Grand Theft Auto III: 20 лет спустя

Зайдет ли игра современным геймерам?

4036
3

Не так давно, а точнее 22 октября, легендарная во всех смыслах Grand Theft Auto III отпраздновала двадцатилетний юбилей. Сейчас игра уже не столь на слуху как те же Vice City или San Andreas, но в свое время не меньше поражала воображение. Выход ремастеров классической трилогии, Grand Theft Auto: The Trilogy — The Definitive Edition, позволяет поностальгировать и вернуться назад, к осени 2001 года.

Тогда среднестатистический владелец PS2 играл в Gran Turismo 3: A-Spec или, скорее всего, в Red Faction, вышедшие в тот же период. Но вместе с ними появляется новый проект, который предлагает для изучения целый город. И не просто исследовать его, без дела шатаясь по улицам. С ним можно взаимодействовать и творить практически что угодно, насколько это позволяли технологии начала двухтысячных.

Grand Theft Auto III: 20 лет спустя

Сегодня невозможно воспроизвести мысли того поколения геймеров, проводящих свои первые минуты в Либерти-Сити: возможно, удивление при виде различных моделей автомобилей, разъезжающих по улицам, меняющейся погоды и прослушивании интересных радиостанции с популярной музыкой. Однако GTA III вовсе не стала революционной из-за своего открытого мира (поскольку это место уже заняла Driver). Скорее, геймеров удивлял уровень детализации, которым обладал огромный (на то время) город; при этом его можно было исследовать как пешком, так и на различном транспорте, а в кармане главного героя легко умещался целый арсенал. Конечно, ремастер вряд ли вернет эти эмоции даже тем, кто застал тройку в свое время на старте. Слишком сильно изменилась и серия GTA и современные требования геймеров.

Несмотря на то, что игра оказалась перенесена в эпоху 3D, история GTA III обнадеживающе одномерна. Это та же самая сказка о богатстве, тот же мальчик на побегушках (в данном случае - по имени Клод), выполняющий грязную работу криминальных авторитетов и наркобаронов. Что касается самого главного героя, то он не очень разговорчив; а если быть точнее, то от начала до конца не произносит ни единой строчки диалога. Про лицевую анимацию в то время вообще стоило забыть. Хотя это не делает героя менее привлекательным, скорее, заставляет ощущать сильно устаревшим для нынешних лет, для более поздних игроков GTA, привыкших слышать, как их главные герои орут и ругаются на каждом шагу.

Grand Theft Auto III: 20 лет спустя

Развитие персонажей в целом оставляет желать лучшего. Все помнят подлеца Сонни, вспыльчивого Диаса и предателя Лэнса Вэнса из GTA: Vice City, или Биг Смоука с его гигантским заказом в местной забегаловке и в высшей степени ненавистного офицера Тенпенни (озвученного самим Сэмюэлем Л. Джексоном) из GTA: San Andreas. Но так же относиться ко многим персонажам именно в третьей части довольно сложно. Некоторые из них обладают определенным потенциалом, но короткие ролики, маленькие диалоги и быстрые смерти показывают, насколько героям не хватает эфирного времени. Основной антагонист делает только три или четыре неприлично коротких появления в роликах перед заключительной миссией. Стоит сравнить с финальной миссией и эпилогом GTA: Vice City, где большинство главных действующих лиц объединены вместе в одном большом финале. Но в определенной степени отсутствие развития персонажей простительно, учитывая, что GTA III была сосредоточена на инновационном игровом процессе.

Что не так простительно, так это не самые удачные элементы управления, состоящие из неуклюжих, нервных движений, что особенно сильно ощущается в определенных моментах. Делая небольшие шаги из положения стоя, Клод либо двигается слишком много, либо слишком мало, что особенно раздражает, когда он находится рядом с водой, в которой, кстати, не умеет плавать. Автоматическое прицеливание раздражает, а способность переключать цели временами вообще перестает реагировать на действия игрока. Более уверенно себя можно почувствовать, если использовать несколько видов оружия, позволяющие целиться вручную, но они становятся доступны позже. Отрывистые элементы управления были на грани приемлемого на рубеже веков, но геймеры 2020-х годов, привыкшие к плавному ультрасовременному игровому процессу, будут уже не такими снисходительными. И хотя эти проблемы также преследуют GTA: Vice City (изначально задуманную как спинофф GTA III), но в этой игре есть очень много других возможностей, заставляющих переключить внимание с досадных минусов. Еще одним техническим недостатком является отсутствие экрана карты. Мини-карта есть, как и всегда, но игрокам лучше запомнить расположение различных магазинов, поскольку, в отличие от будущих игр, для них отсутствовали обозначения. 

Grand Theft Auto III: 20 лет спустя

Сама по себе карта тройки была разумного размера и больше, чем у GTA: Vice City, но значительно менее интересна. НПС редко отклоняются от своих обычных занятий, и хотя терминалы метро переполнены, никто не пользуется поездами, кроме самого Клода. Здесь меньше случайных событий и нет доступных для входа интерьеров, кроме редких магазинов Ammu-Nation и нескольких облезлых гаражей для перекраски автомобилей. Одна вещь, которая также плохо сохранилась для современного гейминга - это ограниченное количество моделей персонажей, бродящих по улицам. Помимо технологических ограничений, сегодняшним геймерам не понравится, что одни и те же пешеходы снова и снова повторяют одни и те же строки. Этим страдают и современные проекты, но в отличие от того, что было 20 лет спустя, это обязательно припомнят в отзывах.

Время также не пощадило графику, что является на самом деле не таким уж большим недостатком. Все-таки графика не самое главное, особенно если учесть, что прошло уже 20 лет. Что же касается атмосферы, то кто-то предпочитает блеск и гламур Вайс-Сити и Сан-Андреаса мрачности и серости Либерти-Сити, как в его воплощениях 2001, так и в 2008 годах. Хотя суровая городская атмосфера GTA IV определенно заслужила похвалы, но Либерти-Сити 2001 года ощущается скучным и пресным, и, в отличие от сверкающего океана Вайс-Сити, вода здесь мутная и неподвижная. 

Grand Theft Auto III: 20 лет спустя

Что же касается побочных миссий, Либерти-Сити может многое предложить тем, у кого есть время. Разработчики раскидали повсюду спрятанные посылки, несколько пасхалок и даже парочку неразгаданных мифов, но всего этого намного меньше, чем, скажем, в Сан-Андреасе. Стоит забыть о городе, который никогда не спит; это город, который едва проснулся. Но именно тройка стала отправной точкой для того, что геймеры увидели в последующих частях серии.

Одним из сюрпризов является огромное количество банд, которые Rockstar удалось собрать в одном месте, от триад до мафиози, от якудзы до колумбийских картелей. Добавляя такое разнообразие, разработчики рискуют сделать мир слишком загроможденным, и, вероятно, именно поэтому Rockstar позже выбрала меньшее количество банд. По итогу в тройке относительно немного районов, где Клода не будут постоянно обстреливать. Более того больница находится прямо посередине одного из районов банд, так что когда игрок возрождается там, лучше побыстрее найти транспорт и слинять в безопасное место. Или же придется отправиться в трудный поход по опасной вражеской территории. Часть первого острова вообще становится практически запретной зоной, когда после одной из миссий некоторые из патрулирующих мафиози оказываются всегда вооружены сверхмощными помповыми ружьями, которые уничтожают движущееся транспортное средство буквально двумя скудными выстрелами. Это делает побочные миссии скорой помощи и полиции практически невозможными для выполнения после определенного момента прохождения.

Внутриигровая экономика в значительной степени бессмысленна. Помимо двух миссий, которые требуют оплаты со стороны Клода для их выполнения, тратить деньги не на что, кроме оружия или перекраски авто. И зачем вообще покупать больше оружия, если после буйства на 6 звезд и героической смерти от рук полицейских или военных игрок может просто перезагрузить свою последнюю сохраненную игру? Ему не нужно покупать оружие заново. В GTA: San Andreas Си-Джею есть на что потратить свои деньги, от еды до стрижек и даже азартных игр, в то время как в GTA: Vice City существует возможность приобрести недвижимость. Зарабатывать деньги в GTA III нет никакого стимула.

Grand Theft Auto III: 20 лет спустя

Если сказать несколько слов об автомобилях, то они неустойчивы и гораздо легче опрокидываются, чем в будущих проектах компании. Хуже того, существует необходимо полностью остановиться, прежде чем появится возможность вылезти из горящей машины, чтобы избежать взрыва. С этим вряд ли будет легко смириться более поздним игрокам в GTA, привыкшим выпрыгивающих из движущихся автомобилей в GTA V. К счастью, радиус взрыва здесь уменьшен, что позволяет легче избежать урона, но также означает меньший разрушительный потенциал для тех, кто любит устроить полный хаос на улицах. Создавать цепные реакции взрывающихся транспортных средств - та вещь, которая является одной из бесчисленных фишек GTA. И хотя такой фейерверк  возможно устроить в тройке, но все же он несколько сложнее для осуществления, чем в дальнейших частях серии. 

Также есть загадка почитаемого фанатами Додо, маленького самолета, который появляется фактически во всех следующих играх вселенной. Он явно не предназначался для полетов, учитывая как его обрезали в финальной версии игры, и напрашивается вопрос, почему Rockstar в принципе запихали его в проект. Это настоящий челлендж - взлететь и попытаться удержать его в воздухе.

GTA III хороша для исторических целей, чтобы вернуться назад и посмотреть, с чего все началось, и вряд ли для многого другого. Да, она привнесла в серию совершенно новую среду 3D-песочницы, ставшую испытательным полигоном для будущих проектов Rockstar, а у первых ласточек всегда будут недостатки, которые должны сгладить или улучшить ее преемники. Тем не менее геймеры сейчас имеют то, что имеют. Но насколько Grand Theft Auto 3 способна вернуть ностальгию по тем временам, снова выйдя в свет спустя 20 лет в виде ремастера? Или сейчас она будет выглядеть неприглядно даже для олдовых геймеров?

Другие публикации по теме
Разработчики модов для GTA 3 и GTA Vice City продолжают отбиваться от судебного иска Take-Two Interactive
Разработчики модов для GTA 3 и GTA Vice City продолжают отбиваться от судебного иска Take-Two Interactive
Ранее в этом году моддеры подтвердили, что они полностью переработали исходный код GTA 3 и GTA Vice City, выпустив в итоге версии игр, известные как re3 и reVC
17 ноября 2021
3075
3
Форум
Разработчики из Insomniac, Remedy и Capcom рассказали о влиянии GTA III на дизайн видеоигр
Разработчики из Insomniac, Remedy и Capcom рассказали о влиянии GTA III на дизайн видеоигр
В честь 20-летия GTA III несколько известных разработчиков видеоигр поделились своим мнением о влиянии знаменитой игры студии Rockstar на другие проекты геймдева
3 ноября 2021
1961
15
Форум
Фанаты GTA призывают других игроков купить оригинальные версии игр пока их еще не удалила Rockstar
Фанаты GTA призывают других игроков купить оригинальные версии игр пока их еще не удалила Rockstar
Поклонники GTA, стали использовать обзоры Steam, чтобы призвать других игроков срочно купить оригинальные версии GTA III, Vice City и San Andreas
11 октября 2021
4089
16
Форум