Total War: Warhammer

22720
46

Несмотря на то, что Shadow of the Horned Rat, одна из лучших стратегических игр по лицензии фентезийного Warhammer, имела оглушительный успех, другие попытки использовать этот мир в стратегиях были не так популярны, да и в целом к фентезийному Warhammer''у разработчики игр подходить не спешат, предпочитая делать проекты для разных платформ по лицензии Warhammer 40000. Но в любом случае большинству проектов, созданных под присмотром Games Workshop, все равно не хватало той самой эпичной масштабности, которая присуща миру Warhammer Fantasy, и поэтому новость о том, что создатели масштабных стратегий из серии Total War берутся за новую игру именно в этом сеттинге меня крайне заинтересовала.

Знакомство с Total War: Warhammer у меня состоялось на прошлогоднем ИгроМире, где нам удалось не только взять интервью у людей, которые создают эту игру, но и самим ее опробовать на стенде. Если вы помните, проект получил от нас тогда награды, а разработчики открыто говорили о том, что они придумали и как это собираются реализовать, и заодно давали нам самим ощутить всю эпичность будущего хита. Так что сомнений в правильности выбранного создателями игры пути у меня не было, и когда выпала возможность самому оценить уже дорелизную версию игры, я с удовольствием занялся этим.


Как и в случае со всеми проектами из серии Total War, уместить в рамках одного материала все, что разработчики подготовили для игроков, не представляется возможным — перед нами не какая-то созданная на коленке игра по лицензии и для мобильных платформ, а комплексная и продуманная стратегическая игра, которая стала для меня настоящим открытием. И, к слову, этот проект окончательно вытеснил с моего жесткого диска Shogun 2, чего так и не удалось сделать предыдущим частям Total War.

Игра предлагает на выбор 5 рас — Империю, Зеленокожих, Дворфов, Вампиров и Хаос (и Бретония доступна для сетевой игры и одиночных сражений). К сожалению, тех рас, которые предпочитаю я (Скэйвены и Древесные Эльфы) тут нет, так что для первой серьезной игровой сессии я предпочел остановиться на Вампирах. В конце-концов, у них прекрасные Костяные Драконы и армию проще всего пополнять, так как трупов после каждой битвы остается предостаточно, а значит скелеты с зомби в качестве основной ударной силы будут отлично себя показывать.




Каждая из доступных рас предлагает своих уникальных командиров, сюжетную линию с мотивацией, советников, они имеют разные итоговые цели достижения господства на карте и даже механика игры за, например, Хаос и тех же Вампиров отличается достаточно сильно. Поэтому интересно будет сыграть за всех и пройти каждую из предложенных игровых кампаний, что даст полное представление о возможностях каждой из сторон и поможет понять, чего именно от них ждать на поле боя.

Вампиры, к слову, отличаются тем, что могут призывать назад только что павших воинов с помощью заклинаний, благодаря чему на поле боя вы можете немного восстановить свои ряды и сильно спутать карты противникам. К тому же, у них очень много разменной пехоты, которая с легкостью восстанавливается буквально за 1-2 хода. И с самого начала у нас есть доступ к летучему отряду, способному потрепать нервы врагам или отвлечь его, пока мы перебрасываем основные силы. Но в тоже время с противовоздушной обороной дела у этой расы в начале игры обстоят далеко не лучшим образом, а по игровой механике захват территорий они могут осуществлять только у других вампиров и почти всех людских фракций, что не очень приятно, если вокруг вас в удачных местах живут, к примеру, Дворфы.




Начинается кампания с вводной миссии, которая выступает в роли туториала и сюжетного пролога к событиям, а дальше, когда основы понятны, нас оставляют наедине с огромным игровым миром, покорение которого занимает не один вечер.

Большая часть действия происходит на глобальной карте. Она разделена на регионы, над которыми мы будем устанавливать свое влияние, и в каждом регионе есть несколько городов, которые станут нашей подконтрольной территорией или же источником дохода. Хотя, возможно, занимающие эти города фракции смогут даже побыть нашими союзниками в будущих битвах, смотря как повезет и как мы договоримся.

У нас есть возможность улучшать конкретный город, застраивая его дополнительными зданиями и тем самым открывая доступ к новым юнитам. Но также в зависимости от захваченных городов в регионе мы улучшаем и наше благосостояние, а это тоже дает доступ к еще большему количеству интересных возможностей. Кроме того, мы прокачиваем большое дерево умений для всей расы, пополняя свою копилку возможностей новыми техниками — у вампиров можно, к примеру, изучить каннибализм и другие приятные для расы вещи, которые позволят нашим мертвым войскам переходить из одного сражения в другое.


Кроме того, наши войска получают опыт и растут в уровнях, а наш герой или герои тоже становятся все мощнее и мощнее с каждой проведенной удачно битвой и выполненным квестом. Изначально возможности героя невелики, хотя он и может уничтожить в одиночку армию небольшого размера (если ему повезет в бою, конечно). Но с открытием новых возможностей, пассивных умений и заклинаний (которые разделены на несколько разных школ и дают разные бонусы — например, могут поднимать только что упавших юнитов для пополнения войск прямо в бою или заставлять разлагаться войска врагов, нанося огромный урон той же пехоте или лучникам), а также экипировкой артефактов они превращаются в настоящий кошмар для всех войск противника. И противостоять им на равных могут разве что вражеские герои или специально натравленные на них войска, которые помешают вашему герою проявить себя во всей красе на поле боя.

Самое же интересное в игре происходит в сражениях. Каждое из них, будь то битва в чистом поле, где сходятся 2 небольшие армии, или полномасштабные сражения в стенах города или в подземных чертогах Дворфов выглядит и ощущается крайне эпичным. Причем часто происходят ситуации, когда вы с трудом сражаетесь под стенами какого-то города-крепости, пробиваетесь через ворота с огромными потерями на улочки города, ваши войска растекаются по закоулкам и устраивают резню. В конце-концов вы собираете остатки потрепанных вояк на городской площади, идете штурмом на последние войска врагов, и тут они призывают огромное нечто (в зависимости от расы это может быть, к примеру, демон или огр) и начинается бойня. Из которой сложно выйти победителем просто потому, что ты зажат в стенах города, пространства для маневра нет, а вражеский герой тут же подключается к бою и начинает рубить всех, кто не успел убежать от того же гигантского паука. И поскольку подобное развитие ситуации не редкость, и слепо послать войска в атаку можно только если вам совсем не нужен результат, то в итоге каждое сражение выливается в сложную тактическую головоломку, зато после удачного его завершения хочется пожать себе руку. И чувство победы особенно приятно.


Между сражениями можно поиграть в дипломата и договориться с другими расами, чтобы пойти вместе войной на кого-то, заключить мир или временное перемирие, обеспечить себе приток ресурсов или даже надавить на более слабого противника, дав ему иллюзию мира за ощутимые средства. А можно просто закрыться в своей провинции, собрать силы и тогда уже пойти на захват других регионов, но не размениваться на мелкие битвы, а устраивать осады городов и запирать противников с помощью дипломатии, подкупа рас и своих войск на их территориях, чтобы накопить силы и тогда уже снести их наверняка, без ощутимых потерь.

Вообще, в какой-то момент становится понятно, что игра «без потерь» является тут основным приоритетом. Потому что неожиданно обнаруживается нехватка экономической глубины в развитии вашей расы и для победы нельзя просто расслабиться и играть в свое удовольствие, а нужно создавать на карте постоянное давление на другие расы и стараться всеми силами выигрывать все, что только можно. Иначе даже одно поражение или существенная потеря ваших войск сможет выбить вас из лидеров на последние места на мировой арене, что чревато еще более серьезными потерями, так как другие расы вряд ли станут бояться вас в этом случае и поддерживать мир со слабым союзником тоже никому не выгодно.




Из-за некоторой ограниченности игровых механик, так как здесь нет сложной системы тех же браков и наследования из Сёгуна, вся игра становится направленной на боевые действия. Вам необходимо сражаться, чтобы продвинуться дальше, получить больше ресурсов и опыта, а потом сражаться еще и еще, чтобы удерживать свой вес, свое влияние и свои амбиции на должном уровне. Игра разгоняется медленно, но затем уже летите вперед со скоростью выпущенной из спортивного лука стрелы, и серьезная ошибка может стать тем коленом, попав в которое стрела эта выведет вас из строя. И тем не менее, пока она летит, никакого желания останавливаться и ставить игру на паузу у вас просто не возникнет.

Кроме кампании игра предлагает одиночные сражения, что позволит вам изучить каждую из представленных рас без необходимости проходить всю сюжетную линию. Если вы не хотите медленно развивать империю, а сразу же желаете опробовать самые крутые юниты каждой из сторон и погрузиться в битву, то это ваш выбор.


Многопользовательская игра тоже состоит из кампаний (похожих на те, что мы видели в Цивилизации, с медленным развитием и достаточно спокойным до поры геймплеем) и сражения, где можно столкнуть лбами две армии с вашими друзьями, выяснив отношения любимых вами рас.

В Creative Assembly сделали то, что обещали — Total War: Warhammer очень хорошо передает дух мира Боевого Молота, использует знакомые многим расы и образы, предлагает эпические сражения и помогает стать участником по-настоящему масштабных битв. Одного этого уже хватит для того, чтобы все фанаты Warhammer Fantasy с удовольствием рубились в игру ночи напролет. И пусть вас не смущает то, что экономическая часть недостаточно глубока и вы оказываетесь ограничены в дипломатическом плане — в конце-концов, этот мир всегда славился совершенно другим. Если вы ждете эпика, ярких сражений и возможности столкнуть лбами Орков и Хаос, то этого в Total War: Warhammer хватает. В конце-концов, это лучшая реализация фентезийного Warhammer''а на сегодняшний день.