Risen 3: приземленная RPG – настоящая Готика

69885
254

Risen 3: приземленная RPG – настоящая Готика




Ну, признайтесь сразу. Кто ждет игры Piranha Bytes? Фанаты старой доброй Готики. Тем, кто всегда ценил лишь Шепарда или Геральта немцы вряд ли могут многое предложить. Но вот настоящей, добротной Готики от Piranha Bytes ждут уже давно. Особенно после провального (ибо оказуаленного и слишком пестрого) Risen 2. И вот перед нами третий Risen. Проходишь первый обучалочный час и думаешь – какой кошмар, снова те же грабли. Тропики, мутные текстуры, нелепые корабельные бои, тупое закликивание монстров, коридорные локации… А потом, бац, мы внезапно умираем и воскресаем из мертвых. И оказываемся в совсем другом мире. Понимая, что правильные выводы, таки, в немецком Эссене сделали. Risen 3 настоящая Готика. Не лучшая, нет, но самая, что ни на есть, настоящая.




Да, мир все еще поделен на множество отдельных островов, между которыми мы (через загрузочный экран) по-прежнему путешествуем на пиратском корабле. Но высадившись на острове Таранис, обители магического ордена, мы сразу же понимаем, что пиратский китч по большей части остался в прошлом. Глинобитные белые домики с красной черепицей… Сосны, сверкающие иглами на восходящем, блеклом северном солнце… Почти что карельское озеро посреди острова… Маги в длинных, теплых робах и кругленькие гномы, стучащие своими кирками по стенам пещер в поисках магических кристаллов. Как просто, оказывается, вернуть магию Готики! Правда, нужно признать, что эту Готику лепили на предельно неподходящем для такого дела движке, растерявшим свои таланты со времен Готики 3. По сути, по отношению к Risen 2 изменений немного. Основные острова стали на порядок больше, это правда, но все же они ничтожно малы по сравнению с бескрайними просторами той же третей Готики.

Но какая же игра Piranha Bytes без настоящего открытого мира? Вот и приходится разработчикам пытаться поместить открытый мир на довольно компактных, ограниченных возможностями движка, островах. В результате – тут все расположено до смешного близко. Полминуты – пробежал деревню. Вышел из города, сразу наткнулся на квестового NPC и несколько пещер по сторонам. Пробежался еще с минуту – уже вышел на берег живописного озера, откуда, в тридцати секундах ходьбы, с одной стороны главная база магов, а с другой – густой темный лес, который ты тоже пробегаешь за пару минут и выходишь на морской пляж – край карты. Чтобы уместить все это разнообразие на такой клочок земли приходится, опять же, до смешного извивать дороги, закрывать пещерами все пространство между ними, уводить их под землю или, наоборот, выводить игрока на высокие скалы над дорогой, чтобы выцарапать хоть немножечко пространства для очередного сундука или квестового NPC. По сути, Piranha Bytes приходится втискивать Skyrim со всем его разнообразием в одну из коридорных локаций Mass Effect‘a. По хорошему, стоило бы сказать, что шарм открытий превращается в заезжий парк аттракционов, скучившихся на городской площади.


Стоило бы, да, но я так сказать не могу. Потому что, несмотря на вынужденную скученность, игра делает все, чтобы сгладить этот дефект атмосферой. Какие уж тут аттракционы, когда Risen 3 удается непостижимым образом воссоздать те самые ощущения 2001 года. Что перед тобой грубый, жестокий, северный мир, который, при этом, не ведет тебя за ручку, а просто бросает на развилке. Справа пещера, слева на опушке спит гигантский боров, прямо по курсу мужик сидит у костра. Что ждет тебя в пещере? Справишься ли ты с боровом или умрешь от одного удара клыками? Предложит ли тебе мужик задание или просто даст по башке? Чувство полной свободы, пьянящей опасности и тяги к исследованиям – вот что очаровывало как в 2001 году, так и в 2014ом.

Кунстштюк удается и потому, что у игры неплохо получается скрадывать небольшие размеры островов. Что правда, то правда, текстуры мутны, а ощущение бескрайнего мира та же Готика 3 передавала куда убедительнее. Зато в Risen 3 отлично смотрятся погодные эффекты, вода и освещение. То что нужно для создания правильной атмосферы. Игре зачастую удается блеснуть лучом солнца на водопад в Таранисе, потоками лавы в хмуром Каладоре или обшарпанной лестницей, ведущей к монастырю магов. Да и джунгли тропической Килы, на контрасте с северными островами, только помогают разнообразию, зазывая нас деревянными мостиками над обрывами или древней мая-ацтекской стеной. И уже не так часто задумываешься, почему все локации в игре такие скалистые, а местность исключительно пересеченная – если эту самую скалистость Risen 3 передает весьма убедительно. Может быть именно из-за умеренных размеров карты, разработчикам удалось с огромной любовью отнестись к деталям, создав органичную и очаровывающую природу. Так что порой просто гулять по лесам и скалам, при всех несовершенствах движка – одно удовольствие.


В нашей версии игры русская текстовая локализация еще не была доступна. Так что не удивляйтесь тому, что добротной, но плосковатой английской версии мы предпочли колоритную немецкую.

А потом, возможности для открытий же никуда не делись. Отдельный остров не слишком велик, но каждый его уголок обязательно предлагает нам сюрприз. Если видишь подъем в гору, дорогу в пещеру, небольшой рифовый островок перед пляжем или площадку скалы, на которую можно забраться, ты всегда знаешь, что тебя ждет награда. Здесь просто не существует развилки, за которой тебя не ждал бы сундук или босс или редкое растение или задание. И прелесть в том, что эти развилки мы выбираем совершенно свободно. Именно когда знаешь, что тебя никто не гонит по коридору, не заставляет лезть вон в ту пещеру, исследования становятся наслаждением. Но нам всегда есть что найти – золотые безделушки, редкую экипировку, магический предмет с улучшением характеристик, сундук по карте сокровищ или редчайший камень телепорта (телепортов теперь, слава богу, мало и их необходимо активировать вручную). Даже задания тут по большей части опциональные. Хочу – помогу, не хочу – пойду своей дорогой. При том, если мы нашли в пещере чье-то именное кольцо, игре не важно, успели ли мы заранее поговорить с владельцем. Задание автоматически считается выполненным, и только мы решаем, отнести ли кольцо хозяину. Таким образом, мы действительно исследуем один остров за другим, а не бегаем по линейной цепочке. Если быть достаточно любопытным, не чураться глубоких пещер и опасных монстров, то задания, интересные персонажи и ценные союзники сами приложатся. Отлично!



Это союзники и работодатели, как и принято в серии, не эпические герои, а хмурые, мрачные личности, погруженные в ежедневные тяготы и поиски наживы. Так, на живописной ферме, разбросанной по скалам, мы пытаемся разрешить спор о наследстве. И решаем, поддержать ли честного, но бездарного подмастерью или подыграть молодой жене престарелого фермера, огульно обвинив бедолагу подмастерья в краже подсвечника. А на берегу, собираясь убить полдюжины чудовищ по заданию рыбаков, мы внезапно наталкиваемся на некроманта-самоучку, который как пытается превратить свою первую жертву, девушку из села, в демона-прислужника. Тут, разумеется, процесс завершается куда быстрее. А в монастыре магов мы лишь во вторую очередь обучаемся заклинаниям - куда чаще занимаемся решением вопроса, кто же все-таки возьмется подметать пол в обедне, стоит ли нам прикрывать тотальное растаскивание кристаллов из шахты или как обокрасть сундук великого мага. Все это, правда, сопровождается весьма статичными диалогами, выглядящими едва ли лучше десятилетней старушки Gothic 2, с задервеневшими лицами персонажей, которые едва шевелят губами и изредка прокручивают неуместные, топорные анимации радости или бешенства. Что уж тут сказать, стыдоба – в 2014-ом году, в эпоху повсеместного motion capturing‘а. Некоторым утешением служит то, что отлично написанные диалоги и превосходная озвучка неплохо справляются с созданием того самого шарма грубой приземленности, которого ждут от Готики. Особенно советуем к русским субтитрам включить не английскую, а оригинальную немецкую озвучку (русской озвучки, к сожалению, не будет). Вездесущие шайзе и швайн идут атмосфере Risen 3 куда лучше генераторных английских ругательств.


Гордостью серии всегда была интерактивность – не просто посидеть на любой скамейке, но и ударить в любой барабан, покрутить любой вертел. В Risen 3 это есть только намеками. Все ограничивается набором одинаковых скамеек, костров и бочек с водой, разбросанных по игровому миру. Зато мы можем обокрасть любой дом. Помнится, в какой-нибудь Gothic 2 кража была увлекательнейшим занятием. Хозяева мгновенно выпроваживали жуликов самым грубым способом, и вовремя прокрасться в дом было тем еще достижением. Тут та же мысль, но реализация куда проще. Некоторые владельцы действительно подозрительно следуют за нами по дому, в готовности немедленно достать меч, но многие жители просто не реагируют, когда мы потрошим их сундуки. Да и чутких хозяев слишком легко обмануть, просто прокравшись (зажав CTRL) прямо у них за спиной.


Зато все обитатели мира, как и в предыдущих играх Risen и Gothic, исправно следуют своему ритму работы, еды и сна. И если анимация диалогов просто ужасна, то за кузнецом, работающем на наковальне, отрядом кадетов, тренирующих первые заклинания, да и хотя бы за громилой, жующим куриную ногу, наблюдать одно удовольствие. Иногда, хоть и изредка, они даже обсуждают между собой наши поступки и то, помогут ли они им выжить после нашего ухода. То, что мы замечаем в заданиях, отлично поддерживается и поведением самих персонажей. Им удается передать атмосферу не просто живого мира, а ощущение каждодневного, грубого, приземленного выживания. Созданию того же настроения должны служить и мини-игры, в которых мы можем поучаствовать, поймав нужного персонажа в редкий час или два, которые он отводит себе на развлечения. Но скроено большинство соревнований по выпивке или силе рук наспех, будто лишь для галочки, в угоду стандартам жанра. Лишь метание ножей приятно выделяется сложностью.


И уж точно нам придется видимо еще десять лет ждать, пока хоть одна игра серии сумеет подать нам лихой сюжет. Нет, в Risen 3 все конечно не так плохо, как во времена, когда задание „Найди Ксардаса“ на протяжении десятка часов числилось единственным сюжетным квестом. Но все же сюжет ограничивается довольно банальным рассказом о том, как зловещие тени отняли нашу душу и сеют скверну на мирных островах, угрожая миропорядку. Разумеется, наша задача всех победить, объединив враждующие фракции. Банальщина, единственная цель которой – создать оскверненные локации с особенно сложными монстрами из преисподней на каждом острове и порядком погонять нас по игровому миру. Нет, нет, куда увлекательнее заниматься заботами обывателей. По сути, несмотря на местами веселые, местами грубые, местами пошлые, но всегда атмосферные диалоги, большинство задач сводятся к убей-принеси-отведи. Только если погружаться в диалоги мы узнаем, что распутываем разнообразные детективные истории, раскрываем предательства и решаем местные политически дрязги.


В теории, разнообразить процесс помогают различные варианты прохождения большинства заданий и система морали а ля Bioware – но последствия наших решений мы лишь изредка можем наблюдать в игровом мире. Обычно все ограничивается теми же диалогами. Но фокус в том, что Risen 3 умудряется вплести как персонажей, так и цели задания в игровой мир еще более естественным, ненавязчивым и органичным способом, чем даже Skyrim. Мы просто наталкиваемся на них в своих исследованиях и поэтому воспринимаем эскорт затерявшейся селянки или помощь хоронящему товарищей охотнику на демонов именно как часть большого приключения, а не как „пойди-подай“. Так что легко можно отключить новомодные мини-карты и отметки заданий и просто погрузится в свою сказку странствий.


Наконец, над обычной помощью страждущим стоят цепочки ключевых игровых фракций. К одной из трех (маги, охотники за демонами и шаманы вуду) мы должны присоединиться в ходе игры. Они не просто коренным образом влияют на стиль боя (о чем позже), но и обеспечивают нас уникальными заданиями. Но и с другими группками поменьше нам предстоит множество работы, чтобы подключить инквизицию, пиратов или гномов к общему делу. При том, что задания фракции часто состоят из длинных цепочек, они отлично вписываются в нелинейную природу игры. Во-первых, мы сами выбираем, кого и в какой последовательности посещать. Во вторых, задания фракций регулярно отправляют нас по всему миру или просто берут паузу, требуя подождать, пока не будет готово сильное заклинание и достроен магический реактор. Так мы часто посещаем уже „пройденные“ локации, в которых иногда появляются новые напасти. Отлично. А вот что бывает, когда игра отказывается от RPG‘шной классики в угоду новомодным механикам, мы видим на своем корабле. Регулярно нас отправляют на абордажи или на морские бои с чудищами из глубин в жалкой имитации морских сражений из Assassin’s 3. Бррр… Лучше бы игра совсем избавилась от наследия пиратского Risen 2.


Зато сердце игры, система боя, наконец сделала верный шаг от тупого консольного закликивания Risen 2 к настоящим, „готичным“ схваткам. Правда, лишь шаг, а не прыжок. В игру вернулась необходимость грамотно блокировать удары, постоянно отскакивать от мощных атак и выбирать между сильными выпадами и легкими уколами. Более того, эти легкие уколы мы комбинируем в комбо-цепочки, пусть и куда более блеклые, чем скажем в Witcher 2. Не говоря уже о боевой системе второй Готики с необходимостью выбирать направление удара стрелками. И все-таки бой Risen 3 – это большой прогресс к истокам серии. Особенно, учитывая, что разнообразие врагов отлично сочетается с боевой механикой. Особенно в начале игры, когда, после скучного обучения, нас лишают всех способностей и превращают в ободранного задохлика. Именно тогда больше всего бросается в глаза, каждый враг атакует нас по-разному. Носороги пытаются протаранить нас с разбега, юркие гоблины никогда не парируют удары, а просто отскакивают в сторону в последний момент, а люди весьма умело сами владеют комбинацией из сильных ударов, легких выпадов и блоков. Тут каждая ошибка смертельна. Решил не вовремя замахнуться от души, получил контр-выпад, и ты уже труп.



Неоценимы на старте и компаньоны, которых мы потихоньку собираем на своем корабле и можем брать с собой по одному. Вопреки различным специализациям, все они, в первую очередь, бойцы ближнего боя, лишь между делом подбрасывающие кто лечение, кто бафф, а кто молнию во врага. Зато они неплохо справляются с танкованием сложных тварей. Так что сложное начало, когда опасность ждет за каждым углом, удалось отлично. Беда лишь в том, что баланс рушится, как только мы присоединяемся к одной из фракций. Все они дают нам магические способности, причем весьма разнообразные. Если маги предпочитают прямые заклинания огня или молнии, то шаманы делают ставку скорее на дебаффы и трансформации, а охотники за демонами в несколько раз усиливают наши атаки ближнего боя и предлагают в помощь призываемых существ. Это-то отлично, но все эти заклинания настолько сильны, что заставляют нас к середине игры просто перестать чувствовать опасность окружения. Какая опасность, когда любой босс уничтожается парой заклинаний? Да и классические способы драки – ближний бой и огнестрельное оружие - при должной раскачке позволяют нам разрывать всех противников нажатием двух кнопок.


Зато никаких нареканий не вызывает сама система характеристик. С одной стороны, она требует четкой специализации – либо ты сильный маг, либо мечник. С другой – оставляет достаточно очков, чтобы по своему усмотрению поднимать второстепенные характеристики. Хотим ли мы развить выносливость или пожертвовать ею в пользу таланта убеждения или воровства? И, конечно, как в настоящей Готике, мы покупаем огромное количество ценнейших модификаций, дополнительных ударов и заклинаний и способностей крафта у NPC за приличное денежное вознаграждение. Особенно в первых двух третях игры это отличный стимул исследовать мир – помогать жителям, убивать грабителей и находить сундуки с сокровищами ради очередного умения. Но со временем и деньги начинают литься рекой. Хотя бы (о чудо, в мире, видавшем Готику 3) Risen 3 почти свободна от багов. Даже в нашей предрелизной версии. Иногда сбивается и без того неприглядная анимация, когда наш персонаж карабкается по скалам или лестницам. Зачастую наш компаньон или сопровождаемый NPC застревает у какой-нибудь кочки и ждет, пока мы за ним вернемся. Но это уже и самое страшное. Никаких непроходимых заданий, пропадающих предметов или NPC за все время прохождения.


Попробуем подытожить. Главный недостаток Risen 3 в том, что на каждом шагу нам корчит рожи скромный бюджет разработки и ограниченные возможности команды из 25 человек. Нигде это не заметно так явно, как в совершенно убогом интерфейсе, наследнике консольных экспериментов Risen 1 и 2. Но и неподходящий для открытого мира движок, отсутствие хорошо анимированных диалогов и недоправленный баланс говорят о том же. Но вопреки всему этому, Risen 3 удается куда лучше воссоздать атмосферу настоящей Готики, чем Risen 1 и тем более Risen 2. При том, что лично я вообще фанат скорее сюжетных, чем исследовательских RPG. А за Risen 3 взялся с опасением, что Piranha Bytes окончательно отстала от обладающих сочными бюджетами Bioware, Bethesda и Project RED. И первый игровой час окончательно поверг меня в уныние. Но игра сумела отвоевать мое доверие как только выпустила на волю, блеснула рассветом и звездной ночью у костра, напугала до смерти несущимся на меня рогом и окатила ведром словестных помоев, за которыми последовал неминуемый удар в морду от моего милого собеседника. Любовь к деталям, гармоничный мир, грубость как искусство и лозунг. Вот что спасает Risen 3 и заставляет в свои лучшие моменты даже Skyrim казаться парком детских аттракционов. А для фанатов Готики это должно что-нибудь да значить.