Far Cry 5 - Оружие и религия

access_time 26 марта в 10:17 remove_red_eye 20061 question_answer 51


Ubisoft убедительно доказали, что они умеют делать игры с открытым миром. Пока многие компании умудрились обломать зубы в попытках создать действительно интересные проекты, где действие проходило бы не в узких коридорах, под брендом Ubisoft продолжают выходить по-настоящему крутые проекты, мало ограничивающие свободу действий игроков. И даже с учетом того, что современная индустрия нас особо такими играми баловать не спешит, качество их получается отличным. Следовательно, Far Cry 5 мог бы «выстрелить» и так, просто за счет открытого мира и хорошей графики. Но на самом деле FC5 получился очень крутым не только поэтому. Это — очень смелый проект, не стесняющийся поднимать очень сложные темы и дающий неоднозначные ответы на не самые приятные вопросы.

Игра рассказывает о религиозном культе в округе Хоуп штата Монтана. Округ придуман, на карте искать его не нужно. Перед нами типичный американский «фермерский край», который часто показывают в кино. Тут не очень-то много топовой электроники, не встретишь людей в официальных костюмах, зато народ ездит на пикапах, не стесняется ходить с оружием в руках и, похоже, моется только по очень большим праздникам. То есть, когда хочется сформировать какую-то неприятную пародию на действительность и показать отсталых «реднеков», то часто такой сеттинг и демонстрируют. И на этой благодатной почве неожиданно расцветает культ под названием Проект «Врата Эдема». А их пастор, называющий себя Отец, не боится членовредительства на камеру — и за этим следует попытка ареста, с которой и начинается игра.


Мы выступаем в роли новичка маршала, который полетел на вертолете совершать арест. В церкви, где проходит проповедь, нам дают возможность надеть на Иосифа Сида наручники, что и определяет точку начала игры. Можно проигнорировать просьбу и посмотреть пассивную концовку, как в ситуации с Паган Мином из Far Cry 4, а можно подчиниться приказам вышестоящего начальства и запустить кровавую цепь событий, которая утопит в красном весь округ.

Стоит отметить сразу, что Иосиф Сид, по моему мнению, является одним из лучших злодеев не только в серии Far Cry, но и в играх вообще. Если любимый публикой Ваас говорил о безумии с огоньком в глазах и пытался показать на практике, что он имел в виду, то Иосиф попросту страшен. Он убежден в своей правоте, он изворотлив и хитер, рассчетлив, имеет огромное влияние на окружение и при этом так харизматичен, что часто начинаешь сомневаться в том, действительно ли он злодей, или в его взглядах есть крупицы истины. Как и подобает качественно продуманному злодею, он не боится говорить открыто о том, что сейчас волнует многих людей в мире — о роли государства и религии в жизни, о месте человечества и отдельных этнических и других групп, о добре и зле, наконец. И хотя согласиться с кровавым тираном будет крайне сложно, не отметить, что многие го слова достигают цели, нельзя.

Игра разворачивается на закрытом регионе. Выбраться толком нельзя, ведь нужно спасать своих союзников и разрушать планы секты на территории, отбивая ее назад участок за участком. Округ Хоуп после вступительных сцен становится закрытым от остального мира, и только создав Сопротивление и с его помощью сломив ситуацию можно будет там жить, как нормальным людям. С похода за союзниками и открывается игра.


Округ сам по себе огромный, и разработчики не ставили миллион невидимых стен, чтобы вас действительно ограничивать. После того, как самая базовая начальная сцена, где вас знакомят с ключевыми фигурантами событий и обучают особенностям управления, будет завершена, вас по сути просто бросают на территории. Занимайся чем хочешь, только не забывай делать задания и продвигаться вглубь вражеской иерархии. Не чтобы возглавить, а чтобы всех убить. Добраться до самого Иосифа сложно, поэтому сначала нужно будет уничтожить его сестру и двух братьев, а добиться этого можно только в случает, если у вас есть полный контроль над регионом. Схема не сложная и понятная, плюс работает она в формате Far Cry 5 так, как нужно.

У вас есть полоса, которую нужно заполнить, чтобы контроль секты ослаб, а обычные люди закрепились на местности. Для этого нужно разрушать ключевые объекты, захватывать блокпосты, спасать людей-заложников, выполнять миссии. В общем, всеми силами расстреливать самих сектантов и всю их собственность, возвращая регион в руки обычных налогоплательщиков. Как правило, сами по себе они могут оказать сопротивление не всегда, но тем не менее в каждой новой территории находятся запертые, замученные и убитые люди — создается впечатление, что бойня тут все-таки была, отпор дать пытались в меру сил, а ты просто «дожимаешь» ситуацию. Ну или в некоторых заданиях помогаешь отбиваться от наплыва сектантов. И неприятного ощущения, что все вертится только вокруг героя, не возникает.

Исследование мира занимает львиную часть игрового времени. Помимо ключевых точек, куда однозначно ведут задания и где нас ждут награды в виде ценных ресурсов или персонажей-помощников, есть множество не указанных на картах мест, где можно найти что-то интересное. О таких точках мы можем узнать, наткнувшись на них, выслушав кого-то из спасенных людей, прочитав записки, отбив карту, ограбив конвой — в общем, в самых разных местах. Благодаря такому подходу всегда есть, куда стремиться и что исследовать. Но в самых интересных местах нас ждут или различные загадки, заставляющие думать нестандартно, или перестрелка.


Стрелять тут приходится много. Оружия с собой носить позволяют всего пару экземпляров, но с прокачкой количество носимых «стволов» немного увеличивается. Есть целый арсенал самого разного оружия, и еще больше разных видов взрывчатки и гранат. Оружие покупается или берется с трупов врагов, самые редкие вещи находятся в тайниках. Разные коктейли Молотова и динамит крафтятся на коленке из подручных средств. В итоге совсем без оружия остаться нереально, но иногда возникает острый дефицит патронов, из-за чего приходится врываться в толпу врагов и хватать с первого попавшегося трупа новый автомат. Что занимает какое-то время, потому что смена оружия требует удержания кнопки на пару секунд, и не всегда есть такая возможность.

Качественно прописанных персонажей здесь много, но приятнее то, что большинство из них не просто являются ключевыми для сюжетной линии, но и становятся союзниками. Изначально с собой можно брать в дело одного человека или зверя (есть медведь, но в начале игры получить его не выйдет), но после прокачки можно и второго повести в бой. Кроме именных персонажей-помощников в каждой освобожденной точке найдется кто-то с оружием в руках, кто тоже не прочь помочь. При этом у всех бойцов есть пара перков, влияющих на геймплей. Например, собака, с которой по старой привычке бегаю я, подсвечивает окружающих врагов — и они не могут прятаться в кустах безбоязненно.

Раз уж упомянута система прокачки, то пару слов и о ней. Система кастомизации доступна в любое время, только пол, цвет кожи и форму лица мы выбираем один раз, в самом начале. Затем уже можно менять прическу и одежду, причем часть ее закрыта для покупки за игровые деньги. Но и тех вариантов, что приобретаются за заработанные в игре доллары, хватает для создания уникального героя. Кроме визуальной кастомизации есть еще и система перков — за выполнение заданий, использование специальных журналов и нахождение интересных мест начисляются поинты, за которые уже приобретаются разные навыки в деревьях умений. Большая их часть зависит только от количества поинтов и не нужно сначала прокачать навык ношения дополнительных патронов к пистолету, чтобы затем взять такой же для дробовика. Накапливаешь и сразу открываешь нужный.


Враги становятся тем сложнее, чем дальше ты заходишь на территорию противника. Сначала появляются бронированные варианты, которых не так-то просто убить из пистолета или даже автомата — нужно сначала сбить броню и каску. Потом уже сталкиваешься с элитными культистами, почему-то вызывающими ассоциации с The Division. В них можно всадить кучу пуль, подорвать пару шашек динамита под ногами, а они будут идти вперед и стрелять. Это обусловлено сюжетом, но все равно вызывает массу вопросов поначалу. Что интересно — животные на первых порах представляют игроку куда больше угрозы, чем любые двуногие существа. Но где-то к середине игры ситуация меняется на противоположную.

В мире Far Cry 5 работает слаженная экосистема, обеспечивающая бесконечное количество активностей. Здесь можно заняться более-менее мирными делами, например разгадывать загадки тайников и проводить время в решении головоломок, ловить рыбу, охотится на диких зверей и искать редких представителей фауны. Но все равно больше захочется взрывать большие здания, освобождать заложников, перехватывать конвои и захватывать блок-посты. Есть даже возможность в вингсьюте полетать над округом, если не нравятся полеты в вертолетах. В целом же не создается ни ощущения перекоса в сторону каких-то активностей, ни недостатка разнообразия, ни особых проблем с тем, чтобы найти себе занятие по вкусу. Хороший баланс всех компонентов лежит в основе Far Cry 5, и поэтому играется он отлично.

Но как и у всех игр с открытым миром, есть у FC5 и нюансы. Например, сюжетная линия достаточно сильно растянута, нет возможности сразу попытаться расправиться с главным гадом, и пару раз игра оставляет тебя без четкого вектора к следующей точке. Ей можно увлечься и заняться исследованием окружающего мира, но она же иногда удивляет тем, что ты можешь часами гонять лосей по лесам и при этом теряется градус накала, который создается во время сюжетных миссий. Впрочем, поставить это в минус игре сложно, потому что весь жанр страдает от чего-то подобного.


Вдобавок к обязательной одиночной кампании, которая является ключевым аспектом игры, есть еще и режим Far Cry Arcade. Это целый набор активностей, рассчитанных на соло и кооперативное прохождение (зачистка блокпостов, охота на определенную цель, поиск выхода на сложной карте или зачистка территории от врагов), а также мультиплеер в виде обычного и командного дефматча, рассчитанного на 12 человек. Плюсом режима является поставляемый прямо с игрой редактор, позволяющий не только модифицировать игровые сессии, но и создавать собственные карты, чтобы делиться ими по сети. Это потенциально будет огромным заделом на будущее игры и интересно посмотреть на него через некоторое время, чтобы оценить, насколько втянуться в создание нового контента игроки.

Far Cry 5 к тому же щеголяет действительно впечатляющей, особенно учитывая открытый мир, картинкой. К качественно и детально прорисованным персонажам в играх ААА-класса мы уже привыкли, но когда и к визуальной части всех остальных аспектов придраться нельзя, то хочется иногда просто останавливаться на месте, чтобы сделать скриншоты. При этом, если будете играть и сделать картинки пожелаете, отключите субтитры — во время диалогов некоторые сцены хочется разобрать по кадрам. Правда, заплатить за это приходится достаточно серьезными системными требованиями (на РС). А OST тут вообще отдельная песня, с песнями (извините за тавтологию) о религии, которые тут же хочется уволочь в плеер. Ни разу радиостанцию в угнанной технике переключить не захотелось.

Техническая проблема у игры тоже есть. Она связана с механиками и я даже не уверен, что ее можно нормально исправить — если вы достигли какой-то точки и чекпоинт сработал, при перезапуске этой точки состояние локации вокруг обновляется. Грубо говоря, когда я в одной ситуации выстрелил не туда и подстрелил своего союзника, а затем попытался его поднять — моего героя тоже убили. И вокруг нас была целая банда вооруженных сектантов. Но когда чекпоинт загрузился, то оказалось, что никаких врагов нет, помощник стоит рядом живой и здоровый, и можно продолжить проходить игру дальше. По атмосфере это бьет очень сильно.


Все же, могу смело утверждать, что Far Cry 5 - это успех. И как развитие серии, и как отдельный проект сам по себе, и как драматическое полотно, делающее акцент на многих проблемах современного общества. А также это просто отличный шутер, который раскрывается постепенно и не теряет хватки до конца игровой кампании.

PS: Поскольку режим Arcade до релиза полностью раскрыться не может, и уже запланировано много разного контента в ближайшем будущем, наша оценка "8 из 10" ставится без учета этих компонентов и может быть изменена в будущем.

PPS: У нас идет конкурс, связанный с игрой - не стесняйтесь и принимайте в нем участие!