ГоХаниме

[ГоХаниме] О гонениях на аниме в Санкт-Петербурге, популярности манги в России и судьбе наших отаку

К чему приведут попытки выпилить несовместимые со скрепами столпы японской культуры?

11972
28

Впервые в нашу страну аниме прокралось еще во времена расцвета СССР, однако пик популярности пришелся на рубеж веков. «Трансформеры», «Сейлор Мун», «Покемон», «Бродяга Кеншин», «Король-шаман», «Стальной Алхимик», «Наруто», «Евангелион», «Тетрадь смерти»… Многие юные зрители тогда и не знали про какое-то там аниме или мангу - мультики и мультики, даром что японские. На фоне успеха анимационных сериалов в середине нулевых была предпринята попытка срубить денег и на первоисточниках, обернувшаяся фиаско и клеймом для всех отечественных издательств (хотя преувеличивать репутационные потери все же не стоит).

С одной стороны, у тогдашних отаку зачастую не было денег, за сим приходилось клянчить их у родителей и экономить на завтраках, с другой же, было попросту глупо ввязываться разом в такое количество проектов с десятками томов, еще и не имея достаточных ресурсов, как это было с «Комикс-Арт». Нет, были и другие причины, например перенасыщение рынка нишевыми произведениями, которые издавались ради портфолио, чтобы зарекомендовать себя и получить доступ к крупным издательствам Японии, внутренние конфликты, попытки Роскомнадзора искоренить рисованную детскую порнографию и первые скандалы вокруг «Тетради смерти» (в 2013 году после самоубийства школьницы-отличницы даже были уничтожены остатки тиража манги). А ведь танкобоны поначалу выпускали десятками тысяч. Начали за здравие, а кончили за упокой.

Однако не будем погружаться слишком далеко в прошлое, иначе так можно и не вынырнуть потом в настоящее. Давно позади эпоха, когда приходилось караулить новые эпизоды на телеканалах или покупать диски, эпоха субтитров, гнусавых одноголосок и зацензуренных западных версий сериалов с переводом с английского. Даже фандаб, поднявший голову с развитием Интернета и пиратства, такими темпами станет в обозримом будущем лишь воспоминанием. Да, до уровня Японии или даже США по части обилия и доступности контента России еще далеко, и все же к услугам зрителей сразу два стриминговых сервиса, выпускающих аниме практически одновременно со Страной восходящего солнца и со вполне приличным переводом (пусть многих и коробит от самой мысли платить за просмотр), а сразу несколько крупных издательств выпускают мангу. Полный метр даже регулярно выпускают на большие экраны.

На полках отечественных отаку уже стоит «Тетрадь смерти», практически добита «Атака на титанов», достиг экватора «Стальной Алхимик», даже «Наруто» и «One Piece» в процессе, что уж говорить о «Моей геройской академии» и «Обещанной Нетландии». Хотя кое-что буксует, взять «Призрака в доспехах» и «Акиру», да и «Короля-шамана» и «Клинок, рассекающий демонов» лицензировать у нас пока не торопятся. А вот тиражи радуют: такое не снилось ни Брендону Сандерсону, ни Роберту Джордану, это уже уровень Стивена Кинга, Джорджа Мартина и Джона Толкина. С ранобэ все сложнее, но и здесь есть подвижки: серия Sword Art Online издана практически полностью, Re:Zero движется неплохими темпами, а там, глядишь, и до «Mushoku Tensei: Реинкарнации безработного» дело дойдет.

А вот с отношением к японской культуре в обществе все по-прежнему сложно. Традиция маргинализации манги и аниме возникла одновременно с ростом их популярности и доступности (помните, как вы собирали карточки с информацией о покемонах, а бабули у подъезда судачили о вызывающих припадки мультиках из Японии?). Куда проще в случае какого форс-мажора списать все на увлечение чуждой анимацией (на худой конец, на видеоигры), чем разбираться, куда смотрели родители, учителя и иже с ними. В самой идее оградить детей от взрослого контента нет ничего криминального, даже наоборот, однако многие чиновники, зачастую ни одного аниме в глаза не видевшие, развернули настоящую кампанию против инородной культуры. Вторят им и СМИ. И лишь одинокий в своей адекватности Сергей Боярский, ака Д’Артаньян, топит на «Наруто», за что ему спасибо. Ведь аниме - мультипликация, а значит, автоматически предназначено для детей. Что вы говорите, огромный пласт фильмов и сериалов на самые разные темы, часто с акцентом на простых человеческих ценностях? Ну да, конечно-конечно.

[ГоХаниме] О гонениях на аниме в Санкт-Петербурге, популярности манги в России и судьбе наших отаку

В сознании человека, с темой не знакомого, формируют простую мысль: в каждом аниме жестоко развращают детей, после чего те сводят счеты с жизнью. И тыкают в нос страшилками о «Тетради смерти». Ладно хоть до легендарного Миязаки Хаяо пока не добрались, хотя вот Синкаю Макото с его «Дитя погоды» стоит поостеречься, у компетентных органов явно возникнут вопросы к поведению главного героя. Большая часть запрещенки, несмотря на шутки о просмотре аниме по рекомендациям суда, - на самом деле та еще ерунда, чего уж там, но не всегда. Чаще всего достается при этом «Тетради смерти» и «Токийскому гулю», хотя недавно и до «Акиры» добрались, заодно обратив внимание на некоторую западную анимацию вроде «Легенд Смертельной битвы: Месть Скорпиона». При этом в тупик ставит выбранный подход.

Уже несколько месяцев прокуратура и районные суда Санкт-Петербурга регулярно рапортуют об успехах в ограждении детей и подростков от тлетворного влияния аниме с жестокостью, развратом и всяческими непотребствами, доходящими до «угрозы национальной безопасности в области культуры». Хорошо, закон есть закон, никто не спорит. Кое-что подросткам и правда показывать, наверно, не стоит (лично я считаю, что все эти опусы экспертов в жанре хоррор сильно преувеличены, и на психически здорового человека аниме влияния не окажет, не говоря уже о том, что запретить ребенку что-то посмотреть в наши дни физически невозможно, ограничения же лишь подстегнут интерес и познакомят с новыми тайтлами). Ладно бы блокировали пиратские сайты целиком, так ведь выпиливают по одной ссылке. Феноменальная эффективность на деньги налогоплательщиков. Даже судья во время первого (и единственного, транслировавшегося в прямом эфире) заседания признал подход неэффективным.

И это не единственная странность. Стоит заметить, что ключевой аргумент - отсутствие возрастной маркировки. ОК, так-то она даже на ресурсах с нелицензионным контентом была, возможно, не в том формате. Однако пираты давно уже спохватились и проставили 18+ по образцу сайтов с легальным контентом. Ах, да, привет Crunchyroll, живущему без возрастных меток вообще, даже в случае с вещами вроде «Re:Zero. Жизнь с нуля в альтернативном мире». Стриминговый сервис недавно имел дело с блокировкой со стороны Роскомнадзора, выйдя при этом сухим из воды. Зато «Военную хронику маленькой девочки» выпилил сам, едва зашел разговор о Следственном комитете (чем закончилось дело, история умалчивает). Дрессировка прошла успешно. И почему нельзя действовать через РКН, к чему вообще вся волокита и бюрократия с судами и заключениями экспертов?

При этом Объединенная пресс-служба судов Санкт-Петербурга разъяснила, что речь не идет о запрете сериалов как таковых, лишь конкретных ссылок. Логично, ведь так можно найти в Сети любой фильм, сериал, видеоигру или книгу с маркировкой 18+ и запретить, у пиратов найдется все. Вот только Роскомнадзор пришел к «КиноПоиску HD» и потребовал удалить из библиотеки «Токийского гуля», ибо это «информация, распространение которой в России запрещено» по решению суда. Вольная трактовка, так ведь поди докажи, что не верблюд. К практике ограничения доступа несовершеннолетних к определенному контенту не было бы вопросов при надлежащей организации вместо нынешнего фарса. Проблемы у подрастающего поколения в большинстве случаев отнюдь не от японской анимации, Эту бы энергию, да в мирных целях, занялись бы лучше образованием, здравоохранением, детским досугом (да, работа в этом направлении идет, так ведь нет предела совершенству). А для начала ограничили бы бесконтрольное размножение, введя сдачу экзамена и получение лицензии на продолжение рода.

И все же попытки очернения аниме как явления обречены в конечном итоге на провал, ибо воздействуют в основном на старшее поколение, иногда слишком зашоренное, чтобы разобраться в фактах. Продажи манги и оборот онлайн-кинотеатров красноречиво свидетельствуют о стабильном и возрастающем по мере расширения доступных тайтлов спросе. Даже фигурки в России теперь можно купить у официальных дистрибьюторов без колоссальной наценки, хотя тут еще есть куда расти. Так что прорвемся, а пока смотрите, читайте и наслаждайтесь, ибо таков наш путь ниндзя!

Иллюстрации: Madhouse/Shueisha | J. Clyne/WB | Pierrot/Shueisha

Другие публикации по теме
«Бонусный уровень» для KonoSuba: еще два эпизода аниме в виде OVA покажут в кинотеатрах и на Blu-ray весной
«Бонусный уровень» для KonoSuba: еще два эпизода аниме в виде OVA покажут в кинотеатрах и на Blu-ray весной
Третий сезон «KonoSuba: Да благословят боги сей расчудесный мир!» позади, ждете четвертый? А у Drive («Любовь Влады», «Узумаки») для вас «Бонусный уровень»! Смотрим тизер-трейлер.
12 декабря в 19:07
774
4
Форум
Стартовали предзаказы на великолепную фигурку Юно Гасай из "Дневников будущего"
Стартовали предзаказы на великолепную фигурку Юно Гасай из "Дневников будущего"
Широко известная в кругах людей культуры Light Team Studio представила коллекционную фигурку, возможно, лучшей яндере-тянки в истории существования аниме.
11 декабря в 17:03
990
5
Форум
Трейлер и дата премьеры «BeheNeko: Я монстр S-класса «Бегемот», но меня перепутали с котом, и я живу у эльфийки как домашний питомец»
Трейлер и дата премьеры «BeheNeko: Я монстр S-класса «Бегемот», но меня перепутали с котом, и я живу у эльфийки как домашний питомец»
Аниме «BeheNeko: Я монстр S-класса «Бегемот», но меня перепутали с котом, и я живу у эльфийки как домашний питомец» про перерождение рыцаря в няшное чудище получило дату премьеры и свежий трейлер.
11 декабря в 16:19
1557
4
Форум