чипа, способного просчитывать 3D-графику в реальном времени. Однако одной вычислительной мощности для успеха было недостаточно. У Sony не было опыта в разработке игр, а, как показала судьба Atari Jaguar и 3DO, для настоящего успеха приставке было просто необходимо иметь хорошую линейку игр уже на старте.

PlayStation - невероятная история невероятного успеха.

Но тут возникла проблема. Разработчики игр на тот момент не хотели иметь с PlayStation дело, так как для них она казалась слишком инновационной. И снова не обошлось без иронии. В 1993 году Sega, один из конкурентов Sony, выпустила файтинг Virtua Fighter для аркадных автоматов, который показал другим разработчикам привлекательность трехмерных игр.

В результате переговоров Sony сумела заручиться поддержкой таких разработчиков, как Namco, Konami и Williams и еще около 250 сторонних компаний, в одной только Японии! Тем самым приставке была обеспечена великолепная стартовая линейка игр, в которую вошли такие эксклюзивы, как, например, Mortal Kombat III и Ridge Racer.

Кроме того, за 48 миллионов долларов Sony приобрела европейского разработчика Psygnosis, позже переименованного в Sony Interactive Entertainment. Благодаря этому приобретению Sony получила новые игры на приставку - WipEout и Destruction Derby, а также систему для разработки игр для нее.

В начале 1994 года было объявлено о том, что Sony выходит на рынок видеоигр со своей собственной игровой приставкой, под названием PlayStation. Из большого количества вариантов был тщательно выбран логотип новой системы, такое знакомое нам сочетание букв «P» и «S».

PlayStation - невероятная история невероятного успеха.

Анонсированные технические характеристики приставки неприятно удивили конкурентов Sony. Например, президент Sega of Japan Хаяо Накаяма пришел в такую ярость, что лично посетил аппаратное подразделение своей компании и устроил тому выговор.

Нужно сказать, что к тому времени существовали и другие консоли пятого поколения, вовсю продавались такие приставки, как 3DO, Sega Saturn и Atari Jaguar, однако все они были не слишком удачными.

3 декабря 1994 года PlayStation поступила в продажу в магазины Японии по цене в 39 800 иен. Старт продаж сопровождался оглушительным успехом и гигантским очередями. В первый же день было продано около 100000 консолей, а в течение еще шести месяцев - 2 миллиона.

Через год Sony решила начать покорение Северной Америки. На проходившей в мае 1995 года первой выставке Electronic Entertainment Expo свои игровые приставки представили практически одновременно и Sega, и Sony. Первой презентацию своей приставки Saturn провела Sega, анонсировав ее цену в 399 долларов. Сразу же после этого глава американского подразделения Sony, Олаф Олафссон, вызывал на сцену главу разработки Стива Райса, который произнес "299 долларов" и покинул зал под оглушительные аплодисменты. Внимание к своей конференции Sony привлекла также шикарным стендом и внезапным появлением Майкла Джексона. Америка сдалась без боя.

PlayStation - невероятная история невероятного успеха.

Продажи PlayStation в США начались 9 сентября 1995 года по объявленной цене в 299 долларов и сопровождались обширной, а местами и провокационной маркетинговой кампанией. К началу продаж было сделано более 100000 предзаказов, а в первые же дни в магазинах закончились запасы не только приставок, но и аксессуаров для нее.

Чуть позже, 29 сентября, стартовали продажи PlayStation в Европе, а в ноябре - в Океании. Всего за первые четыре месяца, с сентября по конец 1995 года, продажи приставки в США составили 800000 экземпляров. До конца 1996 года во всем мире продажи PlayStation составили более 7 миллионов консолей. Ширилось и количество игр, к рождеству 1996 года их было уже около 200.

В 1998 году появился привычный современным контроллер с выпуклыми шляпками аналоговых стиков и резиновым покрытием, а также вибрацией, получивший название «DualShock». Вскоре он вошел в комплект поставки новых консолей.

В 2000 году начался выпуск обновленной версии консоли под названием PSOne. Приставка уменьшилась в размерах, приобрела округлые формы и приятный белый цвет.

PlayStation - невероятная история невероятного успеха.

Выпуск первой PlayStation продолжался до 23 марта 2006 года, когда она была снята с производства. За все это время, с 1994 по 2006 год, было продано около 100 миллионов устройств и около миллиарда лицензионных дисков. Вплоть до 2006 года она была самой продаваемой приставкой в мире. Впоследствии этот титул перешел к PlayStation 2. Но это уже совсем другая история.

В чем же был секрет такого оглушительного успеха приставки от Sony? Грамотная работа со сторонними разработчиками игр, прекрасно проведенная рекламная кампания, простота и удобство приставки, приятная графика и конечно, огромное количество качественных видеоигр, количество которых к 2007 году превысило 7000 наименований.

Другие публикации по теме
Косарь с ценника — боярину легче: «Смута» отныне и навсегда стоит всего ₽612
Косарь с ценника — боярину легче: «Смута» отныне и навсегда стоит всего ₽612
Месяц назад Cyberia Nova выпустила крупное обновление для экшен-RPG «Смута», включающее переделанное с нуля озвучание, а сегодня у студии еще одна приятная весть: игра теперь стоит ₽612.
3 декабря в 14:20
1444
6
Форум
Явлена боярам «Смута» 2.0 с новыми голосами, демо и скидкой 75% в VK Play — это просто праздник какой-то!
Явлена боярам «Смута» 2.0 с новыми голосами, демо и скидкой 75% в VK Play — это просто праздник какой-то!
С Днем народного единства, бояре, вот вам отполированная экшен-RPG «Смута» от Cyberia Nova: катсцены, анимации, механики, озвучание — воистину богатырский список исправлений и улучшений.
4 ноября в 13:36
4630
24
Форум
Cyberia Nova и «Бука» рассказали и показали, как переозвучили «Смуту»
Cyberia Nova и «Бука» рассказали и показали, как переозвучили «Смуту»
Cyberia Nova и «Бука» решили не латать озвучание экшен-RPG «Смута» на коленке, но провели полномасштабную работу над ошибками, про которую поведали продюсер Андрей Белов и аудиопродюсер Рустам Шафигуллин.
28 октября в 15:07
950
6
Форум