Региональные ограничения - нужны ли они кому-то из игроков?

12235
73
Авторская статья
Такие статьи выражают исключительно субъективное мнение автора, они не являются обзорами или рецензиями.
Они могут быть сознательно заострены и провокативны, чтобы стимулировать обсуждение наших читателей.

Вы когда-то сталкивались с так называемым «баном региона по IP»? Да-да, та самая, «любимая» многими ситуация, когда ты однажды заходишь на официальный сайт какой-то игры, а он тебе сообщает, что ваш регион уже не обслуживается и вообще тебе здесь больше не рады.

Я впервые столкнулся с этим всерьез, когда играл в Heroes of Newerth. Это, если кто не знает, такая весьма неплохая МОВА, в которую играли все те, кому уже надоела оригинальная DOTA, а набирающая популярность League of Legends почему-то не понравилось. В HoN на тот момент мной было вложено приличное количество денег, нервов и времени, да что там говорить — я часов 900 наиграл за год (включая бета-тест), что совсем-совсем не мало. И вот неожиданно предупредили, что сервис с русскоговорящими пользователями будет обслуживать другой издатель, при желании играть нужно пользоваться Garena''ой и все тому подобное. А потом и на официальный сайт пускать перестали...

В общем, многие из нас с чем-то таким сталкивались. Тут можно вспомнить и Vindictus (он же Mabinogi Heroes), который без плясок с бубном не хотел себя раскрывать для наших юзеров, и TERA (которую лично я очень ждал и вынужден играть на американских серверах, так что можно сказать - до сих пор жду, но теперь уже в надежде на русскую версию), и еще несколько более-менее крупных проектов разной величины, вроде того же WarInc, в английскую версию которой несколько моих товарищей успели влить ощутимое количество денег до регионального блока и не получили за это никакой компенсации.

Понять, почему в принципе делается исключение для какого-то региона, можно. Европейцы не хотят играть с американцами из-за пинга (им в большинстве случаев достаются разные сервера), азиаты играют с хитрыми моделями почасовой оплаты и еще часто с привязкой к KSSN (если я не ошибся с аббревиатурой), конкретно на нашем пост-советском пространстве цены зачастую дешевле и русский язык тоже все хотят видеть.

Ясное дело, чем следить за тем, чтобы европейцы не брали у нас локализованные версии игр по 15 долларов, в то время, как у них в магазинах эти же игры стоят по 60 евро, а потом не активировали их на официальных сайтах, никто не хочет. Это слишком затратный процесс. Куда проще ограничить версию одним языком (это можно обойти в сингл-ориентированных играх заменой файлов) или дать нам жесткий бан, запрещающий играть где-то вне своей песочницы.

И вот тут обнаруживается самый неприятный момент. Да, у нас все дешевле. Да, русский язык. Но — если я хочу играть с американцами и на английском? Или если я часто езжу в коммандировки, бываю за границей и хотел бы, чтобы любимая ММО была в ноутбуке всегда под рукой, в какой бы части мира я не находился? В ряде проектов, как сингловых, так и многопользовательских, это сделать попросту нельзя.

Вспомните тот же WoW. Русские сервера дешевле в плане месячной подписки и покупки клиента, но если ты хочешь иметь возможность уйти «на Европу» и играть в англоязычной гильдии, то - пожалуйста. Плати больше, покупай европейскую версию и играй на здоровье. То же самое и с Diablo III — если не хочешь игру только на русском, достаточно заплатить мировую цену. Только StarCraft 2 вынудил многих на старте закупить ру-версию с единственным языком по цене европейки, пугая недоступностью игры в регионах, но тут хотя бы сервера теперь сделали общими, так что с любым иностранным пользователем поиграть можно все равно без особых проблем.

Самое обидное даже не невозможность трансфера персонажей из одной версии игры в другую, потому что понятно, что разные издатели и сервера препятствуют этому, как могут. Куда обиднее, что если даже ты готов заплатить больше или планируешь со временем перебраться из одной страны в другую, региональная блокировка не даст возможности свободно играть в любимый проект где угодно.

Удивительно, что в наше время всеобщей доступности информации, когда ты спокойно можешь посмотреть инаугурацию Обамы в прямом эфире, ты не можешь поиграть в какую-то ММО на нужном тебе сервере. Можно выучить корейский язык, общаться с корейцами в скайпе каждый день, смотреть их каналы по сети - и при этом очень сложно играть в корейские ММО без танцев с бубном.

Общее цифровое пространство в итоге оказывается совсем не общим. И это прискорбно.

Конечно, можно долго говорить о финансовой стороне вопроса. О разнице в датах выхода игр в США и Европе (это вообще самый глупый пережиток, от которого давно пора избавиться, ведь 2-3 дня в век цифровой дистрибуции ничего не решают). В конце-концов, об ограничении издательствами региона для сбора денег.

Но меня, как конечного пользователя продукта, который готов платить деньги за необходимое мне, это никак заботить по сути не должно. Помните главный принцип свободной торговли? Покупатель всегда прав. Можно ограничить меня правилами игры (никакого русского в чате английского сервера, никакого английского в ру-версии), можно сделать банально неудобной оплату (у нас не прижился PayPal, а в США никому не нужны Webmoney), в конце концов можно сделать более приятными цены за товары в моем регионе. Да что там говорить, большинство людей будет играть на понятном им языке с приятным пингом, и в обществе понимающих людей, а не будет с китайцами, объясняясь на ломаном английском, при пинге в 1000мс пытаться убить рейдового босса. Но ведь иногда хочется чего-то эдакого....

Вот и вы мне скажите — как вам ограничения такого рода? Мешают? Или нет? Или может быть вы их вообще не замечали никогда?