Топ 10 - Современные боевые роботы

11915
22

В июле более 1000 ученых, исследователей и технических экспертов подписали письмо против разработки искусственного интеллекта в военной отрасли. Среди подписавших петицию физик-теоретик Стивен Хокинг, основатель SpaceX Илон Маск, сооснователь Apple Стив Возняк, исполнительный директор Google DeepMind Демис Хассабис и лингвист Ноам Хомский. Исследователи предостерегают от использования искусственного интеллекта в военных целях и создания автономного оружия, которое будет "неподконтрольно человеку".

"Так же как большинство химиков и биологов не хотят участвовать в создании химического или биологического оружия, большинство исследователей в области AI не заинтересованы в том, чтобы разрабатывать на его основе оружие", - говорится в письме.

В чем проблема, спросите вы? А проблема не только в технических ошибках и возможности перехвата смертоносной военной техники хакерами или врагом, а этическая. Ведь человека, совершившего военное преступление против невинных гражданских, можно осудить, а у бездушной машины нет совести и чувств. Кого винить в смерти людей, убитых роботами? Военных, производителей, программистов, ученых? Эта философская задача не дает покоя многим ученым, и у нее нет правильного решения, так как у каждой медали две стороны.

У военных роботов намного больше «собственной воли» и возможности для убийств, чем может показаться на первый взгляд. С другой стороны, у использования роботов есть позитивные стороны – их работа уменьшает количество человеческих жертв со стороны военных и гражданских. Роботы разминируют мины и бомбы, производят разведку опасных для жизни человека зон, выполняют монотонную работу множество часов подряд, позволяя людям чувствовать себя в безопасности.

Уже более 20 лет ведутся разработки и внедрение роботов и искусственного интеллекта в армии по всему миру. «Умные» машины уже десятилетия охраняют границы, патрулируют сушу и море, рассекают воздух, проводя аэроразведку и даже используются для уничтожения врага. Да, пока они не полностью автономны и нуждаются в операторах и директивах, но уже сейчас самостоятельно способны на многое.

Большинство ученых, боящихся искусственного интеллекта, возможно, правы. Что будет, если машина получит власть и возможность делать то, что ей захочется? Алан Тьюринг в книге «Химические основы морфогенеза» сделал математическое описание искусственного интеллекта и возможности развития его в неорганическую разумную форму жизни. Пока наши технологии очень примитивны, и сейчас невозможно создать полноценный искусственный интеллект, но исследования и предпосылки к будущим открытиям уже есть сейчас, так что это – повод задуматься.

Я предлагаю изучить несколько самых современных и смертоносных военных роботов, узнать, где и как их используют, про все минусы и плюсы их применения. Также предлагаю всем написать в комментариях свою точку зрения по вопросу работы с искусственным интеллектом и роботами в военных целях.


Avenger (Predator C)


Боевой беспилотный летательный аппарат производства компании General Atomics Aeronautical Systems, разработанный совместно с армией США. Первый полет аппарат совершил в 2009 году и на данный момент стоит на вооружении армий нескольких стран, в том числе США и Канады. Принимал участие в боевых действиях в Ираке и Афганистане как разведчик и ударная сила. В отличие от предшественников он оснащен турбовентилярным двигателем и специальным выхлопом, понижающим видимость вражескими радарами, а также рядом стеллс-технологий. Predator C - один из немногих автономных роботов, он и имеет сильный искусственный интеллект, требующий минимального вмешательства от операторов в ходе выполнения боевых заданий. Аппарат оснащен РСА радаром Lynx и электронно-оптической системой наведения ALERT. Он способен нести почти 3 тонны вооружения, которые монтируются на 6 подвесных креплений. В основном как оружие Avenger использует ракеты Hellfire и бомбы GBU весом от 150 до 1000 килограмм. В настоящее время это самый эффективный и наиболее часто используемый в боевых конфликтах военный робот в мире, на счету которого уже множество боевых побед и, соответственно, убийств. Правительство США считает программу использования беспилотников успешной и каждый год повышает сумму финансирования и общий бюджет.


X-47


Боевой беспилотный летательный аппарат производства компании Northrop Grumman. Разработка X-47 начиналась в 2000 году как проект управления перспективных исследований Министерства обороны США J-UCAS, а сейчас представляет собой часть программы UCAS-D военно-морского флота США. Эта программа направлена на создание беспилотного самолета, способного взлетать с авианосца. Существует 2 модификации этого аппарата: X-47A и X-47B. Вторая версия разработана специально для взлета с авианосцев, имеет большие размеры и складные крылья, первые испытания начаты в 2003 году. Аппарат может автоматически взлетать, садиться с палубы авианосца и дозаправляться в воздухе в полностью автоматическом режиме. Программа завершена в 2015 году, все запланированные испытания произведены. Все построенные экземпляры станут музейными экспонатами, а данные, полученные при проектировании и испытаниях, будут использованы в будущих проектах. Пока не существует математических моделей и алгоритмов, позволяющих использовать текущие образцы в роли истребителей или бомбардировщиков в полностью автоматическом режиме. Но прогресс не стоит на месте, и, возможно, мы увидим в будущем полностью автономные военные самолеты.


Talon


Небольшой гусеничный робот с дистанционным управлением, производимый компанией Foster-Miller. Он является первым серийным прототипом на базе системы SWORDS. Робот оснащен свинцовыми и литиевыми батареями, позволяющими ему работать до 8.5 часов от одной зарядки при стандартной нагрузке, цветной и чёрно-белой камерой, системой ночного и инфракрасного видения. На робота можно устанавливать оружие, предназначенное для пехоты: винтовку M16, пулемет M240, снайперскую винтовку Barrett M82, а также гранатомет, стреляющий разрывными или оглушающими гранатами. Также на его платформе построена облегченная версия, используемая для разминирования и разведки. Talon был успешно использован в операции Ground zero после 11 сентября, в боевых действиях в Ираке и в миротворческих миссиях в Боснии.


MarkV-A1


Создан компанией Northrop Grumman Corporation как часть программы Remotec ANDROS. Робот предназначен для разминирования, исследования опасных для жизни человека зон: территорий, зараженных химическим оружием или радиацией, а также для поиска уцелевших в катастрофах, где жизни спасателей угрожает обстановка – обвалы, пожары, зоны военных действий. MarkV весит 320кг, оснащён множеством датчиков и четырьмя камерами. Основным его вооружением является роботизированная рука с множественным уровнем свободы. В эту руку устанавливается водяная пушка или дробовик для подрыва бомб и манипулятор, позволяющий поднимать и перемещать объекты. Шасси спроектировано для преодоления сложной пересеченной местности или для передвижения по урбанистическим зонам – лестницам и ступеням, а сам робот с лёгкостью помещается в лифтах и транспорте благодаря своему размеру, который равен габаритам среднего человека.


Guardium


Беспилотный военный автомобиль, созданный израильской фирмой G-NIUS, принадлежащей израильским оборонным компаниям «Эльбит Маарахот» и «Таасия Авирит». Предназначен для автономного патрулирования, сопровождения автоколонн, ведения разведки и охраны. Guardium построен на базе четырехколесного багги, обеспечивающего повышенную проходимость на пересеченной местности. Поступил на вооружение Армии обороны Израиля в начале 2009 года. Guardium оснащается четырехтактным дизельным двигателем, позволяющим развивать скорость до 80 км/час. Авто имеет 38-сантиметровый клиренс, 34-сантиметровый ход подвески, систему датчиков и двустороннюю видео- и аудиосвязь. Система управления автомобиля позволяет ему быть полностью автономным, ведомым по показаниям датчиков, выполнять поставленное задание или управлять им дистанционно с помощью оператора. Система подразумевает установку на роботизированный автомобиль вооружения, которое может использовано в автоматическом или ручном режиме оператором.


REMUS


Автономный подводный аппарат, разработанный в США компанией Hydroid. Предназначен для исследования вод мирового океана, но был модернизирован для военных целей. Подлодка-робот весом в 36 кг способна работать на глубине до 90 м на протяжении около 20-ти часов и управляется с помощью двух операторов. Запас хода составляет 60 км при скорости 3-5 узлов. Робот в основном используется для разведки, гидрографических исследований, мониторинга окружающей среды, обследования полей обломков, а также для научных экспериментов и наблюдения. В случае военного использования он подходит для борьбы с минами или защиты гаваней от вражеских подлодок. Аппараты Remus считаются единственными в мире подводными роботами, принимавшими участие в боевых действиях. С их помощью ВМС США производили очистку вод от мин в ходе войны в Ираке. В общей сложности было произведено более 200 аппаратов REMUS, которые приняты на вооружение в 13 странах НАТО и некоторых других государствах.


Silver Marlin


Беспилотный поверхностный морской робот, производимый в Израиле. На автономную лодку установлена стабилизируемая огневая установка калибра 7.62 мм, используемая для огня по вражеским лодкам и минам. Основными задачами Marlin’а является разведка и патрулирование, поражение врага, защита от террористических атак, борьба с минами, поиск и спасение потерпевших в морских крушениях, патрулирование и защиты гаваней и крупных кораблей, а также участие в радиолокационной войне. Робот построен на базе катера длиной в 10 метров и весом в 4 тонны. Полезная нагрузка, которую может перевозить робот, – более 2 тонн. 316-сильный двигатель позволяет Silver Marlin развивать скорости 81 км/ч и действовать автономно до 36 часов. Робот стоит на вооружении Израильской армии и Береговой Службы США, где используется для защиты и патрулирования.


Crusher


Американская тактическая машина-робот, построенная в соответствии программе DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency – агентства по передовым оборонным исследованиям и проектам). Он предназначен для выполнения тактических военных задач, доставки грузов и может оснащаться различным вооружением для ведения боя. Машина имеет интеллектуальный постоянный полный привод на 6 колес, крепкую пространственную раму, гибридную силовую установку. Турбодизель мощностью 60 кВт заряжает аккумулятор, который питает электромоторы, встроенные в каждое колесо. Дорожный просвет от 0 до 76 см регулируется как на месте, так и на ходу, в зависимости от дорожных условий, что позволяет роботу преодолевать вертикальное препятствие высотой вплоть до 1,2 м. Масса автомобиля составляет 6 тонн, длина 5 метров, ширина 2,6 метра. Максимальная скорость равна 42 км/ч. Робот оборудован различными сенсорами, может ехать по бездорожью в абсолютной темноте, самостоятельно подвергать анализу и накапливать данные о методах преодоления преград, тем самым улучшая собственную технику вождения в автономном режиме.


Волк-2


Новейший российский роботизированный боевой комплекс, созданный для ведения боя, не вступая в прямой контакт с противником. Этот комплекс – универсальная боевая единица, способная выступать и в качестве разведчика, и в качестве патруля и охранника важных объектов. Благодаря своему вооружению, Волк-2 сгодится и для огневой поддержки. Его система наведения оружия на цели работает в автоматическом режиме без участия человека. У Волка гусеничные шасси повышенной проходимости, так что бездорожье никак не сказывается на его скорости. Машина без экипажа, управляемая по радиоканалу на расстоянии до 5 км. Оснащенный станковыми пулеметами «Калашников» и крупнокалиберными пулеметами «Утес» и «Корд», «Волк» может вести огонь на скорости 35 км/ч, в любую погоду и в любое время суток. Точность попадания его снарядов в цель обеспечивают тепловизор, лазерный дальномер и гиростабилизатор, а защищает робота слой специальной брони. Машина пока еще проходит испытания, в будущем она будет использоваться в ракетных войсках стратегического назначения как охранник комплексов Тополь-М и Ярс.


Уран-6


Российский многофункциональный комплекс разминирования. Свою работу робот выполняет дистанционно под управлением оператора или в автоматическом режиме. Оператор управляет Ураном с безопасного расстояния до 1 км. Машина, укомплектованная бульдозерными отвалами и тралами, идет по опасной местности, ищет и обезвреживает мины и неразорвавшиеся снаряды. Согласно техническим характеристикам Урана-6, он может обезвредить взрывоопасный предмет мощностью до 60 кг в тротиловом эквиваленте. По замыслу разработчиков машины, она должна обезвреживать до 98% пройденной местности.


Тем временем неизвестные поломали известного робота-автостопщика HitchBOT, который путешествовал по США и вел свой твитер @hitchBOT. Он закончил свое путешествие по Америке через две недели после его начала. В Филадельфии ему повредили туловище и оторвали голову. HitchBOT путешествовал автостопом по заранее составленному маршруту, опираясь только на помощь незнакомцев, так как робот не мог самостоятельно передвигаться, он вслух объяснял людям, что его нужно посадить в автомобиль и подвезти как можно ближе к следующему пункту маршрута, при этом во время поездки робот пытался поддерживать общение с водителем. Связь с сетью осуществлялась через мобильный интернет, а в процессе путешествия HitchBOT делал снимки и постил сообщения в соцсети. Новый вид техно-расизма?