Super Mario Odyssey [Switch]

Kurona

Кто мог подумать, что в 2017 году за звание главной игры года всерьез будут соревноваться 2 игры от Nintendo? И не потому, что вышли они на новой консоли или просто являются продолжением известных игровых сериалов. А из-за рискованных шагов, которые предприняли разработчики, чтобы сделать по-настоящему крутые и запоминающиеся проекты. Заново переработали все формулы, и выпустили в итоге хит, которому не стыдно с чистой совестью ставить 10 из 10 и рекомендовать купить ради него Nintendo Switch. Первой такой игрой была The Legend of Zelda: Breath of the Wild. Второй стала Super Mario Odyssey. Возможно, одна из лучших игр последних 5 лет.

Удивляет после знакомства с игрой в первую очередь то, что разработчики не постеснялись заново пересобрать игровую формулу, предлагая платформер, который играется и ощущается не так, как его предшественники. Именно в этом главная отличительная особенность данной игры — она не похожа на все Super Mario, которые мы видели раньше (включая 3D вариации, в том числе и для Nintendo 64), но при этом создается впечатление, что ты играешь в хорошо знакомый проект. Такой, где все понятно сразу и нет необходимости учиться что-то делать специально, ведь все лежит на поверхности, но обладает значительной глубиной. И в котором очень приятно разбираться, открывая новые возможности.


Super Mario Odyssey – ода чистому геймплею. Но и без сюжета игру не оставили, хотя он и похож по содержанию скорее на классический мультфильм для дошкольной аудитории. Боузер решил жениться на Принцессе Пич и уничтожил любимую кепку Марио, забросив последнего в страну говорящих шляп. Принцессе же подарил диадему, которая тоже является живой жительницей этой страны. Поэтому Марио вместе со своим новым союзником, превращающейся шляпой Каппи, будут пытаться спасти Пич и заодно все королевства, которые страдают под гнетом Боузера и его подручных.

Сюжетная линия нужна лишь для того, чтобы дать классическую для серии мотивацию (спасаем принцессу, как и сотни раз до этого) и объяснить, почему Марио путешествует по миру в огромной механической летающей шляпе. Которая и называется Odyssey, давая название всей игре. Корабль быстро несет нас навстречу приключениям, а говорящая и превращающаяся во что угодно шляпа-помощник помогают сделать так, чтобы эти приключения были нам по плечу.


Главной ее особенностью является то, что когда вы бросаете шляпу в сторону объекта или существа, то первые она активирует, а вторые — захватывает. Почти всех живых существ, кроме NPC, мелких противников и боссов, можно подчинить своей воле и использовать в своих целях. При этом Марио сам становится тем, на кого была наброшена шляпа, а существо получает роскошные усы и может пользоваться своими ключевыми особенностями.

Так, в самом начале игры нам нужно запрыгнуть на очень высокие поверхности. И для этого логично набросить шляпу на лягушку, даровав ей «усы могущества» и с ее помощью легко перепрыгнуть все препятствия, чтобы добраться до следующей игровой локации. Подчинять можно бомбы с ракетами, чтобы взрывать препятствия. Големов в солнцезащитных очках, чтобы пользоваться их особыми свойствами. Даже тиранозавра! Без спойлеров сложно рассказать обо всем, что вы можете делать, но если вам не чужда жажда экспериментирования, то вы получите огромное количество ярких впечатлений, когда будете пробовать поиграть за каждое встреченное вам фантастическое существо.


Приятно вот что — хотя многие игровые участки нужно проходить с помощью конкретных существ, зачастую есть возможность преодолеть препятствие без их помощи. Секретный проход, тайная комната, паззл из прыжков или возможность использовать разных существ для достижения одной цели (например, вы можете прыгнуть через пропасть с помощью лягушки, перелететь ракетой, выведать секретный мостик или взобраться на нужное место с другой стороны) дадут вам повод исследовать каждую зону досконально.

Локации в игре огромные и на каждой из них можно провести от пары десятков минут, которых достаточно для прохождения по сюжету, до нескольких часов. Более того, вам неоднократно захочется вернуться, чтобы открыть все секреты, забраться в самые укромные уголки и победить всех, кого только можно. Вы столкнетесь с сотнями разных головоломок и даже будете вынуждены много раз сыграть в «классического 2D-Марио». Без использования новых возможностей, словно вы вернулись во времена NES (или Денди, если вам этот клон знаменитой консоли знаком лучше).


Способностей у самого Марио множество. Им посвящено очень много места в гайде по управлению, причем все они, кроме базовых, требуют сноровки в обращении. Задействованы не просто кнопки и комбинации на геймпаде, но и управление движением — чтобы подбросить шляпу и сбить что-то наверху, нужно резко дернуть геймпадом. Или раскачивать из стороны в сторону, чтобы отбиться от большого числа врагов. Тройной прыжок, возможность запрыгнуть на свою же шляпу и использовать ее как трамплин, высокий прыжок сразу после сильного удара об землю — это только базовые приемы, которым придется научиться. Но стоит сказать, что SMO оказалась первой игрой, в которую куда удобнее играть с помощью JoyCon’ов, а не Pro-контроллера, потому что одно дело использовать motion-действия, водя запястьем, и совсем другое, когда нужно трясти большой геймпад обеими руками.

Super Mario Odyssey всегда держит игрока в тонусе. Вокруг вас огромное количество возможностей, а вперед ведет не просто финальная цель в виде Принцессы, но и жажда наживы и получения новых вещей. Предметы здесь сугубо косметические, но в каждом мире есть магазин, который ими торгует — за универсальное золото и за монетки, которые можно собрать только в определенном мире. Золота в игре предостаточно, но если хочется получить не только костюм, но и предметы для украшения вашей каюты на Одиссее, то нужно будет серьезно потрудиться и узнать все секреты. Тогда вы сможете прикупить все, что продается в магазине. Других способов сделать это, даже за реальные деньги, просто нет — играйте много, и у вас будет полная коллекция.


У кого-то может сложиться ошибочное впечатление, что игра не заслуживает выставленной 10-ки, но это не так. Просто основная часть ее возможностей будет сродни спойлерам, которые испортят вам впечатление. Ведь куда приятнее найти какую-то механику и испытать ее первым, чем просто прочитать и потом сказать себе: «Я про это уже знаю, и понимаю, как все работает». SMO возвращает нас во времена, когда во главу угла ставился чистый геймплей, и делает это креативно, необычно и с легкостью, которой так не хватает современным играм. Поэтому эта игра заслуживает, на мой взгляд, называться «современной классикой». И является must-have проектом для всех без исключения обладателей Nintendo Switch. Да что там, эта игра заслуживает того, чтобы ради нее консоль покупать без каких-либо сомнений.

Super Mario Odyssey – прорыв для игровой серии о Марио, один из лучших платформеров за последние годы и потрясающая игра, заставляющая забыть о сне и отдыхе. А еще ее можно смело брать с собой в поездку, особенно если вы путешествуете не в одиночестве, иначе можете пропустить и остановку в транспорте, и свой рейс в самолете. Перед нами настоящий хитовый платформер нового поколения, который подойдет абсолютно любому геймеру и найдет поклонников среди любой аудитории. Марио, которого мы все ждали.