[В лучах зомбоящика] Amazon в авангарде анимации с «Неуязвимым» и «Легендой о Vox Machina»
Качество мультсериалов снова на подъеме, а ставку теперь делают на взрослую аудиторию и контент
Стоит ли говорить, что за последние два десятилетия анимация изрядно деградировала, причем не только по части визуального ряда, но и в плане содержания. Речь, конечно, о западной продукции, ибо японцы стабильно клепают свое аниме. Проследить процесс можно хотя бы на примере мультсериалов по «Звездным войнам»: от полюбившихся фанатам «Войн клонов» через «Повстанцев» к невразумительному «Сопротивлению», даром что автор у них один — Дэйв Филони, ныне творческий руководитель всея Lucasfilm. Ах, а ведь какие анимационные шоу когда-то выпускал Disney, да и не только он… Где «Чип и Дейл спешат на помощь» и «Черный Плащ», «Люди Икс» и «Человек-Паук», «Аватар: Последний маг воздуха»?..
И ведь не то, чтобы рисовать было некому. Пока Netflix забавляется с псевдоаниме и компьютерной графикой, вполне неплохо это делают американская Powerhouse Animation (Castlevania, «Властелины вселенной: Откровение») и корейская Studio Mir («Легенда о Корре», «Ведьмак: Кошмар волка»). А вот с сюжетным наполнением все несколько сложнее. На определенном этапе анимация слишком скатилась в детский сад. И все же последние премьеры заставляют смотреть в будущее с осторожным оптимизмом. Взять хотя бы «Аркейн». Нет, вещь безусловно весьма качественная, особенно в техническом плане, но явно не тянет на столь высокие оценки и уровень хайпа — дизайн, сюжет и сам мир League of Legends и близко не впечатляют в достаточной мере.
Вдохнуть новую жизнь в мультипликацию решил Amazon, сосредоточившись на проектах для взрослой аудитории. Первой ласточкой стал «Неуязвимый» по комиксам Роберта Киркмана, Кори Уокера и Райана Оттли для Skybound и Image. Да, это супергеройщина, однако скорее уж в духе столь успешных «Пацанов», с кровью, кишками и некоторым трешем. 17-летний Марк Грейсон - сын величайшего героя Земли, Омни-Мена, но живет, как и все, ходит в школу и занимается прочими подростковыми делами. Наконец его силы пробудились, и мечта пойти по стопам отца исполнилась. Не все у парня идет гладко (а об издержках спасения мира в других комиксах говорить не принято), вот только все куда хуже, ведь местная версия Супермена и пример для подражания на деле оказалась внедренным инопланетным захватчиком, против которого у человечества ни шанса. Вот вам и конфликт отцов и детей.
В первом сезоне восемь эпизодов, причем часовых, и это куда более взрослая и серьезная история, история в первую очередь о людях, а не про ныне привычную цветомузыку в исполнении парней в трико и плащах. Акцент сделан не на битвах между отнюдь не идеальными героями и вполне типичными для жанра злодеями, но на том, как такие стычки влияют на простых смертных, будь то семья, друзья или простые обыватели. Киркман не стал заморачиваться с глубокой проработкой персонажей и мира, просто и беззастенчиво нахватав всякого у Marvel и DC, а сам «Неуязвимый» в какой-то мере насмешка над классическими сюжетами про супергероев. Даже с повесткой так сразу и не поймешь: то ли Amazon ее продвигает, то ли тонко насмехается над современными западными ценностями. Повествование тоже выстроено грамотно: интригующая завязка, ровный ход и развязка с заделом на продолжение. Сценарий первой и последней серии Киркман написал сам.
В плане анимации шоу, увы, не впечатляет, как и дизайном в целом, но в какой-то мере это претензия к первоисточнику. Упрощенная местами графика даже раздражает, пусть в целом и вышло вполне прилично. И все же благодаря истории и ее подаче смотрится весьма свежо и заставляет переосмыслить отношение к кинокомиксам — «Неуязвимый» уж точно не нечто с конвейера. Зато в другом вопросе Amazon не поскупился и привлек воистину впечатляющий актерский состав во главе со Стивеном Йеном и Джей Кей Симмонсом: Сандра О («Убивая Еву»), Уолтон Гоггинс («Хищники», «Омерзительная восьмерка», «Сыны анархии»), Закари Куинто, Марк Хэмилл, Клэнси Браун, («Горец», «Побег из Шоушенка», «Звездный десант»), Махершала Али, Джимон Хонсу («Гладиатор», «Стражи Галактики», «Шазам!»), Майкл Дорн («Звездный путь: Следующее поколение»), Эзра Миллер, Сет Роген, Лорен Коэн, Соникуа-Мартин-Грин и другие актеры из «Ходячих мертвецов». Тот случай, когда смотреть надо, причем в оригинале.
Но куда больший интерес представляет новинка под названием «Легенда о Vox Machina». Здесь уместно начать с небольшого экскурса в прошлое. Семь лет назад актер озвучания Мэтт Мерсер (Рексар из World of Warcraft, Робин из Batman: Arkham Knight, Люк Скайуокер из Star Wars Battlefront II) решил вместе с коллегами по цеху поиграть в легендарную настольную Dungeons & Dragons, что вылилось в веб-сериал под названием Critical Role («Решающая роль») — прямые трансляции кампаний на Twitch и YouTube, растянувшиеся на сотни эпизодов. Продолжается это действо по сей день, причем у истории о группе Vox Machina («Голосовая машина») немало фанатов, а премьере прошедшей для начала через сбор средств на Kickstarter экранизации предшествовала публикация комиксов, прочитать которые можно и на русском языке.
В команду Critical Role входят, например, Эшли Джонсон («Самоволка», «Слепое пятно», Элли из The Last of Us) и Лора Бэйли (Рейн из BloodRayne, Джайна из WoW, ЭмДжей из Marvel's Spider-Man, Эбби из The Last of Us Part II), а второстепенным персонажам в анимационному шоу подарили голоса Дэвид Теннант, Индира Варма («Игра престолов», «Оби-Ван Кеноби») и Доминик Монаган («Остаться в живых», «Властелин колец»). Непосредственно перенести фэнтезийную историю на малые экраны довелось Titmouse, за плечами у которой «Звездный путь: Нижние палубы», «ВандаВижен», «Локи» и серия игр Guitar Hero. Студия также создала вступительные титры «Аватара: Последний маг воздуха» и приложила руку к анимационным «Пацанам: Осатанелые», готовящимся к премьере на Amazon Prime Video.
И визуальный ряд очень порадовал — классическая западная анимация высокой пробы с легкими нотками аниме. Кстати, в «Легенде о Vox Machina» даже есть сцена в духе «Атаки на титанов». Получился отличный пример сочетания 2D и 3D, разве что отрисованный при помощи компьютерной графики дракон выбивается на общем фоне, как это было с кайдзю в «Годзилле: Особая точка». Отличная картинка (отдельно отмечу шикарную с точки зрения аудио и видео заставку) приправлена вполне вменяемым, особенно по американским меркам, юмором, посыпана горсткой трешачка, кровушки и расчлененки и даже практически избавлена от повесточки. Вишенкой на торте стал классический фэнтезийный сюжет о разношерстной группе приключенцев-наемников со своими заморочками: в наличии дракон, вампиры, нежить, мечи, магия и прочая присущая D&D атрибутика. Чувствуется глубокая проработка персонажей, что немудрено, если принять в расчет специфику первоисточника, дающего простор для отыгрыша роли и вживания в образ.
В дебютном сезоне 12 получасовых эпизодов, а в первых двух сериях показывают оригинальную предысторию к рассказанным в Critical Role событиям. Причем вовсе не обязательно быть ценителем похождений Vox Machina или знатоком культовой ролевой игры, чтобы получать удовольствие от просмотра. В планах еще как минимум один сезон, хотя количество исходного материала вкупе с популярностью мультсериала позволяет надеяться на долгоиграющий проект. На сей раз Amazon попал в яблочко и приятно удивил качеством продукта, что выходит у компании далеко не всегда.
Да, «Неуязвимый» и «Легенда о Vox Machina» не тянут на звание абсолютного хита, зато наглядно показали, что руки помнят и Запад может еще снабжать гиков разных возрастов достойной анимацией, как это было на рубеже веков, а сам жанр поднял голову и обрел массового зрителя.