Приключенческая настольная игра «Зона: тайны Чернобыля» — в ожидании S.T.A.L.K.E.R. 2

Обзор настолки «Зона: тайны Чернобыля»

access_time18 января в 14:21 remove_red_eye2647 question_answer0

Я давненько, что называется, облизывался на настольные игры. Для справки: мое знакомство с этим, без сомнения, своеобразным миром ограничивалось полубессознательными детскими воспоминаниями про какие-то картонки и кубики. Поэтому, когда появилась возможность это самое знакомство возобновить, я лично проявил инициативу.

А ребята из Hobby World с радостью пошли навстречу, за что им отдельная благодарочка в самом начале нашего повествования.

Причем, знаете, возобновление хотелось начать с чего-то по-настоящему «взрослого»: чтобы вот прям карта на весь стол, чтобы куча мелких деталей, чтобы над правилами пришлось посидеть с часок-другой, чтобы антуражно и атмосферно; но, самое главное — чтобы тема настолки была полностью гармонична с внутренним естеством.

Иными словами, чтобы нравилась и цепляла.

Тут, как нельзя кстати, я наткнулся на уже локализованное издание приключенческой настольной игры «Зона: тайны Чернобыля», и понял — это оно. Дело в том, что с весьма обширной и многогранной вселенной, которая началась  с «Пикника на обочине» братьев Стругацких и продолжилась ребятами из GSC Game World, я знаком не понаслышке.

В свое время много раз читали, потом долго ждали, читали фанфики и книги серии, много играли, проходили моды.. И вот, все вернулось на круги своя — опять ждем, только на этот раз вторую часть франшизы. Поэтому настолка «Зона: тайны Чернобыля» оказалась прям в нужное время в нужном месте.

Ибо, на мой скромный взгляд, к творению незабвенных классиков отечественной фантастики она, конечно, имеет самое отдаленное отношение, а вот к продукту от GSC Game World — чуть ли не непосредственное.

Но для начала давайте немного коснемся более приземленных моментов. Например, коробки поставки, потому как это момент, который меня поразил со старта, когда я получал посылку на почте. Я поначалу не обратил внимания на вес присланного продукта, а потом обратил, и пришлось срочно опускать брови с макушки — более 3 кг.

Чтобы вы понимали, «живой» вес самой игры с коробкой и всяческой мишурой — 2.7 кг. Габариты тоже весьма впечатляющие: размер коробки — 298 x 298 x 71 мм, размер больших карт —79 x 120 мм, размер малых карт — 44 x 67 мм. При этом сама коробка поставки ярко оформлена и выполнена из качественного прессованного картона с зернистой поверхностью.

Создается полное ощущение того, что держишь в руках картину, написанную маслом каким-то профессиональным художником, увлекающимся темой постапокалипсиса.

Следующий момент, который меня поразил, это комплект поставки: я знал, чего ожидать, но к такому количеству мелких и крупных деталей все равно не был готов. Более того, мелкие детали нужно было еще «выщелкнуть» из специального обрамления, чтобы потом сложить в заботливо припасенные создателями пластиковые пакетики.

Вероятнее всего, это абсолютно нормальная ситуация, но мне, неофиту настолок, все было в новинку, все удивительно: 

- поле Зоны;

- планшет рынка;

- 4 планшета рюкзаков;

- 10 фигурок и планшетов персонажей;

- 207 малых карт снаряжения и артефактов;

- 104 большие карты событий;

- 4 памятки;

- 3 кубика;

- 4 диска усталости;

- 56 жетонов мутантов и аномалий;

- 127 других жетонов;

- правила игры.

Что касается сеттинга, то, как я уже упоминал ранее, это с большего постапокалиптический вариант, описанный в свое время в играх GSC Game World. Трагедия на Чернобыльской АЭС в 1986 году, зона отчуждения, подземные бункеры и лаборатории, эксперименты, мутанты, аномалии, артефакты, группировки мародеров, исследовательские экспедиции и вот это все.

В 2017 году некий ученый-дезертир при помощи четырех сталкеров (которых в игре называют мародерами) сбегает из Зоны, и в награду за оказанную поддержку делится со своими спасителями имеющейся информацией об «Источнике» — артефакте невиданной мощи, расположенном в Саркофаге ЧАЭС, который, по слухам, исполняет любые желания.

Проблемка в том, что время не терпит: центр излучения скоро достигнет критической массы и дестабилизируется, а это приведет к катастрофе похлеще вышеупомянутого взрыва на ЧАЭС. На таких условиях мы (мародеры) в количестве максимум четырех человек выдвигаемся на поиски легендарного «Источника».

Ну а мы (автор и читатели) переходим к другому немаловажному аспекту игры — правилам. Причем, сразу оговорюсь, я не собираюсь подробнейшим образом здесь все расписывать, поскольку, считаю, что это тоже своего рода спойлер — лишить игрока возможности во всем самому разобраться.

Нужно все это дело предварительно изучить. Благо «Инструкции по поведению на объекте Зона» вполне себе всеобъемлющи, однако, как и во многих других играх, постигать все премудрости придется исключительно в процессе. И, кстати, если у вас нет компании — не беда: в «Зона: тайны Чернобыля» можно играть в гордом одиночестве.

А вот КАК — об этом тоже написано в «Инструкции».

Если вкратце, то у нас тут три фазы: фаза действий, фаза событий и фаза слухов. В первом случае игроки по очереди выполняют два действия (например, можно перейти на новую локацию, выполнить взаимодействие с местностью или отдохнуть). Во втором — каждый игрок тянет карту события и выполняет, что там на ней предписано выполнить.

Ну, и в третьем в конце раунда вытаскивается одна из карточек слухов, которые глобально влияют на всю текущую ситуацию в Зоне. К слову, карточки событий — это один из ключевых элементов геймплея, поскольку, как только они закончатся, закончится и сама игра. Поражением, понятное дело — не забываем, что время не терпит, и колода событий призвана нас поторопить.

В свою очередь победой будет считаться, если один (и только один) игрок достигнет Саркофага и полностью выполнит условие тамошней карты события. На бумаге выглядит довольно легко, однако для того, чтобы добраться до Саркофага, придется очень сильно постараться. Для начала, к примеру, нужно будет попасть на два секретных правительственных объекта.

И не просто попасть (хоть попасть, на самом деле, тоже не просто), а успешно выполнить две карты событий на каждом из объектов. И вот только после этого можно думать о походе в сторону Саркофага. При условии, что ваш персонаж экипирован соответствующим образом, здоров и полон сил, потому как в этой локации его будет ждать самое сложное испытание.

Что, в общем-то, весьма логично. И в соответствии с этой логикой карта игрового поля делится на сектора. В зеленом секторе все относительно спокойно: мутанты не слишком мощные и не особо зверствуют, аномалии, если они есть, тоже вполне проходимы. Но и добыча (а лутаться — это наше всё) соответствующего уровня.

В желтом секторе становится значительно сложнее — опасность подстерегает мародеров на каждом шагу, однако именно здесь можно разжиться сколько-нибудь интересной экипировкой или заработать денег (например, продав артефакты), чтобы приобрести эту самую экипировку на игровом рынке, ассортимент которого постоянно меняется.

Ну, а красный сектор это, понятное дело, тушите свет — туда ни один мародер в здравом уме не сунется. Но мы-то не из здравомыслящих, у нас слишком многое на кону, поэтому рано или поздно доберемся и до красных секторов. Вероятнее всего, аккурат перед самым главным походом в Саркофаг.

Пару слов про самих персонажей. Всего у нас в наличии 10 фигурок и планшетов мародеров, каждый из которых обладает своими собственными характеристиками: вниманием, физподготовкой, смекалкой, волей, стойкостью, репутацией, а также уникальной способностью, диском с усталостью и планшетом-рюкзаком (на 5 слотов + 1 ячейка опционально).

Внимание помогает нам в случае проверки издалека замечать мутантов и аномалии, находить скрытое снаряжение, заниматься воровством или стелсом. Физподготовка будет не лишней при встрече с мутантами и при лутании (сдирании) с них ценных трофеев. Смекалка пригодится при добыче артефактов из аномалий без получения урона.

Воля позволит более эффективно отдохнуть в убежищах (всего их на карте три). Стойкость определяет наше физическое и психологическое состояние, репутация — моральный облик и отношение к нам других мародеров, а диск усталости, внезапно, фиксирует накопление усталости — то, от чего мы будем избавляться при любом удобном случае.      

Ах да, есть же еще выброс — явление, которое хорошо известно всем поклонникам «сталкериады». Это выброс аномальной энергии, зачастую меняющий правила игры для всей Зоны. Случается, как правило, спонтанно, однако в «Зона: тайны Чернобыля» он более-менее предсказуем.

Поскольку следить за ним можно благодаря специальному счетчику, расположенному в верхнем левом углу карты. Все что могу сказать — лучше бы вам оказаться где-нибудь недалеко от одного из убежищ в тот момент, когда начнется выброс. Ну, или, по крайней мере, в зеленых секторах — там ущерб от него будет минимальным.

Справедливости ради, стоит отметить, что механики игры в большинстве случаев позволяют игрокам избежать негативных последствий, связанных с выбросом. Но у всего, как говорится, есть своя цена. Правда, об этом вам уже предстоит узнать самим, непосредственно играя в «Зона: тайны Чернобыля». Я же вкратце расскажу о своих впечатлениях.

Так как это — моя первая «взрослая» настолка, я был одновременно очень рад и обескуражен. Рад, поскольку игра действительно оправдала все мои ожидания (а во многом и превзошла), а обескуражен целой кучей мелких подробностей и деталей, которые необходимо было учитывать. Со временем, конечно, я разобрался, однако на начальных этапах игры все-таки тяжеловато.

Но в то же самое время интересно — этого у игры не отнять. Она умеет погрузить в себя и взбудоражить вашу фантазию. Более того, и с реиграбельностью тоже полный порядок: чем больше вы играете в «Зона: тайны Чернобыля», тем с более тактической стороны она для вас раскрывается.

Поначалу вы этакий нубас, шарахающийся от любой псевдоплоти в кустах. Но с каждой новой игрой ваша уверенность крепнет, вы начинаете просчитывать варианты, устраивать неприятности своим оппонентам, вырабатывать четкий план действий, испытывать азарт и удовольствие от самого процесса.

Не берусь утверждать, когда это все сможет наскучить, но я определенно намерен «подсадить» на эту настолку как можно больше своих знакомых. Тем более, «Зона: тайны Чернобыля» является прекрасным поводом для того, чтобы в кои-то веки собраться и провести время вместе. Конечно, когда это станет возможным ввиду известных событий.

В любом случае, никто не запрещает играть в одиночку, хотя, уверен, уж пару вы себе точно найдете, не смотря на все эти карантины. Отличная настолка как для любителей «сталкериады», так и для людей, которые давно в теме. Для новичков — не берусь утверждать: в моем случае сработал «эффект сталкера», а он, как известно, распространяется далеко не на всех. 

Нет комментариев. Будь первым