Жизнь и смерть ММО - новая надежда в VR?

Действительно ли жанр умер?

15812
80

ММО – многострадальный жанр. Некоторые говорят он умер. Но так ли это? Давайте разбираться. 


Ну что же, давненько у нас не было с вами задушевных разговоров и статей и мне хотелось бы в этот раз обсудить с вами две вещи, которые постоянно мозолят уши. Первое - это, якобы, смерть ММОРПГ, как жанра, и вторая - вездесущий VR.


Мы помним, как расцветали миры, зарождались многие популярные ММО. Каким прорывом была возможность играть в любимой вселенной вместе с другими игроками. Как силен был дух новизны и приключений. Как мы не досыпали ночами, чтобы пройти особо замороченного босса или заполучить вожделенный титул. Или же обустроить свой дом, прокачать своего менестреля, стуча 20 часов подряд по барабану и т.д. Народ сутками просиживал штаны за своими ПК. Осады Ла2, войны гильдий Рагнарок Онлайн, рейды в МС и зарубы у Таррен Милл в WoW и групповые зарубы с боссами в EQ I-II. Соревновательное PVP в Guild Wars и то, к чему у меня никогда не заржавеет чувство – Warhammer Age of Reckoning. Это были игры с душой. Миры были не всегда идеальными, но нам было интересно в них жить. Мы заводили друзей, знакомились с новыми людьми. Социализировались по полной. Гильдия и клан не были пустым звуком. Это были действительно объединения людей. Со своими историями, впечатлениями. А уж какие межклановые драмы разгорались! То были славные времена. 


В игры играли именно игроки. Это были люди, четко знающие, зачем они играют, им было не лень искать, исследовать, постигать. Они писали мануалы по поиску нужных вещей, они находили и делились тактиками и стратегиями. Никому в голову не приходило пойти жаловаться на форум на то, что в коллективной ММО-игре их заставляют для прохождения группового контента социализироваться и объединяться. Искать людей в группы и тд. Никто не просил понерфить боссов, потому что сложно – был здоровый спортивный интерес.


BOrLYhijft.jpg


Был очень силен дух приключений. Мы были воспитаны на классических ролевых играх. Мы жаждали нового. И мы получили тот самый новый опыт. Сейчас кажутся даже немного наивными наши тогдашние восторги – но для нас, еще неискушенных виртуальными мирами, это было сравнимо открытию Коперника. Многие тут же поспешно объявили о смерти классических РПГ, и сингловых игр в частности. Не в первый раз. Но время все расставило на свои места. Сингловые игры пусть и несколько видоизменились, но по-прежнему с нами, РПГ также вполне себе не вымерли, а вот ММО уже не являются законодателями моды. Их время ушло.


Нет, я не говорю о тотальном вымирании ММОРПГ. Тут все несколько иначе. Скорее идут поиски нового толчка. Прорыва, который сможет преодолеть застой и упадок, который переживают в настоящий момент ММО-игры. Одно время этот жанр был почти на острие прогресса. Новые решения, механики. Разработчики как будто сошли с ума и все считали своим долгом выпустить ММО. Рынок очень быстро заполонили ММО разной кривизны пошива. И тут оказалось, внезапно, что недостаточно сделать ММОРПГ. Оказалось, что просто сделать хорошую ММО - уже недостаточно. Даже мастодонты жанра оказались перед проблемой оттока игроков. На какие только ухищрения не шли издатели и разработчики.


Тут вам и программы лояльности и “пригласи друга”. Всевозможные якобы уникальные фишки игры, которые частенько были введены для галочки. И повсеместное упрощение, либо же уход от подписочной модели в Ф2П и прикручивание гринд,а возведенного в абсолют, помноженного на донат по выкачиванию денег из карманов населения в красивой обложке.


Большие игры ММО-жанра просто приелись игрокам. Уже ни раскрученная вселенная, ни громкое имя разработчиков не привлекают игроков. Мы не увидим ни World of Starcraft, ни очередную реинкарнацию ММО по вселенной Молота Войны. Место массового развлечения игроков заняли сессионные игры. Игры, не требующие обязательного долгого просиживания за компьютером, высокой социализации и продолжительного труда для достижения цели.


PNGqvXTAd8.jpg


Взять те же МOBA, хотя и этот жанр уже не так блистателен, имхо, как был. Зачем мне тратить кучу времени и денег в том же WoW, качаться, тратить реальные месяцы и годы, кооперироваться плотно с людьми, чтобы нафармить эпики, титулы, стать самым-самым, а потом патч – и все, я снова такой же, как все? Если у меня есть та же ДоТА или LoL, если я в этих играх уже крутой герой, чемпион. И я за время матча по-быстрому собрал себе крутой шмот и пошел нагибать все, что движется? Те же ощущения, только здесь и сейчас, да еще и по деньгам щадяще. С Боевыми пианинами формата ПУБГ и Фортнайт - тоже самое. Ты уже герой, скоростной и готовый, нет растянутого по длительному времени прогресса. У современных игроков, пресыщенных играми, нет интереса в играх, отъедающих сотни и тысячи часов времени. Хотя глянув на статистику потраченного времени в тех же МОБА или Батл Роялях, будут видны солидные цифры. Им нужна игра, где они смогут быть в обойме сразу со старта и, даже пропустив месяц или полгода – они не будут аутсайдерами. Им нужна игра, из которой можно выйти в любой момент, не рискуя потерять там прогресс, актуальность шмота и тд. Нынешнее игровое сообщество очень сильно изменилось. Раньше игры были почти что для избранных. В них играли дивнючие гики, знакомые на “ты” с теми же ДнД и Гурпс. Они были готовы месяцами фармить нужные приблуды для сверхнапряженного трая босса, с туманными шансами на успех. Им был важен, по большей части, процесс.


Сейчас же игры перестали быть чем-то необычным. В них пришло много новых случайных людей. И разработчики не преминули воспользоваться шансом по привлечению этих категорий граждан. Но вот незадача. Все методики, прекрасно работавшие на игроков старой школы, упрямо забуксовали с новыми. Они не хотели вникать в какие-то там правила. Им не интересно осваивать какие-то там классовые механики. Им важно получить удовольствие и результат в виде мешка наград. И тут, как говорится, - Остапа понесло. Разработчики окончательно ударились во все тяжкие. Ломались механики, вводилось повсеместное упрощение, перелопачивался баланс. Старые игроки драли на головах волосы, видя нашествие новых игроков в их миры и тот пожар в борделе, что происходил, когда разработчики пытались угодить вкусам взыскательной аудитории. Но погнавшись за двумя зайцами – ММО не поймали ни одного. Старые игроки, устав от этих метаний, двинулись либо в более спокойные проекты, либо же в синглы, а кто-то и вообще прекратил связь с играми.


B7ncwXwfDo.jpg


Старение игроков - вообще большая проблема для всех более- менее успешных ММО. Новые заботы и интересы. Недостаток времени. И то, что нам нравилось лет 10 назад, уже не вызывает былой восторг. Играм ММО-жанра, как воздух необходим приток новой крови. Иначе их сообщество игроков стареет и вымирает, а без новичков на замену старичкам, как и в обычном обществе, последует сокращение популяции и смерть. Так и в ММО. Все те же принципы работают.


Ну а новые игроки уже не хотят сидеть вечно в одной игре. И немного погуляв по лужайкам мира, просто прекращают платить подписку и уходят. И все, разработчики остаются у разбитого корыта. Подписку никто не платит, игроков нет, а сервера и персонал хотят денег.


И происходит конвертация очередного ослепительного взлета в режим Ф2П. Сейчас уже практически не осталось игр ММО-жанра с классической подпиской. Все, так или иначе, имеют взаимосвязь с Ф2П и игровыми магазинами. Разработчики стараются минимизировать риски и удешевить разработку. Многие ушли в края браузерных и мобильных игр. Другие закончили с игровой индустрией или же вернулись к синглам. Ну а на рынок по-прежнему выбрасываются ММО-проекты, разной степени качества. Но это тупиковая ветвь развития жанра.


Читая этот текст, может сложиться впечатление, что жанр мертв. Но это не совсем так. Во-первых, жанр ММО не мертв, а просто в упадке. Ему, как воздух, жизненно необходимы новые идеи и качественный прорыв. И разработчики на самом деле в данный момент находятся в поиске этого выхода. Готовится к выходу множество проектов с кучей разнообразных механик. ММО уже скрещивают и с РТС, и с ЦРПГ, и с ККИ, и с МОБА. Отдельные разработчики прорабатывают проекты по конструктору ММО. Вы получаете на руки доступ к инструментам и редактору, а-ля НВН, и сами можете создавать свои сервера с сюжетом и механиками. И это лишь вершина айсберга.


jQfuNXjkNa.jpg


Ну а во-вторых, пора уже просто признать очевидный факт – ММО стали узконишевым жанром. Да-да, ММО стали нишевым продуктом, как и CRPG, как и симуляторы. У них имеется сложившаяся аудитория ценителей, которая постепенно пополняется новыми игроками в медленном темпе. С одной стороны, узкая специализация уже не подарит цифр в 12+ миллионов. С другой стороны, это будет стабильное сообщество игроков, четко знающих, зачем они играют в эту игру, что они тут делают и тех, кто не будет требовать от разработчиков скрестить ужа и ежа. Ну и конечно, нужна революция. Нужна новая механика, нужны новые идеи. Жанр нуждается в развитии, ибо все эти годы шло развитие только вширь, но не вперед.


Возможно ответ будет лежать даже в виртуальном пространстве. Да-да, тот самый пресловутый VR. Много копий было сломано в спорах о нем, да и еще больше будет сломано.

Но в VR действительно может быть выход. Технологии развиваются и прогрессируют. То, что было ранее странной дорогой игрушкой для дивнюков, теперь все сильнее приближается к такому же обыденному девайсу. Как игровая клавиатура или мышь, в том числе и по цене.


Уже сейчас очки виртуальной реальности все сильнее подминают под себя жанр, к примеру, симуляторов. Производители продолжают удешевлять технологию и повышать качество изображения. Если ранее цены на девайсы такого плана еще и показывали зубы, то теперь все чаще они начинают оказываться в разумных пределах. А игровую станцию для тех же автосимов на базе PS4 pro и очков виртуальной реальности с рулевой баранкой и педалями уже можно собрать хоть сейчас, по вполне вменяемой цене. Именно на симуляторах эта технология пройдет свою первоначальную обкатку. Симмеры - весьма специфическая группа игроков. Они открыты к новому, к экспериментам, они вполне осознанно могут покупать весьма специфические девайсы за высокие цены и не рефлексировать по этому поводу.


nhShNnaRof.jpg


Да и с технической точки зрения VR лучше всего подходит пока именно под этот жанр. Авиа и автосимуляторы уже вполне неплохо себя чувствуют в этой среде и как человек, сам испытавший на себе эти девайсы, могу сказать: возвращаться на обычный монитор после этого, даже в нынешнем, еще местами сыроватом виде, нет никакого желания. Даже ультра широкие вогнуто-выпуклые мониторы не дарят всей той глубины погружения, что дарит VR.


Да, есть еще нерешенные проблемы и недостатки технического характера, да, технология нуждается еще в допиливании, но уже то, что имеется в настоящее время, поражает. Нужны новые разработки. Нужно найти решение для тех же симуляторов по симуляции воздействия физических сил на тело игрока, тех же положительных и отрицательных перегрузок и не за цену космического корабля.


Что же касается ММО - то да. Эта технология вполне может открыть второе дыхание и снова вернуть утраченную корону этой категории игр. Но тут еще очень много работы и очень много технических трудностей в, казалось бы, базовых вещах. В отличие от симуляторов, где ты мирно сидишь в кокпите и рулишь авто или держишься за рукоять джойстика самолета или космического корабля, в ММО ты более активно взаимодействуешь с окружающим миром. Тебе нужно ходить, бегать, прыгать, лазать по деревьям и скалам. Как все это грамотно просимулировать в реальном мире? И что важнее, как эти девайсы по симуляции удешевить хотя бы до состояния цены современного смартфона или ноутбука. Нынешние решения в виде кликанья по местности и телепортации на точку, имеющиеся в современных недо-VR-РПГ и экшен играх – это даже не костыль, это просто палка в прямой кишке у безногого. Тут не обойтись без солидных капиталовложений. Но тот, кто сумеет раскрыть этот секрет Полишинеля, сорвет весь банк и озолотится. Уже имеются наработки, частично решающие этот вопрос. Но нужна компактность и вместе с тем адекватная цена, а поэтому для плотного вхождения VR в нашу жизнь и прорыва в ММО-сфере нужно время и деньги, а пока же первой ласточкой станут очки виртуальной реальности, доведенные до ума и нашедшие свое место в среде симуляторов. А там, глядишь, и до ММО с полным погружением не мы, так потомки доживут.


ZhU36RN7dU.jpg


Вот мы и поговорили в очередной раз на тему жизни и смерти ММО , помянули VR и, надеюсь, с пользой провели время. А что вы скажете по этому поводу? Есть будущее и свет в конце тоннеля у ММО и VR? Или же это очередная тупиковая ветвь эволюции в неустанном процессе технического прогресса?


Спасибо всем , кто осилил это чтиво и до новых встреч.)



Автор статьи Garruk.

Другие публикации по теме
Командный шутер «Калибр» официально вышел в релиз!
Командный шутер «Калибр» официально вышел в релиз!
11 декабря состоялся релиз командного онлайн-шутера «Калибр» от отечественной игровой студии 1C Game Studios. Разработчики объявили о завершении пятилетнего этапа открытого бета-тестирования и поделились планами на 2025 год.
Вчера в 22:20
2013
13
Форум
«Мир танков» празднует Новый год вместе с «Простоквашино»
«Мир танков» празднует Новый год вместе с «Простоквашино»
Новый год уже совсем близко! В честь любимого праздника разработчики «Мира танков» подготовили игрокам приятные подарки — долгожданный Новый год возвращается в «Мир Танков», а вместе с ним и новогодние контейнеры. Также в рамках праздничного обновления «Наш Новый год» все игроки смогут насладиться теплом и уютом праздника: нарядить красавицу-ёлку, получить в подарок известных персонажей из мультсериала «Простоквашино» и праздничные бонусы. Запасайтесь тематическим ресурсом – мандаринами.
Вчера в 14:01
590
1
Форум
Warcraft Rumble вышла на ПК
Warcraft Rumble вышла на ПК
Мобильная игра Warcraft Rumble от студии Blizzard теперь доступна и для тех, кто предпочитает играть на ПК. В честь события в стратегии запустили ивенты, дающие награды за вход и выполнение определенных задач.
Вчера в 12:24
1260
5
Форум