В лучах зомбоящика

[В лучах зомбоящика] «Матрица» и «Охотники за привидениями», или как надо и не надо трогать за всякое классику

О тяге импотентов из Голливуда к вбоквелам, ремейкам и перезапускам франшиз из золотого фонда фантастики и фэнтези

10413
18

В Голливуде две беды - квоты на черных трансформеров и творческий кризис. Да, еще появляются иногда новые успешные франшизы вроде «Kingsman: Секретная служба» или «Джона Уика», но действительно культовые фильмы, влияющие на поп-культуру в целом, делать практически перестали. Ну кто сейчас просто так возьмет и даст снять «Властелина колец»? Вот и остались зрители наедине с конвейером кинокомиксов Marvel. Отвлекаются от которых режиссеры, сценаристы и продюсеры лишь для того, чтобы дружно насиловать легендарных героев прошлого. Обычно из этого получаются, прости Ктулху, «Охотницы за привидениями». 

И все же, а можно ли вернуться в далекую-далекую галактику спустя годы и не произвести при этом известную операцию с полимерами? Возьмем «Матрицу: Воскрешение», с треском провалившуюся в прокате. Неужели зрителей отвадили от кинотеатров трейлеры и отзывы критиков? Или же большие экраны просто теряют свою актуальность на фоне развития стриминга, во всяком случае в плане рядовых блокбастеров? Ведь на пандемию все не спишешь - «Человеку-Пауку: Нет пути домой» COVID-19 не помешал. А ведь новая «Матрица» вполне себе нормальный фильм. Да, это уже не та «Матрица», в ней нет философской трансгендерной глубины оригинала. Впрочем, будем честны - даже смени Вачовски еще раз пол и выпусти нечто уровня первой «Матрицы», сейчас зрители бы уже все равно не были в таком же восторге. Нельзя войти в одну реку дважды, причем Лана Вачовски, объединившаяся со сценаристом и писателем Дэвидом Митчеллом («Литературный призрак», «Облачный атлас»), и не пыталась.

Новый фильм более легкий и поверхностный, даже в визуальном плане он другой, вплоть до цветовой гаммы. И в этом ключ: опираясь на оригинал, нельзя ударяться в самокопирование и пытаться прыгнуть выше головы, необходимо двигаться вперед и на имеющемся фундаменте строить нечто новое. Пусть это будет в какой-то мере более слабое произведение, но попытка повторить успех и снять еще один феномен в 99% случаев приведет к куда большему краху. С одной стороны, «Матрица: Воскрешение» отвечает на оставшиеся у поклонников вопросы и ломает некоторые фанатские теории, с другой - это и продолжение, и своего рода ремейк. Вполне рабочий формат, вспомнить хотя бы «Терминатора: Генезис» - знакомая история под другим углом, при этом развивающая вселенную. Конечно, в обоих случаях нет той былой магии, вот только реально ли ее добиться? Едва ли.

В четвертой «Матрице» есть хороший актерский состав, как бы кто не относился к новому образу Нео, обыгранному, кстати, по части сюжета: Киану Ривз, Кэрри Энн-Мосс, Нил Патрик Харрис («Как я встретил вашу маму») и Джессика Хенвик («Железный кулак»), вернули и нескольких старых знакомых. Замена Лоуренса Фишборна не стала проблемой, а вот агента Смита в исполнении Хьюго Уивинга не хватало (увы, плотный график не позволил актеру вернуться в Матрицу). Радует и подход к съемкам: ради красивых кадров Ривз и Мосс аж 19 раз прыгали с 46-этажного здания, ведь такого освещения не добиться при помощи компьютерной графики. К слову о CGI. Сотрудничество Warner Bros. и Epic Games свелось не только к созданию впечатляющего технодемо The Matrix Awakens на UE5, без которого, увы, оставили ПК-бояр, но и к использованию движка Unreal Engine 4 при работе над фильмом, например в сцене в додзе.

В новом фильме не так много внимания уделяется кунг-фу и акробатике, зато сюжет во многих моментах порадовал: мистер Андерсон у нас теперь не программист, а игровой дизайнер, лауреат The Game Awards между прочим. Мелочь, но приятно, а главное актуально. И вообще, идея обратить трилогию в видеоигру и обыграть ее влияние на современную культуру и разработку продолжения, вплоть до того, что WB решила выпустить новую часть с Вачовски или без, весьма удачная. Знакомый антураж, но иной посыл и акценты. Просто каждый должен сделать выбор: посмотреть ленту или сделать вид, что ее не существует. Как бы кто не упирался, остается очевидный факт - глупо ждать продолжение на уровне оригинала, хотя при этом те, кто не понимает прописных истин, критикуют «Матрицу: Воскрешение» гораздо сильнее, чем стоило бы.

А вот с «Охотниками за привидениями» все, казалось бы, куда проще, что, однако, не помешало в прошлый раз надругаться над дилогией в извращенной форме. Ghostbusters - классика, добротная и проверенная временем, спору нет, но не столь важная для поп-культуры, как «Матрица» или «Терминатор». Самое забавное, что по сути «Наследники» обыгрывают ту же тему сильных и независимых, но никому до этого нет дела. Лирическое отступление по поводу названия: Afterlife можно перевести, как «загробная жизнь» или «вторая половина жизни», и это находит отклик в сюжете, так что стоило бы назвать картину «Охотники за привидениями: Посмертие». 

Джейсон Райтман («Джуно») сумел одновременно поведать свою историю и отдать дань уважение дилогии, ее сюжету и своему отцу, Айвану Райтману. Новый фильм действительно стал продолжением, причем достойным, сохранив основные элементы «Охотников за привидениями» и привнеся нечто свежее. При этом перед нами не какая-то дешевая попытка повторить рецепт успеха ради наживы (ну а как иначе, в противном случае кого-то положили бы поперек лавки и надрали зад). Нормальный юмор вкупе с отличным кастом, набранным в основном из MCU. И в первую очередь отметить стоит не Пола Радда, Финна Фулфхарда или Джей Кей Симмонса, а Маккену Грейс и Логана Кима - детишки действительно хорошо сыграли.

К тому же Райтману крайне удачно удалось обставить появление актеров из оригинальных лент, ностальгии ради, а не хайпа: Билла Мюррея, Дэна Экройда, Эрни Хадсона, Энни Поттс, Сигурни Уивер и скончавшегося еще восемь лет назад Гарольда Рамиса, воссозданного при помощи компьютерной графики. Кстати, Хадсон недавно раскрыл, что вместе Мюрреем и Экройдом принимает участие в создании новой видеоигры под заголовком Ghostbusters.

Сложно угодить фанатам, ведь те всегда ждут продолжение на уровне оригинала (и такую позицию тоже можно понять), а в результате испытывают куда больше разочарования от просмотра, чем если бы это был новый фильм, не связанный с той или иной популярной вселенной. Так что, навсегда забыть о культовых мирах и персонажах? Все же, если создавать что-то с любовью и не ради денег, то можно снять качественный продукт. И такие примеры есть. Вспомнить хотя бы «Звездные войны»: в приквелах осталось не так много от первой трилогии, но взяв ключевые моменты, Джордж Лукас снял еще три крепких фильма, показавших фантастическую вселенную под новым углом и снискавших любовь миллионов зрителей, и вывел Star Wars на новый уровень. А потому не стоит критиковать такие проекты, едва услышав, - иногда им стоит дать шанс.

Другие публикации по теме
Много отрывков из новой части Ghostbusters с главными героями
Много отрывков из новой части Ghostbusters с главными героями
«Охотников за привидениями: Наследники» со звездами кинокомиксов Marvel зрители увидят в кинотеатрах 2 декабря.
11 ноября 2021
2553
4
Форум
Дети, потустороннее и ностальгия в финальном трейлере «Охотников за привидениями: Наследники»
Дети, потустороннее и ностальгия в финальном трейлере «Охотников за привидениями: Наследники»
Комедийную историю о том, как внуки нашли дедушкины штучки для охоты на призраков и пустили их в ход, покажут через месяц.
9 ноября 2021
1919
3
Форум
И опять отрывок из новых «Охотников за привидениями» с Полом Раддом и призраком. На этот раз псом-призраком
И опять отрывок из новых «Охотников за привидениями» с Полом Раддом и призраком. На этот раз псом-призраком
Фильм со звездой «Человека-Муравья» в российском прокате появится на две недели позже из-за рокировки с «Обителью зла: Раккун-Сити».
6 ноября 2021
2208
2
Форум