ГоХаниме

Поколения витуберов — три основных волны 2D-эпидемии

5115
27

В настоящее время витуберы воспринимаются как огромная часть индустрии развлечений. То, что каких-то лет 5 назад было лишь небольшой нишей интернета, в которую можно было попасть разве что случайно, теперь является чем-то обыденным. 

Первая волна

Фанаты виртуальных анимешных девочек обычно делят витуберов на три основные волны. Первопроходцами первой волны принято считать Кизуну Ай и Токино Сору. В то время не было никаких правил поведения, однако анонимность и ориентированность на отаку являлись основой, а контент был связан с видеоиграми. И если Кизуна Ай была чем-то индивидуальным и уникальным, то Сору можно назвать первым кирпичиком в фундаменте Hololive. Вместе с Робоко, Мико Сакурой, Хошимачи Суисэй и AZKi она Токино-тян стала так называемым нулевым поколением Hololive.

Первая волна, как и полагается чему-то первому, не имела строгого свода правил, а потому хаос был везде, даже во внешнем облике витуберов. Кизуна Ай сразу решила перейти к трехмерной модели, в то время как более поздние витуберы получали 3D-аватар через несколько месяцев своей карьеры. Хошимачи Суисэй разработала своего персонажа с нуля еще до вступления в Hololive, а нынешние витуберы получают свои “тела” от профессиональных художников.

По своей сути, первая волна и определяется подобным хаосом и новизной. Все двигаются во всех направлениях, выясняя, какая ниша им подходит и стараются понять, чем же стоит заниматься. Запах денег еще не настолько силен.

Вторая волна

Давайте сразу уточним, что проще всего будет использовать Hololive в качестве ориентира. И вторая волна начинается в то время, когда Hololive начали представлять свои поколения. К этому моменту уже были определены основные критерии успеха витуберов и, естественно, компании, занимающиеся витуберами, такие как Cover Corporation, решили плотно встать на путь выдаивания отаку. Что касается обязательных качеств виртуальных айдолов, то ими считаются харизма, крутой дизайн персонажа и музыкальный талант.

И я не зря назвал витуберов айдолами. Именно Hololive превратила виртуальных анимешных девочек из стримеров и создателей видеороликов в полноценных айдолов с тонной мерчендайза, записями музыкальных альбомов, посещением различных фестивалей. Как ни крути, а витуберы действительно стали жертвой индустрии айдолов со всеми вытекающими.

Конечно, есть и исключения в лице Акаи "Хаачамы" Хаато, Кирю Коко Нацуиро Мацури, которые наглядно продемонстрировали насколько дикими и отбитыми можно быть, скрываясь за аватаром красивой девушки. Чего только стоят мемы, связанные с пожаром на кухне Хаачамы, когда она решила доказать свои кулинарные навыки. Не то чтобы все витуберы второй волны были чисты и невинны, но определенно можно почувствовать, что соответствие стандартам айдолов являлось общепринятой нормой.

В целом, однако, чувствовалась некая неприступность — не столько в недружелюбном смысле, сколько в том, что существовало четкое разграничение между "миром витуберов" и "миром фанатов". Виртуальные девочки существуют только в волшебном вымышленном мире, где они устраивают скандальные ночевки друг у друга, и любой звук, даже голос человека на заднем плане, может вызвать большие проблемы со стороны слишком привязанных фанатов.

Фанаты считают, что вторая волна — это не столько появление талантливых персонажей на просторах сети, сколько циничное целенаправленное исследование рынка корпорациями. Взять тех же сотрудников менеджмента Hololive. После того как в Японии у них было все схвачено, они решили экспортировать витуберов. Сперва была неудачная попытка с китайским рынком, затем индонезийский филиал, который жив до сих пор, а значит коммерчески он более чем успешен. Второй крупный игрок на рынке витуберов, компания Nijisanji, во время второй волны совершила экспансию в Южную Корею.

Третья волна

Хотя витуберы были невероятно популярны в азиатских странах, на Западе они оставались в основном нишевым явлением. Конечно, ролик с Сакурой Мико, неосознанно произносящей расовое оскорбление, стал вирусным, но в основном витуберы оставались, по большому счету, просто еще одним странным явлением в аниме-сообществе. Так сказать очередная непонятная хреновина для отбитых анимешников.

В 2020 году произошел следующих шаг в развитии витуберов как индустрии. И именно в это время началась третья волна. Главным событием для начала третьей волны стал дебют Hololive English. В отличие от Кирю Коко, которая говорила по-английски и рассказывала о своем американском наследии как об одной из особенностей своих в основном японских привычек, более интернациональный состав Hololive English открыл дверь в мир витуберов для большого количества западной аудитории. И именно в этот момент вся сдержанность поведения, присущая второй волне, начала постепенно исчезать.

На просторах сети стремительно начала набирать популярность Гура-тян (Gawr Gura) — девочка-акулка, чье грубое, но причудливое чувство юмора лет 5 назад заставило бы покраснеть виртуального айдола. Переход от разговоров о нюхании ног к озвучиванию моэ, чтобы выбраться из неприятностей, является хорошим признаком того, что представляет собой нынешний стандарт витубера. 

Другая важная особенность витуберов третьей волны заключается в том, что они, как правило, сами являются поклонниками других витуберов. Многие из них в середине дебюта будут рассказывать о тех, кто их вдохновил, или восхищаться возможностью совместной работы со своими кумирами. Достаточно взглянуть на Ла+ Даркнесс из Hololive 6-го поколения и на ее совершенно неприкрытое обожание Токоями Това из 4-го поколения, которое стало частью биографии персонажа.

И именно благодаря третьей волне витуберы стали все чаще отказываться от стандартов индустрии айдолов, которые ранее считались железными правилами, а теперь перешли в разряд рекомендаций. Получается, что успех Гуры освободил витуберов и позволил им стать более свободными.

Четкое деление на "мир витуберов" и "мир фанатов" тоже отправилось на свалку истории. Теперь витуберы перестали восприниматься как то, что вы просто смотрите на своих экранах. Витуберы могли стать вашими приятелями, с которыми вы смотрите концерты других витуберов и визжите как девчонки-фанатки или же обсуждаете какие-то важные и не очень темы.

А что впереди?

Что касается будущего индустрии витуберов, то лично у меня нет никаких вариантов о том, куда виртуальные девочки пойдут дальше. Сперва у нас была эпоха первооткрывателей, когда витуберы были маленькой нишей для своих. Затем компании нащупали коммерческий вектор и решили развивать витуберов как традиционных айдолов, в строгости и огромном количестве правил. Ну а третья волна наглядно показала, что стоит только витуберам дать немного свободы, как они за 39 дней наберут миллион подписчиков на своем канале и станут самой популярной девочкой-акулкой во вселенной. И кто же знал, что рекорд Гуры будет побит Хякумантенбара Саломэ из Nijisanji всего за 14 дней.

Но если и делать какие-то прогнозы на четвертую волну, то я бы поставил на то, что витуберы начнут отходить от концепции персонажа и станут проявлять чуть больше своей реальной человеческой идентичности. Кстати, некоторые витуберы-одиночки как раз и идут по такому пути.

Да и в общемировой мейнстрим витуберы уже не попадут. Индустрия развлечений потратила много времени и денег на то, чтобы внушить нам, что люди должны заботиться о своей внешности и я не думаю, что они так быстро примут знаменитостей с аниме-мордашками, а также будут уважать их анонимность

Сейчас в витубер-сфере наблюдается некая стагнация. Да, анимешные девочки приносят своим компаниям огромную кучу денег, но былого роста популярности и доходов уже ждать не стоит. Можно сказать, что пик уже прошел. И подобного рода стагнация — это далеко не смерть. Нельзя все время расти, но к сожалению, акционеры думают иначе…

Поколения витуберов — три основных волны 2D-эпидемии
Другие публикации по теме
Летом авторы «Токийских мстителей» покажут фильм про мальчиков-витуберов из Strawberry Prince
Летом авторы «Токийских мстителей» покажут фильм про мальчиков-витуберов из Strawberry Prince
Популярный витуберский бой-бэнд Strawberry Prince aka SutoPuri с 2,69 миллиона подписчиков на YouTube дорос до первого полнометражного аниме. А вот и тизер-трейлер с постером.
25 марта в 19:07
813
2
Форум
The show must go on... в июле: тизер второго сезона «Звездного дитя»
The show must go on... в июле: тизер второго сезона «Звездного дитя»
Doga Kobo («Моя девушка не только милая») подтвердила летнюю премьеру второго сезона аниме «Звездное дитя» («Oshi no Ko») и показала тизер хита по манге Акасаки Аки («Госпожа Кагуя») и Йокояри Менго.
25 марта в 18:07
523
0
Форум
Тизер-трейлер аниме «Юный лорд – мастер побега» от создателей «Обещанного Неверленда». Премьера в июле
Тизер-трейлер аниме «Юный лорд – мастер побега» от создателей «Обещанного Неверленда». Премьера в июле
CloverWorks («Обещанный Неверленд», «SPY×FAMILY: Семья шпиона») показала кадры из аниме «Юный лорд – мастер побега» (Nigejouzu no Wakagimi) в тизер-трейлере. Новинка скрасит летний сезон.
25 марта в 17:07
402
0
Форум