Ведьмы не из Блэр

Охота на ведьм по-американски

Lord Mosquiton

Совсем скоро, в конце августа, должен состояться релиз игры Blair Witch, основанной на первом фильме франшизы «Ведьма из Блэр» и являющейся его сиквелом.

Действие игры разворачивается в 1996 году, через два года после событий фильма. Маленький мальчик пропадает без вести в лесу Черных холмов в городе Беркитсвиль, штат Мэриленд. Главный герой Эллис, бывший полицейский, подключается к поискам ребенка. Но вскоре обычное расследование превращается в кошмар, и главному герою приходится противостоять таинственной ведьме из Блэр.

Вопрос о том, является ли история ведьмы из Блэр выдумкой до сих пор вызывает жаркие споры. Рекламные материалы к фильму 1999 года были сделаны таким образом, чтобы подчеркнуть, что эта история произошла в действительности. Было объявлено, что в лесах штата Мэриленд обнаружена пленка, отснятая пропавшими студентами, из которой и смонтирован фильм.

Легенда, которая легла в основу этой истории, гласит, что все началось с женщины по имени Элли Кедвард, ирландской иммигрантки, которая прибыла в Америку в 1785 году. Странные происшествия начали происходить вскоре после того, как она переехала в город Блэр, ныне известный как Беркитсвиль, штат Мэриленд. Некоторые жители стали замечать, что их дети пропадали и вскоре возвращались с отметинами на теле. Они рассказывали истории о женщине, которая уводила их в укромное место, где проводила странные и жуткие ритуалы, забирая у них кровь. Позже жители города стали подозревать, что Элли Кедвард, недавно переехавшая в Блэр, была ведьмой. Ее судили и обвинили в колдовстве, а затем изгнали из города в лес Черных холмов. Так как зима стояла особенно холодная, считалось что Кедвард умерла.

Но к середине зимы следующего года все обвинители Элли Кедвард и половина детей деревни пропали без вести. Опасаясь проклятья, жители покинули это место.

В 1824 году на месте деревни Блэр основывается город Беркитсвиль. С тех пор в городе стали периодически без вести пропадать дети. А в 1941 году человек по имени Растин Парр совершил ритуальное убийство семерых детей под воздействием "духа ведьмы".

История о ведьме из Блэр считается одним из городских мифов, и скорее всего, была выдумана создателями фильма. Но она все-таки имеет под собой реальную основу.

Английские колонисты, прибывшие в Вирджинию в 1607 году, верили в реальность колдовства еще до того, как ступили на североамериканскую землю. Как и у большинства европейцев того времени, их вера имела глубокие корни, и они воспринимали мир природы как место, в котором действуют сверхъестественные силы. Ведьмы и колдовство были частью английской жизни на протяжении веков, а в 1542 году парламент принял закон, криминализующий практику колдовства. Потому мужчины и женщины, поселившиеся в английских колониях в Америке, считали колдовство реальным и наказуемым преступлением.

Свою роль сыграло и то, что большинство прибывших в Америку английских поселенцев были пуританами, радикальными протестантами. Представление тогдашних пуритан о том, что угроза исходит именно от ведьм было связано с убеждением, что женщины легче поддаются влиянию дьявола, чем мужчины, и что они более похотливы.

Пожалуй, самым известным эпизодом охоты на ведьм на Американском континенте стал процесс над салемскими ведьмами. В 1692 году в новоанглийском городе Салем по обвинению в колдовстве было повешено 14 женщин и 5 мужчин, один мужчина был забит камнями и около 200 человек заключено в тюрьму. По словам одного из создателей фильма «Ведьма из Блэр», эта история произвела на него огромное впечатление.

Однако инцидент в Салеме был не первым и не единственным случаем охоты на ведьм в колониальной Америке. Существовали и другие случаи массовой истерии и отдельных обвинений в колдовстве.

Так, в Мэриленде, где проходит действие "Ведьмы из Блэр", историки документировали как минимум 12 случаев преследования людей по обвинению в колдовстве в 1600-х и начале 1700-х годов.

Два самых ранних случая колдовства в штате Мэриленд связаны с казнями на судах, направляющихся в Новый Свет из Англии. После того как один из кораблей, идущих в 1654 году из Англии в Мэриленд попал в шторм, среди его пассажиров распространился слух, что это были проделки ведьмы. В колдовстве обвинили пожилую женщину по имени Мэри Ли. При осмотре матросы обнаружили у нее на теле отметину, которая была признана знаком дьявола, что автоматически доказывало ее виновность.

Она была приговорена к смертной казни через повешение до того, как корабль пришвартовался в Мэриленде, «в целости и сохранности и без ведьмы на борту», как говорилось в письменных отчетах.

Во второй казни на судне участвовал прадед Джорджа Вашингтона, Джон Вашингтон. Он обвинил в 1659 году судовладельца Эдварда Прескотта в том, что он повесил Элизабет Ричардсон как ведьму. Прескотт признал повешение на суде, но был оправдан после того, как сказал, что за это ответственен капитан корабля.

Еще одна известная история о колдовстве в Мэриленде, связана с казнью Ребекки Фаулер. Она иммигрировала из Англии в Мэриленд в 1656 году. Ребекку обвинили в колдовстве, когда один из ее слуг, человек по имени Фрэнсис Сэндсбери, сообщил властям, что страдает от различных болезней и травм. Он считал, что Ребекка прокляла его, и 30 сентября 1685 года она была арестована и предана суду.

Суд обвинил ее в том, что она была совращена дьяволом и занималась колдовством. Не было никаких доказательств того, что она практиковала какие-либо ритуалы, связанные с колдовством, но, видимо, суд и присяжные сочли историю Фрэнсиса очень убедительной. Хотя Ребекка отказалась признать свою вину, она была признана виновной двенадцатью присяжными, и суд постановил, что ее повесят.

В округе Сент-Мэри, в южной части Мэриленда, существует еще одна народная легенда, связанная с ведьмой. Перед зданием старой тюрьмы Леонардтауна, ныне ставшей музеем, находится 875-фунтовый валун, на котором отчетливо проглядывается отпечаток человеческой ладони.

Говорят, что женщина по имени Молли Дайер была обвинена в колдовстве и изгнана из дома в самую холодную ночь в году. История гласит, что она умерла от холода и была найдена с рукой, примерзшей к скале.

Последнее зарегистрированное судебное разбирательство по делу о колдовстве в Мэриленде состоялось в Аннаполисе в 1712 году. Тогда суд присяжных оправдал Виртю Виолл из округа Тэлбот за использование колдовства для нанесения вреда здоровью соседу.

Подобные процессы проходили в то время по всем английским колониям в Северной Америке.

Самым известным делом о ведьмах в колониальной Вирджинии является дело Грейс Шервуд. Ее сосед в 1698 году обвинил Шервуд в смерти своих свиней. Позже, в том же году, другой сосед заявил, что «Грейс пришла к нему ночью в виде черного кота».

Грейс Шервуд и ее муж Джеймс подали иски о клевете против обвинителей, но не выиграли ни одного дела. Слухи и обвинения продолжались до 1706 года, когда Шервуд предстала перед судом. После длительного расследования судьи решили применить испытание водой, чтобы определить ее вину или невиновность. Испытание заключалось в том, что обвиняемому связывали руки и ноги и бросали в водоем. Подсудимый, который утонул, считался невиновным, потому что вода - чистый элемент - приняла его; обвиняемый, который всплывал, признавался виновным. Шервуд не повезло, она всплыла. Ее осудили и заключили в тюрьму.

В 1648 году произошло первое в колониальной Америке зарегистрированное признание в колдовстве. Это случилось в Коннектикуте. Девушка по имени Мэри была служанкой, которую обвинили в краже. Городской глава допрашивал ее так усердно, что в итоге Мария включила в свой рассказ такие детали, как использование Сатаны в помощи с домашними делами, прелюбодеяние с мужчинами и Сатаной, и даже убийство ребенка. Интересно, что Мэри была осуждена не за убийство или прелюбодеяние, а признана виновной в колдовстве. Она была казнена в 1650 году.

В 1662 году обвинения в колдовстве в Коннектикуте достигли своего апогея. Все началось в марте, когда восьмилетняя Элизабет Келли умерла от неизвестных причин после посещения соседки, Айрис. Родители Элизабет обвинили Айрис в колдовстве. Последующие события привели к семи судебным процессам и четырем казням.

Вскоре после смерти Элизабет Келли у еще одной соседки, Энн Коул, начались приступы. Энн обвинила другую женщину, Ребекку Гринсмит. Муж Айрис присоединился к обвинению Ребекки в колдовстве, вероятно, в попытке отвлечь внимание от своей жены.

Ребекка полностью призналась в колдовстве, а также обвинила своего мужа, Айрис, и соседей Мэри Сэнфорд и Элизабет Сигер.

Ребекка и ее муж Натаниэль были подвергнуты испытанию водой. По-видимому, они не утонули, так как их позже судили, признали виновными в колдовстве и приговорили к повешению. Мэри Сэнфорд также закончила свои дни на виселице. После того, как Ребекку, Натаниэля и Мэри повесили, Энн Коул заявила, что ей стало легче.

Последнее судебное разбирательство по делу о колдовстве в американских колониях состоялось в 1730 году в Вирджинии. Судья обвинил женщину по имени Мэри в использовании магии для поиска потерянных предметов и сокровищ. Она была осуждена и избита палкой тридцать девять раз.

Хотя уголовное преследование "ведьм" к началу XIX века в Америке и Европе почти сошло на нет, вера людей в колдовство и магию не исчезла до сих пор, и, более того, даже стала частью массовой культуры.