Лучшие советские фантастические фильмы, которые вы могли пропустить.Часть 3.

Поговорим о фантастике в СССР

23501
17

Алоха, народ! Капитан Дитрум на мостике. После небольшого перерыва я, как и обещал, публикую третью часть статьи, посвященной лучшим советским фантастическим фильмам. Сегодня в прекрасном далеко нас ожидают приключения среди драконов и подземелий, полных ведьм. Приятного чтения и просмотра.

Лучшие советские фантастические фильмы, которые вы могли пропустить.Часть 1

Лучшие советские фантастические фильмы, которые вы могли пропустить.Часть 2

Все мои статьи на портале вы можете посмотреть по ссылке: https://www.goha.ru/@ditrum«Другой взгляд»- мой персональный раздел на форуме

Гостья из будущего

Лучшие советские фантастические фильмы, которые вы могли пропустить.Часть 3.

«Гостья из будущего» — детский пятисерийный телевизионный художественный фильм, снятый на киностудии имени Горького в 1983—1984 годах кинорежиссером Павлом Арсеновым по мотивам фантастической повести Кира Булычева «Сто лет тому вперед»

Однажды, в самый обычный, ничем не примечательный день, Коля Герасимов, советский мальчик из 6-го класса, решил сходить за кефиром. Казалось бы – обычное дело. По дороге он встречает своего друга Фиму Королева, и вместе они решают зайти в старый двухэтажный дом. И вот там-то в подвале этой развалины Коля находит потаенную дверь, за которой открывается вход в мир приключений. Он и не предполагал, что это приведет его к сражениям с космическими пиратами, путешествию во времени и знакомству с Алисой Селезневой, девочкой из будущего.

Жанр: детская фантастика, приключения.

Режиссер: Павел Арсенов

Композитор: Евгений Крылатов

Премьера фильма прошла с 25 по 29 марта 1985 года по Первой программе ЦТ СССР в дни весенних школьных каникул.

Личные впечатления от просмотра:

Я хорошо помню премьеру этого фильма. Мне было почти шесть лет, и в тот день дедушка позвал меня смотреть какой-то новый фильм, который должны были показывать по первому каналу. Я думал, что это будет что-то про войну, тогда снимали много хороших, не пошлых фильмов о Второй мировой, а дедушка еще часто дополнял их своими рассказами о том, как это было в реальности. Мне запомнилась старая комната с ободранными к ремонту обоями, матрац на полу, потому что уже всю мебель вынесли, готовя пол к покраске, и тумба с цветным телевизором «Березка», который с трудом показывал два канала, впрочем, их тогда больше и не было. Буквально с первых кадров, когда Коля нашел эту таинственную дверь и до самого конца пятой серии я не мог оторваться от этой истории. Да что там я, вся детвора и даже взрослые следили за приключениями Коли и его друзей.

Обычно у нас было так: сначала по телевизору показывали новую серию, а затем до выхода следующей у детворы шло бурное обсуждение увиденного. На спорных моментах могло дойти и до кулаков или дружбы «понарошку», а это, между прочим, вам не хухры-мухры, а очень серьезно. Неприятно ведь, когда с тобой дружат не по-настоящему.

Отличительной особенностью всех произведений Кира Булычева являются яркие, запоминающиеся персонажи, и новый фильм по мотивам его повести «Сто лет тому вперед» не является исключением. Алиса Селезнева, Фима Королев, Коля Герасимов – получились очень яркими и запоминающимися, возможно отчасти из-за того, что режиссер не ограничивал их воображение и творческие порывы, позволяя добавлять что-то от себя. Споры о том, кто же хуже из пиратов, Весельчак У или Крыс, не утихают до сих пор. Их умение принимать облик других людей вызывало восхищение и некоторую опаску. А вдруг они сейчас среди нас? Это была наша любимая вечерня пугалка, когда мы собирались у костра на улице или сидели на лавочке, под черешней.

Одним из самых драматичных моментов фильма стала смерть робота Вертера:

После этого эпизода, весь следующий день мы ходили подавленные и без настроения. Да что там дети, у меня дедушка расхаживал по комнате, бормоча себе под нос: «Но как же так, он же робот, он умнее и сильнее их. Как он дал им обвести себя вокруг пальца?» Взрослые были расстроены не меньше детей, и потом, уже осенью, у нас был внеклассный урок, на котором мы говорили о фильме и высказывали свое отношение к смерти робота Вертера. Я уверен, что судьба этого персонажа вызвала такую реакцию, потому что его сильно очеловечили, причем сделали это не сразу, а постепенно, от кадра к кадру. Никто не будет переживать за сломанный пылесос, пусть даже очень умный, но все будут расстроены, если этот пылесос погибнет, осознавая, на что идет и ради кого.

Кстати говоря, если кто не знал, образ Вертера был скопирован из образа андроидов итальянского фильма «Война роботов», а журнал «Мир Фантастики» поставил робота Вертера на 4 место в списке «Самые-самые роботы».

Лазерный пистолет, из которого стрелял Весельчак У, был настолько популярен, что в СССР выпустили серию похожих игрушечных пистолетов. Правда, до Харькова эти игрушки так и не добрались, говорят их можно было купить только в Москве.

Странно, но в то время злодеи не вызывали ни у кого восхищения, как это часто происходит в наше время. Весельчак У и Крыс были корыстными, жадными и эгоистичными пиратами, не ведающими о том, что такое жалость, сострадание либо дружба. Мало кому они нравились, а девчонки так вообще их боялись и на моментах с пиратами закрывали глаза, спрашивая: «Ну что там, закончилось?»

Каждое появление пиратов в фильме подчеркивается отдельной музыкальной темой. Прошли десятилетия с момента выхода фильма, но стоит нам услышать буквально пару аккордов из этой темы, как тут же вспоминаются Весельчак У и Крыс.

В целом, на мой взгляд, фильм в первую очередь о дружбе, понимании и взаимопомощи. Ведь Коля был не один, ему и затем и Алисе помогал весь класс. Да, в то время такое отношение друг к другу было нормой. Я сам учился в 80-е и помню насколько дружным был наш класс.

Фильм очень душевный, в нем превосходная захватывающая атмосфера и великолепный сюжет. Единожды посмотрев - эту историю невозможно забыть. Лично я считаю этот фильм вершиной советского детского кинематографа. Хотя сейчас, когда мне далеко уже не шесть годиков, мне трудно назвать это фильм детским, скорее он рассчитан на все возраста и поколения. И сейчас, в 2019 году он не потерял своей актуальности. В фильме практически нет навязываемой идеологии, нет скучных ванильных истин, давно уже ставших пошлыми и бесполезными. Скорее в нем показано, как важно уметь вовремя прийти на помощь тем, кто в ней нуждается и что в любой, даже самой трудной ситуации, важно оставаться просто хорошим человеком и верным другом. А вот пираты Крыс и Весельчак У демонстрируют совершенно другой образ жизни, где балом правят выгода и эгоизм и где каждый сам за себя.

Сейчас для детей такие фильмы уже не снимают. Чтобы не навязывать и не читать с экрана пафосные избитые истины, а показывать на примере главных героев действительно важные вещи. Разучились, или просто не хотят такое снимать. Не верите? Ну посмотрите тогда: «Страна хороших деточек», «Сказка есть», «Приключения в тридесятом царстве», «Легенда острова Двид», «Тот еще Карлосон», «Дети против волшебников». Вот вы, взрослые люди, читающие этот текст, посмотрите сами эти фильмы, не в обзоре от BadComedian. А затем посмотрите «Гостья из будущего», и может быть вы сможете ответить мне на один простой вопрос: как мы могли так деградировать? Всего-то менее чем за 30 лет.

Слышу голос из прекрасного далека,Он зовет меня в чудесные края,Слышу голос, голос спрашивает строго -А сегодня что для завтра сделал я.

Отдельного упоминания стоит заглавная музыкальная тема и песня фильма «Прекрасное далеко». Все ее знали наизусть. После того, как она прозвучала первый раз, у нас все ребята стали гораздо охотнее посещать уроки пения. Эта песня – шедевр на все времена, ее слушали, слушают и будут слушать еще не одно десятилетие, а может быть и столетие. В ней есть и грусть, и надежда, и обещание чего-то лучшего, что должно вот-вот исполниться, и в то же время в ней слышится прощание по ушедшим навсегда временам.

Прекрасное далеко оказалось жестоким к актерам из фильма и даже к целой стране, в которой этот фильм был снят. Я не хочу сейчас писать том, как сложилась их судьба, это довольно грустно, и местами жестоко, но такова жизнь. Я думаю, что вы и сами сможете найти информацию если захотите.

Скажу только одно – как бы не сложилась судьба актеров, они всегда будут живы в наших сердцах, ведь это люди, подарившие нам самую настоящую фантастическую сказку, лучшую среди всего, что было снято в нашей стране.

Убить дракона

Лучшие советские фантастические фильмы, которые вы могли пропустить.Часть 3.

Вот уже много лет город, в который попадает странствующий рыцарь Ланцелот, находится под властью Дракона. Долг рыцаря — сразиться с жестоким узурпатором. Но Бургомистр отговаривает его от поединка, объясняя, что люди не могут жить без диктатора.

Жанр: притча, антиутопия, фэнтези, сказка, социальная сатира, фантасмагория.

Режиссер: Марк Захаров

Композитор: Георгий Гладков

Премьера фильма: 1988 г.

- КФ «Созвездие», приз «За выдающийся вклад в профессию» (Олег Янковский)- Приз Киноакадемии «Ника» за лучшую работу художника по костюмам (Наталья Монева), а также музыку к фильму (Геннадий Гладков)

Фильм снят по мотивам пьесы Евгения Шварца «Дракон».

Личные впечатления:

В комментариях к первой и второй частям этой статьи меня часто просили упомянуть фильм «Убить дракона». Я о нем не говорил поскольку это скорее философская притча, фантасмагория и сатира, чем фантастика. Но, поскольку все же здесь есть примесь фэнтези, то почему бы и не поговорить об этом фильме? Тем более, что лично я его очень люблю и обычно раз в год пересматриваю.

Фильм снят Марком Захаровым, если кто не знает – это он снял знаменитые «12 стульев», а музыку к фильму написал Георгий Гладков, тот самый человек, который писал музыку для «Бременских музыкантов», «Обыкновенное чудо», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви» и т.д. Сочетание таланта этих людей дало потрясающий результат в виде очень пронзительного атмосферного фильма, который никого не оставит равнодушным.

Подбор актеров просто потрясающий. Олег Янковский великолепно сыграл Дракона, причем, учите, что три головы дракона – это три разных личности в фильме. И Олег Янковский идеально вписался во все три образа. Подобное очень сложно сыграть.

Так, дискуссия у нас тут началась, придется уничтожать все гнездо

Александр Абдулов идеально воплотил на экране образ странствующего рыцаря Ланцелота, дальнего потомка по материнской линии знаменитого сэра Ланцелота. Ни гроша за мятущейся душой, вечные сомнения и скитания в поисках чудес, которое так и не случаются. Он был бы юродивым бомжом, не будь он рыцарем. Впрочем, одно другому не мешает. Ну и какой рыцарь может отказать в помощи попавшей в беду даме?

Вы умирали?Три раза, и каждый раз меня пытались убить именно те, кого я спасал. Вы не скажете, кого можно спасти в этом городе?

Ну и конечно, в фильме блистает бесподобный Евгений Леонов, играющий бургомистра города, в котором правит Дракон. Фактически он олицетворяет собой марионеточную власть, а чтобы избежать последствий, прикидывается сумасшедшим, при этом все прекрасно понимая.

Немного о себе. Общая мозговая и физическая недостаточность, раздвоение личности, постоянный бред, эротомания. Но при этом, бургомистр вольного города, избираюсь 17-й раз подряд, пожизненно

Шарлемань, архивариус, которого сыграл Вячеслав Тихонов, в кадре появляется не так уж часто, но каждый раз это знаковые моменты фильма, а фразы, которые он произносит давно уже ушли в народ. Это мой любимый персонаж в фильме, его молчание и короткие фразы говорят больше, чем может сказать любой искусный оратор.

Единственный способ избавиться от Дракона - это иметь своего собственного

Я никогда не был фанатом таланта Александры Захаровой, но в этом фильме она очень хорошо сыграла роль Эльзы, дочери архивариуса, отданной в жертву Дракону. Сыграла так, что сразу веришь в то, что ради нее Ланцелот согласился бы сразиться с Драконом.

Этот фильм - пример очень редкого идеального сочетания режиссера, композитора и хорошо подобранных талантливых актеров. Все вместе они создают невероятную, запоминающуюся атмосферу. Начав смотреть, оторваться просто невозможно, здесь важен каждый кадр и каждое сказанное и, тем более, не сказанное слово.

Вначале кажется, что смотришь простое незатейливое фэнтези с элементами юмора, но уже спустя полчаса, даже меньше, понимаешь, что это очень серьезный фильм, поднимающий весьма непростые вопросы. Что такое свобода и нужна ли она человеку? Как лучше жить, под пятой Дракона, когда за тебя все уже давно решено, или может быть лучше самому принимать решения и управлять своей жизнью? Даже сам Ланцелот сомневается, что же лучше.

Дракон пытается доказать Ланцелоту, что установленные им в городе порядки идут на благо людям. Они привыкли к установленным правилам, и, если нарушить привычный для них порядок вещей, их реакция будет непредсказуема. Это выбьет у них почву из-под ног. Недаром диалог Дракона и Ланцелота о свободе стал самым запоминающимся моментом из фильма.

Режиссеру в каком-то смысле повезло, что все это снималось ближе к развалу СССР, иначе цензура подобный фильм не пропустила бы. Уж слишком явные параллели.

Удивительно, но единственные, кто точно знал, к чему все это приведет – это сам рыцарь Ланцелот и Дракон, но они уже стали заложниками обстоятельств и сражение было неизбежным. А вот если вы хотите узнать, кто из них победил и к чему это привело – советую вам посмотреть этот фильм. У каждой медали две стороны.

Подземелье ведьм

Лучшие советские фантастические фильмы, которые вы могли пропустить.Часть 3.

В далеком будущем экспедиция исследователей космоса высаживается на планету Эвур (Эволюционный урод), пригодную для жизни. Однако, процессы эволюции жизни на планете проходят странным образом. Здесь млекопитающие, динозавры, приматы и люди эпохи каменного века соседствуют в одном времени.

Жанр: фантастика.

Режиссер: Юрий Мороз

Сценарий: Кир Булычев

Композитор: Максим Дунаевский

Премьера фильма: 1990 г.

Фильм снят по одноименной повести Кира Булычева.

Личные впечатления:

Хочется сразу отметить несколько крупных планов огромного космического корабля, показанные в начале фильма. Для фантастики СССР это было нетипично, тем более, что для масштаба показали космический шаттл на двух человек, прибывающий на материнский корабль. Это, конечно же, не уровень Звездных войн, но за старания и попытки в условиях общего дефицита 90-х годов хоть как-то показать масштаб происходящего режиссеру стоит сказать спасибо. Подземелье ведьм – это одно из самых «взрослых» произведений Кира Булычева, рассчитанное как минимум на аудиторию 16+. Экранизация подобного произведения сама по себе необычна, потому, что в СССР было принято считать Кира Булычева исключительно детским и подростковым писателем.

Немного необычно уже то, что красной нитью через весь фильм проходит история любви земного инспектора Андрея Брюса и Биллегурри (Белогурочка), дочери вождя племени аборигенов, обитающих на планете Эвур. Причем это не легкая детская-подростковая влюбленность, а настоящие чувства.

Сам фильм, по своей сути является чистой научной фантастикой о первом контакте человека с иной цивилизацией, и речь здесь не только о дикарях, живущих на планете. Но при этом в фильме ощущается легкий налет фэнтези и мистики. По декорациям, костюмам, прическам и манере съемки фильм сильно напоминает западные фильмы того времени. Впрочем, ему это пошло только на пользу, а сам режиссер никогда не скрывал, что вдохновлялся работами коллег из США.

Мне этот фильм всегда неуловимо напоминал Конана-Варвара 1982 года, с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Особенно когда я увидел костюмы племени Октин-Хаша, а также дизайн стальных мечей, одежды ведьм и т.д.

Лучшие советские фантастические фильмы, которые вы могли пропустить.Часть 3.

Сюжет у фильма интересный, достаточно простой и понятный, с налетом романтики и приключений. Фильм отчасти можно назвать вариацией на тему «Трудно быть Богом», поскольку в нем показаны последствия вмешательства современных технологий в чужую примитивную культуру. Казалось бы, стальной меч, для нас это уже архаика. Но что случится, если он попадет в руки людей, еще не открывших железо?

Лучшие советские фантастические фильмы, которые вы могли пропустить.Часть 3.

На примере племени Октин-Хаша показано, к каким именно последствиям это может привести. Стальной меч в руках кочевников-завоевателей может превратить обычное племя в непобедимую силу, сминающую все на своем пути. Дмитрий Певцов идеально воплотил на экране образ главного злодея – Октин-Хаша, вождя одноименного племени. Ему удалось показать, что этот персонаж не совсем обычный злодей. Скорее он дитя своего времени, в котором преобладают первобытные, звериные инстинкты, позволяющие ему выжить в опасном мире. Стальной меч делает его опасным для всего мира. В некоторой степени это простое на первый взгляд оружие для их мира является аналогом ядерной бомбы, способной уничтожить весь разумный вид. Октин-Хаш вызывает неприязнь и в то же время сочувствие. Для меня это самый сильный и запоминающийся персонаж в фильме.Скажу даже больше, если изобрести машину времени, отправиться в наше прошлое, когда мы все еще были отсталыми кочевниками и дать кому-то в руки стальные мечи, то очень быстро на Земле появился бы свой Октин-Хаш.

Сергей Жигунов хорошо подошел на роль современного человека, вынужденного стать искателем приключений в отсталом мире. Честный, сильный, благородный – разве мог он оставить в беде товарища и племя, которому грозит уничтожение? Очень простой и в то же время яркий образ, который не каждому дано воплотить на экране. И Сергей Жигунову, на мой взгляд, это удалось в полной мере. Эта роль словно написана специально для него.

Николай Караченцов, играющий в фильме Жана Лемонта, этнографа и переводчика, на экране появляется меньше остальных героев, но роль у него серьезная и запоминающаяся. Возможно, кто-то другой ограничился бы рамками роли, но Караченцов благодаря своему таланту смог создать яркий и запоминающийся образ.

Фактически на этих троих актерах и держится весь фильм. Но здесь нельзя не отметить хорошую актерскую игру Марины Левтовой, которой досталась роль Белогурочки. Она одна воплощает в себе иное направление развития цивилизации на планете. Если в Октин-Хаше преобладают дикие инстинкты, то Белогурочка - это воплощение эволюции разума и чувств. И благодаря чужому вмешательству они оба переломаны и сбиты с пути, предопределенного эволюцией.

А еще в фильме показано, что при желании культуры разных эпох могут найти общие точки соприкосновения и наладить диалог.

Единственное, что мне показалось пошлым и неуместным в фильме – финальная песня «Я и ты», которую исполняет Маша Распутина. Я ничего не имею против ее таланта, но она исполняет ее в привычной кабацкой манере, что полностью рушит всю атмосферу. Песня вообще не попадает в тему фильма.

Доминус

Лучшие советские фантастические фильмы, которые вы могли пропустить.Часть 3.

«Хозяин» (по рассказу Рэя Брэдбери «Коса») — притча о человеке, труд которого приносит горе другим людям. Человек просто косит траву, а где-то миллионы людей гибнут под бомбежками и в концлагерях, таким образом перед героем по существу стоит дилемма: спасать своих детей от голода или убивать ни в чем неповинных людей…

«Чертово колесо» (по одноименному рассказу Рэя Брэдбери). Крутится чертово колесо, но крутится не так как обычно, а назад, и вот с каждым оборотом хозяин аттракциона теряет год жизни, превращаясь в мальчишку, который может проникнуть туда, куда не пустят взрослого…

Жанр: фантастика, мистика, притча.

Режиссеры: Александр Хван и Марина Цурцумия

Премьера фильма: 1990

Личные впечатления:

Это далеко не самый известный фантастический фильм, снятый в СССР. Мне здесь понравилась только новелла «Хозяин», экранизация известного рассказа Рэя Брэдбери «Коса». Картинка очень плохая, я не знаю почему так, возможно из-за проблем с финансированием, но сейчас камера бюджетного телефона за 500 рублей снимает лучше, чем был снят «Хозяин». Но при всех своих недостатках – это очень хорошая и точная экранизация рассказа. Фильм буквально пропитан атмосферой тревоги, которая постепенно овладевает главным героем. Чем больше он косит, тем больше понимает, что это не простая коса и не простая пшеница. Вначале он не верит, но постепенно убеждается в своей правоте. Но в тот момент, когда он хочет все бросить и сбежать – его ставят перед невозможным выбором. А затем становится еще хуже, и еще. Потому что всегда должен быть тот, кто косит траву косой, на лезвии которой выгравировано: «Мой хозяин — хозяин мира».

Что касается второй новеллы «Чертово колесо», то мне кажется, что режиссеру не удалось передать атмосферу оригинального рассказа. В его исполнении вся история превратилась в банальную мистическую пугалку. Кроме того, местами вообще непонятно, что этим хотел показать режиссер, или что хотели сказать сценаристы. Нагромождение символов и образов, которые в рассказе имеют значение и расшифровку, а тут добавлены для атмосферы, не более.

Если все-таки соберетесь посмотреть, то наиболее качественный вариант фильма я нашел на Megogo. На Ютубе смотреть вообще невозможно, там картинка утопает в пикселях и разводах. ВОЗМОЖНО получится найти в еще лучшем качестве на просторах трекеров, где-то среди старых раздач. Где этот фильм можно было бы купить официально, да еще и на диске, я не нашел.

Третья планета

Лучшие советские фантастические фильмы, которые вы могли пропустить.Часть 3.

Антон в отчаянии. Его пятнадцатилетнюю дочь Алену, страдающую тяжелым и, видимо, неизлечимым недугом, в очередной раз без улучшений выписывают теперь уже из заграничной клиники. Надо возвращаться домой и попытать счастья в зоне — так называется место, где много лет назад произошла атомная катастрофа. Теперь там живут люди-мутанты. Они — сверхцелители, на них — последняя надежда…

Жанр: фантастика, антиутопия, драма

Режиссер: Александр Рогожкин

Премьера фильма: 1990 г.

Личные впечатления:

В обсуждениях некоторые люди часто называют этот фильм «правильным Сталкером». Отчасти это так, но лишь отчасти. Самое важное отличие фильма – это то, что у главного героя есть сильная мотивация пойти в Зону. Он не блаженный, не юродивый, высшие силы не подсказывают ему кого туда водить, а кого нет, он просто отец, который хочет вылечить дочь. Все, точка. Ради этого он готов ухватиться даже за призрачный шанс найти мутантов-целителей в опасной радиоактивной Зоне. Причем ему в целом наплевать на саму Зону, ее загадки, философию, мистику и даже на самих мутантов. Он просто хочет спасти дочь. Вот в этом моменте фильм сильно выигрывает у «Сталкера», у героев которого, скажем так, далеко не самая сильная мотивация для похода в Зону.

Второй важный момент – это то, как в фильме показана Зона. Это реально странное, пугающее и опасное место. Камешки и болтики здесь кидаются не просто так. Кроме того здесь много моментов необычных перемещений, герои плывут по холодной воде через снег, а приплывают в лето и зелень, спускаются через люк в подземный ход, а выходят из него на корабле у причала. Современный зритель, к сожалению, сам думать отвык, поэтому часто можно встретить вот такие комментарии:

Лучшие советские фантастические фильмы, которые вы могли пропустить.Часть 3.

Современному зрителю, к сожалению, для понимания нужно перед подземным ходом ставить табличку «ВОЛШЕБНЫЙ ПОДЗЕМНЫЙ ХОД, ВЕДУЩИЙ ПРЯМО НА КОРАБЛЬ У ГОРОДСКОГО ПРИЧАЛА». Причем желательно, пока герои идут, чтобы они минуту экранного времени задвигали что-то очень научное, типа «Ну понимаешь, просто здесь повсюду разбросаны так называемые «кротовые норы», способные мгновенно соединить две точки пространства». Ну или пойдет и волшебное объяснение: «Древний маг оставил для себя здесь быстрые переходы, вот ими мы и воспользуемся». На самом деле в фильме «Третья планета» таким образом показано, насколько необычным местом стала Зона. Речь может идти о неизвестных науке искривлениях пространства, многомерном пространстве, вложенности, ну или тех самых «кротовых норах». Но почему-то современному зрителю нужны таблички с пояснениями. Хотя уже по первому переходу из зимы и льда в лето и зелень, можно было кое-что понять.

Лучшие советские фантастические фильмы, которые вы могли пропустить.Часть 3.

По мере продвижения вглубь Зоны герои изредка сталкиваются с ее обитателями, которое не очень-то рады чужому вниманию. Местные жители в высшей степени странные, пугающие и чуждые обычному человеку. Но, вопреки всем опасениям, они не стремятся навредить, скорее наоборот, помогают, сдерживая неясные угрозы. Режиссеру в полной мере удалось создать тревожную атмосферу населенной заброшенности, а также показать насколько могут отличаться обычный человек и мутант, обладающий непонятными способностями. Но в то же время, сюжет фильма демонстрирует, что люди и мутанты вполне способны понять друг друга. И все, что им мешает – страх.

Один из главных вопросов фильма – готово ли человечество к Зоне? Готово ли оно к такому явлению, как мутанты, обладающие необычными силами, от дара исцеления до телекинеза, невидимости и сверхвысокого IQ. Автор сценария убедительно показал что нет, не готово. И я с ним согласен, так было в 1991 году и к 2019 ничего не изменилось. Разинув рты, мы смотрим фильмы о Супермене, Флэше, Человеке-Пауке и еще куче людей, обладающих необычными силами. Но мы готовы их терпеть до тех, пока они находятся по ту сторону экрана. А стоит такому появиться бок о бок рядом с нами – и мы разорвем его на клочки. Кто-то захочет волшебные органы, якобы дарующие вечную молодость, кто-то убьет мутанта во имя какого-то Бога, а кто-то - просто чтобы устранить потенциальную угрозу сложившемуся строю. Именно поэтому, если кто-то чем-то и обладает, то он не спешит поразить весь мир своими способностями. Даже несмотря на более чем внушительный приз для первого человека, который продемонстрирует экстрасенсорные возможности. Никто не хочет ставить под удар себя, свою семью и уж тем более никто не хочет войти в историю, как человек, открывший сезон охоты на ведьм.

Можно ли сравнить этот фильм со «Сталкером»? Нет, он сильно уступает по уровню съемки, проработке сценария, диалогам и мастерству артистов и т.д. Но при всех своих недостатках этот фильм является хорошей качественной фантастикой с легкой примесью мистики и ужасов.

Заклятие долины змей

Лучшие советские фантастические фильмы, которые вы могли пропустить.Часть 3.

Парижский антиквар Травен некогда выкрал из лаосского монастыря священную реликвию и манускрипт, гласивший, что в Долине Тысячи Змей хранится оружие, обладатель которого станет властелином мира.Проходит время, и Травен с польским ученым отправляются в экспедицию в Долину, не подозревая, что тайна манускрипта известна не только им…

Жанр: фантастика, приключения

Режиссер: Марек Пестрак

Композитор: Свен Грюнберг

Премьера фильма: 1987 г.

Личные впечатления:

Лично мне режиссер Марек Пестрак известен тем, что в свое время снял очень неплохой фильм “Дознание пилота Пиркса” по повести Станислава Лема. Я упоминал это фильм в предыдущих статьях. “Заклятие долины змей” - это смесь научной фантастики и приключенческого боевика в духе Индианы Джонса. Режиссер особо не скрывал, что вдохновлялся западными фильмами. В фильме даже есть сцена, в которой Травен поднимает амфору и из стен начинает литься вода, она один к одному копирует аналогичную сцену из фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега».

В 2002 году фильм вошёл в список десяти худших польских кинокартин. Я только не совсем понимаю, почему фильм 1987 года оценивали по меркам 2002 года… Как бы там ни было, а в 1987 году в СССР фильм был невероятно популярен, а в кинотеатры стояли очереди. Даже в области мы с отцом с трудом попали на премьеру фильма в местном кинотеатре, причем далеко не в числе первых.

Сценарий фильма написан по мотивам фантастической повести Роберта Стрэттона «Хобби доктора Травена». Фильм интригует с самого начала, стрельба из ручного пулемета, вертолеты, загадочные джунгли Индокитая, а еще - таинственный храм и странные монахи, оберегающие непонятную святыню. Завязка фильма выстроена так, чтобы с первых минут максимально заинтересовать зрителя.

Что касается актеров и персонажей, то во время выхода фильма и вчера, когда я его пересматривал, у меня много вопросов к специалисту по древним языкам, ученому Яну Тарнасу, которого играет Кшиштоф Кольбергер. По идее он воплощает в себе образ Индианы Джонса. Вот только если гениального ученого он сыграл великолепно, то сыграть искателя приключений у него не получилось. Я не знаю кто тут виноват, актер, или сценарий, но скорее второе, в фильме крайне мало сцен где персонаж Кшиштофа Кольбергера проявлял бы себя как отважный искатель приключений.

Лучшие советские фантастические фильмы, которые вы могли пропустить.Часть 3.

Зато с остальными персонажами все отлично, им отдали больше экранного времени, они явно лучше и детальнее прописаны в сценарии. Лучше всего в фильме смотрится Бернар Травен, которого играет Роман Вильгельми . Эдакий алчный мерзавец, охотящийся за сокровищами и властью. Очень цельный и запоминающийся персонаж. Не отстает от него и Ева Салацкая воплотившая на экране образ крайне настойчивой журналистки.

Фильм сейчас ругают за плохие спецэффекты, но в то время те же стреляющие лазеры были более чем хороши, как минимум не особо уступали Голливуду.

Лучшие советские фантастические фильмы, которые вы могли пропустить.Часть 3.

Фантастика в рассказе и в фильме очень годная, правда как-то так получилось, что в оригинальном рассказе фантастики больше и она более понятна. В фильме тема до конца не раскрыта. Как бы там ни было - это очень неплохая вариация на тему шкатулки Пандоры, а также испытания властью и могуществом.

В целом лично мне фильм понравился и тогда и сейчас. Да, он по детски-наивен и не претендует на что-то серьезное, уровня “Сталкера”, “Доминуса” или “Третьей планеты” но это не делает его менее интересным. Отличная приключенческая фантастика с элементами мистики и ужасов.

Послесловие

На этом я заканчиваю третью часть своей статьи о лучших Советских фантастических фильмах. Изначально здесь должно было быть 10 фильмов, но уместить получилось только 6 лучших, уж слишком большой объем текста получается. писать четвертую часть я ПОКА не планирую, хотя три фильма для нее уже есть. если найду еще 3-4 хороших фильмов - значит напишу.

На данный момент в ближайших планах статья по лучшим фантастическим мультфильмам и мультсериалам.

(с) Дмитрий Загривый aka ДитрумСпециально для Goha.ru29.01.19